Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Сбор первичных данных посредством частично структурированных и неструктурированных интервью



2016-09-17 853 Обсуждений (0)
Тема 5. Сбор первичных данных посредством частично структурированных и неструктурированных интервью 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи исследования можно разделить на поисковые, описательные и причинно-следственные. Различные типы интервью в большей степени соответствуют различным типам решаемых задач.

Так, при проведении поисковых исследований весьма полезно неструктурированное интервью. Оно поможет выявить спектр проблем, а также проранжировать, проблемы выявив наиболее актуальные. Для этой задачи можно использовать и частично структурированное интервью. Для проведения описательных исследований полезнее использовать структурированные интервью. Оно помогает выявить и охарактеризовать общие тенденции изменения исследуемых процессов и систем.

При решении причинно-следственных задач рекомендуется использовать частично структурированные интервью. Они применяются для определения зависимости между различными переменными, например между переменными, выявленными при проведении описательного исследования. Для получения статистических данных здесь можно использовать и структурированные интервью [17].

Таким образом, различные типы интервью служат специализированным инструментом для решения различных типов исследовательских задач. В табл. 8 показано соответствие типов интервью типу решаемых задач.

Таблица

Соответствие типов интервью типам решаемых задач

Типы интервью Типы исследовательских задач
Поисковые Описательные Причинно-следственные
Структурированные –   Основной инструмент Вспомогательный инструмент
Частично структурированные Основной инструмент
Неструктурированные Основной инструмент

Частично структурированные и неструктурированные интервью являются предпочтительнее, чем интервью с анкетированием (структурированным интервью) в тех случаях, когда:

1) нужно задавать много вопросов;

2) требуется «разговорить» интервьюируемого респондента;

3) необходимо задавать сложные вопросы или открытые вопросы;

4) по ходу интервью необходимо менять логику и последовательность вопросов.

Проблемы качества собираемых данных

При проведении частично структурированных и неструктурированных интервью исследователь должен решить некоторые проблемы, в частности связанные:

1) с обеспечением надежности данных;

2) проявлением предвзятости при сборе данных;

3) обеспечением валидности и возможности генерализации данных.

Ненадежность данных, как правило, может быть связана:

· с искажением результатов исследования из-за предвзятости исследователя;

· предвзятостью испытуемого участника;

· неэффективным отбором участников исследования.

При проведении качественных исследований с использованием частично структурированных и неструктурированных интервью нужно учитывать, что если они проведены на основании нерепрезентативной выборки, то полученные результаты не позволят делать обобщения относительно всей генеральной совокупности.


Меры по обеспечению качества данных при проведении структурированных

и неструктурированных интервью

1) Исследователь должен тщательно подготовиться к собеседованию. Уровень его знаний по теме должен быть столь высоким, чтобы обеспечить максимальное доверие интервьюируемых респондентов.

2) Желательно передать участникам интервью перед началом исследования необходимую ознакомительную информацию. Например, список тем, проблем, которые интервьюер собираетесь затронуть во время интервью.

3) Интервьюер должен продумать свой внешний вид, чтобы вызывать уважение и, одновременно, располагать к доверительной беседе.

4) Рекомендуется начинать интервью со вступительного слова, которое предназначено для установления благоприятной психологической обстановки. Перед началом интервью участнику можно разъяснить, какие именно данные необходимы для исследования и как они будут использованы. Особое значение вступительное слово приобретает тогда, когда участникам не была передана предварительная ознакомительная информация.

5) Способ постановки вопросов должен способствовать доверию интервьируемого. Поэтому формулировка вопросов должна быть краткой, но понятной участнику, а тон их произношения — нейтральным и одинаковым на протяжении всего интервью. Сначала лучше задавать открытые вопросы, которые помогут избежать предвзятости в полученной информации. Потом можно задавать четко сформулированные конкретные вопросы, чтобы уточнить получаемую информацию.

6) Поведение исследователя влияет на ответы участника, поэтому интервьюер должен воздерживаться от комментариев, выражения своего недовольства ответами, любых невербальных методов выражения мысли, таких, например, как жестикуляция. Разговаривать предпочтительно ровным, нейтральным (но не безразличным), и в то же время заинтересованным тоном.

7) Интервьюер должен уметь внимательно выслушать и понять объяснения участников. То есть он должен владеть разнообразными навыками, чтобы «ловить» необходимые сигналы, на основании которых можно формировать понимание общей ситуации, оставив на втором плане собственную интерпретацию происходящего.

8) Интервьюер должен уметь правильно интерпретировать полученную информацию, для чего рекомендуется кратко резюмировать сказанное собеседником и спросить – согласен ли он с этим.

9) Полный отчет об интервью должен быть составлен как можно быстрее после окончания беседы.

Интервьюер должен учесть культурные особенности среды, где собирается информация, а также культурные различия данной среды и среды самого исследователя.

Общие рекомендации по проведению частично структурированных

и неструктурированных интервью

Предварительный этап

1) Необходимо определить общую направленность вашего интервью и четко сформулировать его цель.

2) Следует определить, что необходимо сделать, чтобы получить доступ к участникам интервью, какие объяснения вы хотели бы получить?

3) Должен быть решен вопрос – как получить действительно надежные, не искаженные данные. Необходимо продумать и организовать процедуру интервьюирования таким образом, чтобы преодолеть предвзятость исследователя и участника, а также необъективность при формировании выборки.

4) Необходимо тщательно отобрать информацию, которую было бы целесообразно отослать участникам для предварительного ознакомления.

5) Ваш уровень подготовки и знаний относительно исследуемой темы должен быть доведен до такого высокого уровня, чтобы респонденты чувствовали, что вы «в теме» и рассматривали вас как интересного собеседника.

6) Следует продумать вопрос о том, как вы технически собираетесь регистрировать данные, полученные во время интервью? Если вы собираетесь использовать диктофон, то этот момент нужно обсудить с респондентами.

7) Необходимо продумать ваш внешний вид, он должен соответствовать статусу места, где намечена встреча с респондентами, и их личностным культурологическим особенностям.

Вступительная часть интервью

1. Подготовьтесь психологически к встрече, настройте себя на позитивную беседу, на спокойное восприятие любой информации.

2. Подумайте, что вы расскажете участнику о себе, о целях исследования, о каких деталях исследовательского проекта нужно сообщить респонденту?

3. Представьте себе, какие опасения могут возникнуть у респондента, какие встречные вопросы он может вам задать, что может попросить разъяснить?

4. Четко определитесь, как вы намерены использовать полученные данные при условии гарантии конфиденциальности информации и анонимности ее источника?

5. Продумайте, как вы будите реагировать на заявление респондента о том, что он не намерен отвечать на какие-либо вопросы и вдруг решит прервать интервью?

6. Решите, как вы будите регистрировать данные? Будет ли иметь участник какие-либо права относительно контроля над работой диктофона, если есть его принципиальное согласие на ведение аудиозаписи?

7. Определитесь, когда будет готов отчет по интервью и будите ли вы обещать респонденту его выслать и какую версию – полную или сокращенную версию.

8. Посчитайте, как долго, по вашему мнению, продлится интервью?

9. Сформируйте структуру вопросов вашего интервью.

Принципы проведения интервью.

1. Необходимо использовать литературный язык, не употреблять профессионального жаргона, голоса должен быть максимально спокойным

2. Вопросы нужно сформулировать грамотно, сначала – открытые вопросы,

3. Нужно избегать наводящих вопросов, которые могли бы стать причиной искажения данных.

4. Вопросы должны быть размещены в такой последовательности, чтобы наиболее деликатные из них были заданы ближе к концу интервью, что будет способствовать снижению уровня искажения данных.

5. В ходе интервью нельзя допускать давления на респондента в том случае, если он не желает отвечать на поставленный вопрос.

6. Выслушивая ответы на вопросы, следует дать ему понять, что его информация ценна для вас.

7. По окончании ответов нужно обобщить полученную информацию и проверить правильность понимания вами сказанного респондентом.

8. Нужно настроиться на выполнение нескольких задач одновременно, в том числе на поддержание диалога с респондентом, ведение записей, формулировку и постановку пробных вопросов.

9. Интервьюер должен быть максимально сосредоточен и внимателен, чтобы идентифицировать комментарии собеседника, которые свидетельствуют о еще не изученных сторонах темы.

10. В ходе интервьюирования следует избегать выражения собственной точки зрения посредством каких-либо действий и комментариев.

11. Во время интервью должен осуществляться охват всех интересующих тем исследования.

12. Интервью должно быть завершено к оговоренному времени, после чего нужно поблагодарить собеседника за внимание и предоставленную информацию.

Организация регистрации данных включает решение определенных задач.

1. Следует решить, как вести письменные записи таким образом, чтобы вспомнить потом все необходимые нюансы беседы.

2. Необходимо в графике проведения интервью предусмотреть наличие времени для написания заметок по окончании собеседования, а также для предварительного анализа записей перед началом последующих интервью.

3. Необходимо организовать хранение записей и дополнительных материалов, сделанных во время интервью, а также «расшифровку» звукозаписей.

Контрольные вопросы и задания

1) В чем принципиально различается предназначение структурированных и неструктурированных интервью? Для каких типов задач предназначены эти виды интервью?

2) Охарактеризуйте, с чем может быть связано низкое качество собираемых данных. Какие меры могут быть приняты по обеспечению качества данных при проведении структурированных и неструктурированных интервью?

Практическое задание

Разработайте и провидите количественное структурированное (индивидуальное) интервью в целях сбора данных для своей исследовательской работы. Например, структурированное интервью. Результаты презентуйте для обсуждения в группе.

 




2016-09-17 853 Обсуждений (0)
Тема 5. Сбор первичных данных посредством частично структурированных и неструктурированных интервью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Сбор первичных данных посредством частично структурированных и неструктурированных интервью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (853)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)