Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод внешнего структурированного (осознанного) наблюдения



2016-09-17 775 Обсуждений (0)
Метод внешнего структурированного (осознанного) наблюдения 0.00 из 5.00 0 оценок




Структурированное (осознанное) наблюдениеведет исследователь, находящийся вне объекта исследования и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий.

Для эффективного проведения структурированного наблюдения первоначальной задачей исследователя является определение значимых элементов ситуации и создание системы категорий, которая позволила бы фиксировать результаты наблюдений соответствующего объекта. Вначале эти категории создаются исследователем чисто умозрительно, на основе логических умозаключений, на базе прошлого опыта ученого, в свете его общетеоретических представлений, его мировоззрения, применительно к задачам исследовании, наконец, интуитивно. Структурированное наблюдение применяется, как правило, при исследовании частных ситуаций, поэтому исследователь должен создавать систему категорий наблюдения в тех терминах, в которых он намеревается проводить последующий анализ. Таких категорий в начале работы может быть значительное число, однако по мере апробации некоторые из них могут быть исключены либо как неработающие, либо как недостоверные [16].

Достоинства и недостатки метода структурированного наблюдения

Как и всякий другой метод сбора данных, метод структурированного наблюдения имеет достоинства и недостатки.

Достоинства метода структурированного наблюдения

1. Требования к уровню профессиональной подготовки агента по сбору данных невысоки: сбор данных может осуществлять практически любой человек, прошедший специальный инструктаж. Поэтому трудоемкий процесс сбора данных можно разделить между группой людей, в том числе привлеченных со стороны.

2. Возможность разделить работу по сбору данных между несколькими людьми позволяет проводить структурированное наблюдение одновременно в разных местах, а потом сравнить результаты. Это поможет сделать выводы об однотипных процессах, протекающих в управлении в разных организаций.

3. Данные, полученные на основе такого метода, могут быть верифицированы на основе повторения соответствующих исследований другими исследователями.

4. Метод имеет простой механизм регистрации данных, что повышает их надежность.

5. Метод достаточно универсален и может быть использован как для получения количественной информации об определенных событиях, так и для выявления связей между различными событиями. Например, нужно определить, пытаются ли покупатели того или иного продукта получить информацию о его качестве, о товарах-заменителях.

6. Данные, собираемые на основе структурированного метода, могут обрабатываться в момент и в месте их поступления. Следовательно, снижается влияние личных интерпретаций.

7. Метод позволяет получить информацию, которую внутренний наблюдатель мог бы классифицировать как повседневную и, значит, малозначащую, и не отразил бы ее в данных.

Недостатки метода структурированного наблюдения

1. Исследуемое явление не должно выпадать из поля зрения исследователя, то есть необходима сосредоточенность на процессе.

2. От сборщика данных требуется активная позиция, значительные затраты энергии и времени, сборщик данных должен уметь располагать к себе респондентов.

3. Сбор данных я сравнительно дорог.

Возможные причины снижения валидности и надежности данных

при внешнем структурированном наблюдении

Основные причины снижения надежности и валидности данных применительно к внешнему структурированному наблюдению - это ошибка при выборе объекта сбора данных, недостаточная квалификация сборщика данных, неумение сборщика данных расположить к себе респондентов, ошибка выбора времени сбора данных, влияние присутствия наблюдателя (сборщика данных).

Уровень структурированности исследования при проведении

внутреннего структурированного наблюдения

Структурированное наблюдение отличается тем, что запланированные перед началом исследования алгоритмы должны строго соблюдаться. Внесение изменений в алгоритм возможно только при согласовании с руководителем проекта.

Структурированное наблюдение может быть только частью исследовательской стратегии, поскольку оно призвано показать, например, как часто происходит то или иное событие, но не раскрывать причины его происхождения. Таким образом, для каждого метода исследования может быть найдено место в избранной вами стратегии. Причем выбор метода должен быть продиктован стремлением исследователя найти ответы на контрольные вопросы исследования [17].

Контрольные вопросы и задания

1) В чем суть метода внутреннего наблюдения, уровень его структурированности, его достоинства и недостатки? Какие роли выполняет исследователь при внутреннем наблюдении? Какие факторы определяют выбор роли исследователем?

2) Охарактеризуйте возможные причины снижения валидности данных, полученных методом внутреннего слабоструктурированного наблюдения.

3) Охарактеризуйте суть метода внешнего структурированного наблюдения, уровень его структурированности, его достоинства и недостатки.

Практическое задание

Определите и обоснуйте, какие методы сбора первичных данных больше всего подойдут для вашего исследования. Сделайте небольшую презентацию по данному вопросу.




2016-09-17 775 Обсуждений (0)
Метод внешнего структурированного (осознанного) наблюдения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод внешнего структурированного (осознанного) наблюдения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (775)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)