Понятие и выбор исследовательской стратегии
Исследовательская процедура, или стратегия, связана с планированием и проведением исследования в целом. Это более широкое понятие, чем собственно исследовательский проект. Под исследовательской стратегией понимают систему, включающую определенные компоненты: 1) наличие системы приоритетов и правил выбора целей исследования; 2) утверждение некоторого количества исследовательских целей; 3) наличие системы методологических приоритетов выбора и интерпретации исследуемых процессов и систем: принципов, условий, характеристик, необходимых для идентификации объекта и предмета исследования, конкретизации цели исследования до уровня задач исследования; 4) набор стандартных или оригинальных алгоритмов и правил, используемых исследователями для интерпретации полученных результатов; 5) наличие механизмов количественного и качественного оценивания результатов реализации избранной стратегии. Исследовательская стратегия предполагает использование нескольких разных методов и совокупности различных приемов. Это обусловлено сложностью процедуры исследования. Исследовательская стратегия включает следующие процедуры (табл. 6): – анализ исследовательской проблемы; – обзор материалов по выявленной проблеме; – уточнение проблемы исследования; – разработка исследовательского проекта; – проведение исследования; – отчет по результатам исследования; – представление процесса в целом. Таблица 6 Процедуры исследовательской стратегии
На рис. 2 представлен алгоритм развертывания исследовательской стратегии. Рис. 2. Алгоритм развертывания исследовательской стратегии
В управленческих науках принято выделять две наиболее общие исследовательские стратегии – количественную и качественную. Выбор метода требует учитывать два аспекта исследования: генерализуемостъ и реактивность. Количественная стратегия связанна с использованием дедуктивного подхода для тестирования гипотез или теорий, опирается на позитивистский подход естественных наук и является объективистской по своей сути. Качественная же стратегия ориентируется на индуктивный подход для разработки теорий, отбрасывает позитивизм, ориентируется на индивидуальную интерпретацию социальной реальности и является конструктивистской по своей сути. Каждая из стратегий включает использование специфических методов сбора и анализа данных. Количественная стратегия основывается на сборе числовых данных (кодировки данных массовых опросов, агрегированные данные тестирования и т. д.) и использовании для их анализа методов математической статистики. В свою очередь, качественная стратегия основывается на сборе текстуальных данных (текстов индивидуальных интервью, данных включенного наблюдение и т. д.) и их дальнейшего структурирования посредством специальных аналитических техник. С начала 1990-х годов начала активно развиваться смешанная стратегия, заключающаяся в интеграции принципов, методов сбора и анализа данных качественной и количественной стратегий с целью получения более обоснованных и надежных результатов [5].
Количественный анализ изучает количественные отношения, которые оказывают влияние на управленческие процессы и системы, рассматривает, как количественные факторы отражаются на деятельность субъектов и объектов управления. Количественные данные, которыми оперируют в своих исследованиях исследователи управления, имеют не абсолютное значение, они относительны применительно к тем или иным объектам исследования. В то же время, количественное исследование, обеспеченное требованием репрезентативности, позволяет распространить результаты исследования на весь класс однотипных объектов, то есть объектов, которые по известным параметрам соответствуют генеральной совокупности. Одна из центральных задач количественной методологии – анализ причины и следствия. Когда один фактор продуцирует другой, говорят о причинно-следственном, или каузальном отношении между переменными. Если существует регулярное, но не причинно-следственное отношение между двумя переменными, то говорят о существовании корреляции. Количественное исследование предполагает использование следующих методов: · фотография рабочего дня; · самообследование; · сравнение; · измерение (социологическое, техническое, экономическое); · нормативный и мысленный эксперимент; · опросы (анкетирование, интервьюирование, опрос-беседы); · изучение документации и информационных материалов; · эксперименты: o с контрольной группой, o моделирующие управленческую ситуацию, o социометричские, · и другие. Все эти методы обеспечивают сбор данных, которые затем подвергаются математической и аналитической обработке, на основе ее делают соответствующие выводы. Качественная стратегия включает множество исследовательских методов, основывающихся на различных исследовательских принципах. В качественной стратегии в фокусе анализа могут находиться различные объекты: индивид, как субъект или объект управления; группа людей, как субъект или объект управления; организация системы и/или процессов управления; организация системы и/или процессов взаимодействия компании с внешней средой и т. д. Как правило, при качественном анализе нет строгого требования к количественным размерам исследуемого объекта. В результате сбора данных исследователь получает совокупность данных, которые подвергаются (по преимуществу) описательному анализу, для которого исследовательская проблема формулируется, начиная с вопроса «что» и «как». Выводы не имеют такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании. Чаще всего, в качественном исследовании не подтверждается гипотеза, а проверяются несколько разных гипотез или выявляется наиболее приемлемый подход к решению проблемы. Наиболее часто используются в экономических и управленческих исследованиях факторный анализ сложившейся ситуации, для которой требуется разработать предложения по оптимизации ее решения; анализ проблем конкретной системы и/или процесса управления; определение путей развития системы и/или процесса и т. д.. Эффективность качественного исследования во многом определяется способностью исследователя войти в эффективный контакт с субъектами исследуемой системы управления или управленческого процесса, умением гибко строить процесс сбора данных, так, чтобы сохранять психологический контакт с субъектами исследуемых процессов и систем. Приведем критерии эффективности качественного исследования: 1) корректность отбора информантов, установление эффективных коммуникационных связей с объектом исследования; 2) релевантность собранных материалов (документов, интервью), которые должны соответствовать идеи исследования, его целям и задачам; 3) валидность применяемых методов - соответствия методов природе изучаемого управленческого процесса или системы. Валидность рассматривается под двумя углами зрения. Во-первых, решается вопрос насколько сбор данных соответствует идее исследования (внутренняя валидность), во-вторых, могут ли данные, полученные исследованием одной ситуации, быть обобщены для другой ситуации (внешняя валидность); 4) количество и качество собранных данных должно быть достаточным, чтобы стало возможным сделать содержательные выводы, выдвинуть и подтвердить исследовательские гипотезы. Для решения проблемы валидоизации Д. Кемпбелл предложил использовать процедуру триангуляции (термин заимствован из психологической практики). Сущность процедуры состоит в том, что заключения по эмпирическим событиям, полученные на основе качественной стратегии исследования, являются более убедительными, если они подтверждены двумя независимыми методами. В магистерской диссертационной работе исследователь должен использовать такой комплекс методов, который позволит в полной мере реализовать исследовательскую программу и обеспечит в обоснованность выводов. По завершении магистерского исследования в отчете о проделанной работе, а также во введении к диссертации для подтверждения достоверности результатов необходимо перечислить методы и приемы, использованные в процессе исследования. А еще в отчете и диссертации должна быть охарактеризовано то, что послужило информационно-эмпирической базой исследования. Во вставке 4 приведены соответствующие примеры.
Контрольные вопросы и задания 1) Охарактеризуйте в сравнении цели позитивизма, интерпретивизма или реализма, которые являются основополагающей философской основой диалектического метода – основы современных научных исследований. 2) Что такое позитивизм как форма диалектического метода? 3) Что такое интерпретивизм как форма диалектического метода? 4) Что такое реализм как форма диалектического метода? 5) Охарактеризуйте в сравнении дедуктивный и индуктивный методы исследования. 6) Что такое исследовательская стратегия, как следует подходить к ее выбору? 7) Охарактеризуйте процедуру исследовательской стратегии и алгоритм развертывания исследовательской стратегии. 8) Что такое количественная исследовательская стратегия, когда ее нужно применять? 9) Что такое качественная исследовательская стратегия, когда она наиболее актуальна? 10) Перечислите критерии эффективности качественного исследования. Практическое задание Разработайте комплекс методов, определите информационно-эмпирическую базу, которую вы собираетесь применять в ваших научных исследованиях, обоснуйте.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4549)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |