Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и выбор исследовательской стратегии



2016-09-17 4549 Обсуждений (0)
Понятие и выбор исследовательской стратегии 4.75 из 5.00 4 оценки




Исследовательская процедура, или стратегия, связана с планированием и проведением исследования в целом. Это более широкое понятие, чем собственно исследовательский проект. Под исследовательской стратегией понимают систему, включающую определенные компоненты: 1) наличие системы приоритетов и правил выбора целей исследования; 2) утверждение некоторого количества исследовательских целей; 3) наличие системы методологических приоритетов выбора и интерпретации исследуемых процессов и систем: принципов, условий, характеристик, необходимых для идентификации объекта и предмета исследования, конкретизации цели исследования до уровня задач исследования; 4) набор стандартных или оригинальных алгоритмов и правил, используемых исследователями для интерпретации полученных результатов; 5) наличие механизмов количественного и качественного оценивания результатов реализации избранной стратегии.

Исследовательская стратегия предполагает использование нескольких разных методов и совокупности различных приемов. Это обусловлено сложностью процедуры исследования.

Исследовательская стратегия включает следующие процедуры (табл. 6):

– анализ исследовательской проблемы;

– обзор материалов по выявленной проблеме;

– уточнение проблемы исследования;

– разработка исследовательского проекта;

– проведение исследования;

– отчет по результатам исследования;

– представление процесса в целом.


Таблица 6

Процедуры исследовательской стратегии

Процедуры Основная задача
Постановка исследовательской проблемы Исследовательская проблема – это пробел в нашем знании, понимании какого-либо фрагмента бытия. Исследовательская проблема может на начальном этапе исследования быть обозначена в наиболее общем, рабочем варианте, а далее –уточняться через формирование комплекса контрольных вопросов. Только четко поставленная проблема исследования позволяет сформулировать тему исследования. Поэтому основная задача данной процедуры – в целом очертить проблемную область и наметить пути ее уточнения
Обзор материалов по выявленной проблеме, теме исследования Эта процедура осуществляется постоянно. Если в отношении проблемы исследования нет ясности, то необходимо провести анализ, в том числе тех работ, которые имеют косвенное отношение к проблеме. Также процедура является полезной для уточнения темы исследования, актуализации выбора методов исследования, оценки полученных результатов. Основная задача данной процедуры – организация свободного доступа в необходимых объемах к информационным источникам
Уточнение проблемы исследования Выработка четкой формулировки проблемы исследования – это обязательное условие формулировки темы. Но часто это невозможно сделать на начальных этапах исследования. В этом случае исследователь может руководствоваться своей «догадкой» относительно природы проблемы. Тогда он должен преобразовать догадку в определенную гипотезу. Гипотеза — предположение по поводу того, какие отношения существуют между явлениями, интересующими исследователя. Чтобы исследование было эффективным, гипотеза должна строиться так, что полученный фактический материал дал возможность ее проверить [18. С.614]. Основная задача данной процедуры – довести до приемлемого уровня конкретности и формализовать исследовательскую проблему, так, чтобы она обеспечивала возможность разработки и реализации исследовательской стратегии.
Разработка исследовательского проекта Опирается на рекомендации проектного менеджмента в области организации управления проектом. Задача данной процедуры – составление плана реализации исследовательского проекта, выбор методов исследования, определение порядка сбора данных и их использования
Проведение исследования Решает задачу организации исследовательской деятельности. Здесь должны быть учтено, что реализация проекта может сопровождаться неожиданными трудностями практического характера. В том числе: – компания или правительственное учреждение могут не разрешить исследователю осуществлять планируемую работу. – документальные материалы добыть труднее, чем это представлялось первоначально. – интерпретация добытых данных требует высокой квалификации в какой-либо специальной области - и т. д.

 

На рис. 2 представлен алгоритм развертывания исследовательской стратегии.

Рис. 2. Алгоритм развертывания исследовательской стратегии

 

В управленческих науках принято выделять две наиболее общие исследовательские стратегии – количественную и качественную. Выбор метода требует учитывать два аспекта исследования: генерализуемостъ и реактивность.

Количественная стратегия связанна с использованием дедуктивного подхода для тестирования гипотез или теорий, опирается на позитивистский подход естественных наук и является объективистской по своей сути. Качественная же стратегия ориентируется на индуктивный подход для разработки теорий, отбрасывает позитивизм, ориентируется на индивидуальную интерпретацию социальной реальности и является конструктивистской по своей сути. Каждая из стратегий включает использование специфических методов сбора и анализа данных. Количественная стратегия основывается на сборе числовых данных (кодировки данных массовых опросов, агрегированные данные тестирования и т. д.) и использовании для их анализа методов математической статистики. В свою очередь, качественная стратегия основывается на сборе текстуальных данных (текстов индивидуальных интервью, данных включенного наблюдение и т. д.) и их дальнейшего структурирования посредством специальных аналитических техник. С начала 1990-х годов начала активно развиваться смешанная стратегия, заключающаяся в интеграции принципов, методов сбора и анализа данных качественной и количественной стратегий с целью получения более обоснованных и надежных результатов [5].

Количественный подход базируется на общих унифицированных образцах и принципах измерения социально-экономических феноменов.

 

Количественный анализ изучает количественные отношения, которые оказывают влияние на управленческие процессы и системы, рассматривает, как количественные факторы отражаются на деятельность субъектов и объектов управления. Количественные данные, которыми оперируют в своих исследованиях исследователи управления, имеют не абсолютное значение, они относительны применительно к тем или иным объектам исследования. В то же время, количественное исследование, обеспеченное требованием репрезентативности, позволяет распространить результаты исследования на весь класс однотипных объектов, то есть объектов, которые по известным параметрам соответствуют генеральной совокупности. Одна из центральных задач количественной методологии – анализ причины и следствия. Когда один фактор продуцирует другой, говорят о причинно-следственном, или каузальном отношении между переменными. Если существует регулярное, но не причинно-следственное отношение между двумя переменными, то говорят о существовании корреляции.

Количественное исследование предполагает использование следующих методов:

· фотография рабочего дня;

· самообследование;

· сравнение;

· измерение (социологическое, техническое, экономическое);

· нормативный и мысленный эксперимент;

· опросы (анкетирование, интервьюирование, опрос-беседы);

· изучение документации и информационных материалов;

· эксперименты:

o с контрольной группой,

o моделирующие управленческую ситуацию,

o социометричские,

· и другие.

Все эти методы обеспечивают сбор данных, которые затем подвергаются математической и аналитической обработке, на основе ее делают соответствующие выводы.

Качественная стратегия включает множество исследовательских методов, основывающихся на различных исследовательских принципах. В качественной стратегии в фокусе анализа могут находиться различные объекты: индивид, как субъект или объект управления; группа людей, как субъект или объект управления; организация системы и/или процессов управления; организация системы и/или процессов взаимодействия компании с внешней средой и т. д.

Как правило, при качественном анализе нет строгого требования к количественным размерам исследуемого объекта. В результате сбора данных исследователь получает совокупность данных, которые подвергаются (по преимуществу) описательному анализу, для которого исследовательская проблема формулируется, начиная с вопроса «что» и «как». Выводы не имеют такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании. Чаще всего, в качественном исследовании не подтверждается гипотеза, а проверяются несколько разных гипотез или выявляется наиболее приемлемый подход к решению проблемы.

Наиболее часто используются в экономических и управленческих исследованиях факторный анализ сложившейся ситуации, для которой требуется разработать предложения по оптимизации ее решения; анализ проблем конкретной системы и/или процесса управления; определение путей развития системы и/или процесса и т. д..

Эффективность качественного исследования во многом определяется способностью исследователя войти в эффективный контакт с субъектами исследуемой системы управления или управленческого процесса, умением гибко строить процесс сбора данных, так, чтобы сохранять психологический контакт с субъектами исследуемых процессов и систем. Приведем критерии эффективности качественного исследования:

1) корректность отбора информантов, установление эффективных коммуникационных связей с объектом исследования;

2) релевантность собранных материалов (документов, интервью), которые должны соответствовать идеи исследования, его целям и задачам;

3) валидность применяемых методов - соответствия методов природе изучаемого управленческого процесса или системы. Валидность рассматривается под двумя углами зрения. Во-первых, решается вопрос насколько сбор данных соответствует идее исследования (внутренняя валидность), во-вторых, могут ли данные, полученные исследованием одной ситуации, быть обобщены для другой ситуации (внешняя валидность);

4) количество и качество собранных данных должно быть достаточным, чтобы стало возможным сделать содержательные выводы, выдвинуть и подтвердить исследовательские гипотезы.

Для решения проблемы валидоизации Д. Кемпбелл предложил использовать процедуру триангуляции (термин заимствован из психологической практики). Сущность процедуры состоит в том, что заключения по эмпирическим событиям, полученные на основе качественной стратегии исследования, являются более убедительными, если они подтверждены двумя независимыми методами.

В магистерской диссертационной работе исследователь должен использовать такой комплекс методов, который позволит в полной мере реализовать исследовательскую программу и обеспечит в обоснованность выводов. По завершении магистерского исследования в отчете о проделанной работе, а также во введении к диссертации для подтверждения достоверности результатов необходимо перечислить методы и приемы, использованные в процессе исследования. А еще в отчете и диссертации должна быть охарактеризовано то, что послужило информационно-эмпирической базой исследования. Во вставке 4 приведены соответствующие примеры.

 

Вставка 4. Примеры отчета об использованных методах и информационно-эмпирической базе исследования Тема: Развитие механизма управления транснациональными корпорациями [10] В решении вопросов исследования механизма управления ТНК были использованы общенаучные и частно -научные методы: системный подход, методы выборочного наблюдения, методы описания, сравнения, анализа и синтеза, структурно-функциональный метод, комплексный метод экономического анализа хозяйственной деятельности и контроллинга и др. Информационно-эмпирической базой исследования послужили труды отечественной и зарубежной теории управления; законодательные и нормативно-правовые акты по управленческому учету; информационно-аналитические и справочные источники; статистические материалы специализированных журналов (в т. ч. электронные ресурсы); данные тематических сайтов всемирной сети Интернет; внутренняя документация деятельности промышленных предприятий Саратовской области. Тема: Инструменты формирования стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности [15] При решении поставленных задач использовались методы экономического, статистического и стратегического анализа. Информационную базу исследования составили данные государственной и ведомственной статистики, Минэкономразвития РФ; обзорно-аналитические материалы, опубликованные в научных изданиях; материалы научно-практических конференций и семинаров, периодической печати и сети Интернет. Тема: Инструменты гармонизации промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности [21] Методологическую основу диссертационного исследования составил анализ экономической безопасности региона и расчеты пороговых значений экономических, социальных и финансовых индикаторов, методы экономико-статистического анализа и прогнозирования. Информационную базу исследования составили данные государственной и ведомственной статистики, материалы периодической печати и сети Интернет, материалы прогноза социально-экономического развития Красноярского края.

 

Контрольные вопросы и задания

1) Охарактеризуйте в сравнении цели позитивизма, интерпретивизма или реализма, которые являются основополагающей философской основой диалектического метода – основы современных научных исследований.

2) Что такое позитивизм как форма диалектического метода?

3) Что такое интерпретивизм как форма диалектического метода?

4) Что такое реализм как форма диалектического метода?

5) Охарактеризуйте в сравнении дедуктивный и индуктивный методы исследования.

6) Что такое исследовательская стратегия, как следует подходить к ее выбору?

7) Охарактеризуйте процедуру исследовательской стратегии и алгоритм развертывания исследовательской стратегии.

8) Что такое количественная исследовательская стратегия, когда ее нужно применять?

9) Что такое качественная исследовательская стратегия, когда она наиболее актуальна?

10) Перечислите критерии эффективности качественного исследования.

Практическое задание

Разработайте комплекс методов, определите информационно-эмпирическую базу, которую вы собираетесь применять в ваших научных исследованиях, обоснуйте.

 

 




2016-09-17 4549 Обсуждений (0)
Понятие и выбор исследовательской стратегии 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Понятие и выбор исследовательской стратегии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4549)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)