Таблица 29
Плюсы и минусы промышленного переворота
«+»
| «–»
|
- Повышение технической вооруженности и производи-тельности общественного труда.
- Индустриализация.
- Бурное развитие образования, науки, культуры, формирование научно-технической интеллигенции.
- Урбанизация.
- Концентрация промышленного пролетариата и рост его самосознания.
- Повышение качества и уровня жизни людей.
- Снижение цен на товары народного потребления.
| - Появление промышленных кризисов – кризисов перепроизводства.
- Увеличение капиталовложений и необходимость быстрого оборота привели к увеличению рабочего дня и сокращению заработной платы.
- Повышение травматизма рабочих на предприятиях.
- Ухудшение положения рабочего класса и начало социальной борьбы.
- Возникновение экологических проблем.
|
Внедрение в производство машин принесло рабочим новые беды, ведь одна машина могла заменить десятки работников. Виновниками своих бед они считали не хозяев, а машины. В Англии, по имени рабочего Неда Лудда, первым сломавшего свой станок, их называли луддитами.
Таблица 30
Последствия промышленной революции
|
Экономика
| Общество
|
Изменения структуры экономики
| Формирование промышленного пролетариата
| Изменение образа жизни в городе
| Изменение сознания
|
Ранее богатство-земля. Основа экономики - сельское хозяйство (с/х).
Конец XIX- нач. XX вв.- богатство - средства производства
(фабрики, заводы, шахты, рудники). Основа экономики- промышленность.
Новые энергетические ресурсы – уголь, нефть.
Новые отрасли экономики: машиностроение, электроэнергетика, автомобильная, химическая, электротехническая.
Рост торговли – завершилось формирование мирового рынка. Торговля разделилась на оптовую и розничную.
| Высвобождение рабочих рук –крестьянство уходит в город.
Превращается в наемную рабочую силу -промышленный пролетариат.
Рабочие лично свободны, но своих средств производства не имеют.
| Производится система очистки воды в городе.
| Оторванность от привычного образа жизни – индивидуальность.
|
Строится система канализации.
| Влияние средств массовой информации.
|
Появляется общественный транспорт –омнибус (многоместная конная карета появилась в Париже), метро (Лондон 1863 г), конки, трамваи.
| Строительство спортивных сооружений: стадионы, ипподромы, спортзалы.
|
Освещение улиц - газовые фонари, затем электричество.
Строятся многоэтажные дома.
| Цирковые представления. Изменения в одежде: появилась универсальная мода, которая, в отличие от традиционной моды, - общая для всех европейских стран.
|
Для борьбы с преступностью – полиция.
Для борьбы с пожарами – пожарные команды.
Унифицируется питание людей и досуг.
| Появляется большое количество фабричных вещей: тканей, обуви, одежды, орудий труда, посуды и т.д.
Сглаживаются противоречия между бытом дворянства и других сословий.
|
2. Технический переворот в промышленности. Важнейшие изобретения.Промышленные революции в разных отраслях следовали как цепная реакция. Переворот, начавшийся в легкой промышленности, выдвинул задачу увеличения массы машин, для удовлетворения этого спроса требовалось много металла, что, в свою очередь, вызвало переворот в металлургии и машиностроении; возросшая масса производимой продукции (товаров) потребовала изменений на транспорте. Так, в 80-е гг. ХVIII в. английским механиком Саймингтоном был построен первый в мире пароход. В 1814 г. англичанин Дж. Стефенсон построил первый паровоз. В 1825 г. под его руководством в Юго-Западной Англии была сооружена железная дорога (56 км) для перевозки угля. Сконструированный Дж. Стефенсоном паровоз «Ракета» ознаменовал начало «железнодорожной революции» в Европе. В конце ХIХ - нач. ХХ в. наступила очередь, так называемых, сопутствующих производств: телеграфа, телефона, радио.
Наука, изобретения, открытия
Таблица 31
Открытие, изобретение
| Ученый
| Применение
|
1807 г. – первый пароход «Кантарина Клермонт» -регулярные рейсы по реке Гудзон.
| Роберт Фултон
| Развитие транспорта.
Развитие связи.
|
1825г. – паровоз «Ракета». Построена первая линия Манчестер-Ливерпуль.
| Джордж Стефенсон
|
1837г. – телеграф, азбука Морзе. На основе правительственного заказа была построена первая телефонная линия от Вашингтона до Балтимора.
| Сэмюэл Морзе
|
1831г. –открыто явление электромагнитной индукции. Раскрыта связь между электричеством и магнетизмом.
| Майкл
Фарадей
| Позволило создать электрические генераторы.
|
1838г. –применение фотографирования.
| Луи Жак
Даггер
| Развитие черно-белой фотографии – пресса.
|
1841г. –положено начало стандартизации деталей. Применение определенных калибров для нарезки винтов и гаек.
| Витворт
|
|
1842г. –сформулирован закон сохранения и превращения энергии.
| Роберт
Майер
| Развитие электротехнической промышленности.
|
1867г. –открыт динамит(взрывное устройство).
| Альфред
Нобель
| Строительство каналов, взрывные работы.
|
1867 г. изобретена пишущая машинка, производством которых с 1874 г. занималась компания «Ремингтон и сыновья».
| Кристофер Шоулз
| Изменило соотношение на рынке труда – открыло массу вакансий для женщин.
|
1878г. –электрическая лампочка накаливания. Фонограф –устройство для записи и воспроизводства звука.
| Томас
Эдисон
| Электроэнергетика.
|
Радио
1907г. – триод –электронная лампа (позволила усилить радиосигнал)
1910г. –по радио было передано первое выступление оперного певца Энрико Карузо, слушало радиопередачу всего 50 человек.
| Гульельмо Маркони и Александр Попов
Ли де Форест
|
|
1876г. –появился телефон. 1896г. –изобретен автоматический набор.
| Александр Белл
|
|
Конвертор –производство стали в подвижном сосуде.
Позднее – мартеновская печь.
| Генри
Бессемер
| Развитие металлургии - выпуск более качественной стали.
|
Введено в химию понятие об атомном весе.Применение химических формул и расчетов по ним состава вещества.
| Джон
Дальтон
| Развитие химической промышленности, геологии.
|
1869г. – периодическая система химических элементов.
| Дмитрий Менделеев
|
1838г. –открыто клеточное строение организма.Доказано единство строения всего растительного и животного на Земле.
| Теодор Шванн
| Развитие биологии и медицины.
|
Открыл природу брожения, ввел методы асептики и антисептики. Создана микробиология.
Разработан метод предохранительных прививок.
| Луи Пастер
|
Столкнулась со сложнейшими проблемами, от решения которых зависит не только ее развитие, но и жизнь человечества
|
Период революционной ломки понятий в ряде
отраслей науки
|
Открыла перед человечеством необозримые возможности для прогресса
|
Интеграциянауки (единая система нескольких наук)
|
Дифференциациянауки (создание новых отраслей науки)
|
Естествознание превратилось в совокупность фундаментальных наук – физики, химии, биологии
|
Дифференциация внутри каждой науки
|
® Термодинамика
® Электродинамика
® Звездная астрономия
® Микробиология
® Экология
® Биохимия
|
Рисунок 27 – Развитие науки
® Кембридж – школа атомной физики
® Геттинген – школа математиков.
® Копенгаген – теоретическая физика
|
Изменение структуры научных учреждений
|
Научно – исследовательские институты
|
Финансирование правительством и монополиями научных исследований. Создание
соответствующих
институтов
|
Научные журналы –публикация научных открытий,
итоги научных работ –
в краткой форме
|
Развитие международных связейнаучного мира
|
Создание научных центров, с привлечением к работе ученых из всех стран мира
|
Внедрение научных достижений в промышленность. Разработка новых технологий и внедрение их в производство
|
® Бюро мер и весов – 1875 г.
® Геодезическая ассоциация – 1896 г.
® Ассоциация академиков – 1900 г.
® Бюро времени – 1912 г.
®
|
Создание крупных международных центров (постоянно действующих)
|
Наукаоказывает влияниена судьбы человечества
|
Их реализацией в производстве
|
На характер общественного сознания
|
На общественное мировоззрение
|
Научная картина мира. Атеизм
|
Математика
Ф. Клейн, Н. Лобачевский, К. Гаусс, Б. Риман,
О. Коши, Г. Кантор (Германия) – теория множеств.
Развитие математической логики.
|
Биология и медицина
Ч. Дарвин – эволюционная теория.
Г. Мендель – механизм наследственности. Э. Геккель – сформулировал биогенетический закон.
|
Химические науки
Д. Менделеев – периодическая таблица химических элементов.
У. Перкин – синтезировал анилиновый краситель (синтетическая химия).
|
Физические науки
С развитием физики связаны самые драматические события в научном мире. Началась «новейшая революция в естествознании».
Л. Больцман, В. Оствальд, Дж. К. Максвелл – электромагнитная теория.
М. Планк – квантовая физика.
Дж. Стоней – ввел понятие электрона.
В. Рентген – открыл X-лучи (рентгеновские).
Г. Лоренц – электронная теория веществ.
А. Эйнштейн – теория относительности.
|
Рисунок 28 – Наука и ее области
Развитие естественнонаучных знаний ставило на повестку дня вопрос о реформах в области образования. Требование всеобщего начального обучения стало одним из главных пунктов демократической борьбы. К концу XIX века в большинстве развитых стран это требование если и не было проведено в жизнь, то, по крайней мере, признано правящими кругами. Введение в капиталистических странах всеобщего начального обучения позволило обеспечить производство квалифицированными рабочими. Выросло количество средних и высших учебных заведений. Уровень грамотности среди мужчин в 1860-е гг. достиг в Западной Европе 75-90%. Увеличилось количество печатных изданий.
С ростом среднего класса – буржуазии, чиновничества, интеллигенции - меняются и нравственные ориентиры общества. Мерой всех вещей становится не человек (как это было в век Просвещения), а богатство, интерес к делу и преуспевание в нем. На смену вольнодумству приходит более уважительное отношение к религии. Но и сама церковь, как католическая, так и протестантская, становится более терпимой.
Города и предместья обрели новый облик. Появляются многоэтажные дома, шире становятся улицы. В планировке и обустройстве городов стали учитываться требования санитарии и гигиены. В градостроительстве шире начали применяться металл, стекло, бетон. С конца 1850-х гг. вошло в употребление газовое освещение, в 1870-е – в домах и на улицах появилось электричество. В архитектуре, мебели, моде на одежду и убранство преобладали стили рококо, классицизм, ампир.