Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Правовой статус субъектов информационных правоотношений. Информационные посредники



2016-09-17 943 Обсуждений (0)
Тема 5. Правовой статус субъектов информационных правоотношений. Информационные посредники 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия:сформировать знания, позволяющиеопределить круг субъектов информационных правоотношений, их правовой статус, критерии информационной правоспособности. Изучить особенности правового статуса государства, субъектов РФ и муниципальных образований как субъектов информационного прав.

Организационная форма занятия:опрос, дискуссия.

В результате освоения темы обучающийся должензнать:действующее законодательство, определяющее правовой статус субъектов информационных правоотношений;особенности субъектов (участников) информационных отношений, их специальный статус как информанта и информированного, их основные права и обязанности.

Уметь:применять нормы материального и процессуального права в части установления основных прав и обязанностей человека, гражданина в информационных отношениях; прав общества (в частности на доступ к публичной информации, ограничения на распространение информации, противоречащей общественной морали, общественному порядку и т.д.); прав, обязанностей, гарантий государства для обеспечения прав субъектов информационных отношений.

В результате освоения темы №5 обучающийся должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции:ОК - №3, ОК (4), ПК – 1, ПК – 2, ПК -3.

Актуальность темы практического занятия: В настоящее время различные отношения, возникающие практические в любой сфере имеют информационную составляющую. Поэтому информационно-правовой характер носят многие нормы различных отраслей права (например, нормы Налогового кодекса РФ о декларировании и отчетности, нормы Земельного кодекса РФ о мониторинге земли и информировании, нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ о процессуальных действиях со свидетелями и другими лицами и др. Вместе с тем широта общественных отношений позволяет изучить широкий спектр нормативно-правовых актов.

Теоретическая часть:Субъектный составов участников информационных правоотношений обладает особенностями.Участниками информационных правоотношений являются все виды субъектов права: государства, международные ассоциации, физические лица, любые виды организаций, включая органы публичной власти, юридические лица, общественные организации. Субъектами информационного правоотношения считаются его правосубъектные участники - носители субъективных юридических прав (управомоченные) и обязанностей (правообязанные). Индивидуальные и коллективные субъекты могут быть собственниками информации, т.е. владельцами, включая обладателей (носителей); пользователями (потребителями), включая операторов автоматизированных информационных систем, и распорядителями. Субъекты правоотношений наделяются определёнными правами и обязанностями Основным является право на информацию (свобода доступа к информации и правила его ограничения, производство и передача информации, проблемы распространения информации и ее использования в праве). Особого внимания заслуживают информационные посредники. Информационный посредник - лицо, осуществляющее передачу материала в информационно- телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Правовой статус субъектов информационных правоотношений.

2. Виды субъектов информационного права.

3. Публичные образования как субъекты информационных правоотношений.

4. Физические лица как субъекты информационных правоотношений.

5. Правовой статус информационных посредников как субъектов информационных правоотношений.

Вопросы и задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Могут ли договор и документы, подтверждающие выполнение работ (акт приема-передачи), оформляться в электронной форме и передаваться по сети Интернет?

2. Каков порядок предъявления потребителем претензии интернет-магазину?

3. Организация торгует товарами через Интернет. Должен ли курьер иметь доверенность на передачу товара покупателю и на получение от него денег? Должен ли курьер быть работником данной организации?

4. Вправе ли создатель видеоролика выложить свое произведение в сети Интернет, если в данном ролике были использованы фрагменты чужих музыкальных произведений с указанием их авторов?

5. Автор программного комплекса обратился в суд с иском о взыскании компенсации в размере 500 тыс. руб. с лица, которое приобрело контрафактный носитель с данным комплексом и осуществило распространение последнего в сети Интернет без согласия автора. По мнению ответчика, за распространение программного комплекса через сеть Интернет законодательством ответственность не предусмотрена. Правомерны ли требования автора?

6. Интернет-провайдер разместил в газете сообщение, адресованное только пользователям, имеющим договорные отношения с этим провайдером. Является ли такое сообщение рекламой?

7. На каком основании и какие меры по обеспечению доказательств могут быть приняты в отношении провайдера (или хостера) в рамках арбитражного процесса?

8. Провайдер предоставляет пользователю услуги по доступу в Интернет и пространство для хранения информации. Несет ли провайдер ответственность за распространение таким пользователем спама?

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // http://www.pravo.gov.ru

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Парламентская газета. № 214-215. 21.12.2006

5. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 08.02.1992

6. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // Российская газета. № 135. 10.07.2003

7. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // Российская газета. № 51. 15.03.2006

8. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. № 165. 29.07.2006.

9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»// Российская газета. № 165. 29.07.2006.

10. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Российская газета. № 265. 26.12.2008.

11. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Парламентская газета. № 8. 13-19.02.2009.

Основная:

1. Вдовин, В. М. Информационные технологии в налогообложении: учеб. пособие / Вдовин Виктор Михайлович, Л. Е. Суркова. - М.: Дашков и К, 2012. - 206 с. - Библиогр.: с. 204-205. - ISBN 978-5-394-00970-9: 121-00.

2. Информационное право: учебник / Отв. Ред.И.Л. Бачило. М.: Юрайт, 2012. 522 с.

3. Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. – 336 с. http://www.biblioclub.ru/

4. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2013. 227 с.

Дополнительная:

1. Бондаренко Э.Н. Об информационных отношениях в сфере трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 1.

2. Ловцов Д.А. Теоретические основы системологии информационного права // Информационное право. 2014. № 2. С. 4 - 13.

3. Ловцов Д.А.Информационные правоотношения: особенности и продуктивная классификация // Информационное право. 2009. № 1.

4. Нечуй-Ветер В.Л. Особенности правового регулирования распространения рекламы в сети Интернет // Реклама и право. 2013. № 1. С. 2 – 10.

5. Саттарова А.А. К вопросу о месте информации в финансовых правоотношениях // Финансовое право. 2012. № 10. С. 11 - 14.

6. Чеботарева А.А. Эволюция института прав человека в условиях развития информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 6. С. 27 - 33.

7. Шумов П.В. Соотношение понятий «охрана» и «защита» информационных прав // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 5. С. 12 - 14.

Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт Президента РФ- http://www.kremlin.ru

2. Официальный сайт Председателя Правительства РФ- http://premier.gov.ru/

3. Официальный сайт журнала «Информационное право» http://www.infolaw.rn

4. Федеральный портал «Российское образование»- http://www.edu.ru

5. Свободная энциклопедия «Википедия»- http://ru.wikipedia.org/wiki/Edu.ru

6. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»- http://www.lawportal.ru

7. Сайт научной библиотеки Северо-Кавказского федерального университета- http://www.ncfu.ru/nzuchnaya-biblioteka-skfu.html

8. Сайт Российской правовой академии: http://rpa-mu.ru/

9. Сайт Высшей школы экономики: http://www.hse.ru/

Программное обеспечение:

1. СПС КонсультанПлюс // www.consultant.ru

2. СПС Гарант // www.garant.ru

 



2016-09-17 943 Обсуждений (0)
Тема 5. Правовой статус субъектов информационных правоотношений. Информационные посредники 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Правовой статус субъектов информационных правоотношений. Информационные посредники

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (943)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)