Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткое описание содержания теоретической части разделов и тем



2016-09-17 384 Обсуждений (0)
Краткое описание содержания теоретической части разделов и тем 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел 1. Введение в клиническую психологию.

Тема 1. Предмет, объект и задачи клинической психологии.

Возникновение первых научных представлений о психике в античности (достижения анатомии и медицины). Древняя Греция. Гиппократ - мозг как орган психики, уче­ние о темпераменте с классификацией человеческих типов на соматической основе.

Средние века - мистицизм, религиозный догматизм, упадок знаний, гонениями на естествоиспытателей и кострами инквизиции. Вначале связь с антич­ным миром была достаточно сильна. Обучение строилось на основе антич­ной философии и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Ари­стотеля.. Затем знание приходит в упадок, наступают времена мистики и каббалистики, расцветает алхимия и вплоть до XIII в. длятся “темные” годы. Психология в Средние века приобретает этико-теологический характер, опи­раясь на томистскую философию Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике в этот период резко замедлилось.

Развитие науки середины XIX в. привело к стремительным изменениям представлений о живой природе, о функциях организма, в том числе психи­ческих, как в норме, так и в патологии. Этим изменениям в психологии во­обще и в зарождающейся научной медицинской психологии в частности спо­собствовали также глобальные научные открытия в Европе: теория Дарвина в Англии, раскрывшая законы эволюции; учение о механизмах саморегуля­ции Бернара во Франции, определившее понятие гомеостаза; достижения фи­зико-химической школы в Германии, по-новому представившие основы жиз­ни; открытие механизма центрального торможения Сеченовым в России, ра­дикально изменившее общую картину динамики процессов высшей нервной деятельности.

Огромный вклад в развитие клинической психологии внес психоанализ Фрейда, возникший в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики ле­чения больных с функциональными нарушениями психики, значительно продвинувший вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств, а также открывший путь психоаналитического лечения для пси­хологов и врачей. Психоанализ стал центральным течением глубинной пси­хологии, основным предметом и общей проблемой которой являются бессоз­нательная психика и ее влияние на формирование личности. В дальнейшем глубинная психология заняла одну из лидирующих позиций как крупное психологическое направление с многочисленными последователями и талантливыми теоретиками в своих рядах.

В России экспериментальную психологию разрабатывали врачи-психи­атры. В 80-х — 90-х гг. XIX в. ими были организованы экспериментально-психологические лаборатории при психиатрических клиниках. Бехтерев от­крыл вторую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию в Казани в 1885 г., а затем ряд лабораторий в Санкт-Петербурге для исследо­вания нервнобольных.

Начиная с середины 60-х гг. XX в. после создания в 1965 г. в МГУ Факультета психологии и кафедры пато- и нейропсихологии, а в 1966 г. в ЛГУ Факультета психологии и специализации по медицинской психологии и введения курса медицинской психологии в медицинских вузах нашей страны, интерес к этой области знаний неуклонно возрастал.

Прогнозировать дальнейшее развитие клинической психологии представ­лялось затруднительным без учета становления пограничных с нею дис­циплин, таких как психотерапия, психогигиена, медицинская деонтоло­гия, медицинская социология и др. Превращение их в самостоятельные области знаний могло изменить круг задач, содержание и объем деятель­ности медицинского психолога.

Связь различных направлений КП с соответствующими видами клиник. В связи с социально-по­литическими изменениями в России и устранением идеологических барьеров в последнее десятилетие возник вопрос о сближении отечественной и миро­вой психологии, что потребовало, в частности, пересмотра понятий “медицин­ская” и “клиническая” психология.

Клиническая психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии с 1917 г., а в немецкоязычных странах — с середины прошлого века. В международ­ном руководстве по клинической психологии под общей редакцией Перре и Бауманна приводится следующее ее определение: “Клиническая психоло­гия — это частная психологическая дисциплина, предметом которой являют­ся психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Она включает следующие разделы, этиологию (анализ условий возникновения расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здо­ровья, оценку результатов”. В англоязычных странах кроме понятия “кли­ническая психология” в качестве синонима используется термин “патологи­ческая психология” (AbnormalPsychology).

В нашей стране специальность “клиническая психология” (022700) ут­верждена Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. (при­каз № 686). В соответствии с государственным образовательным стандартом клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Деятельность клинического психолога направлена на повышение психи­ческих ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.

Объектом клинической психологии является человек с трудностями адап­тации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и ду­ховным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности клинического психолога яв­ляются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличност­ные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в раз­личных областях человеческой деятельности.

Клинический психолог в указанных выше областях выполняет следую­щие виды деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, про­филактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследова­тельскую и некоторые другие.

Взаимосвязь клинической психологии с другими науками. Любая на­ука развивается во взаимодействии с другими науками и под их влиянием. Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. Клиническая психология оказывает влияние на развитие теории и прак­тики психиатрии, неврологии, нейрохирургии, внутренних болезней и дру­гих медицинских дисциплин. Патопсихология граничит и с нейропсихологией. Предметом последней является изучение динамической локализации психических функций, соот­ношение психологических функциональных структур с морфологическими мозговыми макро- и микроструктурами в норме, но понимаемыми через па­тологию.

Психофармакология также связана с клинической психологией, поскольку и та, и другая изучают психопатологические расстройства и способы их лечения. Кроме того, лекарственное лечение всегда оказывает на пациента по­ложительное или отрицательное психологическое действие (например, плацебо-эффект).

В настоящее время в систему общей клинической диагностики включена психологическая диагностика (прежде всего в психиатрии). Последняя близка к судебно-медицинской психологии и судебной психиатрии, но здесь следу­ет иметь в виду также юридическую психологию.

В настоящее время в качестве самостоятельной медицинской специаль­ности выделена психотерапия. Теоретические и практические проблемы психотерапии не могут разрабатываться без клинической психологии.

Следует подчеркнуть значение клинической психологии для развития са­мой психологии — как науки, изучающей факторы, закономерности и ме­ханизмы психики. Рассматривая здоровую и больную личность в биопсихосоциальном един­стве, можно увидеть взаимосвязи клинической психологии с другими науч­ными дисциплинами и предметами, такими как социология, ант­ропология, этнография, культурология, история, филология и лингвистика, математика и статистика и др.

Методологические принципы клинической психологии. Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предпо­лагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его резуль­татов. Методология собственно клинической психологии определяется конк­ретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследова­теля (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание лично­сти, поведения, психопатологии).

Методология в психологии реализуется посредством следующих положе­ний (принципов).

1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних про­явлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и сред­ством психологического исследования.

2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тож­дество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов.

3. Методика психологического исследования должна опираться на соци­ально-исторический анализ деятельности человека.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специ­фических психологических закономерностей (принцип индивидуализации ис­следования).

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический-принцип).

6. Принцип педагогизации психологического изучения ребенка. Он оз­начает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогичес­кой практики, а включение принципов педагогической работы в самый экс­перимент.

7. Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (принцип изучения конкретной личности в конкретной ситуации).

Согласно Платонову, для медицинской (клинической) психологии наи­большее значение имеют сходные с представленными выше принципы: де­терминизма, единства сознания и деятельности, рефлекторный, историзма, развития, структурности, личностного подхода. Пояснения, вероятно, требуют лишь некоторые из них, в частности, последние три принципа.

Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может кон­кретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) раз­витии. Специфическим является особая категория — патологическое разви­тие личности.

Принцип структурности. В философии под структурой понимают един­ство элементов, их связей и целостности. В общей психологии изучают струк­туры сознания, деятельности, личности и др. Павлов привел такое опреде­ление метода структурного анализа: “Метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение частей, изучение соотношения с окружающей сре­дой и понимание на основании всего этого ее общей работы и управления ею если это в средствах человека”. Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологи­ческих явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода. В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных осо­бенностей. Следует различать личностный и индивидуальный подходы. Последний — это учет конкретных особенностей, присущих данному чело­веку в данных условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых индивидуально-психологических или со­матических качеств.

Подчеркивая значение методологических проблем в клинической психо­логии, Мясищев писал: “Чем более важны и ответственны проблемы здоро­вья и болезней человека, тем более необходимо серьезное обоснование мето­дологической стороны и основы медицинской психологии, сложность и труд­ность которой возрастает вследствие сочетания в проблеме медицины и пси­хологии”.

Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике. Общей задачей клинического психолога в лечебно-профилакти­ческих учреждениях является его участие в проведении патогенетической и дифференциальной диагностики различных болезней, лечении и социально-трудовом приспособлении больных. Конкретные задачи могут быть опреде­лены следующим образом: участие в решении задач дифференциальной ди­агностики; анализ структуры и установление степени психических наруше­ний; диагностика психического развития и выбор путей общеобразователь­ного и трудового обучения и переобучения; характеристика личности и сис­темы ее отношений; оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, решение экспертных задач, участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе с больными.

В зависимости от конкретных условий деятельности клинического пси­холога, помимо перечисленных выше, перед ним могут возникнуть и другие задачи. Так, он может участвовать в психокоррекционной и психотерапев­тической работе с ближайшим окружением больного (например, в проведе­нии семейного консультирования и семейной психотерапии), в решении широкого круга психогигиенических и психопрофилактических задач, в пропаганде психологических знаний среди медицинских работников.

Этика в клинической психологии.Профессиональная деятельность КП интегрирована во все основные сферы медицины. Истоки развития КП тесно связаны с психиатрией и психотерапией. Поэтому, обращаясь к этическим аспектам этой сравнительно молодой специальности, нельзя не остановиться на современных моделях медицинской этики.

Более 25 веков в европейской культуре формировались, изменялись раз­личные моральные принципы и правила, сопровождавшие многовековое существование медицины. Нравственные различные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, — религиозные, культурные, этические, социально-экономические — влияли на формирование этических моделей и в медицине. Учитывая все многообразие врачебного нравственного, можно выделить 4 сосуществующие модели:

1. Модель Гиппократа (принцип “не навреди”).

2. Модель Парацельса (принцип “делай добро”).

3 Деонтологическая модель (принцип “соблюдения долга).

4. Биоэтика (принцип “уважения прав и достоинства личности).

Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.



2016-09-17 384 Обсуждений (0)
Краткое описание содержания теоретической части разделов и тем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткое описание содержания теоретической части разделов и тем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)