Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психопатология мышления и речи



2016-09-17 400 Обсуждений (0)
Психопатология мышления и речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Общепринятой классификацией чрезвычайно разно­образных нарушений мыслительной деятельности не существует. В клинической практике принято разли­чать нарушения мышления по таким формальным при­знакам, как темп, связность, стройность и выделять по­мимо того, патологию суждений или бредовые идеи и явления слабоумия. Иные подходы используются в патопсихологии. Так, В. В. Зейгарник (1962) выделяет три вида патологии мышления: нарушения операцион­ной стороны, расстройства динамики, а также мотивационного компонента мышления. Имея в виду сущест­вующие принципы систематики отклонений в мышле­нии, данные психологии и этнопсихологии о многооб­разии форм мышления, а также с учетом нужд потребностей клиники опишем следующие виды патологии мышления: нарушения динамики, связности процессов мышления, патологию отдельных видов мыслительной деятельности и патологию суждений (бредовые идеи). О слабоумии, то есть расстройстве интеллекта речь пойдет отдельно.

· Нарушения динамики мышления.

· Ускорение мышления (тахифрения).

· Заторможенность мышления (брадифрения).

· Тугоподвижность мышления (торпидность, вязкость).

· Закупорка мышления (шперрунг)

· Обрыв мысли

· Ментизм (мантизм).

Расстройства речи могут быть функциональными, например афония - потеря голоса при истерическом неврозе или истерической психопатии, при психотравмах, ущемляющих завышенные притязания или рентные установки таких пациентов.

При органических поражениях ЦНС возможны явления дизартрии вследствие нарушения проводящих нервных путей от коры голов­ного мозга к ядрам этих нервов. У ребенка в начальном периоде раз­вития речи может развиться косноязычие в виде шепелявости, карта­вости, пришепетывания и сюсюканья, требующие логопедической, коррекции. При шизофрении возможно эмоциональное оскудение речи, конкретность и обстоятельность - при эпилепсии, скандирован­ная речь - у больных, перенесших энцефалит, и крайне обедненная речь наблюдается при атрофических органических поражениях ЦНС (прогрессивный паралич, болезнь Пика, Альцгеймера и пр.).

Расстройства речи по типу афазии наблюдаются при локальных очаговых поражениях (травма, инфекция, опухоль и др.) речевых зон коры большого мозга. Моторная афазия наблюдается при локализа­ции очага в нижней лобной извилине левого полушария у правшей (центр Брока), при этом понимание речи сохранено, но отмечается неспособность или пониженная способность произносить слова. При сенсорной афазии наблюдается т.н. логорея (недержание речи) или "словесная окрошка" из-за нарушения понимания речи окружающих, сопровождающаяся также грубыми нарушениями письменной речи. Амнестическая афазия заключается в нарушении способности назы­вать предметы вследствие поражения теменно-затылочной доли мозга. При тотальной афазии, при атрофических поражениях мозга может наступить полная утрата всех видов речи.

Речевые итерации (стереотипии, словесные тики) выражаются непроизвольным, часто многократным пов­торением слов или фраз, произнесенными как самим больным, так и окружающими. Повторение бывает спонтанным или выявляется в ответах на вопросы.

Патология отдельных видов мышления. В данный раздел включены многочисленные нарушения мышле­ния, клиническая структура которых может быть пред­ставлена как результат дезорганизации сложной иерар­хии уровней и видов мыслительной деятельности. При этом наблюдается выпадение, либо патологическое за­острение различных компонентов, свойственных каж­дому из указанных ранее видов мышления: логическо­го, наглядно-образного, наглядно-действенного, аутистического, пралогического, религиозного, эгоцентриче­ского.

Бредовые идеи. Это возникающие на болезненной почве неверные, ложные мысли, не поддающиеся кор­рекции ни путем убеждения, ни другим каким-либо спо­собом (Гиляровский, 1954). Совокупность бредовых идей называется бредом (Снежневский, 1983). Автор опре­деляет бред как некорригируемое установление связей и отношений между явлениями, событиями, людьми без реальных на то оснований. По мнению И. Я. Завилянского, В. М. Блейхера, И. В. Крук, Л. П. Завилянской (1989), бредовые идеи — это болезненные, неправиль­ные суждения и выводы, овладевающие сознанием боль­ных и искаженно отражающие действительность; они отличаются постоянством и непоколебимостью, совер­шенно не поддаются коррекции.

Клинические формы бреда. Другой подход к систе­матике бредовых идей связан с изучением психопато­логических особенностей бреда, его клинической струк­туры.

Различают первичный (примарный) или истинный бред и имеющие лишь внешнее сходство с ним бредоподобные явления (Jaspers, 1923; Gruhle, 1951;Schnei-der, 1962; Huber, Gross, 1977). Истинный бред описан в минувшем столетии рядом авторов под различными названиями: интеллектуальная мономания Эскироля, примордиальный делирий Гризингера, первичный бред Снелля. Первичный бред определяется как психологи­чески невыводимый, не поддающийся «вчувствованию» феномен, связанный с первичным церебро-органическим поражением мыслительной деятельности. Сходные на­рушения, не соответствующие данному определению, не относятся к категории бредовых, а рассматриваются от­дельно в качестве бредоподобных расстройств. С ука­занных позиций из бреда исключаются сенситивный бред отношения, бред толкования, так называемые вто­ричные формы бреда, параноидные реакции с трактов­кой определенных событий в плане их особого отноше­ния к собственной личности, характерогенный бред, па­раноидные психореактивные расстройства (Huber, Gross. 1977).

Пато- и нейропсихологическая диагностика расстройств речи и мышления.

Отграничение интеллекта от мышления является необходимым в патоло­гии. Хорошо известны клинические наблюдения с временным расстройством мышления при сохранности интеллекта, и, напротив, в случае снижения интеллекта может наблюдаться относительная сохранность осуществления основных мыслительных операций.

При исследовании больных неврозами (F40-F48) и психастенией (F48.8) с помощью стандартизованного набора Векслера и методики Выготского-Сахарова (Гильяшева) по выполнению вербальных заданий особенно резко различались больные истерией (F44) и психастенией. Это относится прежде всего к заданию, требующему обобщения понятий и характеризующему уро­вень абстракции и тип мышления («сходство»). Невербальные задания все больные неврозами, кроме больных неврастенией (F48.0), выполняли зна­чительно хуже, чем вербальные. Относительно общую трудность для всех больных неврозами, особенно неврастенией, представляли задания «арифметическое, «повторение цифр» и особенно «шифровка», требующие высо­кой концентрации внимания, собранности, а «шифровка» — и значительной моторной активности. Трудным было также задание «расположение картинок» социальное и личностно-значимое содержание которого могло задевать пере­живания и конфликтные отношения больных, о чем свидетельствовал явно «проективный» характер многих ответов, полученных по этому заданию.

Качественный и количественный анализ результатов по всей методике Векслера, отношение больных к обследованию и поведение во время него позво­лили установить ряд интеллектуально-личностных особенностей больных. При этом наибольший интерес для анализа представляли особенно резко разли­чающиеся группы истерии, неврастении и психастении.



2016-09-17 400 Обсуждений (0)
Психопатология мышления и речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психопатология мышления и речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)