Перечень основных разделов и тем дисциплины
Информация из ФГОС, относящаяся к дисциплине Вид деятельности выпускника Дисциплина охватывает круг вопросов относящихся к практической и научно-исследовательской деятельности выпускника, отраженной в профессиональных компетенциях. Задачи профессиональной деятельности выпускника В дисциплине рассматриваются указанные в ФГОС задачи профессиональной деятельности выпускника: - предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; - формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья; - применение стандартизированных методик.
Перечень компетенций, установленных ФГОС Выпускник должен овладеть общекультурными компетенциями: ПК-5: способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт. ПК-9: способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях. ПК-11: способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека. 1.4 Перечень умений и знаний, установленных ФГОС знать: - психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиции существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; - психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; уметь: - прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; - профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; владеть: - основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; - критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик.
Целевое назначение курса – дать общее представление о симптомах нарушения психической деятельности, о трудностях диагностики нарушений, об отраслях применения клинической психологии и методах, познакомить с важнейшими школами в клинической психологии, дать определение основных клинико-психологических понятий и схему проведения клинико-психологического исследования. Задачи:
Место дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Введение в клиническую психологию» относится к профессиональному циклу, базовой части ООП – Б. 3 Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин анатомия центральной нервной системы, общая психология, основы нейропсихологии. Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в содержании дисциплин: специальная психология, основы патопсихологии, психология отклоняющегося поведения.
Основная структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины – 108 часа, 3 ЗЕТ
Содержание дисциплины. Перечень основных разделов и тем дисциплины Раздел 1. Введение в клиническую психологию. Тема 1. Предмет, объект и задачи клинической психологии. Структура клинической психологии. Основные дефиниции клинической психологии: «клиническая психология» и «медицинская психология», «патопсихология», «нейропсихология», «психология аномального развития», «психология психосоматических расстройств». История зарождения и становления специальности клиническая психология. Направленность клинической психологии как науки. Этика в КП. КП в экспертной практике.
Тема 2. Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. Базовые категории теоретического аппарата. Характеристики основных разделов КП (специализаций) и перспективы их развития. Роль КП в решении общих проблем психологии. Соотношения понятий душа и тело, мозг и психика в клинической психологии.
Тема 3. Психология здоровья (двоякий смысл этого понятия): психическое здоровье, психическая болезнь, психическое расстройство. Понятие и критерии психического здоровья (К. К. Платонов, В.П. Осипов, Б.С. Братусь, Б.Д. Карвасарский, Д. Шульте и др.). Психическое здоровье, психическая болезнь, психическое расстройство. Общее понятие болезни как модели, болезнь и здоровье, роль больного и роль здорового. Внутренняя картина болезни (А.Р. Лурия). Психологические защиты как механизмы поддержания здоровья.
Тема 4. Основы психосоматики (психосоматическая проблема в клинической психологии).Психологические исследования в клинике соматических заболеваний. Психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции.Психосоматические аспекты боли. Проблемы сомато-психических и психосоматических соотношений.
Тема 5. Основы психологической помощи при расстройствах психической деятельности (психологическое консультирование, коррекция и психотерапия). Психотерапия. Общие факторы психотерапии. Основные методы психотерапии. Психологические вмешательства (интервенции). Этические основы клинико-психологической помощи. Психологическая коррекция: понятие, содержание, области применения, профилактическая направленность. Психологическое консультирование в клинико-психологической практике. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации и реабилитации при расстройствах психической деятельности.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |