Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие закономерности психического развития



2016-09-17 622 Обсуждений (0)
Общие закономерности психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие в широком смысле понимается как совокупность определенных изменений в материи и сознания, универсальное их свойство. Понятие развития следует отличать от понятия роста. Рост выражается прежде всего в количественных изменениях, связан с увеличением размеров отдельных органов и организма в целом. Развитие в отличие от роста сводится к качественным преобразованиям, с появлением новых функций и структур. Понятие развития также следует отличать от понятия созревания. Созревание связано с последовательными изменениями структур и физиологических процессов организма по мере его роста в структуре и функциях центральной нервной системы и других системах организма. Рост и созревание организма являются одними из важных условий психического развития.

Психическое развитие можно понимать как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований. Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. С первым планом связано понятие филогенеза психики, т.е. ее исторического развития, со вторым – понятие онтогенеза – т.е. индивидуального психического развития. Постепенно в процессе психического развития происходит социализация личности как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком общественного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

В психологии выделяют два типа психического развития: преформированный , непреформированный. Преформированный типразвития – развитие, при котором заранее определены закономерности, которые определят развитие ребенка в течение некоторого времени, например, пренатальное (внутриутробное) развитие. Непреформированный тип – это развитие, когда процесс задан не изнутри, а извне и определен уровнем развития общества и спецификой ближайшего социального окружения, в котором ребенок находится. Детское развитие представляет собой главным образом непреформированный тип развития. Специфическая особенность психического развития ребенка заключается в том, что оно подчиняется общественно-историческим, а не биологическим законам, происходит не как реализация врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка. Недостаточно родиться человеком, чтобы сформироваться развитой личностью. Для полноценного психического развития необходимы благоприятные социальные условия, общение со взрослыми, с помощью которых ребенок овладевает культурно-историческим опытом. Без общения со взрослыми ребенок невозможно полноценное психическое развитие. Доказательством этого служат многочисленные примеры развития так называемых детей-маугли, которые по тем или иным причинам оказались изолированными от человеческого общества и развивались среди животных. К сожалению, все чаще детей-маугли стали находить не в лесу и не в джунглях, а в городах и деревнях, в наше время. Чаще всего их находят по чистой случайности, и только тогда, когда необратимые изменения в их физическом развитии и психике уже произошли.

Лев Семенович Выготский[45] сформулировал ряд законов психического развития:

1) закон цикличности: психическое развитие характеризуется определенным ритмом и темпом, который меняется в разные возрастные периоды. Циклы интенсивного развития сменяются циклами замедленного развития, и наоборот. Эти циклы присущи и отдельным психическим функциям и развитию психики в целом.

2) закон метаморфозы в развитии: развитие психики представляет собой цепь качественных изменений. Таким образом, психика ребенка качественно отличается от психики взрослого.

3) закон неравномерности: развитие психики происходит неравномерно, непропорционально. Каждая психическая функция ребенка имеет свой оптимальный, наиболее благоприятный период развития – сензитивный период.

4) закон сочетания эволюции и инволюции в развитии: прогресивное развитие сопровождается определенными регрессивными изменениями в психики.

5) закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают вначале как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества со взрослыми и лишь потом становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка.

Динамику психического развития можно представить следующим образом:

1. К началу каждого возрастного этапа складывается определенная социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений ребенка в социальной действительности, отраженная в его переживаниях, неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью.

2. Социальная ситуация развития закономерно определяет образ жизни ребенка, его виды деятельности, среди которой особое значение имеет ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований.

3. Психологические новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений, социальной ситуации развития. Наступает связанный с этим критический период – возрастной кризис – это период, возникающий при переходе от одной возрастной ступени к другой, характеризующийся резкими психическими изменениями, системными качественными изменениями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.

Психическое развитие происходит в обучении — организованном регулировании процессов взаимодействия ребенка с той идеальной формой, которой он должен достичь. Связь обучения и развития психики Л.С. Выготский отразил в понятии зоны ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем потенциального развития при содействии и помощи взрослых. То, что на прошлом этапе ребенок выполняет с помощью взрослого, в дальнейшем он выполняет самостоятельно. Обучение можно считать эффективным, если оно создает зону ближайшего развития и тем самым ведет за собой развитие. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о первостепенном значении обучения в психическом развитии ребенка.

Психическое развитие во всем его многообразии и сложности является результатом совокупного действия наследственности и различных факторов окружающей среды, среди которых особое значение имеют социальные факторы и те виды деятельности, в которых ребенок выступает субъектом общения, познания и труда. Включение ребенка в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного развития личности. Единство биологических и социальных факторов развития является дифференцированным и изменяется в процессе онтогенеза. Для каждого возрастного этапа развития характерно особое сочетание биологических и социальных факторов и их динамика. Соотношение социального и биологического в структуре психики многомерно, многоуровнево, динамично и опре­деляется конкретными условиями психического разви­тия ребенка.

 

Периодизации развития

В истории возрастной и детской психологии известно достаточно много вариантов периодизаций психического развития ребенка. Эти периодизации строились по различным критериям. Существуют периодизации по одному внешнему критерию, но связанному с процессом психического развития ребенка. Примером такой периодизации может являться периодизация Р. Заззо на основе ступеней системы воспитания и обучения детей. В данной периодизации выделены следующие стадии развития:

· стадия раннего детства - (до 3 лет), ее основное содержание - воспитание в семье;

· стадия дошкольного возраста (3-6 лет), ее основное содержание - воспитание в семье или дошкольном учреждении;

· стадия начального школьного образования (6—12 лет), ее основное содержание - приобретение основных интеллектуальных навыков в начальной школе;

· стадия обучения в средней школе (12-16 лет), ее содержание - получение общего образования;

· после 16 лет — стадия высшего или университетского образования.

Существуют также периодизации по одному внутреннему критерию, т.е. на основе какой-либо одной стороны детского развития. примером таких периодизаций является периодизация Блонского П.П. на основе физиологического признака - появления и смены зубов. В данной ппериодизации выделяются следующие стадии:

· беззубое детство - до прорезывания всех молочных зубов (от 8 мес. до 2-2 1/2 лет);

· молочнозубое детство - до начала смены зубов (приблизительно до 6 1/3 лет);

· постояннозубое детство - до появления третьих задних коренных зубов (зубы мудрости).

Разработаны периодизации по нескольким существенным признакам развития, т.е. по комплексным критериям возрастной периодизации: периодизация Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.И. Слободчикова и др.

Л.С. Выготский[46] считал, что развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением личности ребенка. Данный переход осуществляется через возрастные кризисы, причиной которых являются противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает в обществе, и желанию это место изменить.Периоды стабильного и кризисного развития по Л.С. Выготскому представлены в табл. 6.

Таблица 6.



2016-09-17 622 Обсуждений (0)
Общие закономерности психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие закономерности психического развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)