Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение состояния новорожденного



2016-09-17 659 Обсуждений (0)
Определение состояния новорожденного 0.00 из 5.00 0 оценок




По шкале Апгар

Признак Балл
Сердцебиение   Отсутствует Менее 100 в минуту 100-140 в минуту
Дыхание   Отсутствует Редкие единичные дыхательные движения Хорошее, крик
Рефлекторная возбудимость Нет реакции на раздражение подошв Появляется гримаса или движения Движения, громкий крик
Мышечный тонус Отсутствует Снижен Активные движения
Окраска кожи   Белая или резко цианотичная Розовая, конечности синие Розовая

У новорожденного происходит первичная физиологическая адаптация к новым для него окружающим условиям. Происходит переход к легочному дыханию, изменяется система кровообращения, обмен веществ, начинается внешняя секреция пищеварительных желез, совершенствуется терморегуляция, изменяются ферментные процессы. Все эти изменения регулируются центральной нервной системой.

Головной мозг новорожденного ребенка еще недостаточно развит: кора головного мозга не имеет законченной дифференцировки, доминируют функции подкорковых структур. Число нейронов головного мозга после рождения не увеличивается (за исключением клеток мозжечка), но происходит существенные преобразования в его строении (деление на слои, образование множественных связей между ними и т.д.). Изменяется также внешняя структура нейронов в результате увеличения длины их отростков, происходят существенные изменения в кровоснабжении головного мозга. К моменту рождения на поверхности больших полушарий есть почти все основные извилины, типичные для взрослого человека, но они выражены слабо. Продолговатый мозг и ретикулярная формация ствола мозга в целом являются более сформированными, чем большие полушария головного мозга.

Головной мозг ребенка продолжает развиваться, он не вполне зрелым, поэтому психическая деятельность связана в основном с подкорковыми структурами, а также недостаточно зрелой корой больших полушарий.Ощущения новорожденного являются недифференцированными и тесно связаны с эмоциями. Поэтому Л.С. Выготский назвал их чувствен­ными эмоциональными состояниями или эмоционально выраженными состояниями ощущений.

Приспособлению новорожденного к новым условиям способствуют безусловные рефлексы – наследственно закрепленные механизмы. У ребенка сразу после рождения есть разнообразные способы ре­агирования и приспособления к окружающей среде, в частности у него хорошо проявляются защитные рефлексы. Так, раз­дражение кожи вызывает защитное отдергивание, резкое появление какого-либо предмета перед глазами - за­жмуривание, а при резком увеличении яркости света происходит су­жение зрачка и т.д. У новорож­денных детей есть также ориентировочные реф­лексы - это рефлексы, направленные на контакт с какими-либо стимулами и раздражителями. Например, уже в первые недели ребенок поворачивает головку в сторону яркого источника света. Ориентировочно-пищевые рефлексы проявляются в реакции поиска в ответ на прикосновение к углам губ или к щекам голодного ребенка: он поворачивает головку в сторону действующего стимула, откры­вает рот. У новорожденных детей также хорошо выражен сосательный рефлекс – ребенок сразу начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс – реакция схватывания в ответ на прикосновение к ладони; переступательный рефлекс - реакция отталкива­ния при прикосновении к ступням ног.

Большая часть врожденных рефлексов необходима ребенку для нормальной жизнедеятельности. Они способствуют успешной адаптации к новым условиям существования. С помощью данных рефлексов происходит переход к новому типу дыхания и питания. Од­нако, как показали исследования, существуют рефлек­сы, на основе которых никаких функций не развивается - атавистические рефлексы (полученные человеком от животных предков). К ним относятся цеп­лятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения, лежащие в основе данных рефлексов, в дальнейшем постепенно угаса­ют. У новорожденных детей, в отличие от дете­нышей животных, врожденные рефлексы не способствуют становлению форм поведения взросло­го человека, и поэтому не являются ос­новой психического развития, а обеспечи­вают их выживание. Если потребности ребенка в полной степени удовлетворяются, они начинают терять свое ведущее значение, на их смену приходят новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми), под влиянием чего осуществляется психическое развитие. Ребенок появляется на свет гораздо более беспомощным и со сравнительно небольшим набором врожденных рефлексов, чем детеныши многих животных. Однако это является скорее преимуществом, поскольку возникает необходимость компенсироваться приобретенными условными рефлексами, которые отличаются пластичностью и способностью к развитию. Характерной особенностью новорожденного являются большие возможности усвоения нового опыта, что обусловлено значительно выраженной потребностью в получении впечатлений.

Во многих психофизиологических исследованиях изучались вопросы о сроках возникновения у новорожденного ребенка первых условных рефлексов. Самые ранние условные рефлексы образуются на основе пищевых безусловных рефлексов, они начинают появляться в среднем к концу первого месяца жизни. У новорожденного постепенно происходит образование условных рефлексов со всех анализаторов: рефлекс на положение при кормлении (реакция на позу кормления); ориентировочный рефлекс, проявляющийся в зрительном, слуховом сосредоточении и появлении реакции на голос человека; рефлекс на сон и бодрствование и др.

Важнейшими достижениями в психическом развитии ребенка является воз­никновение слухового и зрительного сосредоточения. Слу­ховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе, зрительное – на 3-5-й неделе.

Новорожденный большую часть времени проводит в состоянии сна или дремотном состоянии. Постепенно из этого состояния появляются отдельные, незначительные по времени периоды бодрствования и активности, что становится возможным благодаря слуховому и зрительному сосредоточению.

С психологической точки зрения конец периода новорожденности связан с началом общения ребенка со взрослым. Первичными формами взаимодействия со взрослыми являются специфи­ческие выразительные движения ребенка, являющиеся своеобразными сигналами для взрослых, побуждающими их выполнить определенные дей­ствия по отношению к ребенку. Примером такого первого выразительного движения является возникновение у ребенка улыбки при виде лица близкого взрослого. Некоторые психологи считают это импринтингом, другие интерпретируют это как некоторую «социальную потребность». Д.Б. Эльконин[52] считает это неверными предположениями. Единство со взрослым является для младенца ситуацией максимального комфорта. Передача сигнала о некомфортности способствует появлению соответствующих действий у взрослого. Данные сигналы могут подаваться как в связи с диском­фортоом, так и с наличием комфорта. Лицо взрослого вызывает у ребенка со­стояние «блаженства» – он улыбается.

Появление улыбки на лице ребенка свидетельствет об окончании кризиса новорож­денности. С момента возникновения улыбки (1,5 – 2,0 месяца) у младенца начинается индивидуальная пси­хическая жизнь. Дальнейшее разви­тие психики ребенка предполагает связано в основном с развитием средств общения со взрос­лыми. Появляется комплекс оживления, проявляющийся в том, что ребенок улыбается, реаги­рует на появление взрослого различными движениями, эмоциональными реакциями. Комплекс оживления является первым специфическим поведенческим актом ребенка, который является основополагаюим для всего последующего развития его психики.

Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

· зрительное сосредоточение – длительный, пристальный взгляд на взрослого;

· улыбку, выражающую положительные эмоциональные состояния ребенка;

· двигательная активность – движения головы, ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;

· различные вокализации – вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (отрывистое произношение согласных звуков типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные негромкие певучие звуки).

Таким образом, на протяжении периода новорожденности происходит первичная психофизиологическая адаптация ребенка к окружающим условиям, чему способствует ряд безусловных и условных рефлексов. Благодаря активным обращениям и воздействиям взрослого возникает первичная форма взаимодействия с ним – комплекс оживления, являющийся средством общения ребенка с близкими взрослыми. Это свидетельствует о переходе в новый стабильный период – период младенчества

 

Младенчество

В младенческом периоде ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное общение со взрослыми, заключающееся в обмене позитивными эмоциями, выражающими отношение младенца и взрослого друг к другу. Общение в младенческом возрасте обладает всеми признаками ведущей деятельности. Оно оказывает наиболее сильное влияние на развитие психики ребенка. На протяжении первого года жизни существенно изменяются содержание, мотивы и средства общения, которое характеризуется двумя формами: ситуативно-личностной (первое полугодие) и ситуативно-деловой (второе полугодие). В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки предметной деятельности, которая станет ведущей на следующем этапе онтогенеза – в раннем возрасте.

На первом году жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка: развивается и общая и мелкая моторика, совершенствуются механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений. К кону года ребенок начинает овладевать ходьбой, складываются важные предпосылки для овладения предметными действиями – совершенствование акта хватания и появление первых специфических действий с предметами.

Становление зрительного восприятия в младенческом возрасте происходит на основе специализированных компонентов и посредством включения таких образований, как моторные функции, (в том числе предперцептивные движения глаз), сенсорные функции, первичные формы мнемической и ориентировочной деятельности, общий механизм сличения. В начале первого года жизни ребенок может оптимально фокусировать взор в очень маленьком диапазоне (от 20 до 40 см). Предметы на более дальнем расстоянии воспринимаются размыто и нечетко. Дети избирательно воспринимают окружающие предметы. Младенцам больше нравится смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. Привлекательными являются края и контуры объектов. Кривые и изогнутые линии больше привлекают детей, чем прямые, а вертикальные больше, чем наклонные. Дети могут рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров и т.д.; переводить взор на возникший в поле зрения предмет с различных сторон: сбоку, сверху, снизу. Младенцы больше предпочитают смотреть на новые предметы. Однако если предмет совершенно непривычен, незнаком для ребенка, он не привлекает внимания ребенка. Самый привлекательный зрительный раздражитель для младенца – это человеческое лицо. В целом зрительные предпочтения зависят от многих условий: свойства объектов, степень их новизны, состояние ребенка в момент восприятия (уровень общей активности). В течение первого года жизни зрительная чувствительность интенсивно развивается, совершенствуются движения глаз. Выделение объекта и формирование перцептивного образа осуществляется благодаря развитию связей зрения, хватания и общей локомоторной активности. Наряду с развитием мозговых структур слухового анализатора в младенчестве происходит совершенствование слуховой чувствительности. Младенцы способны реагировать на достаточно широкий диапазон звуков. Особенно дети чувствительны к человеческому голосу, которому они отдают предпочтение среди всех остальных звуков. Способность дифференцировать речевые и неречевые звуки является важнейшим условием развития речи ребенка. Совершенствуется способность к определению источника звука. В течение младенческого возраста повышается острота слухового восприятия.

В младенческом возрасте начинается развитие пер­воначальных форм памяти, мнемических функций. Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, которые начинают появляться к концу первого месяца жизни ребенка (например, прекращение плача ребенка при появлении в комнате ранее отсутствовавшей матери). Более отчетливо проявление памяти проявляется при узнавании ребенком предметов (примерно с четырех месяцев). Вначале процесс запечатления предмета носит кратковременный характер в пределах одной секунды. В 3-4 мес. проявляется узнавание некоторых зрительных и слуховых стимулов. Ребенок узнает лицо и голос матери, предметы, связанные с кормлением (бутылочку, ложку). В 5-6 мес. жизни он узнает близких взрослых и отличает их от чужих людей. В конце первого года жизни объектом запоминания детей все чаще становятся словесные стимулы. Узнавание ребенком предметов происходит более эффективно, если нет длительного перерыва между узнаванием и последним восприятием предмета. Постепенно расширяется круг запо­минаемых объектов и увеличиваются сроки запоминания. Ассоци­ативная память является основой формирования индивидуального опыта и избирательности деятелности ребенка. Во втором полугодии жизни у младенцев начинают формироваться прочные связи слова и предмета. В 7-8 мес. ребенок поворачивается к предмету и смотрит на него в ответ на произнесение взрослым его названия. В 10-11 мес. младенец способен выбрать предмет по словесной инструкции взрослых. Этот процесс в младенческом возрасте затруднен, так как для формирования ассоциации слова и предмета необходимо более 50-70 повторений (для детей старше года таких повторений нужно не более 10 повторений). В конце первого года жизни появляется указательный жест в качестве формы реакции на название знакомых предметов. В 7-9 мес. у детей появляются ассоциативные связи слова и собственного действия. Ассоциативная память к концу первого года жизни проявляется в разнообразных формах, включая взаимосвязи вербальных стимулов.[53] Примерно после восьми месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа без опоры не непосредственное восприятие объекта.

На протяжении всего первого года взрослый является наиболее сильнодействующим раздра­жителем, способным вызвать и удерживать внимание ре­бенка. С середины первого года жизни все чаще внимание детей привлекают разнообразные предметы, с которыми они выполняют различные действия. Развивается познавательная ак­тивность, которая способствует поддержанию и развитию свойств внимания ребенка. Постепенно увеличивается длительность сосредоточения внимания, его объем, появляется распределение внимания (об этом свидетельствует возможность ребенка дей­ствовать с несколькими предметами).

На основе функций восприятия и действия в младенческом возрасте развиваются первоначальные формы наглядно-действенного мышления. В течение года происходит постепенное усложнение познавательных задач, которые способен решить ребенок, сначала только с опорой на восприятия, затем на основе двигательной активности. Ребенок достигает определенных результатов, действуя методом проб и ошибок.

Мыслительная функция проявляется в преднамеренном достижении детьми намеченной цели. В конце младенческого периода, после 8-10 мес., ребенок может решать пространственные задачи различными средствами. Типичная проблемная ситуация для ребенка заключается в том, что привлекательный предмет, находящийся в поле восприятия, но вне пределов досягаемости, ему необходимо либо приблизить к себе с помощью определенных средств, либо устранить препятствие. К концу года младенцы способны найти и использовать один объект в качестве средства для достижения цели. Постепенно происходит переход от простейших опосредованных действий к более сложным мыслительным действиям, к установлению не только статических, но и динамических связей между предметами. Успешность решения мыслительных задач зависит от степени заинтересованности ребенка в средстве достижения цели. Мыслительная функция младенца характеризуется также высокой пластичностью: ребенок способен к обобщению практического опыта решения задач и переносу способа действия в сходные условия.

В младенчестве складываются предпосылки развития речи. После 3-4 месяцев произносимые ребенком звуки стано­вятся более многочисленными и разнообразными. Во втором полугодии жизни у младенцев возникают элементы настоящего речевого общения. Первоначально они проявляются в возникновении у ребенка специ­фических реакций на жесты взрослого, сопровождаемых словами. Во втором полугодии жизни у ребенка значительно увеличивается ко­личество слов, связанных с определенными действи­ями или впечатлениями. Важнейшей особенностью речевого развития детей явля­ется то, что первое понимание слов ребенком возникает в действенных и эмоционально значимых для него ситуациях. Чаще всего такой ситуацией является ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого с какими-либо игрушками. Первые слова, которые усваивает ребенок, он воспринимает как неотде­лимые от эмоционального переживания и действия. С 8 месяцев у ребенка начинается период интенсивного развития активной речи: он делает по­стоянные попытки подражать звукам и словам, произносимым взрослыми людьми. При этом ребенок подражает звучанию только слов, вызывающих у него определенную реакцию, т.е. имеющих для него определенный смысл. Параллельно с началом попыток активной речи быстро возрастает количество слов, которые ребенок понимает.

Существенной чертой развития психики младенца в целом является многоканальность, полинаправленность психического развития. Младенчество является началом становления индивидуальных первичных и вторичных психических свойств. Этот возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития различных психических форм, создания предпосылок речевого и социального развития под влиянием непосредственного общения ребенка со взрослыми, как ведущего вида деятельности. В этот период очень большое значение имеет активное разнообразное участие взрослых в физическом и психическом развитии ребенка, обеспечение обогащенной развивающей среды, эмоциональное общение, по­мощь в развитии двигательных функций – акта хватания и локомоции, создание проблемных ситуаций и т.д.

Содержание психического развития в кризисе первого года жизни можно охарактеризовать посредством термина субъективация как обнаружения самим ребенком собственного желания. Благополучное разрешение кризиса первого года жизни обеспечивает дифференциацию предметной и социальной среды. Это обеспечивает стремление, при­водящее к субъективации желания – к обнаружению желания са­мим ребенком; к исчезновению ситуации «пра-мы», возникновению новой формы «Я» («Я-желающий») как основы для формирования предметной деятельности, в результате которой на следующем возрастном этапе (к трем годам) появится «Я-действующий». Новообразованиями кризиса одного года являются – овладение ходьбой, автономная речь и гипобулические аффективно-волевые реакции.

Ранний возраст

Ведущей деятельностью детей раннего возраста является предметная деятельность – это деятельность по овладению действиями с предметами в соответствии с их общественно выработанными функциями и способами использования. Развитие предметной деятельности как ведущей в раннем детстве осуществляется только под руководством взрослого и в двух основных направлениях: от неспецифических действия с предметами к специфическому их использованию; от совместных со взрослым действий к действию самостоятельному. Неотъемлемой частью предметной деятельности является общение детей со взрослыми. Общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка, называется ситуативно-деловым. Ситуативно-деловое общение происходит на фоне совместных со взрослым действий ребенка с предметами и характеризуется потребностью в сотрудничестве со взрослым, деловыми мотивами общения и предметно-действенными средствами.

Игровой деятельности, как отдельно­го вида деятельности, в начале раннего возраста еще нет. Постепенно игра начинает отделяться от предметных действий при­обретать для ребенка самостоятельное значение и самостоятель­ную логику развития. Игры детей раннего возраста называют процессуальными, так как смысл такой игры заключается в самом процессе действия. К концу раннего детства подготавливаются ос­новные предпосылки для перехода к ролевой игре: использование предметов-заместителей, называние их в соответствии с игро­вым значением, усложнение структуры игровых действий, возникновение роли в игре.

К концу третьего года жизни ребенок проявляет инте­рес к изобразительной деятельности, самостоятельно ставит изобразительные задачи, может увидеть образ в своих рисунках и лепке; комментирует то, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; и при усло­вии систематического использования изобразительного материала и руководящей роли взрослого он овладевает элементарными способами действий с карандашом, кистью, красками, глиной, пластилином.

В раннем возрасте ребенок овладевает элементарными трудовыми действиями и навыками самообслуживания, что приводит к расширению сферы самостоятельности ребенка, при правильном воспитании у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности, в выполнении определенных гигиенических процедур, ребенок начинает осознавать результаты своих трудовых действий, появляется способность планирования и контроля своей деятельности. Все это происходит только благодаря совместной деятельности ребенка со взрослым.

Развитие различных видов восприятия осуществляется на основе созре­вания анализаторов, совершен­ствования ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов окружающего мира, приобре­тения им сенсорного опыта. Ребенок овладевает перцептивными действиями, которые на первом этапе являются чрез­мерно развернутыми, а затем постепенно свертываются за счет интериоризации отдельных операций. Становится возможной образная категоризация, определение в предмете существенных свойств, определяющих его предметное и практическое назначение Появляется новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам. Уве­личивается точность и быстрота осуществления перцептив­ного действия. Осваиваются представления о свойствах предметов, что зависит от их значимости в практической деятельности ребенка. Важная роль в сенсорном развитии детей при­надлежит взрослому, который знакомит их с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях, помогает им овладеть выра­ботанной человечеством системой сенсорных эталонов.

Для раннего возраста характерны значительные трудности в переключении и распределении внимания. Внимание ребенка в основном непроизвольное, слабо устойчивое, поэтому он часто прекращает начатую деятельность. Слабость концентрации внимания проявляется также в фиксации незначимых, но наиболее ярких признаков предметов. В целом внимание детей кратковременно, неустойчиво, слабо концентрировано, легко отвлекаемо, характеризуется узким объемом и трудностями переключения. Примерно после двух лет становится возможным вызвать внимание детей словесным сигналом, определенными указаниями, жестами и т.д., что позволяет соответствующим образом организовать проведение занятий со всей группой детей одновре­менно.

На протяжении раннего детства память постепенно освобождается от опоры на непосредственное восприятие. Помимо узнавания формируется воспроизведение (сначала непроизвольное, которое вызывается конкретным объектом или словом взрослого, а затем произвольное). Ранние формы непроизвольного воспроизведения наиболее ярко проявляются в двигательной памяти. Воспоминания актуализируются какими-либо внешними факторами, прошлыми впечатлениями. Чаще всего наблюдается подкрепленное эмоционально воспроизведение ранее воспринятого материала по ассоциации сходства или смежности (во времени и пространстве). К концу раннего возраста дети формируются предпосылки к запоминанию и воспроизведению по образцу, а затем по словесному указанию взрослого, что является важнейшими предпосылками произвольной памяти.

В раннем возрасте мыслительная деятельность возникает и функционирует в процессе овладения ребенком предметными действиями. Ребенок учится самостоятельно устанавливать связи между предметами, явлениями, действиями. Мыслительные задачи решаются с помощью практических действий с предметами, т.е. с помощью наглядно-действенного мышления. У ребенка начинают складываться мыслительные операции: сравнение и обобщение. Происходит соединение линий развития мышления и речи, речь включается в процесс решения мыслительной задачи, закладываются предпосылки наглядно-образного мышления – складывание представлений о результате и условиях действия.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие в двух основных формах: импрессивной (восприятие звучащей речи и понимание ее смысла) и экспрессивной (процесс воспроизводства устной речи). Первоначально речь развивается как сред­ство общения со взрослым, в дальнейшем становится средством мышления и саморегуляции. Вы­полнение речевых инструкций взрослого можно считать первой формой произвольного поведения ребенка. Развитие речи создает условия для преодоления ситуативности в деятельности ребенка.

Закладываются предпосылки развития воображения перекомбинирование ребенком предметной среды и неспецифическое использование предметов, наделение их несвойственными значениями; создание мнимых ситуаций, опредмечивание бесформен­ных объектов, игровое переименование предметов. Происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними и носит в основном репродуктивный характер.

На протяжении периода раннего детства интенсивно развиваются различные стороны самосознания. Дети постепенно накапливают знания о себе как части социального мира, о своей половой принадлежности, о некоторых своих физических особенностях и возможностях. Формируется первичная самооценка, имеющая недифференцированный и ярко окрашенный эмоциональный характер. К концу раннего возраста существенно возрастает стремление к самоутверждению и самостоятельности («Я сам»).

Эмоциональные реакции в раннем возрасте характеризуются кратковременностью, неустойчивостью, лабильностью, интенсивностью, неконтролируемостью. На протяжении раннего детства происходит обогащение эмоционального опыта, социализация эмоций, развитие высших чувств, закладываются предпосылки для эмоциональной саморегуляции.

Появляются первые формы произвольного и волевого поведения, что обусловливается усложнением различных видов деятельности, развитием речи и других сторон личности ребенка. Однако в целом непреднамеренные, импульсивные действия в раннем детстве доминируют над волевыми. К концу раннего детства значительно возрастает самостоятельность и целенаправленность деятельности ребенка, что создает предпосылки для возникновения кризиса трех лет. На протяжении раннего возраста у ребенка доминируют потребности в активном по­знавательном действовании с предметами и общении со взрослыми. Происходит перестройка естествен­ных органических потребностей, имеющих врожденный характер, и в концу периода появляются новые социальные потребности: потребность в самоутверждении и достижении.

Нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на основе предъявления взрослым системы требований и приучения к их выполнению. Этому способствует стремление детей к установлению и поддержанию положительных контактов со взрослым. На основе подражания оценкам взрослых формируются первые оценочные суждения, которые затем трансформируются в собственное отношение ребенка к себе и другим людям. Однако ситуативность и импульсивность поведения часто приводит к нарушению требований и запретов. Нравственные проявления ребенка зависят от эмоционального отношения к объекту и возникают стихийно, неосознанно при побуждении взрослого или конкретной ситуации.

Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это период разрушения, пересмотра старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я».

Таблица 10

. Первый пояс симптомов или «семизведие» кризиса трех лет[54]

Симптом кризиса   Характеристика симптома  
Негативизм Проявления в поведе­нии ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили
Упрямство Реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением
Строптивость Безличная поведенческая реакция, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; выражается в своеобразном детском недовольстве; направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании
Своеволие Тенден­ция ребенка к самостоятельности, ребенок хочет все делать сам независимо от своих возможностей, умений и навыков
Протест-бунт Наличие в поведении ребенка отдельных проявлений протестующего характера. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоян­ном конфликте с ними.
Обесценивание Резкое изменение отношения ребенка к игрушкам, к близким взрослым, обесценивание их личности
Деспотизм Стремление к деспотическому подавлению окружающих, требование постоянного внимания к себе, ревность или агрессивность к младшему ребенку и др.

 

Характеристики кризиса трех лет (табл.10) отражают кардинальные изменения в отношениях ребенка к себе и ко взрослым. Происходит психологическая эмансипация от взрослых. Появляется личное действие и сознание «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю» (именно в этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я»), что определяют как новообразование кризиса трех лет.

Дошкольный возраст

Игровая деятельность, как особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Познавательная сфера и все сферы личности дошкольника наиболее интенсивно развиваются в сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок берет на себя определенные функции взрослого и в специально создаваемых им игровых, воображаемых условиях моделирует деятельность взрослых людей и отношения между ними. Сюжетно-ролевая игра включает в себя такие компоненты, как роль, игровые действия, предметы-заместители, правило, воображаемую ситуацию, сюжет и содержание, в которых по мере развития ребенка происходят существенные изменения.

Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном детстве осуществляется переход к внеситуативным формам общения, т.е. выходящим за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Ребенок становится способным общаться по поводу различных предметов и явлений, отсутствующих в поле восприятия. В дошкольном возрасте значительно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого ребенок реализует нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника. В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.

На протяжении дошкольного возраста ребенок овладевает всеми видами изобразительных действий, что играет значительную роль в его общем психическом разви­тии. Для дошкольного возраста характерны следующие стадии изобразительной деятельности: стадия бесформенных изображений и стадия изобразительных схем. Дошкольники постепенно осваивают различные виды конструирования: по образцу (по фотографии, рисунку, модели, чертежам и схемам); по условиям (детям предлагаются условия, тема, которым должна соответствовать постройка); по замыслу (ребенок сам определяет как и что он будет строить). Сначала развивается конструирование образцу и условиям; затем по замыслу. В рисунке, лепке и конструировании ребенок часто использует игровые спосо­бы действия.

На протяжении дошкольного возраста совершенствуются процесс трудовой деятельности и его результаты, соотношение внешних и внутренних действий в процессе труда. Дети постепенно овладевают новыми трудовыми действиями и операциями, начинают осознавать значимость своего труда, приобретают умения планировать, контролировать и оценивать результаты своей трудовой деятельности. Трудовая деятельность оказывает существенное влияние на психическое развитие дошкольника.

Из различных видов деятельности в дошкольном детстве начинает выделяться учебная деятельность как специфический вид целенаправленной деятельности по усвоению социально выработанного опыта, эмпирических и теоретических знаний в условиях организованного обучения. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников происходит эффективнее при интеграции игровой и учебной деятельности, обеспечивающей субъектную активность ребенка.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте предполагает два взаимосвязанных процесса: усвоение общепринятых сенсорных эталонов, возникших в ходе культурно-исторического развития человечества и используемых людьми в качестве образцов, при помощи которых устанавливают и обозначают определенные свойства и соотношения; и овладение новыми перцептивными действиями. На протяжении дошкольного возраста зрительное восприятие становится доминирующим при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны и перцептивные действия; совершенствуются все свойства восприятия – целостность, структурность, константность, осмысленность; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

На протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Ра



2016-09-17 659 Обсуждений (0)
Определение состояния новорожденного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение состояния новорожденного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)