Периоды психического развития по Л.С. Выготскому
Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии и положил в основу своей периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития; ведущая деятельности; личностные новообразования; характер протекания возрастного кризиса.Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир, включающий в себя мир предметов и человеческих отношений. Окрружающий мир ребенок познает в двух системах отношений: «ребенок — вещь» и ребенок — взрослый». Эти системы отношений ребенок осваивает в различных деятельностях, которые делятся на две группы. В первую группу входят деятельности, в которых усваиваются нормы отношений между людьми (в них главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка). Вторая группа - ведущие деятельности, благодаря которым формируются общественно выработанные способы действий с предметами (в них приемущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера). Эти две линии развития - мотивационно-потребностная и интеллектуально-познавательная образуют целостный процесс психического развития, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие и доминирует одна из них (Рис.6).
Условные обозначения: – развитие мотивационно-потребностной сферы – развитие интеллектуально-познавательной сферы – переходы от эпохи к эпохе (малые кризисы)
– переходы от периода к периоду (большие кризисы)
Рис. 6. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину
Периоды и стадии детского развития Д.Б. Эльконин классифицировал следующим образом: 1) Этап раннего детства состоит из двух стадий. Первая стадия – младенчество, начинается с кризиса новорожденности. В период младенчества ведущей деятельностью является общение со взрослым и преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера личности. Вторая стадия – ранний возраст. Начало этой стадии – кризис первого года жизни; ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная и доминирует интеллектуально-познавательная линия развития. 2) Этап детства. Начало данного этапа – кризис 3 лет, который открывает начало дошкольного возраста. На этой стадии ведущей деятельностью является игровая деятельность и преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера личности. Вторая стадия начинается с кризиса 6–7 лет. Этот кризис – начальный этап младшего школьного возраста; ведущей деятельностью является учебная деятельность и доминирует интеллектуально-познавательная линия развития. 3) Этап отрочества делится на две стадии. Первая – стадия подросткового возраста. Начало – кризис 11–12 лет. На этой стадии ведущей деятельностью является общение со сверстниками и преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера личности. Вторая – стадия ранней юности, начинается кризисом 15 лет; ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность и доминирует интеллектуально-познавательная линия развития. Д.Б. Эльконин указывал, что к каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из прежних отношений «человек – человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек – предмет». Моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, иназываются кризисами, после которых идет развитие стороны, которая отставала в предшествующий период. Одни из кризисов являются кризисами отношений «человек-человек» (кризисы трех и тринадцати лет), а другие – кризисами личности, самосознания (кризисы одного, семи и семнадцати лет)[47]. Среди современных исследователей большой интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова[48], разработанная в 80-х гг. ХХ в. В основе этой периодизации - понятие «со-бытийной общности», которое охватывает две стороны развития – его объект и источник. Внутри со-бытийной общности формируются собственно человеческие способности, позволяющие включаться в различные социальные группы и приобщаться к определенным формам культуры, а также выходить из социальных групп, проявлять свою индивидуальность и самобытность, самому создавать новые формы. Данная идея со-бытийной общности основана на фундаментальном положении об интерпсихическом этапе развития каждой высшей психической функции, сформулированным Л.С. Выготским. С этой точки зрения периодизация представляет собой определенную карту человеческих общностей, только внутри которых могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для существования внутри социальных групп, их изменения и создания новых. В. И. Слободчиков предложил схему – «матрицу возраста», в которой каждая ступень является относительно завершенным циклом психического развития, выстроена горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных) психического развития(табл.7).
Таблица 7
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |