Младший школьный возраст. Специфика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте заключается в
Специфика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте заключается в перестройке системы отношений ребенка с окружающей действительностью, связанной с поступлением в школу. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. К основным психологическим новообразованиям младшего школьного возраста, складывающимся под влиянием учебной деятельности, относятся: планирование в уме, умение анализировать и рефлексия. Под их влиянием перестраиваются и совершенствуются основные психические процессы ребенка (внимание, восприятие, память и мышление), возрастает их произвольность, осознанность и контролируемость. В этом заключается основное влияние учебной деятельности на психическое развитие младшего школьника. В младшем школьном возрасте возникают и формируются основные компоненты структуры учебной деятельности. Усвоение элементарных теоретических знаний в процессе решения учебных задач способствует вхождению младшего школьника в систему учебных действий, позволяет осваивать способы и нормы участия в обсуждениях и дискуссиях, проявлять инициативность в привлечении к учебному диалогу сверстников и учителя. Показателем эффективности учебной деятельности младших школьников может являться усвоение как сложная интеллектуальная деятельность, обеспечивающая получение учебной информации, ее трансформацию, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение, возможность использования в новых условиях. У детей формируются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы, главным признаком чего является ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения, что свидетельствует о формировании самой потребности в учебной деятельности. К концу начального обучения у младших школьников формируется способность сознательно контролировать свои учебные действия и давать критическую оценку их результатам. Учебная деятельность связана с трудовой деятельностью. На протяжении младшего школьного возраста в разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются и совершенствуются различные трудовые умения и навыки, более глубоко осознается ценность труда в жизни общества и человека как мотива трудовой деятельности, усваиваются соответствующие знания, навыки и умения по ведению домашнего хозяйства, развитию самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. Одной из характерных особенностей развития общения в младшем школьном возрасте является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми. При это характер общения детей в школе может существенно отличаться от общения в семье. Общение с учителем в младшем школьном возрасте организует всю учебную деятельность и внеучебную деятельность детей в школе. Общение младших школьников со сверстниками также проходит через призму учебной деятельности. В процессе совместной учебной работы у детей устанавливаются новые взаимоотношения. К концу младшего школьного возраста дети становятся все более самостоятельными и менее зависимыми от взрослых в оценке сверстников. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. С началом школьного обучения в характере, содержании и направленности игровой деятельности происходят изменения, заключающиеся прежде всего в возрастании подчиненности игры учебной деятельности, в интериоризации игровых действий (в постепенном переходе от игр в плане внешних действий к играм во внутреннем плане воображения), в увеличении значения игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные игры), в возрастании роли игр с правилами, дидактических и компьютерных игр. К концу младшего школьного возраста формируется синтезирующее восприятие, позволяющее (с опорой на интеллектуальную деятельность) устанавливать связи между элементами воспринимаемых предметов и явлений. Дети становятся способны не только дать точное, целостное описание предмета и его изображения, но и дополнить его своим объяснением изображенного события или явления. Основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий и развитие восприятия, являются разнообразные практические действия по преобразованию предметов окружающей среды. В младшем школьном возрасте формируется целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. На протяжении младшего школьного возраста повышается уровень непроизвольного и произвольного внимания, значительно расширяется объем внимания (в среднем 2 раза), совершенствуется умение распределять его, дети младшего школьного возраста приобретают способность достаточно длительно сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Постепенно свойства произвольного внимания могут становиться устойчивой особенностью личности, которая называется внимательностью. Формирование внимательности младшего школьника тесно связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых свойств личности. Младший школьный возраст можно считать сензитивным для формирования произвольной памяти. К возрастным особенностям памяти младших школьников относится более легкое и продуктивное запоминание наглядного материала, чем словесного. В словесном материале дети лучше запоминают названия предметов и гораздо сложнее — абстрактные понятия. В целом и произвольная, и непроизвольная память значительно совершенствуются на протяжении младшего школьного возраста, память изменяется количественно и качественно, становится более продуктивной. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. При этом наглядно-действенна форма мышления не исчезает, может использоваться при решении необычных или трудных мыслительных задач. В ходе обучения у младших школьников совершенствуются приемы мыслительной деятельности, способность действовать во внутреннем плане, «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. Постепенно совершенствуется гибкость мышления, которая дает возможность варьирования различных способов решения задачи, легкой перестройки знаний, умений, навыков и их систем в соответствии с изменившимися условиями. Характерна тенденция перехода внешних действий по решению мыслительных задач во внутренний план, происходит интенсивное усвоение понятий и совершенствуются различные логические операции. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию. По мере взросления количество элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше. В дальнейшем усиливается творческая переработка представлений и развитие творческого воображения. В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Развитие всех сторон речи находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия как познанию себя через самовосприятие, что способствует возникновению новых возможностей и условий для формирования самооценки собственных достижений и личностных особенностей. На протяжении младшего школьного возраста самооценка в целом постепенно становится более адекватной и дифференцированной, представления о себе - более аргументированными. При этом в сфере самосознания младших школьников отмечаются значительные индивидуальные различия. В младшем школьном возрасте эмоциональная сфера существенно усложняется и дифференцируется. Эмоциональные состояния становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. Эмоциональное развитие младших школьников в целом представляет собой сложный процесс качественных изменений личности ребёнка в контексте её социализации и предполагает умение школьников понимать и выражать свои эмоции, определять эмоциональное состояние других людей, проявлять эстетические эмоции, эмпатию и проявлять сбалансированность эмоций. Волевые процессы в младшем школьном возрасте развиваются в тесной связи с эмоциями и чувствами: часто эмоциональные состояния доминируют над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения. В одних случаях эмоции способствуют развитию волевых процессов, в других - оказывают тормозящее влияние на них. К концу большинство детей младшего школьного возраста дети приобретают способность совершать волевые действия в соответствие с собственными мотивами, проявлять настойчивость в учебной деятельности. Постепенно у младших школьников формируется выдержка, снижается импульсивность поведения, все чаще проявляют волевые качества. В младшем школьном возрасте у детей формируется своеобразная система потребностей, которая включает в себя потребности присущие всем людям (витальные, духовные, коммуникативные и пр.), потребности в защищенности, успешности, получении разнообразных впечатлений и др. Данные потребности лежат в основе различных мотивов. В структуре мотивационно-потребностной сферы младшего школьника существенное место занимают учебные мотивы. Учебные мотивы младших школьников развиваются, дифференцируются в тесной взаимосвязи с эмоциональной и волевой сферами. В младшем школьном возрасте постепенно возрастает выраженность мотивов общения со сверстниками и складывается устойчивый круг ближайшего общения. В младшем школьном возрасте в результате интериоризации нормативных знаний и нравственных чувств, возникающих у ребенка под влиянием оценок взрослого, формируются различные нравственные качества, составляющие основу поведения. Младший школьник начинает полнее осознавать и анализировать сущность нравственных категорий, учится оценивать их знание в своем поведении и в поступках и действиях других.
Подростковый возраст Социальная ситуация развития подростков характеризуется интенсивным физическим и половым созреванием, установлением новой системы социальных взаимоотношений с окружающими и поиском собственного места в обществе, формированием чувства взрослости, посредством которого подросток сравнивает себя с другими и выстраивает свою деятельность и отношения с другими людьми. Изменившиеся условия учения при переходе из начальной школы в среднее звено предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию школьников. Анатомо-физиологические предпосылки перехода к подростковому возрасту связаны с бурным физическим ростом и развитием всех систем организма, с интенсивным половым созреванием. Психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту связаны в основном с возникновением чувства взрослости, изменениями в структуре самосознания и направленности личности. Ведущей деятельностью детей на этом возрастном этапе становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу отношений со взрослыми. Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых. Возникновение у подростка ощущения собственной взрослости и потребности в ее признании окружающими рождает совершенно новую проблему - проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом. Специфические трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых - дружеских - или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В подростковом возрасте взаимоотношения ребенка со сверстниками и особенно с друзьями строятся на некоторых важных нормах взрослой "морали равенства" и могут существенно различаться по содержанию, целям и принципам. Сотрудничество как оптимальный для развития личности подростка тип общения интенсивнее развивается в отношениях со сверстниками. Именно взаимодействие в коллективе сверстников позволяет моделировать отношения взрослых членов общества, может приносить подростку большее удовлетворение, стать субъективно более необходимым и значимым, играть главную роль в развитии социально-моральной взрослости и формировании различных сторон личности. В целом учебная деятельность продолжает занимать большое место в жизни подростков, но отношение к учебе и ее результативность могут существенно различаться, что обусловлено рядом факторов: индивидуально-психологическими особенностями школьника, отношением к учителю, отношением учителя к подросткам, получаемыми отметками, качеством и особенностями преподавания, сформированностью жизненной перспективы и профессиональных намерений учащихся и др. Развитие восприятия связано с интеллектуализацией всего чувственного познания. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. В подростковом возрасте формируется система восприятия зрелого типа с характерной специализацией полушарий в отдельных сенсорных и когнитивных операциях. Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организоваться и контролироваться самим школьником. Индивидуальные различия внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а также отношением к учебной деятельности. В подростковом возрасте продолжается интеграция различных линий психического развития: интеллектуального и творческого, познавательного и личностного. Центральным новообразованием в развитии мыслительной деятельности является способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, которая способствует изменениям в интенсивности развития и в иерархии когнитивных процессов и изменениям операциональной структуры абстракции и генерализации. С развитием абстрактного мышления в подростковом возрасте его конкретно образные и наглядно-действенные компоненты не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть важную роль в общей структуре мышления. Функциональная система мышления более устойчива у подростков с высокой учебной успешностью. В развитии мышления подростков происходит сближение интуитивно-практического и словесно-логического компонентов мышления, и, повышение уровня абстрагированности и обобщенности вербальных суждений и умозаключений. В подростковом возрасте продолжается развитие воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения. Основная линия развития воображения в подростковом возрасте предполагает движение от конкретного через абстрактное к новому конкретному, в результате чего деятельность воображения заканчивается обязательным созданием продуктов объективного творчества или субъективных фантазий. Подростки могут существенно отличаться по особенностям развития речи и речевой культуры. Развитие речи подростков связано с тем, что материал уроков дает обилие новых терминов-понятий, обогащает словарный запас. Особое влияние на речь подростков оказывает общение со сверстниками, дворовые компании. Для них характерна своя языковая субкультура - слэнг - как средство обособления своей группы и от взрослых, и от детей. На протяжении подросткового периода возрастает уровень логической, произвольной и опосредованной памяти, совершенствуется продуктивность запоминания словесного и образного материала, становится более доступным и эффективным запоминание абстрактного материала, увеличивается быстрота запоминания и объем сохраненного в памяти материала. С возрастом формируются более тесные связи между памятью и мышлением, приводя к постепенному переходу от доминирования механического запоминания к смысловому, совершенствуется способность управлять своим произвольным запоминанием. Эмоциональная сфера в подростковом возрасте отличается резкой сменой эмоциональных состояний, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, амбивалентностью эмоций и чувств. В целом для мотивационно-потребностной сферы подростков является характерным: качественные изменения мотивов, их неустойчивость, доминирование эгоцентрической направленности, ярко выраженные потребность в общении со сверстниками, потребность в эмоциональном насыщении, в жажде ощущений, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. В подростковом возрасте может проявляться стремление к самосовершенствованию и многие подростки уже занимаются самовоспитанием, но не у всех оно отличается систематичностью и планомерностью. Основными предпосылками развития стремления к самосовершенствованию являются сформированные представления о нравственных нормах, гуманистических ценностях и идеалах, дифференцированная и адекватная самооценка, осознание своих индивидуально-психологических качеств. Появление стремления к самосовершенствованию, изменению самого себя, чтобы приобрести новые качества и свойства, специфично для подросткового периода и означает переход на качественно новый этап в личностном развитии. Для подросткового возраста являются типичными потребности в знании собственных особенностей, интерес к себе и размышления о себе, самоанализ и построение Я-концепции. У подростков постепенно расширяются и углубляются представления о себе, повышается адекватность самооценки, устойчивость Я-концепции и самостоятельность в суждениях о себе. Структура Я-концепции является важным фактором адаптации в социуме и действенным регулятором поведения подростка, изменяющегося под влиянием четкости или неясности Я-образов. Нарушения Я - концепции подростков в целом или какой-либо из ее структур свидетельствуют об искажении самовосприятия, приводят к снижению самоуважения и уровня саморегуляции, что в свою очередь, может повлечь за собой отклонения в поведении. Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста. Кризис подростков протекает со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключённости в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В подростковом кризисе происходит резкое изменение переживаний – как их структуры, так и содержания. Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и формированием образа «Я», так и идентификацией с образом пола. Новообразованиями подросткового возраста в целом являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.
Юношеский возраст В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики. Школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора — завершения или продолжения образования в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и т.п. Социальная ситуация развития в ранней юности - «порог» самостоятельной жизни. В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы[55]. Ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Учебная деятельность в старших классах становится тесно связанной с профессиональным самоопределением, что проявляется прежде всего в избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью. В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но я-формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности[56]. Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Э. Эриксон называет этот кризис кризисом идентичности, и поскольку отрочество составляет переходный этап от детства к зрелости, считает этот период решающим. Основной конфликт этого периода он определяет как кризис идентичности, возникающий в результате того, что новые социальные и биологические факторы включаются в детерминацию становления личности. Общество требует от юноши определения своего места в обществе, выбора профессии, определения жизненного пути, - одним словом, самоопределения. В то же время возмужание, изменение внешнего облика расшатывают его сложившееся представление о себе, меняют отношение к нему окружающих и перемещают его в иные демографические и социальные группы. Обретение здесь новой целостности в результате синтеза всех новообразований предшествующих стадий Э. Эриксон обозначает как формирование истинной внутренней идентичности, в структуре которой интегрируются и в то же время глубоко преобразуются все прежние идентификации ребенка: «Эта идентичность - естественная уверенность человека в том, что внутренняя тождественность и целостность, подготовленные в прошлом, соответствуют тождественности и целостности личности, какой ее видят окружающие. Она служит для человека вещественным доказательством его целостности и создает перспективу для будущей карьеры». Э. Эриксон рассматривает две противоположные возможности, которые предоставляет личности кризис в случае успешного и неуспешного прохождения. В первом случае человек получает идентичность, сопровождаемую такой базовой «добродетелью» возраста, как верность. «Верность есть способность сдерживать свои обещания, несмотря на противоречие системы ценностей». В случае отрицательного прохождения молодой человек обладает спутанной идентичностью, а «патологией» возраста является отвержение. В работах Эриксона выделены определенные симптомы диффузной идентичности. По его наблюдениям, диффузность идентичности проявляется во внезапно развивающейся враждебности по отношению к ролям, предлагаемым и желательным в семье или ближайшем социальном окружении. Молодые люди ощущают в это время тревогу, чувствуют себя изолированными от мира, опустошенными, не способными сделать выбор или принять решение[57]. Выделяют четыре основных варианта, или состояния, формирования идентичности: неопределенная идентичность, преждевременная идентичность, мораторий, зрелая идентичность (см. табл. 11).
Таблица 11. Варианты формирования идентичности
Кризис семнадцати лет возникает на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится профессиональное и личностное самоопределение.
Молодость и зрелость Социальная ситуация развития в период молодости и зрелости предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости. В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной. С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей[58]. Развитие на данных этапах онтогенеза в основном определяется прошлым опытом человека, сферой его профессиональной деятельности, его индивидуальными психологическими особенностями, личными обстоятельствами жизни и т.д. Не все люди в зрелом возрасте достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу. Тем не менее определенные этапы онтогенеза во взрослом состоянии рассматриваются как время критической переоценки своей жизни, ее анализа. От того, каков будет результат этого переосмысления, и зависят особенности протекания кризисных периодов у человека. В молодости и зрелости выделяют кризис тридцати и кризис сорока лет. Приблизительно в возрасте тридцати лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. По мнению И.С. Кона[59], никто не может реализовать себя полностью, и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. В указанный период у человека самоанализ, рефлексия имеет большое значение. В результате самоанализа происходит переоценка ценностей и критический пересмотр собственной личности. Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как член семьи, профессионал, общественный деятель, человек вдруг приходит к осознанию, что стоит фактически перед той же задачей – найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь. Таким образом, кризис тридцати лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит переоценка ценностей и пересмотр собственной личности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность к определенной деятельности и определенным ценностям и ориентациям не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию. Кризис тридцати лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса тридцати лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую онапоявляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной развитости, даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости. Смысл как психологический феномен возникает тогда, когда в составе деятельности появляются операции и соответствующие им цели, не совпадающие с мотивом. Операция – это действие, выполняемое определенным способом в зависимости от условий (ситуации). В отличие от деятельности, составляющие ее действия обычно направлены не на сам предмет потребности (мотив), а на цели, которыми опосредствуется его достижение. Достижение цели опосредствует достижение мотива. Смысл, таким образом, это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают). Отсюда следует, что проблема смысла во всех своих вариантах (от частных до глобального – смысла жизни ) возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел[60]
Рис. 7. Показатели кризисного состояния
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2714)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |