Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В период пенсионного кризиса



2016-09-17 1049 Обсуждений (0)
В период пенсионного кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок




  Вариант развития   Характеристика варианта
  Доживание Характеризуется полной потерей психологического будущего, жизненных перспектив
  Смена ведущей деятельности Может означать резкое сокращение, но не полную утрату психологического будущего, нахождение человеком нового занятия, позволяющего удовлетворить определенные потребности
    Сохранение основного содержания жизни Фактическое продолжение периода зрелости, оно присуще творческим людям, когда главной стороной жизни является семья или какое-либо увлечение, не связанное с профессией

 

Старческие немощи и проблемы, связанные с организацией жизненной среды, ложатся тяжелым психологическим бременем на многих людей преклонного возра­ста. Пожилым людям приходится изменять свои «Я-концепции» по мере того, как они теряют прежнюю автономию и становятся более зависимыми от других в удовлет­ворении своих повседневных нужд. Одни приспосабливаются к этому легко, другие не могут приспособиться. Оценка человеком своего физического состояния часто является надежным показателем его психологического благополучия. Старея, люди начинают в своих мыслях исходить из того, сколько им осталось жить.

Существует несколько теорий приспособления к старению. Некоторые теорети­ки постулируют качественные сдвиги в развитии, происходящие по мере старения. Другие подчеркивают непрерыв­ность и преемственность в развитии личности и способов совпадающего поведения. Одна из центральных задач развития в преклонном возрасте связана с тем, что к концу жизни люди должны отказаться от старых связей и уступить власть другим. Старики также испытывают потребность проводить много времени в размышлени­ях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то, что они оставят после себя людям. Еще одной проблемой является острая потребность в нахождении смысла прожитой жизни[66] [19, с.895].

Индивидуальная реакция человека на старение, на окончание профессиональной деятельности может определять как степень последующего приспособле­ния к новым обстоятельствам жизни, так и особенности развития личности в преклонном возрасте.

Последним кризисом в онтогенезе является кризис смерти. Не так уж много в жизни человека событий, имеющих столь огромное значение, как процесс умирания и смерть. Каждому приходится переживать кончину близких родственников и, наконец, столкнуться с фактом собственной бренности и биологической смертности. Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни, наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

В.В. Козлов[67] отмечает, что актуализация танатологических размышлений обусловлена не только патологическими изменениями, ведущими к ухудшению здоровья и повышению вероятности смерти, но и особенностями образа жизни старого человека. К последним можно отнести определенную монументальность внутренней субъективности, дистанцированность от сиюминутных социальных раздражителей, существенное ослабление мотивов достижения успеха, комфорта, карьеры. Человек, освободившийся от всего тривиального и поверхностного, может сконцентрироваться на сфере глубинного и существенного. В нашей культуре люди только начинают осознавать, что есть нечто, постигаемое через контакты с престарелыми и умирающими.

Тем не менее старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности наших возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Отношение современной медицины к престарелым и умирающим определяется непреклонным стремлением всеми возможными средствами побороть смерть и отсрочить ее наступление. В этой борьбе за механическое продление жизни любой ценой очень мало внимания обращается на то, каковы последние дни умирающего. Многих из них окружают капельницы, кислородные подушки, приборы контроля за важнейшими функциями организма. Часто медицинский персонал и члены семьи отвлекают больного от проблем, непосредственно связанных с ситуацией, обольщая его несбыточными надеждами. Все это еще больше усиливает чувство изоляции и отчаяния, испытываемые умирающими, многие из которых инстинктивно ощущают окружающую их ложь.

Религия, способная быть значительной поддержкой для умирающего, в значительной степени утратила смысл для обычного человека. Западные религии низведены до уровня формализованных обрядов и утративших внутренний смысл церемоний. Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистической философии, усиливает тяжесть положения умирающего. Ведь, согласно такому подходу, за пределами материального мира ничего не существует. Физическое уничтожение тела и мозга есть необратимый конец человеческой жизни.

Сейчас наша социальная структура, равно как и философия, религия и медицина, почти ничего не может предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий.Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни. Однако психиатры, психологи, социальные работники, как ни удивительно, до недавнего времени не называли эту категорию людей в числе остро нуждающихся в квалифицированной помощи.

Непонимание проблем, связанных с отношением к смерти, эмоциональные барьеры и даже сам характер социальных и медицинских учреждений предопределяют невозможность для большинства членов нашего общества осознанно принимать участие в процессе кончины. Это равно относится к умирающим и к их друзьям и близким.

Часто люди, находящиеся на смертном одре, остро нуждаются в искренних человеческих контактах и психотерапевтической помощи, им необходимо открытое и честное общение, они проявляют готовность обсуждать любые психологически близкие им темы. В результате подобного подхода они могут научить остающихся в живых важным вещам, относящимся не только к заключительным фазам жизни, но и проблемам работы человеческого сознания, а также к некоторым редким аспектам нашего существования вообще. Кроме того, данный процесс морально обогатит его участников и, возможно, снизит уровень их тревоги относительно собственной смерти.

Г.Крайг[68] приводит несколько стадий в процессе приспособления человека о смерти, отрицание, торг, депрессия, принятие.

 

Таблица 14. Стадии приспособления к мысли о смерти

 

Стадия Характеристика стадии
  Стадия отрицания Человек отказывается признать возможность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих мнений и диагнозов
    Стадия гнева Человек осознает, что он действительно умирает, его охватывает гнев, обида и зависть к окружающим, состояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд
    Стадия торга Человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или облегчить себе боль и страдание
    Стадия депрессии Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватывает чувство безнадежности, он горюет о том, что уже потерял и о предстоящей смерти и разлуке с родными и близкими
Стадия принятия Человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает развязки

Важным представляется осмысление социально-психологических механизмов адаптации человека к феномену смерти. Речь идет и о системе психологической защиты, определенных моделях символического бессмертия, и о социальной апробации смерти – культе предков, поминальных обрядах, похоронных и мемориальных службах и о просветительских программах пропедевтического характера, в которых феномен смерти становится темой раздумий и духовных поисков. Культура сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры как личности, так и общества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать не только условия для поддержания нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности, удовлетворить потребность пожилых и престарелых людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы досягаемости для старших поколений.

 

Практикум

Задание 1. Составьте план выступления для будущих родителей по одной из выбранных Вами теме: психология родов; психологические установки успешного течения родов; способы взаимодействия с болью и страхом; способы взаимодействия с ребенком во время беременности и родов; особенности переживания предстоящего кесарева сечения и особенности детей, рожденных этим путем; особенности взаимодействия со старшим ребенком при появлении младшего; профилактика послеродовой депрессии; взаимодействие с мужем во время беременности и при уходе за ребенком.

Задание 2.В многочисленных исследованиях было доказано, что дети, находившиеся в условиях дефицита общения и поэтому глубоко отстававшие не только в психическом, но и в физическом плане, приблизились к более высокому уровню развития только после того, как удалось сформировать у них эмоционально-положительное отношение к взрослому и на этой основе обеспечить полноценный ход психического развития.

Какие основные принципы, методы и средства устранения тяжелых последствий госпитализма в закрытых детских учреждениях вы могли бы сформулировать?

Задание 3. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушкам в ясельных группах, отметила:

Сережа (1 год 1 мес.), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает их, тянет в рот и т. д.;

Катя (2 года 1 мес.), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу – качает, машинку – везет, карандашом – рисует и т.д.

Как называются описанные действия с игрушками Сережи и Кати? чем они отличаются? Какова последовательность овладения пред­метными действиями в раннем возрасте?

Задание 4.Ознакомьтесь с описанием двух игр дошкольников на одну тему:

а) игра в «магазин». Оля собирается пойти в магазин и купить продукты. Она берет сумку и говорит: «Схожу в магазин и куплю хлеб и молоко»;

б) игра в «магазин». Играют несколько шестеро детей. Каждый ребенок взял на себя определенную роль, о чем договорились играющие до начала игры. Двое взяли роль продавцов, один – роль кассира, три ребенка - взяли на себя роль покупателей. Они выбирают товары, платят деньги, складывают покупки в сумку.

Определите возраст детей в этих двух играх. Обоснуйте свой ответ, назовите критерии по которым вы установили возраст детей.

Задание 5.Учитель уверен, что учащийся мог бы учиться гораздо лучше при серьезном отношении к учению. В этом случае целесообразно: 1) выявить, чем он компенсирует свои неудачи в школе; 2) объяснить, что равноценной обучению компенсации нет; 3) убедить, что у него есть реальные возможности учиться гораздо лучше; 4) рассказать учителям, работающим в данном классе, какой одаренный и сообразительный их отстающий; 5) все ответы правильные.

Задание 6.Подготовьте краткую статью в воображаемую «Энциклопедию для родителей» о подростковом кризисе. При этом воздержитесь от традиционной академичности, с одной стороны, и от навязчивой рекомендательности – с другой. Обратите особое внимание на язык статьи и на безусловное обстоятельство прочитывания этой статьи подростками раньше, чем это сделают родители.

Задание 7. Ниже представлены пункты личного профессионального плана, который лежит в основе профессионального самоопределения юношей. Расположите их в последовательном порядке.

· Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).

· Осознание ценности честного (общественно–полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).

· Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.

· Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).

· Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.

· Знание путей и способов преодоления внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и будущей профессиональной деятельности.

· Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).

· Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения).

· Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

· Представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения).

· Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

· Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.

Задание 8. Среди проблем юношеского возраста особое место занимают кризис интимности, чувство одиночества и боязнь одиночества. Бессознательное желание избавиться от детских или навязанных взрослыми идентификаций активизирует рефлексию и чувство собственной неповторимости. Именно поэтому для юности характерны чувство одиночества и страх одиночества. Составьте перечень психологических качеств, которые обостряют чувство одиночества и кризис интимности в юношеском возрасте.

Задание 9. Взрослость и зрелость – до сих пор использование этих понятий нередко вызывает трудности у психологов. Как Вы считаете, можно ли и в каких ситуациях рассматривать их как синонимы или практически невозможно их контекстуальное применение и они всегда несут разные смысловые значения.

Задание 10.Разделяете ли Вы идею о снижении психических ресурсов к старости? Верно ли, что в старости больше предпосы­лок для возникновения кризисных состояний и депрессивных пе­реживаний? Сформулируйте иною точку зрения, рассмотрев при­веденный фрагмент.

Вместе с тем следует признать и бесспорное преимущество пожилого возраста в отношении к различным невзгодам – это наличие жиз­ненного опыта. Удивительно точно об этом писал В. Вереса­ев: «Мне шестьдесят лет. Как бы я, семнадцатилетний, удивился, если бы увидел себя теперешнего, что такое? И не думает оглядываться с тоскою назад, не льет слезы о "невозвратной юности", – а приветственно простирает руки навстречу "холодному призраку" и го­ворит: "Какая неожиданная радость!" Вспоминаю скомканную тревож­ность юности, ноющие муки самолюбия, буйно набухающие на душе бо­лезненные наросты, темно бушующие, унижающие тело страсти, безгла­зое метание в гуще обступающих вопросов, непонимание себя, неумение подступить к жизни. А теперь – каким-то крепким щитом прикрылась душа, не так уж легко ранят ее наружные беды, обиды, удары по само­любию; в руках как будто надежный компас, не страшна обступившая чаща; зорче стали духовные глаза, на душе – ясность, твердость и благо­дарность к жизни».

Если личность сохраняет устойчивые социальные связи, то и в старо­сти остаются предпосылки для высокой жизненной устойчивости и твор­ческой активности. Так, Платон умер на 81-м году во время работы над книгой; Цицерон завершил на 63-м году последний свой труд; Микеланджело в 87 лет работал над знаменитой базиликой в Риме. Галилей завер­шил свое учение о звездах в 72 года; Ньютону было 72 года, когда он написал предисловие к своим трудам. Лучшие произведения Гете были написаны после пятидесяти. Крылов в 68 лет выучил греческий язык и в следующие семь лет перевел на русский язык ряд известных произведе­ний классической греческой литературы[69].

Список рекомендуемой литературы

1. Гонина О.О. Психология развития: учебно-методические материалы. Тверь, 2013. - 30 с.

2. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. КБГУ, 2005.

3. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 250 с.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. - 992 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: М.: Юрайт, 2010. - 460 c.

6. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Гардарики, 2005 - 349 с.

7. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Издательский центр ”Академия”, 2007. - 384 с.

 



2016-09-17 1049 Обсуждений (0)
В период пенсионного кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В период пенсионного кризиса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1049)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)