Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Понятие о разговорной и книжной речи



2016-09-16 494 Обсуждений (0)
IV. Понятие о разговорной и книжной речи 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Выполнение упр. 358 на стр. 118. Сравнение текстов разных видов речи.

2. Комментированное чтение дополнительного теоретического материала. Есть ли намеренье язык серьёзно изучать?

Тогда материал дополнительный нужно читать.

Его на страницах учебника встретите часто:

В рамочке с пунктирной чертой он обозначен. |

|

|

3.Упр. 359 (письм.)

4.упр. 360 (уст.)

5.упр. 362 (уст.)

 

6.Объясните, чем отличается картофель и картошки. Составьте предложения, в которых эти различия были бы явными.

 

V. Итог урока. Послушайте одну из «Азбучных истин» Ф. Кривина «Занимательные Архимеды», затем ответьте на вопросы.

 

Язык. Устный и письменный, литературный (книжный) и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мёртвый и живой – и всё это язык, объединяющий и разъединяющий человека.

Вопросы:

1) Что означает каждое определение языка?

2) Какие определения языка терминологичны. А какие – нет? Почему?

3) Какие отличительные признаки книжной и разговорной речи можете выделить?

VI. Д. з. упр. 361, § 47.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема:

87 урок Рр Художественная и научно-деловая речь § 48, с. 119 М.п. Стр. 243 Беляева, Даценко О. А. М. п. Крамаренко, стр. 102. 1 час

Цели урока:1. Дать понятие о художественной и научно-деловой речи.

2. Объяснить их разделение в зависимости от условий общения и задач речи.

3. Познакомить с жизнью и деятельностью выдающегося русского учёного-филолога академика Виктора Владимировича Виноградова.

Методическое обоснование:в начале урока следуетвспомнить, что изучает стилистика, понятие речевой ситуации, понятие разговорной и книжной речи. Формируются понятия художественной и научно-деловой речи, особенности каждого стиля речи учащиеся анализируют при выполнении упражнений. Зачитывается и пересказывается текст о выдающемся учёном-филологе В. В. Виноградове.

Ход урока.

I. Организационный момент.Оформление записей на доске и в тетрадях. Предложить самостоятельно сформулировать цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить?

 

II. Повторение изученного.Беседа по вопросам:

1) Что изучает стилистика? Стили речи, их зависимость от речевой ситуации.

2) Что понимаете под речевой ситуацией?Где мы говорим (о/обстановке, в н/о),

с кем (с одним человеком: 1 – 1, со многими людьми: 1 – много)

и зачем (общение, сообщение, воздействие)

3) Какие стили речи вы знаете?Книжная и разговорная.

Каковы признаки разговорной речи, книжной речи?

Разговорнаяв непринуждённых беседах знакомых людей обычно в домашней, н/о (1 – 1, н/о)

Книжнаяобращена ко многим людям, ко всем желающим знать о предмете речи. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах (1 – много, о/о).

 

III. Изучение нового материала.

 

1. Работа с текстами в упражнении 363 на стр. 119 – 120.

2. Комментированное чтение теоретического материала на стр. 120.

 

IV. Закрепление материала.

1. Выполнение упр – й 363 – 365.

2. Упр. 366. Знакомство с деятельностью учёного-лингвиста В. В. Виноградова.

3. Упр. 367.

4. «Возьмите на заметку!»

5. Упр. 368 – 370.

V. Итог урока.Какие слова характерны для использовния в художественном стиле речи? Какие слова т обороты речи являются показателями научно-делового стиля?

VI. Д. з.§ 48, упр. 372.

 

88-89 уроки Тема: Рр Сочинение по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» Упр. 371, м. п. Беляевой, Даценко с. 293 Крамаренко – с. 112 - 118 часа

 

Цели уроков:1. Научить писать сочинение-описание по картине.

2. Научить использовать в сочинении художественный стиль.

 

Оборудование: натюрморты Хруцкого– см. папку картин в шкафу.

 

Ход уроков.

I. Краткое слово учителя. Рассказ о художнике.Иван Тимофеевич Хруцкий (1810 – 1885) – русский живописец, натюрморты которого отличает иллюзорное изображение предметного мира. Самая известная картина «Цветы и плоды» написана в 1839 г.

Перед тем как начать работать над картиной И. Хруцкого, нам следует вспомнить о том, что такое натюрморт. На уроках ИЗО вы наверняка рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, различные предметы обихода. Как называются картины, на которых всё это изображено? (натюрморт пришло к нам из фр. и переводится как «мёртвая природа»)

Мастером э

Того вида живописи был художник Иван Хруцкий. Он родился 8 февраля 1810 г. в небольшом городе Витебской губернии (теперь это Белоруссия) в семье священника. Большая семья церковного служителя жила скромно, но всё же родителям удалось послать своего первенца на учёбу в лицей. В этом лицее был музей с картинной галереей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью.

Должно быть, природное дарование обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1837 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он брал уроки и у известного английского портретиста.

Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов. Самые ранние из них относятся к началу 1830-х гг. («Натюрморт с птичкой», «Натюрморт со стаканом», «Натюрморт с вазой»). Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы сегодня с вами познакомимся, был удостоен Большой серебряной медали «за написание с натуры плодов и фруктов».

Хруцкий – лучший мастер натюрмортов. Его натюрморты чрезвычайно красочные и декоративные

Эта картина называется «Цветы и плоды».

Рассмотрите её репродукцию № 8.

 

II. Беседа по картине.

 

1) Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызвала?Хочется протянуть руку и попробовать парочку спелых сочных персиков или жёлтую грушу. Или взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.

2)Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы: букет цветов занимает центральную часть картины. Но почему дальше в названии картины звучит слово плоды? Почему не фрукты и овощи? Плоды – это общее название. Это и фрукты и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи.

3)Как много плодов на столе – вот как щедра природа! В центре картины – красивый букет цветов. Не правда ли, он сразу бросается в глаза. Какие же цветы его составляют? Опишите их. Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-жёлтые, белые и, конечно, ярко-красного цвета, порой переходящего в бордовый. Причём у двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-жёлтых прожилок.

4) С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы можно лучше рассказать читателю о цветах, чтобы как можно ярче создать представление о пионах? Эти цветы напоминают огромную шапку: цветы «мохнатые», а их лепестки словно курчавые.

5)Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу. Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета её лепестки? Одноцветны ли они? Ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого. Розу любят очень многие. Выражение расцвела как роза подчёркивает красоту, преображение девушки. Как вы думаете, если растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало? Роза очень красива, но у неё есть шипы. Наверное, это был бы гордый человек, возможно, умеющий защищаться.

6) Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки или легенды про него? А каким изображает этот себялюбивый цветок художник И. Хруцкий? Два нарцисса. Они ярко-жёлтого цвета. По тому, как художник выписывает каждый лепесток (они едва не светятся), видно, что цветок этот хрупкий и ранимый.

7) Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Этогиацинты, которые сами по себе составляют отдельный букет. Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить? Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из 4-х лепесточков и похож на маленькую звёздочку – даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым.

8) А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характера были бы им свойственны? Скорее всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, как у роз, а спокойный. К тому же они отличаются от роз своей довольно простой формой.

9) Найдите на картине цветы, тоже выполненные в синих или голубых оттенках.Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис. Попробуйте описать этот необычный цветок. Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом. Наверное, о лепестках этого цветка сказать что-нибудь труднее всего: очень уж они необычные. Продолговатые, расширенные книзу, а в центре словно маленький пушистый комочек. Можно заметить какие-то маленькие прожилки на каждом из лепестков цветка. Он какой-то необычный, несимметричный.

10) Посмотрите, на самом верху букета – ярко-синие васильки. Как они выглядят? На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие округлые головки, похожие на шишки, которые заканчиваются лепестками, направленными в разные стороны. Они словно открывают свою сердцевинку солнцу. А чем отличаются васильки от других цветов, изображённых художником? Только эти цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил стройные, золотистого цвета колосья.

11) Какое бы слово вы употребили, чтобы охарактеризовать эти колосья? На что они похожи? На туго заплетённую косу.

12) Скажите, а какими человеческими чертами могли бы обладать васильки?Наверное, они были бы добродушными и приветливыми людьми – настолько они лёгкие, воздушные. Кажется, поднимутся и улетят.

13) Какие ещё цветы мы с вами не заметили? У самого края вазы незаметно примостились небесного цвета фиалки, внутри цветка которых словно ободок жёлтого цвета.

14) А что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено? Серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчётливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные, они очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост. Небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент

15) А что означает слово орнамент? Подберите синоним (узор.) орнамент – это узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений. Попробуйте подобрать прилагательные к слову орнамент. Необычный, оригинальный, красивый. А ещё можем сказать незатейливый орнамент, имея в виду простой, незамысловатый, но выполненный со вкусом узор. Посмотрите внимательно на слово незатейливый – оно одного корня со словом затея (выдумка).

16) Ну что ж, мы рассмотрели каждый цветок на картине, и вазу, но ведь работа И. Хруцкого называется «Цветы и плоды». А какие же плоды здесь изображены? Давайте начнём с тех, которые больше всего хочется попробовать. Сразу бросаются в глаза ярко-жёлтые с бордовым и тёмно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетёное лукошко. Причём видно, что положены они на какие-то листочки. Персики привлекают к себе внимание, они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе.

17) А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует И. Хруцкий? Блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая.

18) С другой стороны букета лежит жёлтая тыква с зелёным хвостиком, приподнятым кверху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.

19) Что изобразил рядом с тыквой художник? Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползёт муха.

20) Каким внимательным и наблюдательным был художник! Он нарисовал даже мушку,которая совершает своё путешествие по сочной груше. А ведь для мухи это настоящее путешествие. Посмотрите, какая маленькая мушка и какими большими ей должны казаться фрукты! А уж про тыкву и говорить нечего! Для насекомого тыква – просто другая планета. Давайте подумаем, куда дальше отправится муха.

21) Какие ещё фрукты изображены на картине? На тыкве лежит целая гроздь винограда. Он прозрачный, янтарного цвета. Со стола тоже свисает маленькая гроздь винограда. Состоящая из четырёх виноградинок, правда, некоторые из них испорченные.

22) А смотрите, в самом уголке картины художник изображает ярко-красное яблочко, на которое не сразу обращает внимание зритель, поскольку оно почти скрыто от наших глаз. Рядом с грушами лежит разрезанный лимон, правда, художник показывает, что он не совсем свежий: мякоть матово-жёлтого цвета, почти непрозрачная.

23) А какие ещё предметы здесь изображены? Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин. Он примерно на четверть наполнен водой. Около вазы с букетом цветов – прозрачный стакан с водой. В нём долька лимона.

24) Давайте подумаем, ребята, а говорит ли что-нибудь в этом натюрморте о присутствии человека? и долька лимона в стакане, и ломтик лимона. Лежащий недалеко от груши, и оторванная от грозди кисточка винограда, и разломленный пополам персик.

III. Работа с текстом.Молодцы, ребята! Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображённый на натюрморте Хруцкого.

А вот как описывает эту картину искусствовед Д. Н. Лебедева

 

Сочные, аппетитные, нежные плоды… Душистые, хрупкие, благоухающие цветы… Всё это великолепно удавалось художнику И. Хруцкому. На необычайно яркой картине «Цветы и плоды» как раз и изображаются любимые нами плоды и цветы.

В композиции картины выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых пионов, роз, тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Вместе с вазой цветы заполняют всю центральную часть холста, достигая его верхнего края. Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину. Искусные изделия человеческих рук: корзины и короба – переходят их картины в картину как их непременные «персонажи».

Столь же любимым «героем» с конца 1830-х годов становится великолепный кувшин с рельефным изображением собак и изящной ручкой в виде фигуры лисицы, в котором стоят цветы.

Стакан, наполненный до половины водой с опущенным в него ломтиком лимона, подчёркивает своей прозрачностью мясистую плотность керамического изделия. Долька лимона у края столешницы вносит необходимое оживление и усиливает ощущение присутствия человека. Подобные натюрморты должны были составить «усладу для глаз», но художник не мог не заметить тронутый увяданием цветок, заветрившиеся края разделённого на половинки персика, засохшей лимонной кожуры. (И. Хруцкий: Альбом. – М., 2000)

 

1) О чём говорится в этом тексте? О картине Хруцкого «Цветы и плоды» и о других картинах этого художника, на которых тоже изображены букеты цветов, корзинки с фруктами.

2) Как вы думаете. Зачем был написан этот текст, с какой целью? Чтобы описать натюрморт, разъяснить картину зрителю.

3) Что вы можете сказать о композиции текста, то есть о его построении? На сколько частей распадается этот текст? О чём говорится в каждой из частей? На 2 части. Этому соответствуют 2 абзаца: в 1-м речь идёт о том, что натюрморты хорошо удаются Хруцкому, во 2-м непосредственно описывается картина.

4) Обратите внимание на то, что во 2-й части текста описание начинается с центрального предмета в композиции картины – это букет цветов.

5) Давайте обратимся к словам, из которых состоит этот текст. Какая часть речи преобладает в этом описании? Для этого попробуйте подсчитать, сколько здесь имён существительных, прил., гл. (сущ. – около 80, прил. – 26, гл. – 14)

6) Как вы думаете, почему автору понадобилось столько существительных и прилагательных? Автор ставит перед собой задачу описать картину, указав как можно большепризнаков изображённых на ней предметов.

7) К какому же типу речи мы можем отнести этот текст? Почему? Это описание, поскольку в тексте даётся описание картины Руцкого «Цветы и плоды». При этом преобладают имена существительные и прилагательные.

IV. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.Вопросы и задания.

1) Выпишите трудные слов и составьте с ними предложения. Композициясоотношение и взаимное расположение частей, расположение фигур на картине художника.

Холст – картина, написанная масляными красками на ткани.

Столешница – верхняя поверхность стола.

2) Как вы понимаете выражение «услада для глаз»? То, на что приятно смотреть. Подберите однокоренные к слову услада (сладкий, сладость). Значит, услада – это то, что «сладко» для глаз.

3) Найдите в тексте синоним к слову персонаж.

4) Найдите орфограммы в выписанных словах: роскошный, керамического, оживление.



2016-09-16 494 Обсуждений (0)
IV. Понятие о разговорной и книжной речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Понятие о разговорной и книжной речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)