Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительно-историческое языкознание в России. А. Х. Востоков



2016-09-16 938 Обсуждений (0)
Сравнительно-историческое языкознание в России. А. Х. Востоков 0.00 из 5.00 0 оценок




Общ распространение идеи историзма сказывалось и на общем выяснении родственных связей языков.многие века считалось, что древнееврейский – корень всех языков мира. Лишь в 18 в – понятие о яз семьях. Франц яз считался потомком галльского или кельтского.

18в – историзм, но нужен был толчок – им стало открытие санскрита в конце 18 в.

1786 – выступление востоковеда Джонса на заседании в Калькутте.он много лет прожил в индии, заним изучением инд культуры, в кот труды Панини и др ученых продолж передаваться из поколения в поколение. Так джонс познак с санскритом и начал сопост его с др языками. Идея о санскрите как о праязыке всех евпроп яз – до втор половины 19 в. Только шлейхер ее опровергает.открытие санскрита стало лишь недостающим звеном, после него начался сравн-ист метод.

Центр сравн-ист яз = Германия. После открытия санскрита появ в 1816 серьезная работа, заложивш основы этого метода. Ф. Бопп - «о системе спряжения санскрита в сравнении со спряж греческ, лат, перс и герм яз.»в работе опиоался на санскрит, кот в его работе был впервые привлесен к исследованию. Индоевр яз сравн с санскритом как с маетеринским яз, он сост первую в германии грамм санскрита, разр морф схему соотв индоевр языков.

В российском языкознании первой половины 19 в. был весьма ощутим акцент сравнительного аспекта по сравнению с историческим (генетическим), что объяснялось и неактуальностью для славянских языковедов проблемы языка-источника, и серьёзным интересом к идеям универсальной логической грамматики (И. С. Рижский, И. Орнатовский, И. Ф. Тимковский). В истории языка исследовались лишь отдельные ключевые моменты. Этим было обусловлено отсутствие в русской науке больших обобщающих трудов по сравнительно-исторической грамматике индоевропейских и даже славянских языков, подобных трудам Ф. Боппа и Я. Гримма.

Русские исследователи уделяли большее внимание слову в целом, нежели морфемам в его составе. Лексикографические занятия служили базой для сравнительного подхода к языкам. Слово, как правило, рассматривалось не в отрыве от текста. Благодатной почвой для утверждения в науке о языке принципа историзма явилось русское славянофильство. Сильное воздействие на русских мыслителей оказали философия истории Гегеля и идеология романтизма. Следует отметить, что сторонники сравнительного подхода скорее ориентировались на форму, а сторонники исторического подхода — на значение.

Первым представителем сравнительно-исторического языкознания в России явился Александр Христофорович Востоков (1781—1864). Он известен как поэт-лирик, автор одного из первых научных исследований русского тонического стихосложения, исследователь русских песен и пословиц, собиратель материала для славянского этимологического материала, автор двух грамматик русского языка, грамматики и словаря церковнославянского языка, издатель ряда древних памятников. В 1815 он обратился к занятиям языком памятников древнеславянской письменности. В 1820 им публикуется “Рассуждение о славянском языке”, содержащее реконструкцию звуковых значений букв юс большой и юс малый и заложившее основы сравнительного славянского языкознания. В этом труде рассматриваются вопросы о периодизации истории славянских языков и их месте среди индоевропейских языков. А.Х. Востокову принадлежит подготовка теоретической и материальной базы для последующих исследований в области исторического словообразования, лексикологии, этимологии и даже морфонологии.

20.А.Шлехер и натур-м в ср-ист языкозн На дан этапе языков-ды обращ-тся теперь к тем наук, кот исследуют природу изменяющихся явлений, а именно либо к естествознанию (биологии), либо к наукам о духовной (психической) деятельности чел.Лингвистич натурал-м был вдохновлен теор Дарвина. Яз был признан природным явлен, развивающ независимо от воли говорящего, эволюционным путём и существующ в материальн форме, в виде звуков и знаков, кот воспринимаются органами слуха (или зрения). ). Было проведено резкое отграничение языкоз-я как естеств науки, изучающ фонетич и морфологич строен яз, объективн з-ны его развития, от филологии, имеющ дело с текстами как явлениями культуры, как продуктами субъективного, сознательного творчества людей и дающ им на основе лексич и стилистичо анализа эстетич оценку.крупнейш исследователь-систематизатор Август Шлейхер / Шлайхер (1821—1868).Исслед-л яз и речт ч-з естествозн-е. . Он признаёт то, что материальн основ яз яв-ся мозг, органы речи и органы чувств, что действит назнач-е яз — быть органом мысли, мышлением в звуковой материи. Язык он понимает как “звуковое выражение мысли”, как “мыслительный процесс, выявляющийся с помощью звука”.Язык, по его мнению, создаётся на осн звукоподражи непроизвольных выкриков, при одновремен формирован материальн субстрата мышления и мех-зма говорения, и в этом проц находит воплощение собственно человеческая спос-сть к реализации духа в членораздельных звуках, очеловечивание природы. . Им разграничиваются генетическое родство языков и их типологическое сходство. Родство языков понимается как наследование ими единой “звуковой материи”. А. Шлайхер первым предпринимает попытки реконструкции индоевропейского праязыка. А. Шлайхер внёс огр вклад в разработку лингвистич типологии. Им м были сохранены все уже выделенные предшественниками типы и признаны пути развития яз-в от изоляции к флексии, в новых флективн яз он находит свидетельства их деградации. Язык элем-ты делятся им на выражающ знач-я (корни) и выражающотношения (суф и флексии). Классификация языковых типов строится на основе взаимоотношений корневых и некорневых частей слова. Соответственно различаются корневые, агглютинативни флективн классы языковых организмов.Значим труды: “Языки Европы в систематическом освещении” (1850), “Морфология церковнославянского языка” (1852), “Руководство по изучению литовского языка” (1855—1857), “О морфологии языка” (1859), “Компендиум сравнительной грамматики индоевропейских языков” (1861). В последнем из названных трудов излагается принципиально новая концепция сравнит грам индоевропх яз по сравн с грам Ф. Боппа. Здесь предпринимается попытка реконструкц индоевроп праязыка — более не отождествляемого с санскритом, но считающегося его идеализированной моделью — с опорой на уже открытые к тому времени фонетиче законы. Прослеживается его развитие в каждом из разветвлений. Для целей наглядности исп-ся схема родословного древа, иллюстрирующ идею последовательн распада первоначального единства на отдельн яз и диалекты. Одновременно А. Шлайхер подчёркивает необходимость учёта контактов соседствующяз. внимание он уделяет фонетич стороне яз и меньшее стороне морфологич. А. Шлайхер верит в нисходящее направление развития языка (упадок, деградацию) в исторический период.

21.Языковая концепцияВ. фон Гумбольдтаимела источником идеи И. Гердера о природе и происхождении языка. Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбзаключ в следу: а) синтез натуралистического и деятельностного подходов (язык как организм духа и как деятельность духа); б) диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий); в) системно-целостный взгляд на язык; г) приоритет динамического подхода над структурно-статическим; д) трактовка языка как порождающего себя организма;е) приоритет вневременного взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени; ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма; з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества; и) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового; й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами чел деятельности; к) сочетание философски отвлечённого взгляда на язык со скрупулёзно-научным его изучением. В. фон Гумбольдту принадлежит идея о построении «сравнительной антропологии», включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения «самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира». Он утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры. В. фон Гумб убеждён в том, что язык не развив постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появл сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке.В языке различаются материя и форма, внешняя (звуковая и грамматическая) и внутренняя (содержательная) форма. Особое значение для последующих периодов развития языкознания имела трактовка внутренней формы языка. Утверждалось, что у каждого языка наличествует своя внутренняя форма. Предназначение языка видится в “превращении мира в мысли”, в выражении мыслей и чувств, в обеспечении процесса взаимопонимания. В. фон Гумбольдт закладывает основания для типологии языков, опирающейся на понятие внутренней формы. Он признаёт своеобразие каждого языка как в плане формы, так и в плане содержания. Вслед за братьями Шлегелями, различаются языки изолирующие, агглютинирующие и флективные. В классе агглютинирующих языков выделяется подкласс языков со специфическим синтаксисом предложения — инкорпорирующих. Возможность “чистых” языковых типов отрицается.



2016-09-16 938 Обсуждений (0)
Сравнительно-историческое языкознание в России. А. Х. Востоков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительно-историческое языкознание в России. А. Х. Востоков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (938)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)