Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А. А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа



2016-09-16 612 Обсуждений (0)
А. А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа 0.00 из 5.00 0 оценок




Александр Афанасьевич был ученым синтетич.склада, совместив в себе философа, языковеда, историка лит-ры, исслед. фольклора и мифологии. Кроме р. и укр. я. знал старослав, санскрит, нем, польский и др. Осн. труды: «Из записок по р. грам-ке»←влияние Гумбольдта, «Мысль и язык» - «язык есть ср-во не выражать уже готовую мысль, а создавать ее». «языки различны м/у собой не одной звуковой формой, но всем строем мысли и всем своим влиянием на послед. развит. народов.
Вводит разграничения м/у ближайш. и дальнейш. знач-е слова. Был первым по-наст. значит. теоретиком яз. в России. Общетеоретические положения у Потебни связываются с тщательным анализом большого языкового материала. Этой стороной своей научной деятельности, ярче всего представленной в его знаменитых «Записках по русской грамматике», А.А. Потебня примечателен не в меньшей мере, чем своими теоретическими идеями.
ХАРЬКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА — одно из направлений отечественного языкознания 2-й пол. 19 в., представители к-рого (А. А. По-тебня, Д. Н. Овсяннко-Куликовский, А. В. Ветухов, А. Г. Горнфельд, М. А. Колосов, Б. А. Леэин, А. В. Попов. М. Г. Халанский, В. И. Харциев и др.) исследовали язык в широком культурном и историческом контексте. Изучая происхождение и развитие языков и словесности в связи с историей народа, ученые X. л. ш. исследовали фонетич. и грамма-тич. особенности вост.-слав. языков в их эволюции, собирали и изучали фольклор и худож. ценности, составляющие достояние нац. культуры. У истоков X. л. ш. стояли И. И. Срезневский («Мысли и заметки», 1831; «Мысли об истории русского языка», 1850) и его ученик П. А. Лавровский («О языке северных русских летописей», 1852).
Наиболее значит, достижения X. л. ш. связаны с деятельностью Потебни.

24.Младограмматическое направление возникло на основе множества наблюдений и открытий. Наблюдения над живым произношением, изучение физиологических и акустических условий
образования звуков привели к созданию самостоятельной отрасли языкознания – фонетики.
Представители: К. Бругман, Остгоф, Г. Пауль, Б. Дильбрюк. Программа этого течения была сформулирована в книге Остгофа и Брумана, опубликованной в 1878 году, «Морфологические исследования». Младограмматика – представляет собой историко– сравнительное психологическое языкознание. Отвергли то, что был до этого, и своё внимание сосредоточили на эмпирическом языкознании. Главный принцип – историзма и атомизма. На первое место младограмматисты выдвигали изучение живых языков и диалектов. Со 2-й половины 19 века появились лингводиаграфия и диалектология. Наиболее основательно они изучили фонетику, обосновали объективные законы, под ними они понимали изменения , которым подвергается звук, под влиянием соседних звуков, позиции и ударения. У звуковых законов -2 главных признака:

1) Материальный (звук) характер;

2) Регулярность (единообразие звуковых изменений).

Законы аналогии действуют не только в области фонетики, но и в словообразовании и грамматики. Согласно этому закону речевая деятельность людей в ряде случаев основывается на ассоциативных явлениях в результате чего новые формы образуются по сходству с имеющимися в языке фактами. (Например детская речь , дети не зная правил грамматики образуют по аналогии с существующими в языке формами).
Исходной точкой при исследовании языка были говорящие индивиды. По их мнению реальным свидетельством считается только речь отдельного лица и именно такую речь исследовать, изучать, исходя из индивидуализма младограмматисты искали причины эволюции языка не в изменениях общего характера, а в изгибах психики отдельных индивидов.

Недостатки:

- они изучали язык, его факты и категории изолированно не рассматривая их во взаимодействии, а это свидетельствовало об отсутствии у младограмматистов понимания системности языка.

- мало уделяли внимания языку в синхронии (т.е. занимались историей)

- слабо исследовали лексику и синтаксис.

- в ряде работ допускали терминологические неточности.В области грамматики новые открытия показали, что в процессе развития флексии, кроме агглютинации, привлекаемой предшественниками младограмматиков, играют роль и другие морфологические процессы перемещения границ между морфемами в пределах слова и, особенно, выравнивание форм по аналогии. Углубление фонетических и грамматических знаний позволило поставить на научные рельсы этимологию. Этимологические исследования показали, что фонетические и смысловые изменения в словах обычно независимы. Для изучения смысловых изменений выделяется семасиология, По-новому стали ставиться вопросы образования диалектов и взаимодействия языков. В европейском языкознании к концу 19-го века началась критика положений младограмматиков. Австрийский ученый Гуго Шухардт, развивая учение Шлейхера о важности изучения диалектов и смешанных языков, выяснил, что между родственными языками и диалектами, живущими на большой территории, нет четкой границы: диалекты переходят друг в друга незаметно. В каждом языке есть элементы, которые можно найти в другом языке. Языки смешиваются, «чистых» языков нет. Этот вывод лег в основу концепции Шухардта: родственные, по определению младограмматиков, языки не произошли от общего праязыка, а возникли в результате смещения, скрещивания друг с другом. Он отрицал закон аналогии, о звуковых соответствиях. Ввел в обиход новые данные о смешанных языках на островах Мирового океана. Эта концепция привлекла внимание лингвистов к изучению неродственных языков и открыла новую область – сопоставительную типологию. Немецкий ученый Карл Фосслер выступил с концепцией эстетического идеализма, назвал науку о языке частью эстетики. Младограмматики, по его мнению, анатомируют язык и тем самым убивают его живую душу.



2016-09-16 612 Обсуждений (0)
А. А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А. А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)