А. А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа
Александр Афанасьевич был ученым синтетич.склада, совместив в себе философа, языковеда, историка лит-ры, исслед. фольклора и мифологии. Кроме р. и укр. я. знал старослав, санскрит, нем, польский и др. Осн. труды: «Из записок по р. грам-ке»←влияние Гумбольдта, «Мысль и язык» - «язык есть ср-во не выражать уже готовую мысль, а создавать ее». «языки различны м/у собой не одной звуковой формой, но всем строем мысли и всем своим влиянием на послед. развит. народов. 24.Младограмматическое направление возникло на основе множества наблюдений и открытий. Наблюдения над живым произношением, изучение физиологических и акустических условий 1) Материальный (звук) характер; 2) Регулярность (единообразие звуковых изменений). Законы аналогии действуют не только в области фонетики, но и в словообразовании и грамматики. Согласно этому закону речевая деятельность людей в ряде случаев основывается на ассоциативных явлениях в результате чего новые формы образуются по сходству с имеющимися в языке фактами. (Например детская речь , дети не зная правил грамматики образуют по аналогии с существующими в языке формами). Недостатки: - они изучали язык, его факты и категории изолированно не рассматривая их во взаимодействии, а это свидетельствовало об отсутствии у младограмматистов понимания системности языка. - мало уделяли внимания языку в синхронии (т.е. занимались историей) - слабо исследовали лексику и синтаксис. - в ряде работ допускали терминологические неточности.В области грамматики новые открытия показали, что в процессе развития флексии, кроме агглютинации, привлекаемой предшественниками младограмматиков, играют роль и другие морфологические процессы перемещения границ между морфемами в пределах слова и, особенно, выравнивание форм по аналогии. Углубление фонетических и грамматических знаний позволило поставить на научные рельсы этимологию. Этимологические исследования показали, что фонетические и смысловые изменения в словах обычно независимы. Для изучения смысловых изменений выделяется семасиология, По-новому стали ставиться вопросы образования диалектов и взаимодействия языков. В европейском языкознании к концу 19-го века началась критика положений младограмматиков. Австрийский ученый Гуго Шухардт, развивая учение Шлейхера о важности изучения диалектов и смешанных языков, выяснил, что между родственными языками и диалектами, живущими на большой территории, нет четкой границы: диалекты переходят друг в друга незаметно. В каждом языке есть элементы, которые можно найти в другом языке. Языки смешиваются, «чистых» языков нет. Этот вывод лег в основу концепции Шухардта: родственные, по определению младограмматиков, языки не произошли от общего праязыка, а возникли в результате смещения, скрещивания друг с другом. Он отрицал закон аналогии, о звуковых соответствиях. Ввел в обиход новые данные о смешанных языках на островах Мирового океана. Эта концепция привлекла внимание лингвистов к изучению неродственных языков и открыла новую область – сопоставительную типологию. Немецкий ученый Карл Фосслер выступил с концепцией эстетического идеализма, назвал науку о языке частью эстетики. Младограмматики, по его мнению, анатомируют язык и тем самым убивают его живую душу.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |