Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структурализм в языкознании



2016-09-16 631 Обсуждений (0)
Структурализм в языкознании 0.00 из 5.00 0 оценок




На рубеже 19—20 вв языковедов не удовлетв. историко-генетич. ориентация лингв. исследован., игнор совр. состояния яз, внимание к истории яз. явлений без учёта места в системе яз. -> упрёки в атомизме (в адрес младограмматиков), мешающ. видеть внутр. связи и отношения м/д элементами яз.системы. Критиковали нестрогие определения лингв. понятий, обращение к внеязыковым факторам для объясн. сущности яз.

Формир. нов.исследовательск. программы и принципы с приоритетом синхронич. анализа яз. Складыв. структурн. направл.в языкозн.: яз. - одна из знак.систем, его исследование ведется семиотич. принципом(при анализе элемента знак.системы учитыв. те признаки, благодаря кот. он дифференцирован от других элементов системы и сохраняет тождество самому себе во всех возможн. вариантах.

Яз. - многоуровневая система с взаимосвяз. и взаимообусловл. элементов). Яз. сводится к структуре, сети отношений между её элементами. Объявляется зависимость яз. элемента от системы в целом, от его места по отношению к др. элементам и яз. целому.

Ряд строгих методов для синхронического описания язык: принц логицизма, стали использовать достижения новой (реляционной) логики и прежде всего такие её дисциплины, как логический синтаксис, логическая семантика. В языкозн. проникли матем. методы исследования (математическая логика, теория множеств, топология, теория алгоритмов, теория графов, теория вероятностей, теория информации, математическая статистика и т.д.).

Истоки структ. подхода: грам. Панини, философско-лингв. опыты Декарта и Лейбница, труды Бодуэна де Куртенэ, Фортунатова, Соссюра, Крушевского, Щербы, Есперсена, Сепира, Блумфилда, Якобсона, деятельность Моск. лингв. кружка (созд. в 1915) и рус. формальной школы.

В 20—40-х гг. складываются основные школы, сыгравшие роль в разраб. принципов стр. лингв. (Пражская, Копенгагенская, американская, Лондонская), близкие к ним Ленингр. и Моск. фонол. школы.

Внесли вклад в развитие структ. анализа яз уровней:

Э. Бенвенист (проблемы яз. знака, уровней яз., грам. структуры), Е. Курилович (теория знака, структурн. диахр. морфол), В. Дресслер (лингвистика текста), А.А. Реформатский (знаков. теория языка, фонология, морфонология), .А. Бондарко (функцион. грамматика), Храковский, Недялков, Герд, Архангельский (структ. подход к фразеологии) и мн. др.

Особенности 1-го этапа (20-е - 50-е гг) развития стр. лингв.: повышенное внимание к структуре плана выражения, доступной строгому описанию; забвение содержат.стороны яз.; преувеличение роли отношений м/д единицами яз. и игнорирование природы самих единиц; “статичное” представление системы языка; игнорирование роли соц. и псих. факторов.

Особенности 2-го этапа(50-е - 70-е гг.): поворот содерж. стороне и динамич. моделям яз.; метод трансформац. анализа в грамматике; метод компонентного анализа в лексикол. и грамматике;; семантическое моделирование предложения; распространение структ. методов на исследов. текста, его грам. и семантич.свойств; применение структ. методов в ср.-ист. языкозн.

В 70-х гг. структ. языкозн. растворилось в новых лингв. направл., передав им свой концептуальный аппарат и исследоват. методы.

Лингв.структ. оказал воздействие на смежные науки (литературоведение, поэтику, искусствозн., этнологию, антропол., историю, социол, психол.). Статич. структ. лингв. стала базой для формир. динамической генеративн. лингвистики, для решения задач в области машинного перевода, для развития новых областей прикладн. лингвистики, для возникновения структ. типологии языков.

Нужно различать структурализм как философ. и общекультурное течение и структ. языкозн. как особый этап в истории лингвистической мысли, связанный с переходом от эмпиризма к рационализму, от атомистиче-ского к системному осмыслению языка. Основные понятия и принципы структ. лингв вошли в соврем. общую теорию яз.

38. пражский лингво кружок ПЛК

ПЛК один из ведущих центров лингвистического структурализма. ПЛК начал складываться в Чехословакии с середины 1920-х годов (1926), его организационное оформление произошло в 1929. Ведущую роль в формировании ПЛК сыграл авторитетный чешский лингвист В.Матезиус; В ПЛК вошли чешские ученые, в большинстве ученики В.Матезиуса: Б.Трнка, Б.Гавранек, Й.Коржинек, Я.Мукаржовский и др., а также приехавший из России Р.Якобсон. В 1930-е годы к ПЛК примкнули ученые более молодого поколения: В.Скаличка, Й.Вахек и др. С самого начала существования ПЛК выдающуюся роль в нем играл Н.Трубецкой, живший в Вене. К ПЛК по взглядам были близки некоторые российские лингвисты, особенно Г.О.Винокур; в его изданиях печатались Е.Д.Поливанов и др. Идеи ПЛК оказали влияние на Московскую фонологическую школу и другие направления российской лингвистики.

Основные теоретические положения пражцев впервые были сформулированы в коллективных «Тезисах Пражского лингвистического кружка», С 1929 издавались «Труды Пражского лингвистического кружка», После немецкой оккупации Чехии в 1939 деятельность ПЛК прекратилась. По окончании Второй мировой войны оставшиеся в Чехословакии члены кружка (Трнка, Гавранек, Скаличка, Вахек и др.) возродили деятельность ПЛК и продолжали развивать его идеи вместе с более молодыми лингвистами – Ф.Данешем (р. 1919), Я.Фирбасом (р. 1921), П.Сгаллом (р. 1926) и др. Традиции ПЛК продолжают сохраняться в Чехии и Словакии до настоящего времени.

Взгляды членов ПЛК формировались под влиянием идей Ф.де Соссюра, И.А.Бодуэна де Куртенэ и Московской формальной (Фортунатовской) школы. Все его члены принимали разграничение языка и речи, однако не считали, как многие другие школы структурализма, необходимым ограничение лингвистических исследований исключительно формальной структурой языка, активно занимаясь также вопросами его функционирования, в том числе общественного. Восприняв введенное Ф. де Соссюром разграничении синхронии и диахронии и обратившись к синхронным исследованиям современных языков, лингвисты ПЛК (как и близкие к ним росийские лингвисты) не принимали соссюровские тезисы об абсолютной противоположности синхронии и диахронии и о несистемности последней. Согласно концепции ПЛК, каждое состояние языка связано с его предыдущими и последующими состояниями и должно изучаться с учетом исторической перспективы. Изучая историю языков, пражцы, особенно Р.Якобсон, стремились рассматривать языковые изменения в системе, выявлять то, как изменение одного фрагмента системы вело к ее перестройке в целом.

Лингвисты ПЛК выделяли в качестве ключевых для своей концепции понятия структуры и функции. Функция понималась в ПЛК как цель, ради которой употребляются языковые единицы, что предвосхищало базовые положения будущей лингвистической прагматики. Среди функций языка в первую очередь выделялась функция общения людей, разделявшаяся на интеллектуальную и аффективную; наряду с ней выделялась поэтическая функция, направленная не на внешний мир, а на сам знак. В связи с таким пониманием роли словесного искусства в ПЛК развивалась структурная поэтика, в первую очередь Р.Якобсоном, которым впоследствии, уже в американский период его творчества, была сформулирована ставшая классической теория функций языка, выводимая из модели коммуникативного акта.

Функциональный подход ПЛК в полной мере проявился в фонологии, ставшей одной из основных областей исследований. Фонологией занимались многие участники кружка, но наиболее законченное выражение эта концепция нашла в книге Н.Трубецкого Основы фонологии , изданной посмертно в 1939 (русск. перевод 1960). В этой небольшой книге исследуются фонологические системы более 100 языков; автор подвергает анализу все основные понятия фонологии: фонемы, ее признаков, оппозиции фонем, позиции и нейтрализации противопоставленных фонем, сочетания фонем и их положения в системе языка. На первое место в учении о смыслоразличении Трубецкой выдвигает понятие оппозиции — фонологической и нефонологической. ПЛК выделяют обязательные, факультативные и индивидуальные варианты фонем. 1) Обязательные варианты фонем, в свою очередь, могут быть трех видов: Позиционные варианты зависят от положения фонемы относительно ударения, характера слова, мелодики речи и т. д. Комбинаторные возникают в результате взаимодействия фонем в потоке речи. Стилистические варианты фонем определяются разными стилями произношения. 2) Факультативные часто возникают в результате диалектных различий.3) Индивидуальные обусловливаются особенностями речи отдельных людей.В качестве особого раздела фонологии Пражская лингвистическая школа выделяла морфологическую фонологию, или морфонологию. Под морфонологиейон понимает исследование морфологического использования фонологических средств какого-либо языка. Объектом морфонологии является исследование фонологической структуры морфем, изучение комбинаторных звуковых изменений, которым подвергаются отдельные морфемы в морфемных сочетаниях, и наконец, изучение звуковых чередований, выполняющих морфологическую функцию. Пражцы отвергали как психологический подход к фонологии, свойственный И.А.Бодуэну де Куртенэ и Е.Д.Поливанову, так и абстрактное понимание фонологии. Для ПЛК фонемы – это звуковые единицы, обладающие совокупностью признаков (глухость/звонкость, твердость/мягкость и т.д.). Эти признаки служат прежде всего целям смыслоразличения: Трубецкой помимо выполняемой фонологическими единицами функции смыслоразличения выделял также две менее существенные: функцию указания на границы слов и функцию выделения вершины слова. Основное место в фонологическом анализе ПЛК занимает анализ оппозиций, служащих целям смыслоразличения. Система оппозиций составляет фонологическую систему языка. Трубецкой предложил детальную классификацию оппозиций. Дальнейшее развитие фонология ПЛК получила в концепции универсальных для языков мира дифференциальных (смыслоразличительных) признаков фонем, разработанной Р.Якобсоном уже в 1950-е годы, после его переезда в США. В области грамматики члены ПЛК также стремились разрабатывать концепцию смыслоразличительных оппозиций и дифференциальных признаков, которые, в отличие от фонологических, прямо связаны со значением; именно так Р.Якобсон пытался описывать систему русских падежей. В области синтаксиса большое значение имела концепция актуального членения предложения, разработанная В.Матезиусом. Учение Матезиуса об актуальном членении предложения (АЧП) изложено в его работе "О так называемом актуальном членении предложения" (1947); Матезиус, отказавшись от логико-психологической интерпретации, исходит непосредственно из коммуникативной функции предложения как единицы сообщения.

Трубецкой сформулировал задачи морфонологии как особой дисциплины (Трубецкой считает, «Мы будем называть учение о звуках речи фонетикой, а учение о звуках языка — фонологией».).

Некоторые лингвисты ПЛК, особенно В.Скаличка, занимались типологией. Была поставлена задача структурного сопоставления языков.Трубецкой и Якобсон поставили также вопрос о дополнении генетических и типологических классификаций языков ареальными; ими была выдвинута идея языковых союзов – объединений языков народов, тесно общавшихся друг с другом и в той или иной степени культурно связанных между собой; в результате такого взаимодействия языки могут приобретать общие структурные сходства. Лингвисты ПЛК активно занимались проблемами общественного функционирования языка и языковой нормы, став основоположниками социолингвистики. С этими проблемами была тесно связана разработанная в ПЛК концепция функциональных стилей языка. Различные цели высказывания определяют функции языка. Представители Пражской школы всегда утверждали, что ни один язык не существует в вакууме; язык существует в языковом коллективе, коммуникативные и экспрессивные нужды которого он призван обслуживать.

Две основные функции речевой деятельности: социальная функция и экспрессивная функция. Они отмечают следующее соотношение между функциями литературного языка и функциональными языками: Функции литературного языка: а) коммуникативная; б) практически специальна; в) теоретически специальная; г)эстетическая > язык сообщений. Функциональные языки: а) разговорный; б) деловой; в) научный; г) поэтический.



2016-09-16 631 Обсуждений (0)
Структурализм в языкознании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структурализм в языкознании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (631)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)