Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрастные особенности обучающихся в системе среднего профессионального образования



2018-07-06 3693 Обсуждений (0)
Возрастные особенности обучающихся в системе среднего профессионального образования 5.00 из 5.00 3 оценки




Студенчество в целом представляется особой социальной категорией, общностью людей, целенаправленно и систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, обладающих высоким уровнем познавательной мотивации и активным потреблением культуры [3,4].

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые должны быть учтены при моделировании тех или иных педагогических процессов. В нашем случае это необходимо для выбора средств накопления субъектного опыта студентов, позволяющего формировать готовность будущих специалистов к профессиональной мобильности, сообразно возможностям обучающихся, то есть наиболее оптимальными способами.

Обучение по программам среднего профессионального образования осуществляется в среднем 3-4 года и проходит в возрастном периоде от 15-16 лет до 19-20 лет. Согласно возрастной периодизации, принятой в российской психологии и педагогике, этот период охватывает раннюю юность (старший школьный возраст) и позднюю юность (чаще всего относимую к студенчеству высших учебных заведений).

На основании анализа психологической литературы [1, 2, 4] можно кратко охарактеризовать особенности старшего школьного возраста следующим образом. В период с 15 до 18 лет основным фактором психологического развития и трансформации личности подростка является его личностное и профессиональное самоопределение.

Основными признаками этого периода являются повышенная психоэмоциональная возбудимость, частая смена настроения, состояние тревоги, связанные с физиологическими изменениями, происходящими в организме подростка. Особенности физического развития в это время обусловливают быструю утомляемость, частое состояние подавленности. Кроме того, в этот период начинает свое развитие качественно иная коммуникативная составляющая личности. Уровень и качество коммуникаций со сверстниками претерпевают изменения, становятся более осмысленными и разнообразными. Появляется групповое обособление по культурным, субкультурным, социальным и иным сообществам. Юноши и девушки, стремясь понять и осмыслить проблематику выбора дальнейшего пути развития и жизни, объединяются в группы с качественной иной формой коммуникации, нежели ранее, в период позднего детства.

Учет перечисленных особенностей должен найти свое отражение в особенностях организации процесса по содействию подросткам в накоплении элементов субъектного опыта, общих компетенций на первых порах, когда студенты только начинают свое обучение в колледже. Методы и формы, применяемые в образовательном процессе, должны быть направлены на стимулирование развития коммуникативных новообразований, учет особенностей психоэмоционального состояния подростков.

В старшем школьном возрасте подросток еще не способен к сознательному, адекватному профессиональному самоопределению. Этот этап наступает позже, к 18-20 годам, когда обучающийся, например, получив среднее общее образование, поступает в вуз.

По сути, перед подростком, окончившим 9-ый класс, стоит задача по выбору дальнейшего жизненного пути и, как важнейшей его составляющей, выбору будущей профессии.

Указанные особенности контингента учреждений среднего профессионального образования следует учесть при моделировании процесса формирования готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности. Со студентами-первокурсниками должна проводиться активная профориентационная работа и быть приложены максимальные усилия к переводу внешней мотивации учения во внутреннюю. Это, в свою очередь, может быть реализовано через использование профессионально-ориентированных примеров и заданий уже на первом году обучения.

Также в возрасте, соответствующем первокурсникам, существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 14-17 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению,изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Учет указанных особенностей может плодотворно сказаться на формировании опыта самостоятельной, активной, творческой деятельности при условии подбора соответствующих целям исследования форм и средств обучения.

 

Выводы

Бурное развитие дидактических средств, медленное, но неуклонное превращение компьютера из сакрального предмета, доступного лишь узкому кругу посвященных, в явление повседневной обыденности, появление Internet и т.д. – все это рано или поздно должно было затронуть и такую традиционно консервативную область, как отечественное образование [5, c. 91]. В последние годы все мы стали свидетелями появления сначала обычных цифровых проекторов, а затем и электронных досок, предоставляющих пользователям принципиально новые «степени свободы» нежели их традиционные, «настенные» аналоги.

В настоящее время, когда процесс применения таких средств уже вышел за рамки отдельных частных экспериментов, когда предпринимаются активные попытки внедрить их в учебный процесс, и на этом пути уже накоплен некоторый опыт, можно, наконец, говорить о том, что определение самого термина «современные дидактические средства» и его концепция, которую первопроходцы-энтузиасты нащупывали практически вслепую, начинает, наконец, проясняться. [6, c. 107]

По итогу в выше изложенном материале были сформулированы требования к системе «современных дидактических средств», проанализировано содержание материалов, предложены методические приёмы и их использование в рамках традиционного обучению технологии. Приведён примерный конспект занятия по изучению нового материала.



2018-07-06 3693 Обсуждений (0)
Возрастные особенности обучающихся в системе среднего профессионального образования 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Возрастные особенности обучающихся в системе среднего профессионального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)