Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Содержательные аспекты русской политической мысли 9 страница



2018-06-29 364 Обсуждений (0)
Содержательные аспекты русской политической мысли 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1 января 1864 г. было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

 

Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

 

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне и не позволять общаться между собой 12-ти земским корпорациям.

 

16 июня 1870 г. было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление — городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган — городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы, и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков — одним словом, торгово-промышленная буржуазия).

 

Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т. п.).

 

Одновременно с земской реформой была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. вводили бессословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меру же наказания определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели, могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

 

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился Мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.

 

Судебные уставы 1864 г. вводили институт "присяжных поверенных", адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время (лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления), но и тогда решение об отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

 

В 1861 – 1874 гг. была проведена серия военных реформ. В 1874 г. был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто богаче, могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 14 – 21 года, но правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество (обычно на службу призывалось не более 20 – 25% призывников). Призыву не подлежали следующие категории граждан: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также тот, у кого старший брат отбывал или отбыл службу. Взятые на службу числились в ней в течение установленных сроков: в сухопутных войсках — 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе); во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для всех, получивших начальное образование, срок действительной службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, имевших высшее образование — до полугода.

 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью их просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д. А. Милютиным).

 

Военные расходы, вызванные Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время, заставили правительство выйти из рамок бюджета. Оно брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что возникла реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

 

Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, одной из которых стала отмена винных откупов.

 

При Екатерине II частные лица "откупали" право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому порядку вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу, облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую мощь страны считалась постройка сети железных дорог. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти так же увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно возросло, а также умножилось число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения — банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).

 

Россия начала утрачивать характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.

 

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако в 1861 году новизна положения привела к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права каким-либо образом влиять на порядок в университете, что явилось поводом для частых "студенческих беспорядков". Под впечатлением таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков, и реальные, соответственно, без подобного изучения, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили "реальными училищами"; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было установлено полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

 

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества.

 

Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х гг. появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться и женские епархиальные училища.

 

Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.

 

Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

 

Последствия реформ Александра II

 

Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования — освобождение крестьян — в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

 

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и возникли новые.

 

Падение крепостной зависимости, уравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Появились мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

 

Мне хотелось бы закончить словами А. А. Кизеветтера о правлении Александра II: "Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855 – 1861 годы своего царствования".

 

 

49) Понятие народничества Идеология народничества

Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала 20 века. М., 2007. - С. 593..

 

Основными идейными принципами народничества являлись:

 

отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;

 

стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;

 

лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;

 

идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;

 

представление о русском крестьянине как о человеке будущего, "социалисте по природе";

 

критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. - М., 1997. - С. 947..

 

Народнические организации и их деятельность Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850 - начале 1860-х гг. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским (1861 г)

 

"Земля и воля" (1861-1864 гг.) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г, когда должно было завершиться подписание уставных грамот для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией "Колокола".

 

Своеобразными центрами полулегальной деятельности "Земли и воли" стали книжный магазин Н.А. Серно-Соловьевича и Шахматный клуб в Петербурге.

 

В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самораспустилась.

 

"Ишутинцы". В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

 

"Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.

 

"Большое общество пропаганды" ("чайковцы") существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли М.А. Натансон, Н. В Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы.

 

В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции - т. н. "хождения в народ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе.

 

"Земля и воля" (1876-1879). Организацией руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым:

 

агитацию словом и делом;

 

акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее "вредных" представителей власти).

 

Землевольцы перешли от летучей агитации к оседлой пропаганде, стали создавать поселения народников в деревне. Но новое "хождение в народ" также не дало результатов и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы ("деревенщиков"), объединившихся во главе с Г.В. Плехановымв партию "Черный передел", и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора ("политиков"), образовавших "Народную волю".

 

Партию "Народная воля" (1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др.

 

Народовольцы ставили своей целью:

 

революционный захват власти;

 

созыв Учредительного собрания;

 

утверждение политических свобод;

 

построение, в перспективе, общинного социализма.

 

Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа.

 

Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г.1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала 20 века. М., 2007. - С. 638..

 

"Черный передел" (1879-1882 гг.). Его руководители - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне.

 

В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию.

 

НАПРАВЛЕНИЯ

Направления народничества

2.1. Революционное направление

Основные теоретические направления революционного народничества. В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы - социализм, и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них.

 

Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи:

 

интеллигенция смогла умственно развиться, т. к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;

 

народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений;

 

внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы;

 

для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;

 

после победы народа необходимо сохранение "государственного элемента", роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений;

 

социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

 

В 1870-х годах тезис о враждебности государства историческому прогрессу, под которым подразумевалось торжество рабочего социализма, считался в леворадикальной литературе банальностью, трюизмом. Вследствие этого П.Л. Лавров в своей книге "Государственный элемент в будущем обществе" (1875) не считает нужным останавливаться на критическом разборе существующих форм государственности. Однако в наше время может возникнуть закономерный вопрос о том, каковы же были реальные причины антиэтатистской направленности радикально-народнического мировоззрения, что лежало в основе ненависти идеологов действенного народничества не только к формам самодержавно-государственного устройства, но и к принципу государственности вообще.

 

Надо отметить, что далеко не сразу дворяне-вольнодумцы (особенно это относится к Бакунину и Лаврову) превратились в отъявленных ниспровергателей общественных устоев. В частности, П.Л. Лавров в одном из первых своих публицистических выступлений в печати ("Письмо к издателю", 1857 г) ратует за "постепенное и необходимое совершенствование человечества". Здесь же он отмечает, что при невысоком уровне развития современной науки как утверждение, так и отрицание "великих вопросов совершенствования" одинаково невозможны, а между тем эти проблемы требуют серьезного осмысления. Таким образом, первые попытки Лаврова определить историческое значение феномена государственности исходят из умозрительно-теоретических, научно-познавательных предпосылок.

__________________

 

Создавая проект, мы мечтали создать лучший в России студенческий сервис, отвечающий всем требованиям и тенденциям современной системы образования. Сегодня мы создали такой сервис и искренне благодарны всем клиентам и сотрудникам, чья преданность нашей компании помогла мечте стать реальностью!

 

Дорогие друзья, мы всегда рады вам! Приходите к нам в офис и заказывайте работы!

 

13.04.2009, 19:43 #2

Дипломные работы

Дипломные работы

 

Регистрация: 19.03.2009

Сообщений: 5,806 Народничество 1870-х гг и его направления

В "Исторических письмах" оппозиционный мыслитель рассматривает важнейшие элементы социальной жизни сквозь призму так называемой идеализации.

 

Эта идеализация, по его мнению, основывается на естественном стремлении человека "придать… сознательный характер действиям бессознательным и полусознательным, а действия сознательные перевести с более элементарной ступени на высшую". Когда речь идет о повышении интеллектуального статуса реальных и правомерных потребностей индивида, то, по Лаврову, мы имеем дело с истинной идеализацией, если идеализация является идейным прикрытием для каких-то дурных устремлений и поступков человека, тогда она является призрачной или ложной. Этот подход, по его мнению, правомерен и при оценке общественных форм, выработанных в ходе исторического развития человечества Кутьина Г., Мулукаев Р., Новицкая Т. История отечественного государства и права. Часть 2. - М., 2003. - С. 382..

 

Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А. Бакунин. Он считал, что:

 

главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство;

 

поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;

 

основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту;

 

после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

 

В работе "Народное дело: Романов, Пугачев или Пестель" (1862) М.А. Бакунин утверждает, что прямой причиной всех бедствий русского народа были цари. "Они, позабыв клятву своего родоначальника, народного избранника Михаила Романова, создали эту чудовищную самодержавную централизацию и окрестили ее в народной крови. Они образовали народу противные касты, и духовную, и чиновно-дворянскую, как орудия для губительного самовластия, и отдали им народ, одним в духовное, другим в телесное рабство". При этом народ приписывает свои несчастья кому угодно, только не самодержцу, которого он почитает как своего отца и благодетеля, как символ величия Русской земли. Опираясь на единодушную поддержку подданных, русский монарх в качестве "царя земского" мог бы без особых затруднений разрешить социально-экономические проблемы своей страны - "и мир, и вера восстановились бы как чудом, и деньги нашлись бы, и все бы устроилось просто, естественно, для всех безобидно, для всех привольно". По мысли Бакунина, царь со всенародным Земским собором "создал бы новую Россию на основаниях вольных, широких, без потрясений, без жертв, даже без усиленной борьбы и без шума".

 

Несколько лет спустя отношение Бакунина к русскому самодержавию принимает характер бескомпромиссного отрицания. В "Прибавлении А" (1873) анархо-теоретик ставит в вину монархическому режиму консервацию наиболее реакционных черт русского народного быта. По его убеждению, главное историческое зло, против которого обязаны бороться революционеры, - патриархальность.

 

Патриархальность пронизала всю вертикаль русской социальной жизни - от семьи до государства, "положив на неё тот характер тупоумной неподвижности, той непроходимой грязи родной, той коренной лжи, алчного лицемерия, и, наконец, того холопского рабства, которые делают её нестерпимой".

 

Основной теоретик заговорщического (бланкистского) направления П.Н. Ткачев предполагал, что:

 

крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества;

 

поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту;

 

самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно "висит в воздухе";

 

поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества;

 

для достижения поставленной цели необходимо использовать все средства, включая противозаконные и аморальные.

 

2.2. Либеральное (реформаторское) народничество

Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ".

 

С начала 1880-х гг. не только правонародническая "Неделя", но и "Отечественные записки" (во внутренних обозрениях С.Н. Кривенко), "Русское богатство" Л.Е. Оболенского, а потом и "Северный вестник" (в статьях В.П. Воронцова) настойчиво приглашали интеллигенцию "встать в ряды народа", чтобы совместными усилиями подготовить крестьянские массы к новой для них исторической роли.

 

Практическая программа превращения деревни в центр русской жизни, отстаиваемая народниками, была призвана согласовать государственные и народные интересы. Она предполагала организацию народной промышленности, основанной на артельных началах, неотложное решение проблемы крестьянского малоземелья (с помощью земельного кредита, переселений и выкупа земли государством у частных собственников), приобщение простого народа к таким "элементарным" благам человеческой цивилизации, как законность, "охранение" прав личности, свобода деятельности и развития.

 

В.П. Воронцов, И.И. Каблиц-Юзов, Л.Е. Оболенский и другие теоретики правого народничества вполне сознательно мечтали привести народ к такому состоянию, когда он мог бы справляться со своими экономическими нуждами и моральными болезнями вполне самостоятельно. Они хотели освободить народ от полного подчинения так называемым командующим классам и самой интеллигенции.

 

Однако на практике крестьянство все более и более превращалось не в субъекта истории, а в объект попечительной заботы земства и частной инициативы "культурных одиночек".

 

Капитализм подрывал благосостояние народа, безжалостно разрушая хваленые отцами народничества общинные устои. Все это заставляло новое поколение идеологов интеллигенции, по крайне мере, на время, "забыть" о широких общественных задачах (создании предпосылок для утверждения нового общественного строя) и задуматься о необходимости оказания деревне неотложной "культурной" помощи в ее повседневной борьбе за выживание. Народу нужны были простые оплачиваемые труженики (учитель, врач, акушерка, ветеринар, адвокат, агроном, статистик, писарь, офеня и т.п.), хорошо знающие свое дело и не боящиеся серой, будничной работы. Осознание демократической русской интеллигенцией самоценности этой мирной культурной деятельности (т.е. значения личного служения общественным потребностям через "профессию"), преодоление комплекса социальной вины за якобы "заедание чужого хлеба" означали ее переход на более высокую ступень гражданской и нравственной зрелости. Практическим результатом хозяйственной и просветительской деятельности интеллигенции в пореформенной деревне стал общий культурный подъем народа и, как заметил по этому поводу В.П. Воронцов, "подготовление его к тому, чтобы он был способен осуществить формулу народничества": "все для народа и через посредство народа".



2018-06-29 364 Обсуждений (0)
Содержательные аспекты русской политической мысли 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Содержательные аспекты русской политической мысли 9 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)