Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Разработка механизма стратегического управления предприятием. Подсистема контрольных показателей.



2018-07-06 363 Обсуждений (0)
Глава 3. Разработка механизма стратегического управления предприятием. Подсистема контрольных показателей. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В экономике под показателями понимают абсолютные и относительные величины, которые отражают те или иные экономические реалии хозяйственной деятельности предприятия. Контроллинг в первую очередь должен решать две задачи:

1. Определение оценочных показателей деятельности предприятия, которые количественно оценивают заданные цели развития предприятия.

2. Определять перечень контрольных показателей, т.е. тех показателей, контроль за которыми обеспечит предприятию достижение поставленных целей.

Разработка системы оценочных и контрольных показателей является одной из целей научного исследования.

Для того, чтобы показатели были применимы для координации и контроля, они должны отражать состояние и результаты деятельности предприятия, обладать актуальностью, компактностью, динамичностью, отражать ориентацию предприятия на достижение стратегических и текущих целей, а также допускать сравнения.

Система показателей должна позволять не только количественно оценить ситуацию, но и вскрыть причины ее возникновения, а также провести структурный анализ влияющих факторов. Вся система показателей должна представлять собой иерархическую структуру взаимосвязанных между собой показателей. На практике, в основном, используются отдельные показатели, которые помогают выявить и охарактеризовать наиболее узкие места предприятия. При создании любой системы показателей необходимо учитывать специфику конкретного предприятия, так как невозможно создать универсальную систему, которая могла бы быть применима для любого предприятия.

Система контролируемых показателей представляет собой инструмент управления, позволяющий перевести стратегию в систему четко поставленных задач, а также показателей, измеряющих степень выполнения данных задач. Данная система служит для обеспечения взаимосвязи стратегического и тактического уровня управления предприятием, которые формируются в следующем порядке:

ـ миссия

ـ стратегия

ـ система контролируемых показателей

ـ тактические планы и бюджеты

Миссия и видение на основе ожиданий собственников определяют целевое состояние бизнеса в долгосрочной перспективе, задают основные направления развития предприятия. На базе миссии и видения разрабатывается и согласовывается стратегия развития предприятия, устанавливающая стратегические цели в ключевых областях деятельности и способы их достижения, приоритетные направления использования ресурсов и концентрации усилий предприятия по достижению стратегических целей.

Для того чтобы управлять процессом достижения поставленных целей необходимо, чтобы данные цели были количественно оценены. Данная система показателей должна охватывать семь проекций, соответствующих основным бизнес-процессам предприятия, представленным на рис. 3.1.

Такое распределение проекций дает возможность предприятию воедино увязать основные бизнес-процессы и ориентировать их на решение единых стратегических задач. Степень влияния каждой из вышеперечисленных проекций меняется, поскольку в различных промежутках времени перед предприятием могут вставать различные задачи. Главной стратегической целью предприятия является создание и поддержание устойчивого конкурентного преимущества. Для достижения главной стратегической цели в каждой проекции определяются свои частные стратегические и текущие задачи, сформированные на рис. 3.2. Между поставленными задачами должны быть установлены причинно-следственные связи, которые отражают степень влияния одной задачи на решение другой. По степени влияния можно выделить следующие типы причинно-следственных связей:

- сильная степень влияния
  - средняя степень влияния
  - слабая степень влияния


Рассмотрим каждую проекцию и определим перечень контрольных показателей.

 

Проекция «финансы»

 

В таблице 3.1 представлены стратегические и текущие задачи проекции «финансы» и дан перечень показателей, которые количественно описывают поставленные задачи.

Таблица 3.1.

Стратегические и текущие задачи проекции «финансы»

Стратегические задачи Текущие задачи проекции «финансы» Показатели, обеспечивающие контроль поставленных задач
Рост стоимости предприятия   Добавленная экономическая стоимость
Стоимость предприятия
Выход на прибыль-ность в целе-вых сегмен-тах   Прибыль/убыток в целевых сегментах
Рост прибыли   Прибыль от реализации
Увеличение капитала предприятия при минимальной стоимости капитала   Средневзвешенная стоимость капитала
Величина капитала предприятия
Реинвестирование прибыли Величина реинвестированной прибыли
Умеренная эмиссия акций на открытом рынке Доля акций в свободном обращении
Стоимость акционерного капитала
Умеренное привлечение заемных средств Объем долгосрочных кредитов
Объем облигационных займов
Средняя стоимость заемного капитала
Величина процентных расходов
Эффективное размещение инвестиций   Объем инвестиций
Соотношение рентабельности инвестиций и стоимости капитала
Чистая текущая стоимость инвестиций
Внутренняя норма рентабельности
Величина капитала предприятия
Долгосрочное инвестирование в производство продукта Объем инвестиций в производство продукта
Чистая текущая стоимость инвестиций
Внутренняя норма рентабельности
Долгосрочное инвестирование Объем инвестиций в производство, в дистрибуцию, в снабжение, в прочие проекты
Чистая текущая стоимость инвестиций
Внутренняя норма рентабельности
Сокращение финансовых рисков предприятия   Индекс финансового риска
Поддержание безопасного соотношения заемных и собственных средств Соотношение собственных и заемных средств
Просроченная задолженность по заемным средствам
Поддержание безопасного уровня платежеспособности Период оборота кредиторской задолженности
Просроченная более 2-х месяцев кредиторская задолженность
Штрафы, пени за несвоевременную оплату
Осмотрительное предоставление товарных кредитов Период оборота дебиторской задолженности
Просроченная дебиторская задолженность
Целевое использование прибыли   Доля реинвестированной прибыли в общей прибыли
Обеспечение определенного уровня дохода собственников Размер "дивидендов"
Оптимальная величина прибыли на социальную сферу Расходы на социальную сферу
Реинвестирование прибыли в развитие предприятия Величина реинвестированной прибыли

 

Стратегической задачей в данной проекции является рост стоимости предприятия.

Текущими задачами являются:

ـ выход на прибыльность;

ـ увеличение капитала предприятия при минимизации стоимости капитала;

ـ эффективное размещение инвестиций;

ـ сокращение финансовых рисков предприятия;

ـ целевое использование прибыли.

Основные контрольные показатели в данной проекции, следующие:

ـ добавленная экономическая стоимость за период

ـ стоимость предприятия

ـ прибыль/убыток от продаж

ـ средневзвешенная стоимость капитала

ـ величина капитала предприятия

ـ индекс финансового риска

ـ объем инвестиций

ـ рентабельность инвестиций

ـ доля реинвестированной прибыли в общей прибыли

ـ размер «дивидендов» собственников

В табл. 3.2. представлен список документов, на основе которых производится расчет соответствующих показателей.

Таблица 3.2.

Перечень документов по контрольным показателям проекции «финансы»

Проекция Показатели Условные обозначения Плановый документ Источник фактической информации  
 
Финансы Экономическая добавленная стоимость за период · Сводный план движения капитала предприятия · Отчет о движении капитала предприятия  
Стоимость предприятия · Сводный план движения капитала предприятия · Отчет о движении капитала предприятия  
Прибыль/убыток от продаж · План прибылей / убытков предприятия · Отчет о прибылях и убытках предприятия  
Средневзвешен-ные затраты на капитал · Сводный план движения капитала предприятия · Кредитный план · Специальный расчет · Отчет о движении капитала предприятия · Отчет о выполнении кредитного плана  
Величина капитала предприятия · Сводный план движения капитала предприятия · План движения денежных средств · Кредитный план · Отчет о движении капитала предприятия  
Индекс финансового риска · План мероприятий экономики и финансов · Сводный прогнозный баланс предприятия · План движения денежных средств · Специальный расчет  
Инвестированный капитал · Инвестиционный план · Инвестиционный бюджет · План движения денежных средств предприятия · Отчет о выполнении инвестиционного плана · Отчет об исполнении инвестиционного бюджета  
Рентабельность инвестиций · Инвестиционный план · Инвестиционный бюджет · Специальный расчет  
Доля реинвестированной прибыли в общей прибыли · Сводный план использования прибыли предприятия · Отчет об использовании прибыли предприятия  
Размер «дивидендов» собственников · Сводный план использования прибыли предприятия · Отчет об использовании прибыли предприятия  

Рассмотрим расчет представленных контрольных показателей.



2018-07-06 363 Обсуждений (0)
Глава 3. Разработка механизма стратегического управления предприятием. Подсистема контрольных показателей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Разработка механизма стратегического управления предприятием. Подсистема контрольных показателей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)