Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Журналистика вконтексте культурных коммуникаций



2018-07-06 628 Обсуждений (0)
Журналистика вконтексте культурных коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок




СМИ - канал межкультурной коммуникации.Современная теория МКК имеет отчетливо выраженный междисциплинарный характер и объединяет в себе множество компонентов:семиотических,психолингвистических,социальнопсихологических и т.д. Также разнообразны и определения МКК. Напр. в когнитивной лингвистике МКК рассматривается как общение языковых личностей, принадлежащих различным лингво-культурным сообществам. С точки зрения семиотики и культурологии МКК - это "особая ступень коммуникации культурной", в широком смысле слова - "коммуникация между различными видами и рядами культуры". Сходные определения встречаются в работах по этнопсихолингвистике и лингвокультурологии. Красных вслед за Стерниным определяет МКК как процесс непосредственного взаимодействия культур.Если речь идет о межкультурном диалоге на уровне межличностного общения, то такое взаимодействие действительно может быть непосредственным и этим, собственно, ограничивается понимание МКК в когнитивной лингвистике. Если же мы имеем дело с диалогом на уровне целых культур в семиотическом и культурологическом смысле, то едва ли непосредственное взаимодействие здесь осуществимо в принципе. Как правило, коммуникация между культурами является сугубо опосредованной, будь то, к примеру, синхроническое пересечение современных западных и восточных культур, либо определенный исторический тип проникновения элементов древних культур в более поздние культурные парадигмы."Посредниками" такого взаимодействия являются как сами произведения культуры, так и средства их технического кодирования и передачи. Согласно известной концепции теоретика коммуникации М.Мак-Люэна, определяющее значение для того или иного исторического типа культуры имеет характер коммуникативной технологии, господствующей в данный период. Иными словами, тот или иной способ коммуникации (устный, письменный, электронный) детерминирует во многом мировоззрение и мировосприятие эпохи. В современном обществе Мак-Люэн видел преобладание визуального канала коммуникации - телевидения и компьютерных сетей. При этом в понятие канала следует включить не только технические характеристики передающей "среды", но и творческую деятельность людей, "преломляющих" события окружающей действительности через призму институциональных и субъективных установок. Сарафанникова перефразирует формулу Мак-Люэна следующим образом: "без интерпретатора нет сообщения", мы же можем уточнить, что интерпретатор - создатель сообщения в СМИ - есть неизбежно и посредник.

Красных утверждает,что адекватность понимания, в том числе и межкультурного, возможна при наличии общих пресуппозиций, или фоновых знаний.В идеале партнеры по диалогу должны предпринимать максимум усилий по достижению взаимопонимания через синкретизацию фоновых знаний друг друга, только тогда коммуникация имеет шансы оказаться успешной.Масс-медиа являются таким коллективным посредником, преобразующим информацию на пути от адресанта к реципиенту.

Основные коммуникативные имиджи:окно, открытое навстречу событиям (никто не вмешивается в процесс); зеркало событий в обществе и мире (имеется в виду правдивое изображение), хотя "угол" отражения зависит от материалов и зритель не всегда видит все, что мог бы видеть;фильтр, вратарь или сторож (отбираются одни факты и мнения, но умышленно или неумышленно утаиваются другие взгляды и голоса);указатель пути, гид или переводчик ("разжевывают" то, что в ином случае может показаться загадочным или фрагментарным);экран или барьер (отсекают нас от действительности, навязывая фальшивый взгляд на мир через фантазию или пропаганду)".

Предметы культурологии журналистики:СМИ как источник формирования культурных стереотипов;журналистская деятельности сквозь призму культуры;СМИ и формирование этнических стереотипов;практика взаимодействия культуры и толерантность.

В задачи журналистики входит не только трансляция, но и обобщение ценностей – культурных, духовных, социальных, что может способствовать уточнению и изменению политических, психологических, нравственных ориентиров общества.

Причины становления культурологии журналистики:внутренние: логика развития гуманитарного научного знания и выделение новых дисциплин, охватывающих все более сложные феномены реальности.Внешние: понимание ведущей роли и самостоятельности сферы культуры, кризис культуры и его связь с экологическими и социально-политическими кризисами, культурной неоднородностью и своеобразием современного общества.

СМИ как источник формирования культурных стереотипов – мощный агент социализации, который транслирует следующие функции культуры:творческую – осздание произведений культуры;познавательную – познание мира;трансляционную – передача культурных достижений;регулятивную – формирование поведенческих стереотипов;ценностную – создание системы ценностей, воспринимаемых человеком;знаковую (семиотическую) – создание языка культуры;синтезирующую – соединение больших масс населения в единое целое;смысловую – обретение смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.

Аспекты взаимодействия культурологии и журналистики:онтологический, осмысление действительности;мультикультурного пространства, результаты глобальных явлений;мировоззренческий (журналистика как профессия способствует формированию ценностного потенциала общества.

Внутренняя причина становления культурологии журналистики - логика становления научного знания и выделения новых дисциплин, охватывающих все более сложные уровни.

Внешняя – понимание ведущей роли журналистики и СМИ как приоритетных агентов культурной социализации.

 

 

Функции журналистики

Функции журналистики – дискуссионная тема в научно-исследовательской литературе.

1. Коммуникативная – или функция «налаживания контакта». Установление связи с массовой ауди-торией и социальными институтами является условием информационного взаимодействия в сфере журналистикиКаждая телепрограмма, газета или журнал имеет свое «лицо», свои темы, свою модель мира, свой стиль, свою аудиторию, чьи потребности в информации данное СМИ удовлетворяет. Посредством СМИ устанавливаются социальные контакты между потребителями информации – массовой аудиторией - и социальными институтами, а также между различными слоями и общественными группами, составляющими массовую аудиторию, а также между различными социальными институтами.

2. Социально-ориентирующая, или идеологическая функция журналистики. Средства массовой ин-формации проявляют различные формы информационной активности: от простой передачи инфор-мации, сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззрение человека, его идеалы и ценности, в том числе на мотивацию. Идеологические представления (политические, эко-номические, эстетические, философские, религиозные) играют для человека роль «путеводителя» по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке происходящего, отношение к людям, событиям и явлениям жизни.

Идеология – термин, введенный в научный оборот для обозначения некоторой совокупности идеа-лов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определенная общность людей выражает свое отношение к существующей социальной реальности.

3. Непосредственно-организаторская функция. Там, где есть информация, есть управление. СМИ влияют на деятельность различных социальных институтов.Прохоров называет эту активность СМИ «властными полномочиями».

«Властные полномочия», которыми, по его мнению, располагает журналистика:- журналистский анализ реальной практики, положения дел в той или иной сфере жизни;- анализ тех или иных реше-ний и официальных документов общественных, государственных, частных организаций, различных социальных структур;- выступления и публикации, реализующие положение журналистики как

института общественного контроля за ходом дел в различных областях жизни.

«Властные полномочия», носят не обязательный, а убеждающе-консультативный характер.

4. Культуроформирующие функции. Журналистика призвана участвовать в распространении куль-турных ценностей, воспитывать граждан на лучших образцах мировой культуры, способствуя все-стороннему развитию человека.Именно журналистика делает культуру доступной для широкой ау-дитории во всех уголках мира, доставляя информацию учебного, просветительского, воспитательного характера. Благодаря телевизионным программам о культуре мы отправляемся в «путешествие» в культурные столицы Европы, в театры, музеи, выставочные залы, знакомимся с произведениями выдающихся деятелей культуры и искусства.Важная задача СМИ – формирование высокой культуры мышления, общения, труда и отдыха, обогащение внутреннего мира личности.

5. Рекламно-справочная функция. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию их привлекательного образа, вошла в журналистику на самом первом этапе ее развития. Рекламная информация помогает потребителям сделать выбор, сформировать культуру потребления. Также реклама может принести вред: навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам потребителя, формируя ложные или чрезмерные потребности.

6. Рекреативная функция – развлекательная функция. Создавая условия для отдыха, проведения досуга, снимая усталость и напряжение, развлекательные материалы в СМИ «подпитывают» аудито-рию положительными эмоциями, восстанавливают душевный покой и равновесие.

Профессор Корконосенко предлагает иной –«субъектный» подход к определению функций журна-листики.Суть подхода – в признании факта, что структура функций журналистики многогранна: на объективные возможности СМИ накладываются интересы, воля, возможности тех, кто вступает во взаимодействие с прессой. Журналистика – предлагает, а конкретный социальный субъект – выби-рает. Генеральный субъект по отношению к журналистике – социальная система (общество).

Функциями СМИ на уровне социальных институтов профессор Корконосенко называет пропагандистскую, агитационную и организаторскую функции.

Агитация – воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания.Журналистские пропаганда и агитация направлены на общественное сознание.

Организационная функция нацелена на достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций. Эффекты такого рода достигаются как путем публикаций-рекомендаций, так и путем организации непосредственного общения и взаимодействия людей.

 

 



2018-07-06 628 Обсуждений (0)
Журналистика вконтексте культурных коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Журналистика вконтексте культурных коммуникаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)