Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система непрер. образования журналистов в России



2018-07-06 658 Обсуждений (0)
Система непрер. образования журналистов в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Многоуровневая система подготовки и переподготовки газетных работников, идеологических кадров для печати существовала до 1941 г. Только Московский КИЖ был закрыт в 1938 г. По причинам, не выясненным до конца. В годы войны подготовка военных корреспондентов велась на специальных курсах. Но уже в ходе ВОВ началось формирование университетской системы подготовки журналистских кадров. В 1941 г. Институт журналистики в Свердловске вошел на правах факультета в состав Уральского государственного университета. В 1944 г. факультет журналистики создан в Белорусском университете, в 1946 г. открылось отделение жу-рналистики в Ленинградском, в 1947-м – в Московском университете.

В 40-е годы на филологических факультетах появились отделения и кафедры журналистики в Азербайджанском, Вильнюсском, Казахском, Киевском, Ташкентском и Харьковском универси-тетах, там, где и прежде была налажена институтская система подготовки журналистов.

Открытие отделений журналистики позволило улучшить языковую подготовку журналистов. Традиции университетского образования положительно влияли на развитие культурного уровня студентов, прививали исследовательские навыки, учили искусству работы с литературными источниками. Сыграло свою роль и то, что соединить ресурсы бывших институтов и университетов в условиях войны и послевоенной разрухи было легче. Возможно, повлияло и то обстоятельство, что после репрессий 30-х годов, перестрадав и победив фашизм, освободив Европу. Советский народ почувствовал себя более свободно, стал менее терпим к жестким идеологическим нормам и партийному диктату. Поэтому старые формы организации, в том числе и в области образования, уже не могли быть восстановлены после войны в прежнем виде. Началась демократизация журналистского образования, которая выразилась в переносе центра обучения журналистов в менее политизированные по сравнению с партшколами и институтами университеты. Вероятно, какое-то влияние оказало и то, что в Европе и Америке подготовка журналистов издавна велась в университетах.

В те годы были широко представлены курсы по литературе и языку. Общественные дисциплины включали основы марксизма-ленинизма, политэкономию, диалектический и исторический материализм, историю философии, экономическую и политическую географию СССР и зарубежных стран. Цикл исторических дисциплин включал историю древнего мира, историю новейшего времени, историю СССР.

Количество профессиональных и практических дисциплин в первые годы становления отделений журналистики в рамках университетов было невелико. В дипломах первых выпускников значились история журналистики и большевистской печати, теория и практика советской печати. В какой-то степени близкими к профессиональным дисциплинам можно отнести логику, психологию и историю международных отношений. Но были и спецкурсы, например «Основы сталинского учения о языке», И спецсеминары по выбору. Студенты направлялись на производственную практику, защищали курсовые и выпускные работы.

50-е годы начала формироваться система подготовки журналистов в университетах. В 1954 г. открылся факультет журналистики в Львовском университете. Но особенно бурный рост новых отделений и факультетов журналистики начался в 60-е годы — годы хрущевской «оттепели». Открылись новые отделения и факультеты в Воронежском, Дальневосточном, Иркутском, Казанском, Кишиневском, Ростовском и других университетах. В ведущих вузах появились новые кафедры.

К середине 60-х годов началась подготовка, сначала в МГУ, потом и в других крупных универ-ситетах, журналистов для радио и телевидения. Вышли первые учебники и учебные пособия по теле, радиожурналистике.

Появились курсы «Введение в журналистику», «Критика теории и практики буржуазной журналистики», «Научные основы пропаганды и методы идеологической работы», «Партийное и советское строительство».

В 80-е годы усиленное внимание уделялось практической подготовке журналистов. Появился курс «Журналистское мастерство», развивались формы индивидуальной работы студентов.

На всех этапах в учебном процессе участвовали журналисты-практики, высоквалифицированные специалисты. Стали заключатся договоры о творческом сотрудничестве редакций и факультетов журналистики. В 1982 г. приняты новые типовые и индивидуальные учебные планы, в которые входил фундаментальный теоретический курс «Основы журналистики».

Очередная рубежная дата – начало перестройки. Подготовка журналистов велась к этому времени в 23 университетах страны.

Число студентов-журналистов составляло более 15 000, в том числе более 600 – на дневном отделении.

В 90-е Россия переживает самые сложные и переломные моменты. Изменилась система государственного устройства. Трансформировалась система СМИ. Отменена цензура. Пресса стала более свободной, хотя определенные формы зависимости остались и появились новые. Многократно увеличилось число изданий и программ. Расширилась тематика и специализация изданий. Оживилась репортерская и расследовательской журналистика. Пресса стала на коммерческие рельсы. Появились многочисленные специализированные рекламные издания, соответствующие службы в редакциях. Газеты и журналы перешли на компьютерный набор и цвет. Резко увеличилась потребность в журналистских кадрах. Стали востребованы новые профессии, рекламиста и газетного менеджера, продюсера, компьютерного дизайнера, и т.д.

Во многих университетах началось обучение новостной, аналитической, расследовательской журналистике, введены соответствующие специализации. Открылись кафедры зарубежной журналистики.

 

 



2018-07-06 658 Обсуждений (0)
Система непрер. образования журналистов в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система непрер. образования журналистов в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)