Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Актуальные проблемы медиаобразования



2018-07-06 908 Обсуждений (0)
Актуальные проблемы медиаобразования 0.00 из 5.00 0 оценок




Медиаобразование-направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств».

В настоящее время принято рассматривать две ветви медиаобразования - так называемое социокультурное медиаобразование, которое реализуется на практике в специальных учебных курсах, и медиаобразование интегрированное, которое стремится стать органичной частью конкретного учебного предмета (или образовательной области).

Сооциокультурное медиаобразование, непосредственная цель которого - приобщение человека к мировой культуре через массовую печать, телевидение, радио и кино, можно считать сложив-шимся. Традиции социокультурного медиаобразования берут свое начало в двадцатых годах ХХ века. Тогда весьма важным было развитие восприятия; десятилетием позже стало не менее актуальным формирование основ критического мышления, однако жесткие идеологические режимы не могли себе позволить свободы восприятия и истолкования информации. Именно поэтому в тридцатые годы медиаобразование приостанавливает свой разбег и отныне получает свое развитие там и тогда, где общество заинтересовано в развитии реальной демократии.

Тенденции к появлению интегрированных курсов медиаобразования появляются в шестидесятые годы, однако это частичная интеграция - в учебный предмет вводятся специальные модули, посвященные изучению массовой коммуникации и формированию критического мышления. Вопрос об эффективности подобного подхода остается открытым до сих пор: далеко не каждая область знания может позво-лить себе органичное включение курса, ломающего рамки восприятия и заставляющего переосмыслить привычное. Это связано и с преобладающей парадигмой преподавания, и с тем, насколько непосредственные темы занятий далеки от материалов масс-медиа. Недаром использование массовой коммуникации как средства обучения издавна вызывало столько проблем, что было выделено в отдельную область; однако традиции, сложившиеся в этой области, до сих пор не дают увидеть реальное положение дел. Проблема является общедидактической, она состоит не столько в «использовании техники», но прежде всего в принципах восприятия информации и коммуникативного взаимодействия в системе «ученик - учитель - средство обучения». Таким образом, на наш взгляд, пора переходить к рассмотрению этого поля проблем с точки зрения медиаобразования, что требует более широкого привлечения материалов информологии, теории коммуникации, воспитания.

Сходные проблемы определяют и рост внимания к медиаобразованию за рубежом.

По мнению ученого и исследователя Л. Мастермана, девяностые годы двадцатого столетия характеризуются преобладанием ключевых концепций медиаобразования. Под ключевыми концепциями понимаются те их варианты, которые предназначены для анализа любых медиатекстов. Таким образом, развитие сети массовых коммуникаций заставляет возвращаться на новом витке к первому этапу медиаоб-разования - освоению языка и поиску смысла (или комплекса скрытых смыслов). Основное требование - анализ медиатекста не должен быть произвольным, он призван опираться на систему строгих правил.

Интересно отметить, что в настоящее время в Европе все большую популярность обретает «спиральный учебный план», что соответствует тенденции развития концентров в российском образовании. Именно здесь могли бы пригодиться резервы медиаобразования, поскольку оно и в самом деле затрагивает ключевые позиции взаимоотношений индивида и информации, формирования способа взаимодействия личности с миром. Развитие самого медиаобразования, как мы видим, также следует форме спирали. Следуя пути образных аналогий, можно сказать, что двойная спираль есть спираль развития: образовательная траектория самого предмета, усиленная посредством медиаобразования, дает более интенсивный результат. Эту позицию подтверждают и результаты педагогических экспериментов по интеграции медиаобразования с конкретными учебными предметами. Однако смена парадигмы восприятия и воспитания - процесс небезболезненный, и потому его темпы должны быть органичны по отношению к темпам преобразования, с одной стороны, информационно коммуникативной среды, с другой - демократических основ общества.

Есть четыре «вечных», ключевых проблемных поля медиаобразования:

1)каковы его основные цели? Или зачем нужно медиаобразование?

2)каково его содержание и формы? Или что такое медиаобразование, и чем оно наполнено?

3)как медиаобразование должно соотноситься с другими полями педагогической деятельности, как дидактической, так и воспитательной?

4)кто и где готовит медиапедагогов? Каковы содержание и формы вузовской подготовки медиапедагогов.

 



2018-07-06 908 Обсуждений (0)
Актуальные проблемы медиаобразования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Актуальные проблемы медиаобразования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (908)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)