Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монтаистический период (202/3 - 222/3). 1 страница



2018-07-06 339 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




5) "О посте" (17 гл. - после 217-18 г.).

В отличие от католиков Тертуллиан требует более продолжительных и строгих постов. Это выражается в трех пунктах:

A) он настаивает, чтобы пост, в среду и пятницу был обязателен и продолжался до вечера; Б) вводит новый двухдневный пост (исключая субботу и воскресение);

B) защищает сухоядение - воздержание от мяса, вина, варева, сочных плодов.

6) "О стыдливости" (рассматривается в отделе таинств) (22 гл. - 222/3 г.). 7)" О единобрачии" (см. в отделе таинств) (17 гл. - после 217-218 г.).

Таким образом, в сочинениях Тертуллиана, имеющих характер нравственных призывов и увещаний, проявляется крайность взглядов, нетерпимость и резкость. Особенно строгими становятся его требования в сочинениях, написанных после уклонения в монтанизм.

"Но, - закончив словами О. Петра Гнедича, - основное положение Тертуллиана было вполне верным. Религия должна быть правилом жизни, а не только философской системой".

БОГОСЛОВИЕ ТЕРТУЛЛИАНА

Труды Тертуллиана своим происхождением обязаны практическим поводам: возникновение гонений, споров дисциплинарного характера, ересей заставляло его браться за перо. Тем не менее, Тертуллиан впервые выразил принципы Западного богословия, богословские формулы, сохранявшие свое значение.

Характер догматического учения Тертуллиана определяет отчасти его полемическими целями, отчасти - влиянием стоической философии, которая сообщила ему материалистический и сенсуалистический оттенок. Стоики признавали материальными не только все сущности, но и все качества. Отсюда в их философии был подробно разработан вопрос о способах соединения различных видов материи. Выработанное ими нашло себе применение в учении Тертуллиана о Троице, душе и Лице Иисуса Христа.

ИСТОЧНИКИ ВЕРОУЧЕНИЯ

Переходя к разбору богословских трудов Тертуллиана, следует, прежде всего, обратить внимание на его защиту и обоснование божественного происхождения христианской религии.

Этому посвящены в особенности его трактаты "Апологетик" и "Против иудеев" написанные им в 199 году. Тертуллиан ставил перед собой цель в полемических трудах обосновать божественность Самого Иисуса Христа.

Для этого он использует три рода доказательств:

1) пророчества Ветхого Завета;

2) чудеса Нового Завета;

3) жизнь самой Церкви.

Ветхий Завет является предисловием к Новому Завету, подготовкой к нему и прозрением его.

Ряд пророчеств Ветхого Завета предсказали будущее явление христианства. Мессианские пророчества о Царстве Христовом Тертуллиан указывает: на 70 седьмин пророка Даниила; об имени Христовом и о Его рождении - на пророка Исайю и там же о страданиях Христа; о Воскресении Его, о призвании язычников и о рассеянии Израиля - пророка Даниила (Даниил 9, 26). Автор обращает внимание иудеев на два ряда пророчеств Ветхого Завета о Христе: одни говорят о Его пришествии в образе раба для страданий за род человеческий, а вторые относятся к будущему Его пришествию во славе. В этом нельзя не заметить влияние Св. Иустина философа ("Диалога с Трифоном Иудеем").

Иудеи, ссылаясь часто на ветхозаветные предсказания, продолжали искать в них другого грядущего мессию, не желая признавать Христа, как Господа и Мессию.

Для большей убедительности своих доказательств Тертуллиан прибегает к текстам Нового Завета, где Господь Иисус Христос изгоняет бесов из людей, исцеляет слепых и прокаженных, управляет стихиями и даже смертью. Наивысшим же чудом является, бесспорно, Воскресение Самого Спасителя.

В лице Христа соединяются оба Завета: к Нему приводят пророчества, и Он Сам приводит в исполнение ожидаемое.

Жизнь самой Церкви также служит апологету убедительным свидетельством истинности христианского вероучения. Христиане являются ежедневными свидетелями изгнания нечистых духов и многих других чудес, совершаемых пастырями Церкви Христовой.

Кроме того, высота нравственного христианского учения и евангельская заповедь о любви - убедительно говорят об истинности нашей веры.

Тертуллиан в полемике с гностиками с незначительными изменениями воспроизводит принципы Иринея. Их положению посвящено сочинение "Да прескрипционибус адвэрус гэрэтикос" ("о давности - против еретиков" - "Прещения - против еретиков"). Архиеп. Филарет полагает, что это сочинение "составляет превосходное опровержение всем еретическим и раскольническим толкам, не исключая протестантов и неологов". Слово "прескрипцио" на языке римских юристов означало такой довод против истца, который, будучи принят судьей, тотчас прекращал процесс и делал излишним обсуждение спорного вопроса по существу. Такой прескрипцией против всех вообще служит их противоречие апостольскому преданию, сохранному Церковью. Раз доказано, что известное учение не согласно с апостольским преданием, этого достаточно, что бы отвергнуть его, не входя в разбор частностей.

Истина сохраняется только в Церкви. Христос получил ее от Бога и вверил Апостолам, а Апостолы предали ее основанным ими Церквям. Поэтому только Церковь обладает апостольским преданием.

В доказательство этого Тертуллиан приводит два соображения.

1. Ручательством апостольского характера церкви служит: во-первых, история возникновения церквей и преемство их епископата: Христос послал на проповедь Апостолов. Апостолы "по всем градам" основали Церкви, от которых семена истины получили, вновь возникшие церкви. Эти последние тоже апостольские церкви, потому что произошли от апостольских. Апостольское предание сохраняется в Церквах, основанных учениками Господа через преславный ряд епископов (Пр. Маркиона, кн. IV, гл.5). Церковь имеет епископские списки и при помощи их может доказать, что первый епископ каждой апостольской церкви поставлен или Апостолами или мужами апостольскими. Так Св. Поликарп Смирнский поставлен Ап. Иоанном, Св. Климент Ап. Петром. Исторический факт преемства епископов служит ручательством неповрежденного сохранения апостольского предания. Но в противоположность Св. Иринею Тертуллиан не приписывает епископам особой харизмы сохранения истины.

Таким образом, истинное учение Христа сохраняется в апостольской Церкви, то в случае возникновения сомнения к ним и нужно обращаться за указаниями.

2. Вторым доказательством не поврежденности предания апостолов, сохраняемого церквями, служит его единство. Все апостольские церкви согласны между собой в основных пунктах вероучения. Это может быть объяснено только единством полученного ими предания. Заблуждение не могло возникнуть везде в одних и тех же формах.

Содержание апостольского предания, сохраняемого церквами, дано в Св. Писании и в Правилах веры. Произволу гностиков противопоставляется канон апостольских писаний.

Но Церковь является хранительницей не только истинного Писания, но и его правильного толкования. Церковь получила от Апостолов неизменное и не подлежащее улучшению Правило веры, ее краткое изложение в виде символа. С точки зрения этого Правила веры и нужно истолковывать Писание. Правило веры приводится Тертуллианом в трех видах и представляет собой апостольский символ, истолкованный в противоеретическом духе.

Только охраняя апостольское предание, непрерывное от самого основания Церкви, можно благословить православие.

Пусть еретики покажут: через кого они получили христианство. Тертуллиан отрицал право еретиков ссылаться на Священное Писание.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

В учении о природе человеческой души Тертуллиан выражает несогласие с материалистическим взглядом древних философов. "Душа имеет невидимое тело, свой облик и три измерения". Эту же точку зрения о природе души позже будут развивать Св. Ириней Лионский и Св. Григорий Нисский.

Но все это не мешает Тертуллиану утверждать простоту души по существу и ее неделимость при множественности ее энергий. Душа - божественна, бессмертна; разумна, однообразна и неделима - пишет он. Ее изменения и развитие связаны с ростом человека.

Смерть есть последствие греха. В ад сходят все души без всякого различия и там находятся до тех пор, пока не воздадут до последнего кодранта.

Тертуллиан учит о том, что плоть после смерти человека не уничтожается, а подвергается изменению и преображению сущности.

Он пишет: "Плоть будет сопровождать душу, как молочная ее сестра".

Сначала он говорит о достоинстве плоти, в самой себе, до соединения ее с душой. Но с того момента как в персть вдыхается дыхание божественной жизни, достоинство плоти еще более увеличивается. От соединения с богоподобной душой она очищается и освящается.

После соединения с душой плоть начинает участвовать во всех действиях души: она соединяется с нею так тесно, что можно усомниться: плоть носит душу или душа - плоть, плоть ли вселяется в душу или душа в плоть. Тертуллиан хочет доказать, что так как вся душевная деятельность человека здесь на земле совершается в связи плотью и под ее влиянием, то закон справедливости требует, чтобы в будущей жизни была ответственна не одна только душа, но и тело, чтобы и оно участвовало или в вечном блаженстве, или в вечных мучениях души.

Свой общий вывод из всего сказанного Тертуллиан выражает следующим образом: "Эта плоть, которую Бог создал по образу Своему, которую оживотворил дыханием жизни по подобию Своего существа, которую поселил во вселенной, чтоб она имела в ней жилище, наслаждалась и обладала всеми тварями; эта плоть, которую облек Он в Свои таинства и удостоил Заповедей Своих, в которой Он любит чистоту, одобряет терпение, вознаграждение страдание: неужели эта самая плоть не воскреснет, принадлежа Богу?

Нет, нет! Да не будет! Прочь от нас мысль, будто Бог предает совершенному разрушению творение рук Своих, предмет Своего попечения, оболочку дыхания Своего, царицу творения Своего, наследницу Своих щедрот, жрицу религии Своей, воина Своей веры, сестру Христову".

В доказательство и объяснение будущего воскресения человеческой плоти Тертуллиан указывает на периодические постоянные возобновления в природе, на постоянный переход от разрушения к восстановлению. Это лучшее место во всей его книге.

УЧЕНИЕ О СУЩЕСТВЕ БОЖИЕМ

Тертуллиан - первый из апологетов кто начал серьезно интересоваться догматическим вопросом о Святой Троице. Тертуллиан следовал апологетам: человек может познать Бога, рассматривая свою душу, т. к. "душа по природе христианка", ей присуща некоторая идея о Боге. Но познание в совершенстве Бога для человеческих сил недостижимо.

При всем несовершенстве его богословской терминологии, он дал для запада определяющее направление в богословии. При этом нельзя забывать, что богословские воззрения Тертуллиана основывались в основном на философии стоиков. Стоический натурализм и монизм наложили свой отпечаток на все его богословие.

Тертуллиан разделял учение стоиков о Боге, как некотором "Теле", заполняющем все пространство. По-видимому, это представляет собой неудачную попытку выразить учение о вездесущии Бога.

Материалистическое понимание не только души человека или ангелов, но даже Божественной сущности является продуктом стоического влияния. Тертуллиан пишет, что Бог есть Дух, но тут же спрашивает: "Кто же станет отрицать, что Бог есть тело, следовательно, и страдает, как и человек, однако, он оговаривает, что эти страдания надо понимать не в буквальном смысле".

1) Пытаясь различить Ипостаси Св. Троицы, Тертуллиан рассуждает: "Какая бы ни была сущность Слова, но я объявляю Его особым лицом, и усваиваю Ему имя Сына Божия. Признавая же Сыном, считаю Его существом отличным от Отца. Существует Бог Отец и Бог Сын. Как день не то, что ночь, так Отец не то, что Сын: оба одно и то же быть не могут.

2) Далее он утверждает, что "Отец есть всецелая сущность, а Сын есть истечение, т.е. часть сего целого, и приводит слова Господа: Отец болий Меня есть".

3) Говоря о Св. Духе, он заявляет: "Бог хочет показать третью степень Божества в Параклите по примеру того, как мы показываем вторую степень в Сыне, соблюдая основное начало высшего домостроительства".

4) Единство Божие защищается Тертуллианом вопреки:

1. Политеизму язычников;

2. Дуализму Ермогена;

3. Гностическим системам (особенно против Валентина). Единство сущностей при различии Ипостасей Тертуллиан объясняет на основании слов Спасителя: "Аз и Отец едино есма". Глагол "есма" указывает на множественность, Св. Дух он отождествляет со Словом, говоря: "Дух есть действительно сущность Слова, Слово - действие Духа, и оба они составляют одно. Хотя по сущности они Боги, но не бог "Отец", а как части целого".

5) В заключение надо отметить, что Тертуллиан исповедует Божественность всех трех Лиц, их единосущность, но терминология его допускает многие неточности для правильного понимания ипостасных взаимоотношений. По его понятию Благодать Божия ограничена - если её в одном месте много, то в другом не достает.

6) Бог есть Бог любви и правосудия. Тертуллиан, вопреки Маркиону, доказывает, что правосудие и любовь не только совместны, но и необходимо должны быть присущи одному и тому же Богу. Иначе, как и в первом случае при отрицании единства Божества, - исполнится истинное понятие о Боге, данное в Откровении и вырожденное самой природой человека. "Если благодать неразлучна с правдою, то мечта о Боге, единственно благом, равно как и о Боге, единственно правосудном, уничтожается сама собою. Благодать и правосудие Бога одинаково сияют во всех его творениях" (кн. П, гл., 12).

Учение о Святой Троице высоко оцененное Болотовым, изложено Тертуллианом в сочинении "Против Праксея" (31 гл. -209). Тертуллиан резко возражает против попыток отдельных гностиков (напр., Праксея) исказить православное учение, приписыванием одному Богу явление в разных "модусах" Отца, Сына или Святого Духа.

Раскрывая учение о Святой Троице, он воспроизводит в более редкой форме субординационное ученее апологетов и делает шаг назад сравнительно со Св. Иринеем, учение которого о строгом единстве Лиц Святой Троицы было обусловлено тем, что он боролся только с гностическим разделением Божественного Существа, но не с монархианским слиянием Лиц.

Тертуллиан учит, что один только Бог Отец есть нерожденный и самобытный. Сын происходит от Отца. Прежде сотворения мира Бог был Один. Но в Его внутренней жизни существовала некоторая множественность. Именно Он имел в Себе Самом разум и внутреннее Слово. Для творческой деятельности Бог проявил Свое внутреннее Слово во вне в тот момент, когда произнес первое творческое веление "да будет свет". С этого момента Сын становится, несомненно, отдельною Самостоятельной Личностью.

Таким образом, "как внутреннее Слово Сын Бог вечно существовал в Боге, как Слово произнесенное рождается пред самим созданием мира" (Попов).

Рождение Сына Божия обусловлено целями Откровения. Слово Бога рождается перед самым созданием мира, чтобы быть Творцом и Промыслителем. Необходимость Его посредствующей деятельности вытекает из возвышенности природы Бога Отца. "Отец невидим по причине полноты величия. Сын видим по причине низшей степени Своего производного Существа". Глаз не может смотреть на всю массу солнца, но луч - часть солнца - доступен зрению. Человек не может видеть Бога Отца и не умереть, но ветхозаветные праведники видели Логоса, и не умирали. Здесь мы видим признаки субординационизма. Но с др. стороны Сын Божий есть всемогущий Бог.

Дух Святой происходит от Отца через Сына (Пр. Пр. IV). О Нем ясно говорится как о Третьем Лице. Но как Сын до создания мира существовал в Боге, как Его неотделимое свойство, так Дух, изойдя от Отца вместе с Сыном из Сына в момент создания света, оставался неотделимым свойством последнего до момента ниспослания в Пятидесятницу на Апостолов, и лишь с этого момента Он становится отдельной самостоятельной Ипостасью.

Хотя во взглядах Тертуллиана есть признаки субординационализма, он ясно выражает идею Единства Лиц Святой Троицы: "В Троице нужно различать одну субстанцию и число трех Лиц. Различие не есть различие субстанций, но лиц в этой субстанции". "Бог един, и Отец-Бог, и Сын-Бог, и Дух-Бог". "С таким положением, - говорит Болотов, - можно было твердо стоять против Ария".

"Какое безумие предполагать, будто бы божество разделяется и рассеивается в Сыне и в Святом Духе, тогда как они составляют только вторую и третью ступень и имеют одну сущность с Отцом, нисколько не разделяясь, но рассеиваясь меду бесчисленным множеством Ангелов, не имеющих ничего общего с их сущностью! (Пр. Праксея. Ш).

"Когда я говорю, что Отец истинный, нежели Сын и Дух Святой, то говорю это по необходимости, чтобы дать ответ противникам моим, которые, защищая исключительное единодержавие, смешивают в одном Лице и Отца и Сына и Святого Духа" (Пр. Пр. IX).

Естественная субстанция, начинаясь в Отце, продолжается в Сыне и оканчивается в Духе Святом. Аналогиями, которыми Тертуллиан пользуется для пояснения своей мысли, служат: корень, ствол, плоды; источник, ручей, река; солнце, луч, свет.

Учение о творении изложено в сочинении "Против Ермогена", допускавшего существование вечной материи, приобретающей различные качества под воздействием силы Божией, преобразующей бесконечную материю. Зло и несовершенство мира объяснялось сопротивлением, оказываемой материей творческому воздействию.

Тертуллиан, признавая абсолютность Бога, отрицал совечность Ему материи и излагал библейское учение о творении мира из ничего".

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Человек - самое лучшее и совершеннейшее творение Божие. Он владыка и венец всего Видимого мира. Вселенная не была бы внешним обнаружением совершенств Божиих, вполне достойных Бога, если бы не было в ней человека. Только в одном человеке, из всех своих видимых творений, Бог находит Свой образ и подобие. Только один человек, как единственное разумное существо во всем видимом мире, может познавать своего Творца, приближаться к нему, соединяться с Ним. Тертуллиан ставит человека выше Ангелов и по происхождению и по положению в мире. Ангелы, говорит Тертуллиан, - сотворены, как и все прочее силой и всемогуществом творчества Божия, а человек произошел непосредственно из божественного дыхания. Не ангелам, а человеку Бог подчинил Вселенную, и дал владычество над всем видимым миром. Хотя и у ангелов есть свободная воля, но воля человека сильнее воли ангелов, потому что человек может побеждать дьявола, этого падшего ангела. Существо человека состоит из двух частей - души и тела. Обе части - по учению Тертуллиана - так тесно связаны между собой, что ни одна из них в отдельности не может составлять целого человека.

В учении о человеке Тертуллиан, главным образом, обращает взимание на душу, эту высшую и главную сторону человеческого существа, посвящая целый специальный трактат "о душе".

Так как в мире нет ничего не материального, то и душа, по своей природе, есть тело очень тонкое, но имеющее внешний образ и форму, подобные физическому телу. "Дыхание жизни, вдунутое Богом в лице первозданного, во внутренности тела, заполнило все пустоты, сгустилось и заключилось в телесные гусеницы, как в литейную форму". Но, будучи материальной, душа все же остается простой и невидимой. Она не состоит из двух субстанций - души и духа. Субстанция души не состоит из отдельных частей. Она разлита во всем теле, но обнаруживается различно соответственно органам тела, подобно тому, как воздух, выходя чрез разные отверстия флейты, издает различные звуки.

Тертуллиан полемизирует с Платоном, не признавая учения о переселении душ. Все души произошли от души Адама. Души детей происходят от душ родителей тем же путем, каким рож­дается и тело. Рождаясь вместе с телом, душа и возрастает вместе с ним, однако субстанция ее остается неизменной, а лишь постепенно раскрывает свои свойства. Вследствие своего происхождения от Адама через посредство родителей душа наследует извращенность природы прародителей.

Человек обладает свободой, чем и объясняется возможность его падения. Но не вся природа подверглась извращению после падения, поэтому возможно возрождение после искупления.

ХРИСТОЛОГИЯ

Искупление свершилось чрез воплощение Сына Божия. Тертуллиан резко возражает против докетизма. Говорит о девственности рождения Сына Божия, ставшего человеком от Пресвятой Девы Марии: говорит об истинном Его человечестве, употребляя вполне православные термины. Отрицающие действительность воплощения, по его мнению, не понимают истории человечества. Воплощение составляет средоточие этой истории, дает ей высший смысл и единство. Ветхий Завет есть время постепенного схождения Бога к человеку. Все ветхозаветные богоявления есть явления не Отца, но Сына Божия, приближающегося к человеку.

О способе соединения в Иисусе Христе двух природ Тертуллиан учит: "Тот, Кто в Деве воплотился, есть точно Бог... Надобно, несомненно, верить, что Бог, будучи вечен, всегда пребывает неизменен и не терпит никакого превращения... Если же Слово не допускает превращения, то из сего следует, что через воплощение Его надлежит разуметь плоть, которую Оно приняло и явило, и которая была видима и осязаема, будучи подвержена и всем другим чувствам... Слово именуется ясно: Богочеловеком, т.е. и Сыном человеческим и Сыном Божиим, потому что Оно есть вместе и Бог и человек, отличаясь без сомнения в качестве той и другой сущности; ибо Слово есть не что иное, как Бог, а плоть не иное что, как человек... Мы тут видим двойственное естество, соединенное без смешения в одном лице. Видим Самого Бога и вочеловечившегося Иисуса Христа" (Пр. XXVII).

УЧЕНИЕ О ТАИНСТВАХ

Очищающее действие Крещения зависит от нисхождение на воду Святого Духа, проникающего в воду и дающего ей силу смывать грех.

Не следует удивляться, что вода имеет столь великое значение в таинстве крещения: это отчасти объясняется ее свойствами (О Крещении, гл. 2).

Вода с самого начала творения есть элемент наиболее необходимый и жизненный (гл.2).

Вода уже во время творческого акта была освящена Богом (гл.4).

Крещение совершается пресвитером, но в случае нужды его может совершить и мирянин (гл.17).

Крещение едино, но в этом случае, разумеется, лишь истинное крещение, совершаемое в Церкви. Крещение еретиков ничтожно, поэтому обращающихся в Церкви необходимо перекрещивать (15 гл.).

О действии таинств Тертуллиан пишет:

"Хотя крещение бывает внешнее, потому что одно только тело погружается в воду, но действие его совершенно духовное, потому что очищает нас от греха" (гл.6). Ввиду ответственности, налагаемой на человека крещением, Тертуллиан не одобряет крещение детей и советует отлагать его до зрелого возраста (гл. 13-19).

После таинства крещения совершается миропомазание, о котором Тертуллиан говорит так: "После всего возлагают на вас руки, призывая и привлекая к вам Духа Святого, молитвой, сопровождающей сей священный чин. В Ветхом Завете преподано нам на сей счет точное преобразование... Как скоро... наше тело омоется от прежних грехов спасительными водами крещеная, то Святой Дух, сей небесный голубь, снисходит на нас, возвещая нам мир Божий. Он сходит с неба, как некогда голубь исходил с ковчега, знаменующего образ Церкви" (О Крещении. гл.7).

ПОКАЯНИЕ

Домонтанистический взгляд Тертуллиана на покаяние получил свое выражение в сочинении «О покаянии». Грехи омываются, прежде всего, крещением. Совершившие грех после могут войти в Церковь через покаяние. Допускается только одно.

Покаяние состоит во внутреннем раскаянии и во внешнем обнаружении покаянных чувств -в публичном исповедании греха и аскетических лишениях, как наказании, добровольно принимаемом на себя и умилостивляющим гнев Божий.

В монтанистическом сочинении "О стыдливости" иное представление о покаянии.

Тертуллиан разделяет здесь все грехи на две категории. От них разрешает епископ. Грехи, совершенные против Бога - идолослужение, убийство - не могут быть прощены на земле.

Власть отпускать грехи, совершенные против Бога, и принадлежит Богу, а не человеку.

Смертные грехи может прощать только церковь духовная, т.е. харизматики - Апостолы, Пророки - на основании чрезвычайных полномочий и откровений, полученных от Бога.

БРАК

В сочинении о жене, написанном в домонтанистический период, дозволительность второго брака в случае смерти одного из супругов признается, хотя и рекомендуется вдовство.

В монтанистических сочинениях "Увещание к целомудрию" и "О единобрачии" Тертуллиан отрицает второй брак.

СВЯЩЕНСТВО И ЕВХАРИСТИЯ

В сочинениях Тертуллиана дана вся терминология, относящаяся к учению об иерархии, как священстве в собственном смысле. Он часто называет епископов и пресвитеров священниками, часто говорит о жертвах и приношениях. Однако этой терминологии не соответствует учение. Понятие о епископе, как священнике, не раскрыто. Наименование жертвы он усваивал не только Евхаристии, но и молитвам, милостыням и другим подвигам, предпринимаемым для "умилостивления" за грехи против Бога и Евхаристию не ставит в отношение к жертве Голгофской.

ЭСХАТОЛОГИЯ

Ясно выражены признаки хилиазма. Чтобы вознаградить праведных в тех же условиях, в которых они терпели преследования, Христос будет царствовать с ними в течение тысячи лет. Небесный Иерусалим, который теперь находится на небе, спустится на землю. Этот Иерусалим показан в видениях монтанистическим пророкам. Для участия в земном царстве Христа воскреснут праведники, но не все в одно время.

"Отдельные ошибочные мнения Тертуллиана Отцы не считали крупными погрешностями в вере, - пишет проф. П. Гнедич, - и его сочинения оказали значительное влияние на развитие последующего богословия, особенно на Отцов Западной Церкви.

СВ. КИПРИАН, ЕПИСКОП КАРФАГЕНСКИЙ. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ

(письма и трактаты)

Св. Киприан - замечательнейший Отец Западной Церкви. Ему, как и Тертуллиану, принадлежит ряд широко известных выражений:

"Церковь одна и едина" - "Уна эт соля";

"Вне Церкви нет спасения" - "Экстра экклесиам нулля сэлюс";

"Кому церковь не мать, тому Бог не Отец";

"Епископ в Церкви и Церковь в Епископе";

"Кто не с епископом, тот вне Церкви".

Тасций Цецилий Киприан родился в богатой языческой семье, почему смог получить хорошее образование. В христианство был обращен в зрелом возрасте (245 или 246 г.) Цецилием.

После обращения Киприан резко изменил жизнь, скоро был избран пресвитером, а затем и епископом Карфагенским, около 240-249 гг. Его жизнь описана диаконом Пруденцием, но ряд сведений о его деятельности можно извлечь из его сочинений.

Св. Киприан управлял Церковью в тяжелый период. В 249 г. разразилось гонение Декия. Св. Киприан, по настоянию верующих, оставил Карфаген и из безопасного места продолжал руководить Церковью.

В гонения Декия было много падших. Вопрос о принятии их в общение вызывал схизму Новата и Феллициссима, находивших требования Св. Киприана строгими и принимавших падших в общение без предварительного покаяния. В это время в Риме возник раскол Новациана, который, наоборот, находил практику епископа Корнилия слишком снисходительной и был против дарования мира падшим даже после их покаянного искуса. Весной 251 г. Киприан возвратился в Карфаген и восстановил единство в своей пастве.

Во время чумы Св. Киприан дал указание христианам ухаживать за больными не только христианами, но и язычниками, которые обычно, боялись заразы, оставляли своих больных без помощи. Это значительно способствовало поднятию авторитета христианства в Карфагене.

В последние годы жизни Св. Киприана между Карфагенской и Римской Церквами возник спор о Действительности крещения еретиков. Св. Киприан занял крайнюю позицию. Но к расколу это не привело, и вопрос впоследствии бы решен в соответствия с мнением папы Стефана.

В 257 г. Св. Киприан был сослан, а через год вызван в Карфаген для нового суда. Сохранился краткий и выразительный рассказ об этом последнем допросе:

- "Ты Тасций Киприан?" - спросил проконсул.

- "Я".

- "Ты пас нечестивых?"

- "Я".

- "Императоры приказали тебе принести жертву! ".

- "Не сделаю".

- "Подумай о себе".

- "Делай, что тебе приказано".

После этого проконсул прочитал приговор. "Я благодарю Бога" - ответил Киприан.

Св. Киприан был усечен мечем в 258 г. 14 сентября память на Западе; на Востоке 31 августа (13 сентября).

СОЧИНЕНИЯ

Как писатель Св. Киприан является непосредственным преемников Тертуллиана. Сочинения и образ мыслей последнего оказали на Св. Киприана большое влияние. В его жизнеописании рассказывается, что он настолько уважал и ценил сочинения Тертуллиана, что называл его учителем "да магиструм" (дай учителя) говорил он своему секретарю, когда хотел читать его книги.

Как Ориген был гений теоретического Христианства, развивавшегося на Востоке, христианства в его отвлеченном понимании и абстрактных доктринах, так Киприан был гением практического христианства, развившегося на Западе, христианства в его церковной организации, внешней житейской дисциплине.

Все его сочинения, в том числе, имеющие важное значение письма, написанные по конкретным поводам и представляют собой ценный источник не только для его биографии, но и для истории Карфагенской Церкви.



2018-07-06 339 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монтаистический период (202/3 - 222/3). 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)