Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монтаистический период (202/3 - 222/3). 8 страница



2018-07-06 264 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Священство он прикровенно изъясняет следующим образом: «Самая высокая и страшная мышца, сшедшая с неба, через возложение рук даровала нам Духа Святого. О, неизреченная сила, благоволившая вселиться в нас через возложение рук святых иереев!».[36]

Догмат о воскресении мертвых св. Ефрем защищал против еретиков последователей Вардесана в церковных канонах и песнопениях об умерших. Что же говорит Писание, а оно говорит, что «егда приидет Сын человеческий во славе своей, поставит овцы одесную, козлища же ощуюю» (Мф.25, 33). Так поучал преп. Ефрем Сирин о догматах веры.

3.6.Преп. Ефрем - духовный песнопевец

«Христов воин, облеченный всеоружием Христовым,- пишет древний биограф о преп. Ефреме, - открыл войну с врагами Христовыми, особенно с нечестием Вардесана и его последователей».[37]

Он собрал дев обета и научил их пению попеременному; эти песни заключали в себе песни о рождестве Христовом, о крещении, о посте, о страдании Христа, о воскресении, о вознесении на небо.

Так же им были составлены гимны - о мучениках, о умерших и покаянии. Вскоре весь город был привлечен на церковные службы, а еретики разсеялись. Всего сей богомудрый муж написал до 300 000 стихов, вооружив Церковь Христову стройным песнопением при богослужении.

Многие песнопения и гимны позже вошли в историю церковного пения и многие из них до настоящего времени используются в православных храмах.

4. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО (300 - 390гг.)

4.1. Биография преподобного Макария Великого

Преподобный Макарий Египетский родился в селении Птинапор, в нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но вскоре овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь».[38] Господь наградил своего угодника долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Священное Писание, не уходил от своих престарелых родителей.

По смерти своих родителей преп. Макарий раздал оставшуюся часть имения на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца - инока, жившего в пустыне, недалеко от того селения.

Старец принял его с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию - плетению корзин. Старец построил отдельную келлию недалеко от своей, и поместил в ней ученика.

Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил клириком местной церкви.

Однако Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому тайно ушел в другое место.

Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал все нападения беса крестом и молитвою. Злые люди по указанию беса воздвигли брань, оклеветав его в соблазнении девицы из ближнего селения. Преп. Макарий со смирением и терпением нес эти искушения, а вырученные деньги от плетения корзин безропотно отсылал на прокормление девицы. Невиновность блаженного Макария вскоре открылась, девица, промучившись много дней, не могла родить, в муках исповедала, что оклеветала инока, и указала действительного виновника греха.

Тогда преп. Макарий тайно, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому, Отцу и основателю египетского монашества. Преп. Антоний с любовью принял блаж. Макария, который сделался его преданным учеником и последователем.

С преп. Антонием Макарий жил долгое время, а затем по совету святого Аввы, удалился в Скитскую пустыню в северо-западной части Египта.

Он не достиг еще и тридцатилетнего возраста, когда его уже стали называть «юношей-старцем», проявившем опыт и зрелость аскета-инока.

И там преп. Макарий много терпел от нападений бесов, но смирение преподобного побеждало все козни бесовские.

Когда ему исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. Часто преп. Макарий посещал Великого Антония, получая от него духовные наставления через беседы.

При кончине великого Аввы преп. Макарий получил от него в наследство посох, вместе с которым принял сугубо духовную силу Великого Антония, подобно тому, как некогда пророк Елисей принял от пророка Илии сугубую благодать вместе с упавшей с неба милотью.

За великие духовные подвиги Господь наградил подвижника даром исцеления. Из разных мест к нему приходили множества людей за помощью, советом, испрашивая его святых молитв.

Все это нарушало уединение святого, поэтому в своей келии он выкопал глубокую пещеру и удалялся часто туда для молитвы и Богомыслия.

Однажды св. Авва застал в своей келии вора, который нагружал его вещи на осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать вору с поклажей.

Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: «Мы ничего не внесли в этот мир, ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем».[39]

Однажды преп. Макарий шел по пустыни и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой? Череп ответил, что он был главным языческим жрецом, и сказал: «Когда ты, Авва, молишься о нас, находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение, мы начинаем видеть друг друга, это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преп. Макарий прослезился и спросил еще: «Есть ли мучения еще более жестокие? Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отвертись Его, и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».[40]

Однажды, пребывая на молитве, блаж. Макарий услышал голос: «Макарий, ты же не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе».[41]

Смиренный подвижник, взяв свой посох, поспешил в город, нашел дом, в котором жили эти женщины, и постучал.

Они поведали ему о том, что они вышли замуж за родных братьев и за всю жизнь не сказали друг другу худых слов и никогда не ссорились. Мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти. Святой подвижник прославил Бога и произнес: «По истине не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Св. Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».[42]

В годы царствования императора Валента (364-378гг.) преп. Макарий Египетский вместе с преп. Макарием Александрийским, подвергся преследованию со стороны арианского еп. Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники.

Там, по молитвам святых, получила исцеление от тяжкого недуга дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ разрешил им возвратиться в свои пустыни.

Кротость и смирение преподобного преображало души человеческие.

«Худое слово, - говорил авва Макарий, - и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».[43]

На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: «Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: Господи как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня».[44] Как-то спросили его: «Каким образом можно сделаться иноком?». Преподобный ответил: «Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком».[45]

В беседе с иноками преп. Макарий часто говорил: «Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят. Если для тебя поношение - как похвала, бедность - как богатство, недостаток - как изобилие, ты не умрешь».[46]

Преп. Макарий Египетский прожил 90 лет, а незадолго до дня своей кончины ему явились преп. Антоний Великий и Пахомий Великий и сообщили ему радостную весть о близком его переходе в блаженные Небесные обитатели. Преподав всем окружавшим его, благословение и простившись со всеми, преподобный почил со словами на устах: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Земная жизнь, по учению Макария Великого, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение, главное приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством.

Скончался Макарий Великий в 391 году, а день памяти его 19 января.

4.2.Письменные труды преп. Макария Египетского

При земной жизни преп. Макарий много общался с иноками как египетскими, так и с сирийскими аскетами и потому после себя оставил много рукописных трудов, адресованных разным инокам под разными предлогами. Все его письменные труды ученые богословы делят на «Беседы» и «Поучения».

Ряд его творений были уже известны ученым богословам в 6 веке на сирийском языке. В начале 20 века многие ученые исследователи творений преп. Макария подвергали сомнению принадлежности их автору.

К таковым относятся в основном протестантские и католические богословы, которые обвиняли автора в мессалианской ереси.[47]

После тщательных исследований уже известных ученому миру трудов преп. Макария, греческими и российскими учеными богословами, была установлена связь Церковного Предания с духом творений автора, что явилось гарантом в подлинности писания «Бесед» и «Поучений» их автору.

Эти древние творения являются ценным материалом для изучения в области патристики и гомилетики.

4.3. «Беседы» преп. Макария Египетского

По словам владыки Филарета «Духовные Беседы» преп. Макария являются «драгоценным наследием опытной мудрости великого Макария»,[48] которые были опубликованы Йоханом Пикуом в 1559 году.

Позже все творения преп. Макария были переведены на многие европейские языки.

На русский язык они были переведены Московской Духовной Академией, и выдержали несколько переизданий. По словам архим. Арсения, «Духовные беседы» являются одним из шедевров святоотеческой письменности.

4.4. Сотериология преп. Макария Великого

Учение преп. Макария о Святой Троице и Лице Господа нашего Иисуса Христа четко выражено в его творениях.

Не случайно к своим духовным чадам он обращается с такими словами: «Полностью доверяйте божественному и священному определению истинного и благочестивого учения и веры, поскольку оно право догматствует о едином поклоняемом Божестве, единосущии Троицы, единой воле, единой славе и едином поклонении одному Триипостасному Божеству, как мы благочестиво исповедовали благое исповедание пред лицем многих свидетелей во святом таинстве святого Крещения».[49] Таким образом, Никейская вера, запечатленная Церковью и ее таинствами, служила фундаментом всего богословия преп. Макария Великого.

Также прослеживается мысль, что в Лице Богочеловека неслиянно и нераздельно соединились две природы.

Этот аспект православного вероисповедания он выражает следующим образом: «Он есть Бог и Он же - Человек; Он - Живой и Он - Умерший; Он -Господь всех и Он - Раб всех; Он - Агнец и Он - Жертва; Он - претерпевающий страсти и Он - Бесстрастный».[50]

Центром же всего миросозерцания преп. Макария является таинство Домостроительства Божьего о человеке, соединяющее в себе сотериологию и Антропологию.

Он указывает, что Бог, будучи благим Творцом, сотворил два мира - небо и землю и всякую тварь и человека.

По учению автора, Господь не почивает ни в одной из этих тварей, но благоволит лишь одному человеку, общаясь с Ним в Нем почивать.

Поэтому между человеком и Богом установилось некое сродство и оно выразилось в том, что человек создан по образу Божьему.

Далее преп. Макарий рассуждает так, что сама по себе человеческая природа изменчива: она может склоняться и к добру и к злу, воспринимая и благодать Божию и действие демонической силы, и все это происходит не принудительным актом, а произволением.

По мысли автора человеческое естество есть пассивное начало, а активную же роль играет произволение или свободная воля человека, входящая в число сущностных характеристик высшего начала в природе человека - его разумной души.

Сама же душа, будучи великим и чудным творением Божиим, есть тонкое тело, подобное также тонким телам Ангелов и бесов. Поэтому душа должна воспринимать от Бога, Его Дух и Свет Его духовную пищу, питие и небесные одеяния - они и составляют истинную жизнь души.

Душа человека включает в себя волю, совесть, ум и любящую силу - ими и управляется душа.

Ум - высшая часть души и играет главную роль в духовной брани. По мысли преп. Макария: «Ум есть всадник, он впрягает колесницу души, сдерживая бразды помыслов, и устремляется против сатанинской колесницы, которую установил сатана против души».[51] Большое значение преп. Макарий придает и сердцу, которое есть средоточие всей душевной и духовной жизни человека.



2018-07-06 264 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монтаистический период (202/3 - 222/3). 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)