Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монтаистический период (202/3 - 222/3). 2 страница



2018-07-06 241 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Делятся сочинения на 2 группы: письма и трактаты.

ПИСЬМА

С именем Киприана по изданию Киевской Духовной Академии известно 66 писем, принадлежащих Св. Киприану (в других изданиях еще 16 адресованных ему). Составление писем падает на время епископского служения Киприана (248/9-258). Большинство писем имеет отношение к тогдашним злобам дня. Содержание их не фамильярное и интимное, а общецерковное - учительное, догматическое, нравственное и главным образом

церковно-дисциплинарное. Они всецело относятся к области догматики и каноники, - в них Киприан развивает свою теорию Церковной организации, дисциплины, решает вопросы о принятии в Церковь падших (№ 9,10,17,49), о перекрещивании еретиков (№ 57, 58, 60-620,) о взаимном отношении епископа, клира и народа и т.д.

Блаж. Августин замечает, что они дышат необычайной приятностью и изливают благодать. Важное значение имеет послание к Донату о благодати Божией, в котором Св. Киприан подробно и живо изображает тот духовный процесс, который привел его к обращению в христианство, и сам акт благодатного возрождения, совершившийся в его душе во время нахождения в числе оглашенных, когда он жил вместе с Цецилием, в его доме, занимаясь изучением Св. Писания, равно как во время и после крещения. В нем Св. Киприан яркими красками рисует и нравственное растление мира языческого. Письмо это является как бы последней данью Св. Киприана к своему прошлому в том отношении, что носит на себе заметные следы подражания одам Горация и заимствование из них.

Замечательно и "письмо к клиру" и молитва к Богу".

ТРАКТАТЫ

Всего 12, а если считать "о зрелищах" и "похвалу мученичеству", принадлежность которых Киприану сомнительна, то 14.

1."Книга о суете идолов" - апологетическое сочинение, написано в 248 г., представляет компиляцию из Диалога Минуция Феликса Октавия и Апологетика Тертуллиана.

2. "Три книги свидетельств против иудеев к Квирну" - апологетико-полемического характера. Сочинение составлено около 248 г. Трактат состоит из тезисов, обильно подтверждаемых выписками из Св. Писания. Первая книга посвящена доказательству той мысли, что Ветхий Завет имел временное значение. Во 2-й доказывается, что Иисус из Назарета есть Истинный Мессия. В 3-й обосновывается ссылками на Св. Писание различные нравственные правила.

3."Книга об одежде девственниц (248 или 249) - указывается образ жизни и поведения для девственниц соответственно данному уже им обету. Необходимость этого указания вызвана значительной деморализацией между девственницами, замеченной епископ Карфагенским.

4. "О падших" (251 г.) - излагается условия принятия в общение падших.

5. В 251г. по поводу упомянутых расколов в Карфагене и Риме Св. Киприан составил свое известное сочинение "О единстве Церквей", в котором нашло свое лучшее выражение его учение О Церкви.

6. "О молитве Господней" (нач.252) - одно из лучших произведений в святоотеческой литературе, посвященной этому предмету, хотя не настолько обширное и многоученое как подобные произведения Тертуллиана и Оригена.

7. "К Деметриану" - направлено против суеверия язычников, объяснявших все вещественные бедствия гневом богов за веротерпимость по отношению к христианам. Не христиане, а сами язычники виновны в этих бедствиях, - отвечает Св. Киприан.

8. По очищении верующих от обвинения, которое пало на их обвинителей, надлежало еще предостеречь их от безутешной скорби и отчаяния по поводу появления чумы. С этой целью (252) он написал народу карфагенскому трактат " О смертности". В нем Св. Киприан призывает паству к мужественной кончине, которая не должна страшить христиан, имеющих царствовать со Христом.

9. В сочинение "О благотворении и милостыне" Св. Киприан призывает верующих к благотворительности и излагает учение об искупительном значении милостыни. Более обстоятельно этот вопрос раскрыт только у Св. Василия Великого и Св. Иоанна Златоуста.

10. "О благе терпения" - трактат замечательный по остроумному вступлению, показывает главным образом различие между терпением стоическим и христианским. Сильный и мощный дух Св. Киприана, вся крепость его христианских убеждений выразились в этом трактате с особенной рельефностью.

11. "О ревности и зависти" - трактат составлен во время спора о крещении еретиков и имеет своей целью успокоить разбушевавшиеся страсти.

12. "Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству" было написано пред началом гонения Галла в 252 г. В нем Св. Киприан дает Фортунату конспект, пользуясь которым, он мог бы сам в условиях своей обстановки проповедовать необходимость стойкого перенесения страданий за Христа.

Все 12 трактатов Св. Киприана являются классическими произведениями христианской Церковной литературы.

ДОГМАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ СВ. КИПРИАНА

Наибольшее значение в догматическом отношении имеет учение Св. Киприана. о единстве Церкви, о принятии и о крещении еретиков.

УЧЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ

В III в. в связи с расширением Церкви и увеличением числа христиан, не только через обращение в зрелом возрасте, ослабела церковная дисциплина, и потребовалось твердо формулировать то, что ранее не вызывало споров и расхождений, но "покрывалось любовью". И в этом отношении определения, данные Св. Киприаном, сохраняют свое значение до настоящего времени, т.к. правильно выражают учение и сознание Церкви.

Св. Киприан тесно связал свое имя с учением о Церкви. Исторические обстоятельства жизни карфагенского святителя, его пастырская деятельность и личный практический характер - все это создало из него церковного писателя, по преимуществу занимавшегося расширением учения о Церкви. До него это учение уже было предметом обсуждения церковных писателей. Формулировка учения о Церкви складывалась уже, как бы созревала. Но было мало пунктов, которые были раскрыты точно и верно. Мы излагали учения Св. Иринея и Тертуллиана о Церкви как хранительнице истины Христовой. Но у Св. Иринея и Тертуллиана каждая отдельная Церковная община рассматриваются в отношении учения как нечто самостоятельное и самодовлеющее. На единство веры в разных церквах ссылки делаются лишь в логических доказательствах ее истинности и подлинности. И Св. Ириней и Тертуллиан боролись с гностицизмом, который искажал догматическое учение Церкви, и понятно, что они настаивают на необходимости сохранения "правила веры". Но разбор и несогласие оказались возможными и при одинаково неизменном сохранении правила веры. Нужно было, поэтому, уважать и другие признаки церковного единения.

Под влиянием борьбы с расколами Св. Киприан выработал такое понятие о Церкви, по которому основой Церковного единства служит союз единообразно устроенных и управляемых единоличной властью епископа местных церквей.

Беспорядки, вызванные расколами Новата и Новациана, сделали Св. Киприана горячим поборником единства церкви. Церковь, говорит он, одна и единственная, как один Бог и один Христос. Она не может дробиться на части, как и всякое живое тело. Если рядом существует два общества, исповедающих одну и ту же веру, но не состоящих в союзе любви между собой, то церковью может быть какое-нибудь одно из них, а другое будет просто языческим скопищем. Единство Церкви возвещено в Св. Писании в многочисленных символах.

Единство Церкви Св. Киприан видит в:

А) единстве местной церкви;

Б) единстве совокупности церквей.

А) Единство местной Церкви выражается в том, что она имеет одно священство и один алтарь, т.е. в том, что во главе каждой местной Церкви стоит один епископ, от которого зависит клир и народ. Отсюда Св. Киприан дает такое определение Церкви: "Церковь составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Епископ в церкви и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви".

Догматическим основанием для учения о единстве Церкви, как единства епископской власти, для Св. Киприана служит тот факт, что Господь даровал власть вязать и решить при Своей жизни одному только Ап. Петру. Прочие Апостолы получили эту власть уже по воскресении Христовом. Отсюда Св. Киприан часто повторяет, что Церковь основана на Ап. Петре. В последствии примат Ап. Петра сделался главным аргументом в приглашениях пап на главенство. Но у Св. Киприана примат Ап. Петра не имеет отношения к учению о главенстве папы. Для него примат Ап. Петра служит основанием епископской власти в пределах одной местной Церкви. Св. Киприан учит, что прочие Апостолы были то же, что и Петр.

Учение о единстве местной Церкви, управляемой одним епископом, служит развитием идей, которые высказывались и раньше, например, Св. Игнатий Богоносец. Новым является учение Св. Киприана о единстве Вселенской Церкви.

Б) В связи с уклонением в ересь целых поместных церквей во главе с их епископами явилась

необходимость указать авторитет, стоящий выше местной Церкви и ее епископа. Такой авторитет Св. Киприан указывает в союзе поместных Церквей.

Церковь, разделенная Христом на многие члены, по всему миру одна. Союз этих членов или местных церквей представляет неразрывное единство и основывается на любви. Отторгнутая от всего союза, отдельная Церковь не может существовать в качестве Церкви, как луч, отделенный от солнца перестает светить, или как умирает оторванная от дерева ветвь.

"Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один, много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала, - единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева, - отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником, -разобщенный иссякнет. Равным образом, Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается нераздельным. По всей земле она распростирает свои ветви, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство; при всем том Глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преуспеянием плодотворения" (О единстве Церкви, с. 180-181).

Как носителем единства местной власти является епископ, так единство и нераздельность Вселенской Церкви основывается на единстве епископата.

"Епископство одно и нераздельно... и каждый из епископов целостно в нем участвует" (О единстве Церкви, с. 180), т.е. получая в свое ведение часть света, каждый епископ пользуется не частью прав епископского служения, а всеми правами. Отсюда Св. Киприан употребляет термин "Вселенская Церковь" не только для обозначения союза отдельных церквей, но и для обозначения каждой из них. Каждая отдельная Церковь, в которой нет раскола есть Вселенская, потому что в частной оно отображает целое.

Союз любви епископов Церкви и вытекающее отсюда соборное решение волнующих церковь вопросов составляет нераздельное единство Вселенской Церкви, служит внешним выражением ее единства. Таким образом, каждый епископ не есть уже, как в посланиях Св. Игнатия, только глава своей Церкви; его голос получает значение и для других Церквей. "Епископов для того и много, чтобы в случае уклонения от истины одного, принимали другие на себя заботы о стаде Христовом". Поэтому, "хотя пастырей и много, но все они пасут одно стадо". Сущность системы Церковного управления, защищаемой Св. Киприаном, состоит в том, что дела отдельной церкви стоят под контролем собора епископов.

УЧЕНИЕ ОБ ЕПИСКОПЕ

Основой прав епископов служит апостольское преемство. Почти при каждом упоминании об епископах Св. Киприан называет их преемниками Апостолов и, наоборот, Апостолов он часто называет епископами.

Учение об апостольском преемстве было развито уже Св. Иринеем и Тертуллианом. Но у Св. Киприана в учении о нем выступают две новые стороны.

А) Св. Ириней подробно говорит о епископах, как хранителях апостолов веры. Он понимает апостольское преемство в смысле преемственного хранения ими апостольского предания. Такое учение о епископах, выработанное в противовес гностицизму, оказалось недостаточным после появления расколов, не искажавших апостольское предания. В борьбе против Новата и Новациана Св. Киприан развил учение об епископах, как наследниках не только Апостольской веры, но и Апостольской власти. Господь даровал Ап. Петру власть вязать и решить. Отсюда преемственно истекает власть епископов управлять церковью и заведовать всеми проявлениями ее жизни.

Каждый епископ действует самостоятельно в пределах своей епархии, лишь бы он сохранил общение с другими. И в настоящее время епископ посвящением дает обещание не преступать пределов своей области. В своих действиях епископ дает ответ только Богу. Киприан признает за епископом право действовать самостоятельно в важных вопросах, например, в вопросе о крещении еретиков, но под тем условием, чтобы не осуждать действующих иначе и не разрывать с ними общения.

Вмешательство соседних епископов в дела чужих епархий выражается в следующем:

1. Они участвуют в избрании и посвящении нового епископа.

2. Не присутствовавшие при избрании лично удостоверяются в законности избрания и не вступают в общение с избранным, пока не убеждаются в этом.

3. Отлучают от Церкви епископов, находящихся в общении с раскольником.

4. Низлагают епископов, запятнавших себя пороками.

5. Следят за верностью сослуживцев правилу веры.

От епископа зависит постановление клириков, богослужение и прощение падших. Назначение епископов - пресекать расколы. Если бы никто не противился епископу по гордости, то единство Церкви не раздиралось бы ересями и расколами. Хотя бы распоряжения епископа были непонятны, хотя бы они казались неправильными, народ должен беспрекословно подчиняться им в той уверенности, что чрез народное избрание епископ поставляется Самим Богом. Если епископ законно избран и посвящен, если он находится в общении с другими ка­фолическими епископами, все его требования должны рассматриваться, как воля Божия. Если без воли Божией даже волос не падает с головы, то неужели вопреки воле Божией могут действовать епископы в столь важном деле, как управление Церковью?

То есть, авторитет епископа не зависит от его личности, но от апостольского преемства, его рукоположения. Но в этом направлении Св. Киприан никогда не заходит так далеко, как римский епископ Каллист, по заявлению которого епископ не может быть низложен даже в том случае, если впадет в смертные грехи. Св. Киприан требовал низложения епископов, совершивших тяжкие грехи. Бог не принимает молитвы от епископа - грешника, рассуждал Киприан. Он лишает его благодати Святого Духа. Сем, лишившись Святого духа, такой епископ не только не может сообщать Его верующим, но своим общением оскверняет их.

Как можно видеть, все эти древние положения хранятся и в настоящее время.

Теоретически Св. Киприан проповедовал полный абсолютизм епископской власти, но на практике власть эта была не так полна:

1. Народ имел право "избирать епископов достойных и низлагать недостойных".

2. Народ участвовал в суде над недостойными клириками и падшими.

3. Клир и народ принимал такое живое участие в избрании клириков, что Св. Киприан после каждого единоличного посвящения во время бегства писал пастве объяснение.

4. При вступлении на кафедру Св. Киприан "положил себе за правило ничего не делать по одному своему усмотрению без совета с клиром и согласия народа". Этому правилу он всегда оставался верен.

Б) Вторую отличительную черту учения Св. Киприана об епископстве составляет раскрытие его священнического характера. Св. Киприан продолжает линию, намеченную Тертуллианом:

1) развивает учение о епископе, как священнике;

2) учение об Евхаристии, как жертве приносимой епископом.

1) Постоянным названием для епископа у Св. Киприана служит священник. Как священник, епископ есть посредник между Богом и верующими. С одной стороны, он приносит молитвы Богу и жертвы церкви, с другой - он сообщает верующим дары Святого Духа чрез таинства. Как посредник между Богом и верующими, епископ должен отличаться большей нравственной чистотой, чем его паства. В противном случае молитвы его не будут услышаны Богом, а сам он, лишенный Духа Святого, утратит способность сообщать дары Духа верующим.

2) Для епископа, как христианского священника, Св. Киприан указывает и соответственную жертву. Сохраняя понятие Тертуллиана о жертве, как аскетическом подвиге и как пожертвование на нужды богослужения, Св. Киприан развивает учение о Евхаристии, как жертве в собственном смысле. Особенность этого учения в том, что Св. Киприан ставит евхаристическую жертву в ближайшее отношение к страданиям Христа. "Жертва, приносимая нами, - говорит он, - есть страдание Христа". Христос есть по преимуществу священник Бога Вышнего. "Он принес жертву Богу Отцу - хлеб и вино, т.е. Свое Тело и Кровь". "Поэтому только этот священник есть истинный преемник Христа и только тогда он приносит полную и совершенную жертву Богу Отцу в Церкви, когда приносит ее так, как приносил Сам Христос".

Это учение о единстве Церкви и Ее иерархическом устройстве особенно важно в наше время, когда в связи с экуменическим движением и различными межконфессиональными организациями распространяются мнения, не согласные с православным пониманием Церкви и церковного устройства.

ОТНОШЕНИЕ СВ. КИПРИАНА К ВОПРОСУ О ПРИНЯТИИ ПАДШИХ

В гонение Декия, кроме мучеников и исповедников, было значительное количество падших.

Вопрос о возможности обратного принятия их в Церковь вызвал ряд споров. Обозначились два крайних течения. В Карфагене исповедниками стали без всякого разбора выдавать ходатайства всем просящим. Опираясь на авторитет исповедников, падшие сначала просили, а потом стали и требовать мира с Церковью. На их сторону склонились некоторые пресвитеры и т.о. возник раскол Новата и Фелициссима. Наоборот, в Риме Новациан собрал вокруг себя ригористические элементы, восстал против принятия падших в общение, отделился от епископ Корнилия и образовал раскол. Отрицая обе эти крайности. Церковь пошла в вопросе о падших до среднему направлению. Выразителем его был Св. Киприан. Его отношение к той и другой партии было таково.

А) Полемизируя с представителями партии крайней снисходительности Св. Киприан учил: Церковь могла бы принимать в общение без исследования дела всех получивших записки от исповедников, если бы было несомненно, что по молитвам мучеников все падшие получают прощение от Бога и очищаются от греха. Но такая уверенность невозможна. Молитва исповедников имеет пред Богом великую силу, но это относится ко времени страшного суда Христова. Здесь же на земле молитва их о грешных может и не быть исполненной. Из Св. Писания известно, что Бог не принимал молитвы великих праведников о грешном народе израильском. Он не услышал молитв Моисея, Иеремии и Иезекииля. Бог говорит, что Он не принял бы молитв о спасении Израиля даже от Ноя, Даниила, Иова. По отношению к молитвам исповедников за падших это тем более справедливо, потому что, первые хотят отпускать по своему снисхождению грехи, сделанные против Господа.

Если молитвы исповедников фактически не могут смывать прегрешений падших, то принятие последних в общение по ходатайству исповедников прежде их действительного про­щения Богом представляют большую опасность для них самих. Такое общение есть "преждевременный и ложный мир". Когда падшие остаются в состояние своей греховности. А в таком состоянии допускать до таинства Св. Причастия опасно. В сочинениях Киприана приведен ряд случаев (внезапной смерти, беснования), имевших место по причине недостаточного - преждевременного принятия Евхаристии падшими.

Б) В борьбе с новоцианством Св. Киприан смягчил строгость своих суждений, высказанных по поводу раскола Новата.

К нисхождению вело самое понятие о Церкви, которое было свойственно Киприану. По воззрению всех ригористов древности, Церковь есть общество святых. Принадлежность к земной Церкви служила для них ручательством спасения. Наоборот, отлучение грозило непременной вечной гибелью: отлученный и кающийся до смерти мог надеется на прощение на небе, хотя бы он и умер, не примирившись с земной Церковью.

По учению Св. Киприана, Церковь не есть общество святых, а общество смешенное (микстум), в котором наряду со святыми членами есть и грешные. Здесь, на земле, на ниве Христовой растет пшеница вместе с плевелами. В великом дому Церкви Божией есть не только сосуды золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные. Все должны стремиться стать пшеницей, но никто не в праве предвосхищать суда Божия, исторгая плевелы - вне Церковного общества, "вне Церкви нет спасения", т. е. на небе может быть разрешено только то, что уже раньше было разрешено на земле Церковью. "Находящийся вне церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находящихся вне ковчега Ноева" (О Единстве Церкви).

По воззрению Новациана, принадлежность к Церкви земной дает несомненную уверенность в спасении, а отлучение делает спасение только сомнительным. По учению Св. Киприана, принадлежность к Церкви освобождает только от уверенности в несомненной погибели, которая есть непременный удел всех стоящих вне ее, но не дает уверенности в несомненном спасении. Церковное разрешение не ведет непременно к прощению грешника на Небе. Если его покаяние было не искренно. Господь не утвердит земной Церкви.

Из этого принципиального различия в воззрениях на церковь и вытекала полемика Св. Киприана против новацианства.

А) Св. Киприан отлучение называл предвосхищением суда Божия, потому что оно осуждает человека на окончательную погибель, а окончательный суд предоставлен только Христу.

Б) Если отлучение ведет к несомненной гибели, то долг христианского милосердия требует употребить все усилия, чтобы устранить это препятствие к прощению грешника на окончательном суде Божием.

В) Если не получивший мира на земле не может получить должны стремиться стать пшеницей, но никто не вправе предвосхищать суда Божия, исторгая плевелы - вне этого общества, "вне Церкви нет спасения", т.е. на небе может быть разрешено только то, что уже раньше было разрешено на земле Церковью. "Находящийся вне церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находящихся вне ковчега Ноева" (О Единстве Церкви).

Понятием Св. Киприана о Церкви объясняются и все постановления карфагенской Церкви о принятии падших. В основу их был положен тот принцип, что падшие должны проходить продолжительную и тяжкую покаянную дисциплину, но при этом со стороны клира должны прилагаться все заботы к тому, чтобы не допустить их умереть, не примирившись с Церковью. В таком духе приняты решения на Карфагенских соборах 251-252 гг.

По воззрению Св. Киприана, высказываемому им в это время, даже мученичество вне церкви не имеет цены. Для того чтобы оно получило искупительное значение, нужно предварительно принять исповедника в общение.

Продолжительность покаянного искуса определялась степенью преступности.

УЧЕНИЕ СВ. КИПРИАНА О СРЕДСТВАХ ИСКУПЛЕНИЯ ГРЕХОВ

В связи с вопросом о приеме падших Св. Киприан изложил учение о средствах очищения грехов и примирения грешника с Богом. Таковыми он признает покаяние и милостыню.

А) На покаяние Св. Киприан смотрит как на таинство, в котором отпускаются грехи кающихся, которое отличается от молитв исповедников, только ходатайствующих о допущении падших к таинству.

По своему внутреннему смыслу покаяние есть умилостивление разгневанного Божества, удовлетворение Его правде.

В этом проявляется известное отличие в понимании покаяния между западными и восточными богословами.

На Западе: Покаяние - это суд; принимающий исповедь - судья. Епитимий - удовлетворение за грех.

На Востоке: Покаяние - это лечение (врачебница), принимающий исповедь - врач, епитимий - лекарство, укрепляющее решимость грешника оставить грех.

"Покаяние, по мнению Св. Киприана, умилостивляет Господа негодующего и угрожающего за нанесение Ему оскорбления".

Оно состоит в различного рода подвигах, скорбях и страданиях, добровольно принимаемых на себя кающимися. "Покаяние не должно быть меньше преступления". Мученичество же не только покрывает все грехи, но еще создает некоторый излишек заслуг. То есть, в дальнейшем развитии эти положения могли привести к известному учению католической Церкви о сверхдолжных заслугах и индульгенциях.

Б) Вторым искупительным средством служит, по учению Киприана, милостыня. Она сообщает действительность молитвам. "Кто не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Бога". Молитвы, не сопровождаемые делами милосердия, Св. Киприан называет "бесплодными и пустыми".

Милостыня служит искупительным средством для уврачевания грехов. Св. Киприан прямо сравнивает милостыню с крещением. "Постоянное благотворение, подобно крещению, снова возвращает нам милость Божию".

ОТНОШЕНИЕ СВ. КИПРИАНА К ВОПРОСУ О КРЕЩЕНИИ ЕРЕТИКОВ

Вопрос о крещении еретиков в сущности сводится к вопросу о способе принятия в общение новациан.

Согласно римской практике, новациане принимались в общение без крещения через одно возложение рук для сообщения им Духа Святого. Св. Киприан был противником этой практики и требовал крещения всех обращающихся в Церкви. Отношение его к вопросу о действительности крещения еретиков определялось его пониманием о Церкви. Если Церковь одна и единственна, если единство ее состоит не только в сохранении всеми одного и того же апостольского предания, но и в союзе единообразно устроенных церковных общин, то все отщепенцы стоят одинаково далеко от Христа, одинаково лишены Святого Духа, а, следовательно, и все совершаемые ими таинства не действительны. Вне Церкви не имеет никакого значения даже крещение кровью, наиболее угодное Богу, тем более не может быть действительно вне Церкви обычное крещение.

"Следует ли крестить тех, которые, по-видимому, крещены у еретиков и раскольников, когда они обращаются к единой истинной кафолической Церкви?.. Мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено одно крещение... Вода должна быть прежде очищена и освящена священником, чтобы при крещении она могла омыть грехи человека крещаемого... Каким же образом может очистить и освятить воду, кто сам нечист, - в ком нет Святого Духа?.. Или каким образом крещающий может даровать отпущение грехов, сам не имея возможности вне Церкви оставить их?.. Необходимо также тому, кто крещен, - быть помазан, чтобы приняв помазание, он мог сделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещенные же показываются елеем, освященном на алтаре, где совершается Евхаристия; кто не имеет ни алтаря, ни Церкви, тот не мог и освятить и вещества елея... Кто мог дать то чего сам не имеет? Таким образом, мы пребывающие с Богом... должны тем, обращаясь от заблуждения и нечестия, познают истинную веру одной Церкви, преподать вполне таинство Божественной благодати и истину единства и веры ("Януарию и прочим епископам... о крещении еретиков), с. 322-325).

Еретических епископов нужно принимать простыми мирянами, те из них, которые были посвящены в кафолической Церкви, и потом отпали, должны лишаться сана за грех отступничества, а поставленное еретиками, должны быть лишаемы сана потому, что, в сущности, они и не могли быть посвящены лжеепископами и антихристианами".

Возражавшим против перекрещивания еретиков и ссылавшимся на то, что церковь издавна веровала "во едино крещение" Св. Киприан говорил, исходя из своего учения о Церкви, крещение одно, но одно в Церкви. Однажды крещеного в Церкви действительно нельзя крестить еще раз, потому что это было бы вторым рождением. Но вне Церкви нет крещения, а есть только оскверняющее языческое погружение. Поэтому, говорит Св. Киприан, "мы крестим еретиков, а не перекрещиваем".

ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА (III BEK)

ВВЕДЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ НАУКИ

Во втором веке защитники христианства - апологеты в борьбе с ересями и нападками язычников обратились к философии и пользовались данными современной им языческой науки, но опыты защиты христианского вероучения не имели характера строгой систематичности, а использование данных философии и науки носило случайный характер.

Многие обстоятельства не благоприятствовали развитию богословской науки впервые два века. Главнейшими из них являлись гонения на Церковь и напряженная борьба с полуязыческим гнозисом. К третьему веку положение изменилось в благоприятную сторону. Гонения стали более редкими, а гнозису был нанесен сокрушительный удар. В более продолжительные периоды спокойствия у деятелей Церкви накопился достаточный запас сил, чтобы заняться научным оформлением христианской истины, что отвечало и запросам философски образованных язычников, вступавших в Церковь.

Естественно, что наиболее остро эти вопросы встали перед христианским сознанием в том месте, которое для данной эпохи являлось центром эллинской культуры. А таковым являлся город Александрия. Здесь со времени Птоломея II устроен был музей с обширной библиотекой, в которой были собраны творения по всем отраслям знаний и искусства. Сюда сходились люди со всех стран известного тогда мира в поисках знаний, и шли оживленные беседы между философами, риторами, грамматиками, математика^ астрономами и другими специалистами. Здесь же философия и положительные науки сталкивались с мистическими культами востока. В этой атмосфере повышенного интереса к запросам мысли возникла и первая христианская научная богословская школа.



2018-07-06 241 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монтаистический период (202/3 - 222/3). 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)