Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монтаистический период (202/3 - 222/3). 6 страница



2018-07-06 237 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




4) По-видимому, апокатастасис не означает собою полного завершения мирового процесса. Свободная воля разумных существ всегда предполагает возможность падения, а с падением вытекает опять необходимость создания материи для исправления духов до времени нового апокатастасиса и т. д. в бесконечность. В этом пункте упрекал Иероним систему Оригена. Впрочем, Ориген утверждает, что свободная воля тварных существ будет укреплена в добре и волей Божией и так, непрерывно будет пребывать неизменной.

Эсхатологическое учение Оригена больше всего вызвало нареканий на него. Сам он сознавал смелость некоторых своих мнений и потому высказывал их с оговоркой.

Система Оригена, которую Болотов называет "самым полным образцом христианского гнозиса", разделила судьбу всех великих систем. Никто из последователей Оригена не усвоил ее в целом, а останавливался на той или другой стороне ее, часто утрируя ее до крайности. Нашлись со временем неумеренные почитатели Оригена, которые настаивали, на его неправильных личных мнениях. Это послужило источником оригенистических споров. Они начались с осуждения Оригена Феофилом александрийским в 399 г. и закончились в эпоху Юстиниана. Последний издал в 543 г. указ, в котором обвинял Оригена в еретичестве, утверждая, что в его учении больше языческого, манихейского, арианского, чем христианского. Он изложил и главные заблуждения Оригена:

1) предсуществование душ;

2) предсуществование души Христа;

3) образование Его тела до соединения с душой;

4) Искупление Христом Ангелов;

5) воскресение сферических тел;

6) признание светил существами одушевленными;

7) Учение о распятии Христа и демонов;

8) отрицание неограниченности Божией;

9) отрицание вечности адских мучений.

Вследствие этого обвинения состоялось на Константинопольском соборе в 543 г. осуждение Оригена как еретика, память его предана анафеме и сочинения объявлены подлежащими истреблению. Был ли подтвержден этот приговор на последовавшем через 10 лет 5-м Вселенском Соборе, остается спорным вопросом, так как подлинные акты этого собора до нас не дошли. Следовательно, с точки зрения церковно-юридической остается некоторая возможность защитить Оригена. Такая защита относительно самого лица Оригена облегчается тем несомненным обстоятельством, что он никогда не высказывал свои неправильные мысли как непогрешимые и обязательные истины, а следовательно, не мог быть формальным еретиком, а слишком эллинский склад ума разделили с Оригеном многие Св. Отцы.

Ориген оказал величайшие услуги Церкви во всех областях богословской науки. Этим объясняется его сильное и продолжительное влияние на Востоке. Великие отцы - Св. Григорий Чудотворец, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский - можно сказать, воспитались на Оригене. К его сочинениям они относились с величайшим уважением. Даже противники его (например, Мефодий Патарский) пользовался заимствованными у него аргументами и положениями и большей частью зависел от него. И в последующее время, несмотря на старание Юстиниана, авторитет Оригена в Церкви не был уничтожен. И в следующем веке можно заметить следы оригенизма, хотя значительно смягченного истинно-христианским сознанием, у великого борца за православие Максима Исповедника - против монофилитства. Поэтому, за исключением всех неправославных мнений, Оригена можно считать одним из лучших богословов Восточной Церкви.

УЧЕНИКИ ОРИГЕНА

Во 2-й половине Ш-го в. возникают споры о правильности понимания учения о Святой Троице (монархианство в разных видах) и ученики Оригена должны были принять в них непосредственное участие.

СВ. ДИОНИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Св. Дионисий, названный Великим уже Евсевием и Св. Василием Великим, родился около 190 г. от знатных и богатых языческих родителей. В молодости получил хорошее философское образование и обратился в христианство благодаря критическому изучению различных философских и религиозных систем. После обращения в христианство, Дионисий слушал лекции Оригена и навсегда остался его почитателем. В утешение своему учителю, заключенному в тюрьму в гонение Декия, он написал сочинение "О мученичестве", недошедшее до нас. Своим уважением к философии, знанием Св. Писания и некоторыми пунктами догматического учения он был обязан Оригену. Дионисий 16 лет стоял во главе Александрийской катехизической школы, а в 247 или в 248 г., после смерти александрийского епископа Иракла, был возведен на епископскую кафедру Александрии.

Это было во время гонений и других тяжелых испытаниях для александрийской Церкви.

В сохранившихся письмах Дионисий довольно подробно описал некоторые из этих событий: начало преследований, смерть мучеников, эпидемию чумы и др.

В письме, сохранившемся у Евсевия, Дионисий рассказал о том, как он был арестован язычниками и неожиданно освобожден узнавшими об этом поселянами - язычниками, собравшимися на свадьбу. После этого освобождения Св. Дионисий некоторое время из укрытия руководил Александрийской церковью, потом возвратился в город. Затем, в одно из последующих гонений (Валериана) был сослан в Ливию.

Руководя такой обширной и имеющей большое значение церковью, Св. Дионисий должен был принимать участие во многих церковных событиях того времени.

Разногласия между Карфагенской и Римской Церковью по вопросам крещения еретиков был более близок к взглядам Св. Киприана, но употребил все свое влияние, чтобы призвать обе стороны к умеренности.

По вопросу о принятии падших не одобрял чрезмерной строгости - "приказал пресвитерам, чтобы умирающим, если они просят, а особенно если они и раньше просили, давать разрешение, дабы они отходили от сей жизни с доброю надеждою", как он писал в письме епископу Антиохийскому Фабию. Он в особом послании уговаривал Новациана в Риме отказаться от незаконно полученного рукоположения и не производить раскола в Риме.

Св. Дионисий скончался в конце 264 г. (или начале 265 г.). Память его 5 октября.

СОЧИНИЛ СВ. ДИОНИСИЯ И ЕГО УЧЕНИЕ

Сочинения Святого Дионисия сохранились только в отрывках (их перевод на русский язык издан Казанской Академией), но и из них можно заключить о его богословии.

Богословие Св. Дионисия было близко к богословию Оригена, не столько к его домыслам, сколько к его аллегорическому методу толкования Священного Писания и учению о Святой Троице и Лице Сына Божия. В воззрениях Св. Дионисия в отдельных выражениях проявляется та же двойственность, что и у его учителя.

УЧЕНИЕ О СЫНЕ БОЖИЕМ

Полемизируя с возражениями Савелия, "смешивающего Божество", и монархианством Павла Самосатского, Св. Дионисий допустил ряд выражений, в которых говорил, что природа Сына Божия не тождественна с природой Отца, отрицал термин "единосущие" и т. д.

Эти выражений осудил папа Римский и Св. Дионисий в свое оправдание написал особое сочинение - "Обличение и Оправдание", в котором искренне использовал ряд других мыслей и выражений того же Оригена, вполне православных. "Этим, - говорит он, - я изобличил ложь высказанного против меня обвинения, будто я не признаю, что Христос единосущен Богу".

"Отец и Сын, по сказанному, суть Едино и Один в Другом пребывают". "Как сияние вечного света, Сын, конечно, и Сам вечен. Если всегда есть свет, то ясно, что всегда есть и сияние".

"Нераздельную Единицу, - говорит он, - "мы распространяем в Троицу и не умаляемую Троицу опять соединяем в Единицу".

Папа Дионисий признал эти объяснения достаточными, как можно заключить, направляя свои обвинения, не столько против самого Дионисия, сколько против неточности выражения Александрийского богослова.

Впоследствии Св. Афанасий засвидетельствовал православие воззрений Св. Дионисия.

В сочинениях Св. Дионисия впервые встречается наименование Фэотокос - Богородица в отношении к Пречистой Деве Марии.

УЧЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА

Космологические представления Св. Дионисия изложены им в сочинении "О природе". Оно разделилось на несколько книг и содержало в себе:

1) критику учения Эпикура о происхождении мира;

2) изложение христианского учения о творении мира.

От него остался большой отрывок, сохраненный Евсевием и содержащий в себе критику эпикурейской атомистики. В этом отрывке Св. Дионисий ставит вопрос: какая теория -эпикурейская или христианская - удовлетворительнее объясняет происхождение мира? В ответ на этот вопрос он доказывает, что учение эпикурейское не объясняет ни происхождения, ни свойств мира. Вот его основания.

А) Ежедневный опыт убеждает, что предметы, имеющие разумную цель, например «дом, корабль, не могут образоваться путем случайного сцепления атомов. Они всегда являются результатом разумных усилий мастера. Мало того, эти предметы, уже существующие, будучи предоставлены самим себе, обыкновенно уничтожаются. По аналогии и для объяснения происхождения и сохранения мира нужно допустить существование Художника, Который сообразно Своим разумным целям соединяет атомы и сохраняет их соединения.

Б) В мире мы видим великое разнообразие вещей. Все это безграничное разнообразие не могло произойти из атомов, которые одинаковы по своей субстанции и различаются лишь величиной и формой.

В) В мире господствует величайший порядок, и красота, в силу которых мир и назван космосом. Особенно поражают нас своей законосообразностью движения небесных тел, т. к. по учению Эпикура, первоначальное движение атомов не определяется ни разумными целями, ни имманентными им законами, то им нельзя объяснить возникновение законосообразного и правильного круговращения частей мира.

Г) В человеческом организме нет ничего излишнего или бесполезного. Все в нем в высшей степени целесообразно и направлено или к поддержанию жизни или к ее украшению. Такое целесообразное устройство человека не могло произойти из случайного крепления атомов.

Д) Действие никогда не может заключать в себе более чем дано в причине. Поэтому вероятно, каким образом душа, ум, мышление - одним словом, духовная жизнь человека - могли возникнуть из материального, слепого и бессознательного.

ОТНОШЕНИЕ СВ. ДИОНИСИЯ К ХИЛИАЗМУ

Св. Дионисий писал (сохранилось в отрывках) особое сочинение против хилиазма (воззрений в известной степени разделявшихся Св. Иустином Философом, Св. Иринеем Лионским и Тертуллианом) - "об обетованиях ".

Хилиастическое учение было сильно распространено в одном из округов Александрийской Церкви. Св. Дионисий отправился туда, вызвал на диспут главу этого направления и в течение 3 дней подробно разобрал книгу "Обличение аллегористов", где излагались доводы в защиту хилиазма, основанные на буквальном понимании известного места Апокалипсиса (гл.20), и убедил противников отказаться от этих воззрений и соединиться с Церковью. С этого времени хилиастические воззрения проявляются только в отдельных сектах.

От книги Св. Дионисия сохранился отрывок, в котором он отрицает принадлежность Апокалипсиса Ап. Иоанну. Но последующие отцы с его выводами о не подлинности Апокалипсиса не согласились.

СВ. ГРИГОРИЙ НЕОКЕСАРИЙСКИЙ (Чудотворец)

Сведения о жизни Св. Григория имеются в особом "слове" Св. Григория Нисского и истории Евсевия. Сохранилось письмо к Св. Григорию Оригена, но в более поздний период его жизни, когда Ориген оставил Александрию и жил в Кесарии.

Св. Григорий родился около 210 г. в языческой семье в Неокесарии Понтийской. С целью получить лучшее образование, он прибыл в Кесарию и здесь сделался учеником Оригена. В своем "Похвальном слове" Оригену Григорий говорит о любви учеников к своему учителю. "Души их были пронзены его разумом, как стрелой", он обладал "странной силой убедительности".

Ориген предложил Григорию сначала искать разбросанные "семена истины" у языческих философов, возбудил в нем стремление познать истину и только после этого предложил ему христианское учение. "Я думаю, - говорит Григорий в похвальном слове Оригену, - он говорил не иначе, как по внушению Духа Божия. Слово Божия людям, разуметь Слова Божие как Бог Сам употреблял его и изьяснял его людям, как они могут разуметь".

Св. Григорий был крещен около 238 г., возвратился в Неокесарию, где был избран епископом.

Во время гонения Декия Св. Григорий скрылся и из убежища руководил паствой, участвовал в осуждении Павла Самосатского, "проповедовал, наставлял и исцелял, привлекал толпы к слушанию Евангелия".

Св. Григорий Нисский говорит, что ко времени его вступления на неокесарийскую кафедру в городе было всего 17 христиан, а ко времени смерти осталось только 17 язычников.

О его избрании и жизни передаются много чудесного, отчего он получил наименование "Чудотворца". Скончался Св. Григорий около 269 г. и был погребен в построенной им самим Церкви в Неокесарии. Память его 17 ноября.

СОЧИНЕНИЯ СВ. ГРИГОРИЯ

Наиболее известным творением Св. Григория является краткий символ веры, сохраняющийся во многих греческих, латинских и сирийских рукописях. По свидетельству Св. Григория Нисского, Символ этот, был сообщаем Чудотворцу Ап. Иоанном Богословом по повелению Богоматери, когда он перед принятием рукоположения в епископа в пустынном уединении ночью размышлял о тайне Св. Троицы. В этом символе изложено православное учение о Святой Троице. Содержание Символа таково:

"Един Бог Отец Слова живого, премудрости и силы самосущей и образа вечного; совершенный родитель Совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, образ выражения Божества, Слово действенное, Мудрость, содержащая, состав всего, движущая все творения, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, Нетленный Нетленного, Бессмертный Бессмертного, Вечный Вечного. И един Дух Святый, от Бога исходящий, посредством Сына явившийся, т.е. людям, образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, в которой причина живущих, святый Источник; Святыня, подающая освящение. Им является Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, который через все. Троица, Совершенная славою и вечностью и царством нераздельная и неразлучная, почему нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего бы прежде не было и что вошло бы после. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложна, неизменна и всего одна и та же".

Важно отметить, что такое точное изложение учения о Святой Троице было связано с богословствованием представителя Александрийской школы.

Другое, несомненно подлинное, произведение Св. Григория - Панегирик Оригену. Произнес в большом собрании в присутствии Оригена. По содержанию речь представляет не столько панегирик, сколько подробную, правдивую оценку ученой деятельности Оригена со стороны искренне привязанного к нему ученика. Панегирик наполнен живым, горячим чувством глубочайшей благодарности к Оригену, искренним одушевлением научными занятиями и сожалением о предстоящей разлуке. Исторически он ценен, т.к. в нем дается описание ученых занятий в школе Оригена.

Для знакомства с покаянной дисциплиной древней церкви важно Каноническое послание Св. Григория к епископам в Понте, касающееся применения церковной дисциплины к христианам, впадшими в разного рода грехи и преступления.

Кроме того, Св. Григорию принадлежит несколько глубоких по содержанию слов (на Благовещение, Рождество Христово, Богоявление...).

"Небесный Царь, - читаем в слове на Богоявление, - приходит ко Иоанну - Своему Предтече, не будучи окружен воинством ангельским и не предпосылая пред Собою вестников, т.е. бестелесных сил, но подобно простому и обыкновенному воину..."

"Иисус... сказал Иоанну, научись желать того, чего желаю Я... Дай мне исполнить Мое намерение я желание, для которого Я пришел на землю. Таинственно и сокровенно то, что ныне совершается на Иордане. Сокровенно здесь то, что Я делаю сие не для своей нужды, а для уврачевания... Таинственно и сокровенно то, что в сих водах, возрождающих человечество, еще прежде указаны потоки небесные... Я Законодатель и Сын Законодателя, и потому Мне прежде всего нужно Самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти. Мне должно прежде исполнить закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно прежде произвести тени потом уже самую истину. Мне должно положить конец ветхому завету, и потом уже проповедовать новый, начертать его в сердцах человеческих, скрепить Моею Кровью и запечатлеть Моим Духом... Мне должно ныне креститься сим крещением, и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы".

К творениям Св. Григория относятся еще отрывки диалога "О Божестве Слова" и пересказ Экклезиаста.

СВ. МЕФОДИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ

Несмотря на то, что Св. Мефодий не был учеником Оригена и один из первых подверг критике отдельные стороны его системы, все же принадлежность Св. Мефодия к александрийскому богословию не вызывает сомнений, как и влияние на него Оригена.

Сведения о его жизни не сохранились. Даже о месте его кафедры нет точных данных. Его называли епископом в Ликии, Патарским, даже Тирским. Современный исследователь считает (епископ Михаил - Чуб), что Св. Мефодий быв епископом в г. Филиппах в Македонии.

Несмотря на отдельные противоречивые известия, следует считать, что "наиболее надежно засвидетельтвованной датой его мученической смерти является 311 г". Церковное воспоминание 20 июня.

СОЧИНЕНЯ И БОГОСЛОВИЕ СВ. МЕФОДИЯ

"Св. Мефодий уже при жизни бил авторитетнейшим богословом. В последующие века его многократно цитировали не только единомышленники, но и противники... Судьба духовного наследства Св. Мефодия в последующих веках весьма своеобразна: в течение ряда столетий с его именем связывали сочинения, вовсе ему не принадлежавшие. В то же время, подлинные его творения или постепенно отодвигались на второй план или пребывали в неизвестности" (епископ Михаил).

Из подлинных сочинений Св. Мефодия на греческом языке сохранились диалог - "Пир десяти дев" и отрывки из сочинений "О свободе воли" (против валентиниан), "О воскресении" и "О сотворенном" (против Оригена), и отдельные небольшие отрывки из других сочинений. Но кроме того, сохранился в древнем славянском переводе сборник сочинений Св. Мефодия, в который входят, кроме "Пира" и сочинений, признанных подложными, ряд сочинений, считавшихся утерянными, в т.ч. весь текст "О свободе воли" и большая часть трактата "О воскресении". Часть этих сочинений в переводе со славянского опубликована епископ Михаилом ("Богословские труды", сб. 2). Слова в день Сретения и в неделю, включенный в число творения Св. Мефодия в перевод Ловягина, не принадлежат ему.

"Пир десяти дев" ("О девстве" по форме является подражанием известному диалогу Платона "ПИР"). Каждая из 10-ти дев произносит речь в похвалу девства, рассматривая его с разных сторон. Диалог кончается гимном Спасителю.

Помимо основной темы, здесь имеются глубокие высказывания о Церкви, Ее тесном единстве со своим Главой - Христом. "Исповедывать воплощение Сына Божия, - говорит Св. Мефодий, - от Св. Девы, но не исповедывать, что Он и в церковь приходит, как бы в свою плоть, -несовершенно".

В Церкви совершается единение, по выражению Св. Мефодия, брак Христа с человеческой природой.

В сочинении "О свободе воли" Св. Мефодий, опровергая гностическое учение о зле, останавливается на понятии свободы человека: "Свобода самое лучшее, что даровал Бог человеку". Зло вошло в мир потому, что "человек сам опустошил себя", поддавшись искушению. Здесь решительно отвергается дуализм гностиков.

В сочинение против Оригена "О воскресении" Св. Мефодий отвергает понимание Оригеном воскресения и возражает против умаления Оригеном значения тела: тело не темница души, а часть человека, без которой он был бы неполным. Смерть тела есть следствие греха, но через смерть само тело очищается. Падение произошло не в состоянии чистой духовности, а вместе с телом, поэтому в теле "живет грех". Сочинение заканчивается молитвой.

Молитва эта, известная только в славянском тексте, принадлежит к числу наиболее ранних молитв христианских. Употребленные в ней формулировки и выражения характерны для суждения о догматическом словоупотреблении доникейской эпохи. Заслуживает особого внимания то место молитвы, где говорится о победе над смертью, совершенной страданиями и умерщвлением Бесстрастного и Бессмертного: "Потому благословляют Тебя (смиренные) люди, ибо Ты послал с неба Помощника для каждой смиреной души - научающее нас истине Слово Твое, Которое, будучи не причастным, страданиям, восприняло по Твоей воле это подверженное многим страданиям тело.., чтобы угасить смерть умерщвлением Бессмертного, сделавшись смертью для смерти. Таким образом, ради твоего милосердия смертное изменилось в бессмертное и подверженное страданиям. Ибо решительно никто не воспротивился Твоему повелению. Ты сотворил существующее из несуществующего и ничто из него не лишено Твоего искусства и украшения. Ибо нет Бога кроме Тебя, Владыки жизни и смерти, но Ты Господь и Владыка всего".

В этой молитве встречаются слова и мысли, знакомые уже древнейшей христианской Церкви и прочно вошедшие в молитвенный обиход последующих веков. Поэтому молитва Св. Мефодия имеет важное значение о суждении о прочности и устойчивости церковных традиций, и в частности о способах сохранения и передачи этих традиций.

Сочинение "О сотворении" (отрывки) также направлено против оригенистов, утверждавших, что мир не имеет начала и совечен. Против этого Св. Мефодий и ведет свое рассуждение, доказывая православное учение о Боге как едином Творце и виновнике всего.

Из других творений, сохранившихся только в славянском тексте (перевод сделан в Болгарии не позднее X в.), следует отметить четыре трактата:

1) "О жизни и разумной деятельности";

2) "О различии яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окропились грешники";

3) "О проказе";

4) "О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о словах "Небеса проповедуют славу Божию".

Основная мысль трактата "О жизни" - это христианское и, вместе с тем, философское (приближающее к стоической морали) увещание довольствоваться тем, что человек в земной жизни должен терпеливо переносить искушения и ждать непреходящих благ будущего.

"Человек становится более сильным и крепким телесно посредством многих трудов, получая (при этом) от трудов и от житейских скорбей и более здоровую душу", - мы читаем в указанном трактате.

"О человек, - творение Божие, Божий образ; не печалься, (сказываясь) руководимым, не считай тягостное повеление, не смей ослушаться, будучи вразумляем, ведь (Он) вразумляет тебя с любовью. Иных (Он вразумляет), как уже согрешивших, а других - чтобы не грешили".

"Знай также, человек: если тебе кажется, (что ты) чего-нибудь лишаешься, то (это) не вечное, а временное, и было (оно у тебя) для употребления, а не собственностью".

"Лучше, пережив временные лишения, наслаждаться потом непрекращающимися благами, нежели, напитавшись кратковременными удовольствиями, подвергнуться жестокой и непрекращающейся муке".

Три последних трактата имеют своей основной задачей истолковать в христианском смысле иудейские обрядовые предписания. Наряду с этим в них много элементов нравоучительного и догматического характера.

"Истинная телица - это плоть Христова, которую Он воспринял для очищения мира; рыжей (красной) она называется ради страданий, не имеющей порока - ради невинности, не носящей ярма - как чистая от всякого греха, не приученной к упряжи - как бесстрастная. Она закалывается вне стана, вне Иерусалима, на чистом месте, без смешения с чем бы то ни было. Ее кровью освящается Церковь. Ее пеплом очищаются люди, а Ее смертью все язычники (т.е. страны) искуплены от смерти".

"Для чего же Писание называет Христову смерть перстью и пеплом? - Для того чтобы поистине явно было, что не призрачно, но в действительности претерпел Христос спасительные страдания, без изменения восприняв нашу плоть, Он действительно вкусил смерть подобно нам. По - этому, уверовавшие в Него, но не проповедующие о том, что Он действительно ради нас претерпел страдания, пребывают еще в грехах".

"Душа умирает, - не временной смертью, но вечною, - как и пророк говорил: - душа согрешающая - та умрет (Иезек. 18,4)". (Из трактата "О различении яств и телице").

"Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов; Он соткал нас так, чтобы мы -самые немощные - имели поддержку в сильнейших" ("О проказе").

Заслуживают внимания указания на применявшиеся в древней Церкви методы покаянной дисциплины и на установившуюся литургическую практику. Можно услышать такие жалобы на проникавшие в Церковное общество - даже в среду высшей иерархии - слабости и пороки.

"Нынешние люди больше любят клевету и мерзость, обвинения и обманы даже (по отношению) к благодетелям, охотнее слушая о ближних худое, нежели доброе. (Из трактата «О различении яств и телице»).

"О горе! Чем превосходим др. людей мы, получившие предписание иметь праведность, превосходящую (праведность) книжников и фарисеев... Ведь если и океан потечет серебром и вся земля золотом, то мы не насытимся".

"Склонившись к земле, как животные, мы не можем воззреть на Отца всех и Творца". ( Из трактата "О проказе").

Из сочинений Св. Мефодия, дошедших до нас только в кратких отрывках, замечательны:

А) сочинение "Против Порфирия", который был современником Св. Мефодия, славился между язычниками своей ученостью и написал 15 книг против христианства. Это творение Св. Отца; по свидетельству блаж. Иеронима, состояло из "нескольких книг";

Б) слово "О мучениках". На основании даже отрывка можно заключить, что Св. Мефодий ревностно утверждал верующих среди гонений, указывая на величайший пример мученического терпения Сына Божия.

Из воззрений Св. Мефодия можно вывести целое заключение "о драгоценности" каждой жизни, каждого человека.

Св. Мефодий решительно отрицает мнение Оригена о предсуществовании душ. Но несомненная близость к Оригену у Св. Мефодия проявляется в общем для всех богословов александрийского направления аллегорическом истолковании Св. Писания. Несмотря на возражения против аллегорического истолкования отдельных мест у Оригена, сам Св. Мефодий не менее широко применяет тот же метод.

Литературная деятельность Св. Мефодия, совпадающая с концом доникейского периода развития богословской мысли, в известной степени может рассматриваться, как своеобразный итог этого рассказа.

РАЗВИТИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВЫЕ ТРИ ВЕКА

Богословие Св. Отцов никогда не было отвлеченным рассуждением на религиозные или философские темы. Оно всегда тесно связано с жизнью Церкви и особенности этой жизни определяют направление и развитие святоотеческой мысли. Это вполне ясно проявляется в рассмотренных сочинениях писателей первых трех веков христианской жизни Церкви.

Естественно, что в период, непосредственно примыкающий к веку апостольскому, первые церковные писатели раскрывали в своих сочинениях учение о Едином Боге и спасении человека воплотившимся Сыном Божиим, то есть те истины, которые были наиболее важны для продолжающейся проповеди среди язычников и иудеев. В тот же период необходимо было уяснить отдельные таинства и сохранения единства Церкви.

В последующий период усилившихся преследований такой задачей была прямая защита христианства, опровержение обвинений со стороны язычников, выполненная апологетами. Писатели этого периода также раскрывали те истины, которые были особенно важны для философского понимания христианского учения: Об абсолютной непознаваемости Бога в Его Существе, об откровении Его во Христе (Логосе), о спасении мира и человека, о свободе человека - против понятия о непреодолимости судьбы, или Рока, тяготеющего над человеком, о бессмертии души, воскресении и об ответственности человека за свою жизнь, дела и поступки.

Затем наступил период борьбы с искажением христианства со стороны гностиков, и церковные писатели (Св. Ириней и Тертуллиан) уясняют значение церковного предания и непрерывности апостольского преемства.

В период возникновения расколов более четко формулируется (Св. Киприан) учение о единстве и иерархическом устройстве Церкви.

С течением времени все шире становится круг вопросов, рассматриваемых церковными писателями: изучается вопрос об источниках церковного учения, методах истолкования Слова Божия; имеют место и установления богословской терминологии и создания целых систем церковного богословия. Не только возникающие ереси, но и отдельные мнения возбуждают богословскую полемику.

К концу Ш в. необходимость установления точной терминологии для выражения основных истин христианства в философских понятиях становится главной задачей богословской мысли.

Вместе с особенностями богословствования отдельных писателей выявляются различные направления богословской мысли, общие целым группам церковных учителей - "школы".

Кроме указанных ранее школ александрийской и антиохийской, можно, для начального периода, говорить еще о "школе" Малоазийской (Св. Игнатий Богоносец и Св. Ириней Лионский), связанной с непосредственными учениками апостолов в Малой Азии (Папий Иерапольский и Св. Поликарп Смирнский). Особенность этой школы была верность преданию.



2018-07-06 237 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монтаистический период (202/3 - 222/3). 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)