Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монтаистический период (202/3 - 222/3). 7 страница



2018-07-06 234 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Наконец, следует обратить внимание на известность западного, "латинского" богословия, на особенности которого было указано при рассмотрении сочинений Тертуллиана и Св. Киприана и которые в дальнейшем развитии привели к более значительным отличиям западного богословия от восточного.

В начале IV века в жизни Церкви происходят резкие изменения: прекращение гонений и свободное развитие всех сторон церковной жизни. Естественно, это приводит к такому же всестороннему развитию святоотеческой литературы. Наступает период, который иногда называется - "золотым веком отцов". Изучение этого периода составляет продолжение курса патрологии.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ПЕРИОД ВТОРОЙ (с 251-320гг.)

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО МОНАШЕСТВА НА ВОСТОКЕ

Во втором веке защитники христианства - апологеты в борьбе с ересями и нападками язычников обратились к философии и пользовались данными современной им языческой науки, но опыты защиты христианского вероучения не имели характера строгой систематичности, а использование данных философии и науки носило случайный характер. Многие обстоятельства не благоприятствовали развитию богословской науки в первые два века. Главнейшими из них являлись гонения на Церковь и напряженная борьба с полу языческим гносисом. К третьему веку положение изменилось в благоприятную сторону. Гонения стали более редкими, а гнозису был нанесен сокрушительный удар. В более продолжительные периоды спокойствия у деятелей Церкви накопился достаточный запас сил, чтобы заняться научным оформлением христианской истины, что отвечало и запросам философски образованных язычников, вступавших в Церковь.

Естественно, что наиболее остро эти вопросы встали перед христианским сознанием в том месте, которое для данной эпохи являлось центром эллинской культуры. А таковым являлся город Александрия. Здесь со времени Птоломея и устроен был музей с обширной библиотекой, в которой были собраны творения но всем отраслям знаний и искусства. Сюда сходились люди со всех стран известного тогда мира в поисках знаний, и шли оживленные беседы между философами, риторами, грамматиками, математиками, астрономами и другими специалистами. Здесь же философия и наука сталкивались с мистическими культами востока. В этой атмосфере повышенного интереса к запросам мысли возникла и первая христианская научная богословская школа.

1. ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (251-356гг.)

Преп. Антоний Великий, после преп. Павла Фивейского, является начальником отшельнической - монашеской жизни в Египте по свидетельству архиеп. Афанасия Александрийского.

1.1. Биография Антония Великого

После смерти богатых родителей своих, он по гласу евангельскому, раздал имение нищим и на 19 году поселился в уединенной пещере недалеко от места прежней жизни.

Пищею его были: хлеб с солью и вода, и то он их принимал через день. Сон его был коротким, на голой земле, а занятиями были: молитва, псалмопение и рукоделие. Таким образом, прожив 15 лет в пещере, он в 285 году удаляется для большего уединения в пустыню вблизи берега Чермнаго моря и поселяется в полуразрушенной башне, где провел 20 лет своей жизни.

После 20летнего духовного подвига, Господь повелел ему стать отцом и руководителем для других, желающих своего спасения. Прежде чем стать наставником иноков, Антоний прошёл все степени духовной жизни. Он сам испытал на себе козни дьявола, чтобы знать, как помочь другим бороться с ним. 35 лет подвизался он в непрестанной молитве, борясь, умерщвляя в себе все страсти, чтобы научить других и никогда не торопиться налагать на человека неудобоносимое бремя.

В 305 году по велению Божию он стал принимать к себе ревнителей благочестия. Первым его посетителем был преп. Иларион, который стал основателем монашеской жизни в Палестине.

Многие приходили к преп. Антонию, одних он расселял недалеко от себя, а другим указывал расселяться в другие пустынные места. Приход многих христиан к преп. Антонию совпал со временем жестокого гонения на христиан императором Диоклетианом в 313 году.

Как не любил Антоний свою пустыню, но участие к страданиям всех. гонимых за святую веру превозмогло его любовь к уединению. Он ходил в г. Александрию с тем, чтобы делить с прочими крестные страдания: одних укреплял на подвиги, за других ходатайствовал перед судьями.

«Антоний, - говорил св. Афанасий Великий, - желал и сам мученичества, но Господь сохранил сего мужа для нашего общего и для всех блага»[13].

Возвратившись в свое пустынное место, преп. Антоний собрал около себя множество мучеников подвижничества.

Одни пустынножители образовали общинную жизнь, другие же расселялись по пещерам и жили отшельниками.

Все же они находились под руководством великого Антония, который личным примером воодушевлял в них ревность к подвигам, и увещевал твёрдо следовать избранным путем.

Когда же появилось лжеучение Ария, то защитником православной веры Бога-Слова выступил преп. Антоний. Второй раз пришел Антоний в г. Александрию в возрасте 104 года с тем, чтобы всенародно обличить ересь ариан и их последователей в нечестии и бесстыдстве и предать их лжеучение анафеме. Это путешествие в Александрию великого старца закончилось торжеством православия.

Скончался преп. Антоний Великий в 356 году жизни, при этом строго заповедовал никому не говорить о месте своего погребения.

Церковь Христова празднует память преп. Антония Великого 17 января по старому стилю.

Многие святители православной Церкви находили убежище в пустыне преп. Антония. Неоднократно святитель Афанасий находил прибежище у преп. Антония Великого, скрываясь от самих ариан, но и от арианствующих императоров. К числу таковых относится и святитель Серапион Тмунский и многие другие. В 544 году мощи преп. Антония были перенесены из пустыни в Александрию, а затем, после завоевании Египта сарацинами в 7 веке - в Константинополь.

В X - XI веках его святые мощи были перенесены во Вьенский епархиальный округ, а в XV веке - во Францию и помещены в храме святого Иулиана. Вот такова краткая история жизнеописания великого угодника Божия, подвижника благочестия, положившего начало основания иночества не только в Египте, но и во многих странах Европы.

1.2.Сочинения преп. Антония Великого

По Выражению блаж. Августина преп. Антоний «ученной образованности не имел, но Св. Писание знал на память и хорошо его разумел».[14]

Итак, училищем для Антония Великого были Священное Писание и природа, а учителем была благодать Христова по мере очищения от греховных страстей подвигами благочестия. Однажды посетивший его философ спросил, как он может жить без книг. Преподобный ответил ему так: «Книга моя, друг мой, природа, которая всегда со мною когда я захочу её читать»[15].

Свои наставления и послания он писал только на египетском языке, следовательно на этот язык уже в то время было переведено Священное Писание, а позже его послания были переведены на другие языки.

До нашего времени сохранились в латинском переводе 7 его писем.

В арабском переводе известны 20 писем преп. Антония, часть писем - на греческом. В арабском переводе также сохранилось 80 правил, 20 слов увещания и мыслей. В духе апостольском написаны и сохранились: 20 кратких слов о вере в Господа, о страхе Божием и прочее.

1.3. Содержание и дух его наставлений

В латинском переводе 7 писем содержат следующее: 1-ое письмо - об удалении от мира; 2-ое письмо - о том. как избавиться от оков дьявола и о средствах избавления от них; 3-е письмо - о благодеяниях Божиих человеку; 4-ое письмо - о воплощении Христа Сына Божия; 5-ое письмо содержит наставление о христианском бодрствовании; 6-ое письмо - о познании самого себя и о нужде воплощения Сына Божия; 7-ое письмо - увещание против Ария. В одном из писем преп. Антоний писал, что человек, познавший самого себя, будет иметь правильное познание о тварях, которых Бог произвел из ничего; тот знает также и достоинство умного и безсмертного человеческого духа, заключенного на время в бренное тело, чтобы в нем усовершенствовать себя через добродетели. Кто же знает это, тот знает, что должно любить Бога, а кто любит Бога, тот должен любить всех.

В 8-ом письме изложены им способы умерщвления от страстей, чтобы приблизиться к Творцу всяческих. Силу и способность избавиться от греховных наклонностей и страстей христианин получает от Господа Иисуса Христа, Который во всем подобен Богу Отцу. Далее преп. Антоний пишет: «Умоляю вас моею любовию к вам, обратитесь ко Господу всем сердцем вашим. Мы должны очищать себя от грехов, сообразовать волю свою с волею Божею и освящать все чувства свои; должны непрестанно обновляться, чтобы быть достойными посещения Господа нашего Иисуса Христа. Смерть и воскресение Его, положили основание нашему воскресению и уничтожили власть смерти, т.е. дьявола и т.д.»

В этом можно увидеть проповедь опытного духоносного старца, глубоко изучившего духовную природу и ее нужды, усвоившего сокровище и силы благодати Христовой.

Полезно ещё привести наставление преп. Антония о действиях духов добрых и духов злых о изучившего духовную природу и её нужды, усвоившего сокровище и силы благодати Христовой. Это беседа Отца с детьми, Отца, каким только мог быть ученик любви Христовой. Полезно еще привести наставление преп. Антония о действиях духов добрых и духов злых на душу человека.

«Явление добрых ангелов не производит никакого смятения в душе; их присутствие мирно и и успокоительно; оно наполняет душу радостью и одушевляет её доверенностию.

Напротив, явление духов злых производит в душе возмущение; они повергают душу в в смятение помыслов или в страх».[16]

1.4. Преп. Антоний - начальник отшельнической монашеской жизни

История монашества представляет преп Антония отцом иноческой скитской жизни. Это не значит, что до преп. Антония жизнь девственная, соединенная со строгим подвигом воздержания и молитвою, не существовала. Еще Ориген писал, что подвизающихся в постоянном девстве между христианами было весьма много.

Наступали времена, когда заставляли многих удаляться в пустынные места, т.е. во время гонений на христиан. Сам преп. Антоний свидетельствовал: «С первых пор, как я начал вести жизнь монашескую, не было нигде общежития, в котором бы заботились о спасении других, но всякий из древних монахов по окончании гонений подвизался особо».[17]

Для всего сонма подвижников аскетов Великий Авва был наставником и примером иноческой жизни. Вот то великое место в иноческой жизни, которое, по предназначению Господа и Его благодати, занимает великий Антоний в Церкви Христовой.

2. ПРЕП. ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ (294-348гг.)

Прежде чем приступить к описанию истории образования общежительного уставного монашества, которое связано с именем Пахомия Великого, следует кратко вспомнить о жизни и деятельности отшельника аскета преп. Аммуна (Аммона) Египетского.

2.1. Жизнедеятельность Аммуна Египетского

Сей муж вначале был женат, но с согласия супруги жили в девстве и целомудрии долгое время вместе. Позже по обоюдному согласию жена осталась в своем доме, учредив женский монастырь, а сам он удалился в пустыню и поселился на Нитрийской горе, где провел 22 года в строгих аскетических подвигах. Преп. Аммун был самым близким духовным чадом преп. Антония Великого.

К нему пришло множество подвижников аскетов и по совету преп. Антония он устроил сначала один общежительный монастырь, в котором управлял долгое время. К концу IV в. уже на Нитрийской горе было основано до 50 обителей под общим его руководством.

Скончался прп. Аммун (Аммон) в 357 году. 4 октября - день памяти.

2.2. Биография Пахомия Великого

Как преп. Антоний был основателем собственно отшельнической-иноческой жизни, так преп. Пахомий Великий был отцом общежитий иноческих, которыми населил берега реки Нила в верхнем Египте.

Сын язычников, служил в войсках царя Константина. После окончания военных действий, Пахомий принял крещение и стал христианином. Познакомившись со строгим аскетом христианином по имени Палемон, он стал вести строгий аскетический образ жизни под руководством этого подвижника. После десятилетнего подвижничества во время молитвы в Тивенне, а именно в 325 году, он услышал голос, повелевший ему: «Поселись здесь и выстрой монастырь, к тебе соберется много иноков».[18]

Ему явился Ангел Божий с медною доской, на которой были написаны правила иноческого общежития. Действительно вскоре в монастыре собралось до 1300 иноков, которые желали жить по уставу (правилу) данному Пахомию Ангелом Божиим; между тем по его правилу жили иноки и во многих других обителях.

Древние историки так отзывались о Пахомий Великом: «Муж человеколюбивый и весьма любезный Богу, так что мог предвидеть будущее и часто беседовал со святыми Ангелами».[19]

Великий Авва скончался во время моровой язвы в 348 году на 53 году жизни, день празднования церковь установила 15 мая.

2.3. Устав или правило св. Пахомия

Как было ранее сказано, что это правило иноческого общежития дано ему было св. Ангелом. Это первый устав иноческого общежития, который преп. Пахомий перевел на египетский язык, а блаж. Иероним в 404г. перевел его уже на латинский язык с греческого списка.

Краткий обзор и содержание этого устава:

а) Желающего вступить в монастырь, настоятель поручает опытному старцу, который должен испытать его расположение к монашеской жизни. В продолжение 10 и более дней он за оградой монастыря должен повергаться пред братьями и терпеть поношения. Денег от него явь братия не должны принимать, чтобы не нарушать свой покой.

Ему предоставляется монастырская одежда, а его мирская одежда забирается для сохранения. Если будет замечено в нем неповиновение или ропот, то ему возвращают мирскую одежду и отсылают в мир.

б) Послушник, вновь принятый в монастырь не прежде года допускается в общество братии. Сначала его знакомят с уставом обители, потом назначают читать 12 псалмов и 2 чтения из Апостола.

Если же он не знает грамоты, то 1-ый, 6-ой и 9-ый часы ходит к старцу слушать правило. Новоначальный занимается служением странным и братии. Если он безропотно и смиренно служит, то его принимают в общество.

в) Братия три раза собираются на общую молитву: днем, вечером и ночью -строго обязательно. Три раза в неделю - в среду, пяток и в воскресенье Начальник предлагает им поучение.

г) Трапеза для братии должна быть в полдень, кроме среды и пятка, в которые братия постятся, и она общая. Никто не имеет права что либо вкушать вне общей трапезы. Во время трапезы хранят молчание и принимают пищу с опущенным кукулем на главе, чтобы глаз не соблазнялся чем-либо.

При выходе из трапезы, как из храма, ни с кем не разговаривать.

д) Если назначается общая работа, то настоятель идет впереди всех и за ним вся братия в молчании.

Если надо послать кого-либо из монастыря для дела, то не посылают одного, а с другим. Для ночлега должны избирать только православный монастырь.

Авва - главный начальник монастыря, экономы заботятся о пище и одежде для братии. Даже сам настоятель не может себе позволить ничего взять без дозволения эконома. Начальник дома, а по свидетельству блаж. Иеронима в монастыре было этих домов от 30 - 40 и в каждом доме проживало до 40 человек братии, осматривает, все ли сделано как должно, учит неопытных и каждую неделю представляет отчет Авве в том, что сделано в его доме.

е) Больным и престарелым предоставляется отдельный дом. За ними присматривают особые старцы, кроме них никто не должен входить в больничный дом. Пища больных особая, сообразная их немощи.

ж) Дети, кроме чтения, обучаются рукоделиям, но прежде Страху Божию и молитве. Пища их в трапезе, наказания - соразмерны силам и детскому характеру.

Таково краткое содержание Устава св. Пахомия.

Кроме этого, им написано Увещание к управляющим монастырями, дышащее кротостью любви, на латинский язык, а так же письма.

Так в письме монастырям содержится приглашения всех «ко дню прощения в Августе месяце», где Авва пишет: «Близко время для того, чтобы по древнему обычаю, собрались вы свято праздновать день окончания всех дел. Надобно, чтобы каждый, по евангельской заповеди, простил братиям своим долги, оскорбления, неправды, если была какая-либо ссора, пусть прогнана будет она от святого сонма. Не здесь ли начало Успенского поста?».[20]

Перед своей кончиной ему были открыты Господом дальнейшие судьбы монашества. Он знал и говорил братии о том, что последние монахи не будут иметь гой ревности к подвигам благочестия, как первые, они будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей.

После долгой и слезной молитвы преп. Пахомий услышал голос Господа: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».[21]

Под конец своей жизни преп. Пахомий тяжело заболел и умер от моровой язвы. Скончался он около 348 г. в возрасте 53 лет и погребен у горы возле обители.

День празднлвания 15 мая.

3.ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН (-372 гг.)

Преп. Ефрем Сирин Православной Церкви известен своими аскетическими подвигами и трудами в иноческой жизни начала 4 века. Он - пророк Сирский.

3.1. Биография Ефрема Сирина

Родился сей дивный муж в окрестностях Низибии от бедных родителей, занимавшихся земледелием. Время его рождения христианской Церкви неизвестно.

Как он писал в одном из сочинений: «От предков я получил наставление о Христе, родившие меня по плоти внушили мне страх Господень. Предки мои исповедовали Христа пред судиею; я родственник мученикам».[22]

С детства он имел вспыльчивый и раздражительный от природы характер, а юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки и предавался худым замыслам и блудным мыслям.

Но промысел Божий вразумил пылкую молодость по следующей причине:

Ефрема обвинили в краже овец и посадили в темницу. На восьмой день он во сне услышал голос, который сказал: «Будь благочестив и уразумеешь Промысл, покайся и исправь свою жизнь».[23] Действительно вскоре он был оправдан и выпущен на свободу. Эти события так поразили Ефрема, что он вскоре оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, позже великого святителя Низибийского.

Под руководством св. Иакова Ефрем упражнялся в подвигах благочестия, изучал слово Божие и даже, по поручению своего Аввы, учил других в училище.

Под благодатным руководством Святителя преп. Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения.

После смерти святителя Иакова в 363 году Низибия была Богом передана во власть Персов язычников, которые разрушили христианские храмы и училища.

Св. Ефрем и многие христиане переселились в Эдессу, где покоились мощи ап. Фаддея. По совету старца Иулиана, он удаляется в пустынное место на Эдесскую гору для подвигов.

Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему мудрость и дар учительства, к нему начали приходить люди, желающие услышать его наставления.

Преподобный Ефрем устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Многие язычники, прослушав его проповеди, обращались в христианство.

Ефрем также начинает писать толкование на пятикнижие Моисея на сирийском языке. Слава о подвигах и трудах преп. Ефрема привлекла множество людей, которые нарушали его жизненный ритм аскета, и он намеревался бежать от них.

Но тут явился ему Ангел Божий и сказал: «Ефрем! Куда бежишь ты? Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить шею от ярма».[24] Ефрем приступил к своим занятиям, к которым он был призван. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого позже вышли знаменитые учители сирийской Церкви.

Судьба православия в Эдесской Церкви, по своему значению города и кафедры имела большое влияние на всю Месопотамию в лице пламенного ревнителя Христовой истины преп. Ефрема. Сильны были здесь такие секты, как секта Вардесана, песнопения которых дышали зловонием хулений против Божественных истин, и ереси Ария, от которых разразился Гнев Божий в лице Персов, рассеявших их богомерзкое учение как пыль сильным ветром. Еретики настолько были раздражены успехами св. Ефрема в подвигах за веру Христову, что однажды с камнями и оружием напали на него и он чудом остался живым. Это не ослабило ревности Ефрема, он удалился в свою любимую пещеру и по временам опять являлся в Эдессу с мечем слова Божия.

Не довольствуясь своими аскетическими подвигами, смиренный Ефрем совершает путешествие к Египетским подвижникам, где встречается с Аввой Паисием. Преп. Иоанн Колов, описывая эту встречу двух великих подвижников, так писал: «Был у нас здесь человек Божий. Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем».[25] Вместе с тем, как он получал от египетских старцев уроки для себя, он писал для египетских монахов и свои наставления».

В Египте преп. Ефрем обличал ариан и иноков слабых в благочестии.

По возвращению из Египта он посетил Кесарию Каппадокийскую, чтобы встретиться с архиеп. Василием Великим.

Встреча произошла в храме, когда там служил архиеп. Василий и говорил поучение народу.

После поучения по внушению Св. Духа Святитель пригласил преп. Ефрема в алтарь и долго они беседовали о спасении душ.

В заключении преп. Ефрем отметил в своих записях, что он был Святителем посвящен в сан диакона и отпущен с миром.

По возвращении в Эдессу св. Ефрем хотел остаток своей жизни провести в уединении. Голод, поразивший жителей эдесских, заставил его придти в Эдессу на помощь страждущим. Сильным своим словом он склонил богатых поделиться со страждущими и этим спас жителей от голодной смерти. Это был последний его подвиг для Церкви Божией. Вернувшись в свою пещеру, преп. Ефрем вскоре заболел, прежде написав свое завещание, и мирно отошел ко Господу 28 января 372 г.

Возникает любопытный вопрос, что же преп. Ефрем писал в своем завещании. В завещании он писал своим близким ученикам следующее: «Авраам - ты, который пришел и последовал за мною! Да услышит тебя Бог Авраама, как скоро откроешь ты уста, да исполнит их Господь учением премудрости...

Симеон! Да услышит тебя Бог, когда ты, молясь призовешь Его! Когда ты придешь в город, ты наполнишь Церковь Его как чашу. Видеть тебя придут невесты, придут уединенные девы. Тогда получат они спасительное поучение, примут способы к добродетели .... Да будешь ты славен в мире, как умный врач в лагере.

Мара, ангельски, невинная, простая, чистая душа! Ты невинен не по природному только расположению к добродетели, но прост по свободной решимости.

Зиновий месопотамский! Ты воин и сильный герой! Твои слова - огонь и они жгут терние идолов. Как пожар в лесу, твои наставления пожирают учения еретиков!... Твой спутник - Бог твой, никогда непобедимый помощник!».[26]

Этим заканчивается завещание преп. Ефрема своим ученикам в деле спасения и помощи их св. Церкви.

3.2. Творения преп. Ефрема Сирина

Блаж. Иероним писал: «Ефрем, диакон эдесский, достиг такой славы, что в некоторых Церквах его сочинения читаются публично после Священного Писания». [27]

Св. Ефрем прославился через учеников своих, которые согласно его предсказанием распространяли христианское просвещение в Сирии своими сочинениями.

Сочинения же преп. Ефрема показывают в нем и глубокое знание Священное Писания, и обширную ученость.

По сирийским сочинениям, по мнению ученых преп. Ефрем признается образцовым писателем, знавшим хорошо греческий язык.

В подтверждение сказанному, он хорошо знал сочинения Оригена, обоих святителей Григориев, которые были переведены на сирийский язык не раньше 5 века.

По преданию преп. Ефрем Сирин при посвящении во диакона св. Василием Великим, получил от Бога дар знания греческого языка.

3.3. НравстВенные сочинения и толкования Св. Писания

Преп. Ефрем оставил после себя много разных сочинений, а именно: обличение арианской и других ересей, учение о христианской жизни, сборник церковных песнопений, в частности, проповеди о сердечных сокрушениях, и наконец, толкование на Св. Писание.

Святитель Григорий Нисский в своих сочинениях вспоминает о том, что он читал сочинения преп. Ефрема против ариан и аномеев, против Новата и против Аполлинария.

В большинстве своих сочинений преп. Ефрем выступает в роли учителя христианского сердечного сокрушения и покаяния. Св. Григорий Нисский писал, что «плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом - день и ночь лились у него слезы».[28]

Сам же преп. Ефрем о себе писал следующее: «Воспоминание о грехах устрашает меня и я начинаю изливаться в слезах, готов даже упасть духом, если бы не поспешили укрепить меня полумертвого - разбойник, мытарь, грешница, хананеянка или кровоточивая самарянка».[29] В русском переводе сочинения преп. Ефрема Сирина собраны в 6-ти томах.

И во многих других сочинениях он также писал о своем смиренном состоянии души и искреннем сокрушении сердца о своих грехах.

Чтобы понять состояние его души, следует привести его же слова из сочинений в таких выражениях: «Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте как человека отверженного. О. если бы кто показывал вам мои дела! Вы бы стали плевать на меня и т.д.»[30]

Все его нравственные сочинения благоухают сердечным умилением.

Все его беседы заключаются на предметах - покаяния, памяти о смерти и суде Божием, о страхе пред Богом, внимании к самому себе, смирении против гордости и т.д.

В целом все его наставления дышат любовью, они поражают человеческое воображение и утешают, сокрушают страхом и наполняют кротким умилением, заставляют лить слезы того, кто не знал слёз.

Всему христианскому миру известна молитва, («Господи и Владыка живота моего...»), которая читается в храмах и в христианских домах верующими людьми во время Великого поста. Сколько в ней заложено силы духа, искренности и любви человека к Богу, своему Творцу и Спасителю.

3.4. Методы толкования Священного писания

В настоящее время известны толкования св. Ефрема на: пятикнижие Моисея, книги - Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, 4-х великих пророков, 6 малых пророков, армянский перевод токований на Послания апостола Павла, на согласие Евангелистов и 12 толкований на разные изречения из Св. Писания.

Св. Ефрем, как истолкователь писания, имел много достоинств, которые составляют его преимущество пред другими толкователями Св. Писания. Он знал хорошо еврейский язык (родственный сирийскому языку), что помогало ему в понимании смысла Св. Писания.

Много помогало преп. Ефрему при объяснении ветхого Завета и то, что он хорошо знал восток и дух востока - он был для него родной. Кроме того, путешествие по Месопотамии и Египту обогатили его понятие о жизни и быте народов, описываемых в Ветхом Завете.

При толковании Св. Писания преп. Ефрем в основном придерживался метода буквального понимания Св. Писания, но не редко пользовался и аллегорическим методом. При толковании Ветхого завета по слову св. Григория преп. Ефрем: «Объясняя Писание, говорил буквально, но не оставлял без объяснения и глубин созерцания».[31]

По словам некоторых историков преп. Ефрем слепым открывал зрение, немым разрешал язык, и глухим возвращал слух.

Таким образом, толкования св. Писания ученика и учителя св. Иакова Низибийского, по направлению своему совершенно одинаковы. У того и у другого - точное понимание, приближенное к собственному смыслу писания; у того и другого светлый взгляд на священную древность.

3.5.Догматическое учение преп. Ефрема

Догматические сочинения, написанные преп. Ефремом, касаются в основном разбора еретических учений.

К таковым относятся: 80 слов против дерзких испытателей - аэтиан и евномиан; 56 поучений против ересей с обличением их вардесанитам, маркионитам и мессалианам. против Маркиона и Манеса; 3 слова о вере и против Иудеев, против новатиан.

Так же слово о Церкви, которая имеет власть прощать грехи и опровергает тысячелетнее царство; слово о Священстве; о рае и суде.

Живыми и яркими чертами изображает он непостижимость Божества.

Глубину тайны Божества он сравнивает с бездной грозного моря и каждый, посягнувший постичь эту глубину, погибнет.

Об источниках богопознания он говорит так: «У тебя пред глазами - видимая природа, под руками - Священное Писание. Природа для нас не ясна, но Писание доступно для нашего разумения. Одно Писание может научить нас об Отце и Сыне и Духе Святом».[32]

Преп. Ефрем задает вопрос почему люди не одинаково понимают Писание? И отвечает: «Как многие из врачей не понимают своего дела, так точно многие не понимают Писания. Мальчики, которые только вчера посещали школу, вдруг вырастают, как тыква Ионы».[33]

«Если ты слышишь об Отце и Сыне и Духе, - писал преп. Ефрем, - в именах исповедуй лица. Не имена их соединены, но на самом деле три соединены».[34]

Далее он пишет, что Отец безначально из сущности своей произвел Сына и Духа Святого, не по какой необходимости, а родил из сущности Своей и Духа Святого извел из сущности Своей не родив Его.

В сочинении против Иудеев св. Ефрем доказал, что Иисус Христос есть тот Спаситель падших людей, которого предвозвещали пророки.

В своих сочинениях он указывает, что св. евхаристия была установлена самим Господом Иисусом Христом. Пшеница - это святое таинственное тело Его; вино - Его освящающая кровь; елей - благое помазание, которым запечатлеваются крещенные и облекаются во всеоружие Духа Святого: «Огонь и Дух - в нашем крещении; Огонь и Дух Святой - в хлебе и чаше».[35]



2018-07-06 234 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монтаистический период (202/3 - 222/3). 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)