Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монтаистический период (202/3 - 222/3). 4 страница



2018-07-06 255 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ

В учении о Логосе Климент во многом следует Филону. Он понимает Логоса, то в платоновском смысле, как совокупность божественных идей и первообразов всех, имманентную миру силу, проникающую все бытие и оживляющую все его части.

Логос нераздельная, но отличная от Отца сила: "Бог, будучи не явленным, недостижимым. Сын же есть Мудрость, Знание, Истина и все иное сорожденное этому. В Нем же доказательство и объяснение всего. Все силы духа, сотворенные как единое, сводятся к одному и тому же средоточию к Сыну. Бесконечен Он в каждой Своей силе. Он - средоточие всех сил, посему именуется Альфой и Омегой".

Признавая совечность Сына Отцу, Климент отчетливо учит о Его божестве. Логос такой же истинный Бог, как и Отец. Ему принадлежат божественные атрибуты: Он весь разум, весь свет. Весь око. Он все видит, все слышит, все ведает. Отец в Сыне и Сын в Отце: к Ним обоим обращается молитва. "Оба они - одно - Бог". В отношении единства Отца и Сына Климент заходит иногда так далеко, что почти впадает в модализм. Логос имеет особое отношение к миру. Профессор Попов так формулирует это отношение: "Логос по лестнице небесных и земных существ нисходит до самых глубин, до самого ничтожного творения. Все разумные существа образуют обширную и постепенно нисходящую иерархию, подобную железной цепи, в которой каждое звено поддерживается высшим и само поддерживает низшее".

УЧЕНИЕ О ТВОРЕНИИ МИРА

Учение о творении мира Климент излагает, в основном, правильно. Он отрицает вечность материи и предсуществование душ. Логос-Творец и Промыслитель мира. Библейский рассказ о шестидневном творении мира Климент понимает аллегорически, как указывающий на логический, а не временный порядок возникновения мира - мир создан в одно мгновение. Логос - свет мира не только создает мир, но всегда промышляет о мире. Логос вдохновлял пророков и философов, и, наконец, воплотился в мире для спасения человека.

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

В учении о человеке Климент первым вводит платоновскую трихотомию, различая плоть, душу и тело человека. Он признает две души - плотскую или чувственную и духовно-разумную владычествующую.

Первая является источником органической жизни человека и низших пожеланий и стремлений, вторая есть носительница разума и свободы, и имеет руководящее значение в жизни человека.

Зло и добро не заключается в плоти или духе человека. Это дело его свободы. Сущность падения Климент признает в злоупотреблении свободой и в уклонении к чувственности. Он аллегорически понимает библейский рассказ о падении и внушении запрещенного плода.

Но большее значение, чем вид греха, имеют его следствия. Грех был началом разложения в самом человеке в его душе и теле, приводящем в конечном итоге к смерти и "тлению".

ХРИСТОЛОГИЯ И СОТЕРИОЛОГИЯ

(учение о спасении)

Христос есть воплощенный Логос. В понимании Климента воплощения Попов находит "тонкий докетизм", т.к. Климент утверждает, что Христос был чужд человеческих страстей: удовольствия, печали, волнения, что тело Его не нуждалось в принятии пищи и т.д.

Несмотря на этот слабый докетизм, Климент мыслил Христа как Богочеловека.

Дело Христа понимается преимущественно как откровение истины. Христос есть, прежде всего, Педагог и Учитель. После Его явления нет нужды посещать Афины или Элладу в поисках истины. Но Христос есть также и Искупитель. Он стал "путем восстановления человека к прежнему состоянию". "Логос сделался человеком, чтобы и ты научился от человека, как некогда человек сделается Богом" (Прот. 1,8). Он воплотился, чтобы нас избавить от грехов и является искуплением за нас через Свою Кровь. Принесши спасение, Христос всех призывает к Себе. Дело свободы человека - последовать этому призыву, послушаться учения Христа, освободиться от греховных страстей, осуществить в своей жизни божественные заповеди и достигнуть первоначальной простоты, собранности, бессмертия. Стимулом такого движения вначале может быть страх наказания или желание награды, у "гностика" же - стремление души к Богу, истине и красоте, к познанию Бога.

Для христианской этики или Нравственного Богословия учение Климента важно тем, что спасение показано как нравственный процесс, совершаемый не вне, а внутри самого человека.

УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ И ТАИНСТВАХ

Климент мало касается вопросов о церковном устройстве, иерархии, таинствах, да и там, где касается, большей частью впадает в символизм. Церковь он понимает как духовный храм, созидаемый Самим Логосов, как Деву и Мать, питающую нас духовным молоком, кровью Логоса. К ней должен приходить всякий желающий спасения, ибо она - собрание избранных.

Особенное положение принадлежит людям, стоящим на ступени христианского гнозиса. Гностики образуют тело Христа, другие только его плоть.

Церковь "древняя кафолическая", в противоположность ересям, едина по единству веры и сохраняет истину апостольского предания.

Членом Церкви человек становится через крещение. Крещению Климент придает особенно важное значение. Оно есть возрождение, делающее нас детьми Божьими, мистическое просвещение, сообщающее душе свет богопознания, духовное омовение, дающее залог бессмертия.

Т.к. человек согрешает и после крещения, то допустимо для очищения его второе покаяние, т.е. покаяние после крещения. Вслед за Ермом, Климент допускает только одно покаяние.

О Евхаристии он пишет: "О дивное таинство! Оно повелевает нам оставить прежние плотские увлечения и следовать Его образу жизни, воспроизводя Его в себе, нося Спасителя в груди" (Педагог).

Характерен взгляд на брак. В противоположность гностикам - энкратиатам, отвергающим брак, Климент защищает его, а безбрачие не рекомендует.

ЭСХАТОЛОГИЯ

Климент отрицал хилиазм, чувственный огонь и вечность мучений грешников. Все наказания имеют исправительное или очистительное значение, все души за гробом должны пройти известный период очищения чрез стыд и грех, раскаяние и т.д. Таким образом, у Климента даются зачатки учения об апокатастасисе и временности адских мучений, которое развито у Оригена.

Будущее блаженство будет иметь свои степени. Но высшим блаженством будут наслаждаться гностики, которые войдут в обитель Божию, чтобы созерцать Его в вечном и несказанном свете.

В учении Климента проявляется влияние Филона, стоической философии и гностицизма. Ряд его положений в последствии были отвергнуты. Но все же, как заключает профессор Карсавин: Климент больше христианин, чем философ, потому что исходил не из теории, а из жизни.

ОРИГЕН

"Ориген, - говорит профессор П. Гнедич, - был один из немногих древнехристианских писателей, оказавших такое большое влияние на развитие христианского богословия и вокруг имени которого возникло столько споров". Ориген первый из церковных писателей, о жизни которого сохранилось достаточно сведений.

Родился в 182 г. в христианской семье и был христианином с детства. Отец его - Леонид, учитель грамматики, скончался мученически в гонения 202-203 г. и мать - еврейка обратившаяся в христианство, были первыми наставниками сына. Затем Ориген учился в катихизическом училище у Климента.

Оставшись без средств, после кончины отца и конфискации имущества, Ориген зарабатывал на содержание себя и семьи частными уроками. После отъезда из Александрии Климента, в возрасте 21-22 лет, заменил его в качестве руководителя училища оглашенных.

Обучая других, Ориген продолжал учиться сам: он изучал у раввинов еврейский язык, у неоплатонического ученого Аммония Сакка философию. "Когда я всецело посвятил себя делу провозглашения божественного учения - рассказывает он в письме к одному из своих учеников, - и слушать меня приходили еретики, а иногда и люди, получившие образование в греческой философии, то я считал необходимым исследовать мнения еретиков и то, что будто бы философы знают об истине". "Я посетил много мест, - говорит он в другом месте, - повсюду искал их, кто объявил о себе, что он знает что - либо".

Особенно много Ориген изучал Священное Писание, и очень скоро приобрел большую известность как христианский учитель.

С юности Ориген жил аскетически на малые средства. Чтобы никому не быть в тягость, он продал свою библиотеку (книги по грамматике и светских писателей, вероятно, сохранившиеся от отца). Полученная сумма давала ему возможность жить, тратя всего 4 овола (20 копеек) в день на пищу. Днем он занимался с учениками, ночью изучал Св. Писание, спал на голой земле, ел столько, сколько необходимо для поддержки жизни. Не носил обуви, не имел второй пары смены белья, ревность свою к исполнению евангельских требований Ориген довел до того, что, понимая слова (Мф. 19,12) буквально, оскопил себя. И этим избавил себя от клевет, так как ему приходилось заниматься и с женщинами. Нужно заметить, что последнее отдельные биографы его отрицают.

Ввиду увеличения числа слушателей Оригена, он поручил преподавание оглашенным своему ученику Ираклу, а сам ограничился чтением лекций слушателям более подготовленным.

Ориген иногда оставлял Александрию: ездил в Аравию к ее правителю, пожелавшему его слушать и просившему об этом епископу Димитрию. Ездил в Рим, "чтобы знать по больше древнюю церковь римлян" и где, вероятно, слушал Ипполита, а около 215 г., во время репрессий, наложенных на Александрию императором Каракаллой, удалился в Кесарию Палестинскую, где по просьбе своих учеников епископов Александра Иерусалимского и Феоктиста Кесарийского проповедовал за богослужением.

После возвращения в Александрию особенно увеличивается деятельность Оригена как писателя. Его ученик Амвросий предоставил в распоряжение Оригена целый штат стенографов и переписчиков, которым он диктовал свои сочинения. Это оказало Орегону большую помощь, но в то же время, послужило причиной, что записанные на слух сочинения были недостаточно обработаны и проверены самим автором.

В 230 г. во время путешествия Оригена в Грецию через Палестину епископ Феоктист посвятил его в пресвитеры, чтобы дать большую возможность проповедовать за богослужением. Но епископ Александрийский Дмитрий увидел в этом нарушение своих прав и не признал посвящения. "После этого, - говорит Ориген, - мы были увлечены вон из Египта - разум побудил меня спасти главное начало в себе, чтобы постоянные споры не навлекли бурю на мою собственную душу".

Ориген переселился в Кесарии, где продолжал устное учительство и работу над своими сочинениями. В гонение Декия Ориген был заключен в тюрьму в Тире, где подвергнулся пыткам и жестокому обращению. 69-летний старец не выдержал истязаний и скончался в 251г.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИГЕНА

Ориген - самый плодовитый писатель доникейской эпохи. Называют тысячи его "книг", понимая книги в древнем значении этого слова, как отдельные части более крупных произведений или небольшие статьи. Необычайная его продуктивность объясняется отчасти тем, что он многие сочинения просто диктовал скорописцам. Далеко не все они сохранялись. Утрате сочинений Оригена содействовало осуждение его сперва в указе Юстиниана (543 г.), затем на соборах на востоке, и в декрете папы Геласия на западе. Осуждение это охладило интерес к сочинениям Оригена и тем самым многие из них обрекло на погибель.

Следует заметить, что даже сохранившиеся сочинения Оригена дошли до нашего времени не в подлинном греческом тексте, а в латинском переводе и это возбуждает сомнения в соответствии их подлинному тексту. На греческом языке имеются лишь отдельные фрагменты.

Руфин, в переводе которого имеется большая часть сочинений Оригена, его сторонник и защитник в возникших ко времени перевода спорах, стремился устранить из текста все, что могло вызвать упрек в не истинном православии. Для этого он производил в тексте ряд изменений. Поэтому к его переводам следует относиться с осторожностью. В изданиях Оригена стараются вместе с текстом перевода привести сохранившиеся фрагменты греческого текста, подлинность которого не возбуждает сомнений, и имеющиеся варианты других переводов.

В русском переводе имеются: "О началах", "Против Цельса" (половина), "О молитве", "Увещание к мученичеству".

У Оригена нет изящества и красоты выражений Климента. Он пишет растянуто, что объясняется привычкой диктовать сочинения. Важное значение здесь имело то обстоятельство, что каждый вопрос он старался исчерпать до последних мелочей. В толковании он излагает всевозможные смыслы, выбор лучшего из них предоставляя читателю.

Но при всей растянутости изложения и излишней иногда полноте изложения вопроса Ориген бесспорно превосходил всех церковных писателей глубокомыслием и оригинальностью суждений. В учености светской он не уступал Клименту, а по философским дарованиям заметно возвышается над ним. Его сочинение "Против Цельса" пестрит цитатами из Платона и стоиков. Св. Писание он знает на память, без всяких словарей приводит многочисленные цитаты, в которых встречается то или другое слово.

Все сочинения Оригена можно разделить на 5 классов:

1) Труды Библейско-критические и библейско-экзегетические;

2) Сочинения догматические;

3) Апологетические;

4) Назидательного характера;

5) Письма.

БИБЛЕЙСКО-КРИТИЧЕСКИЕ ТРУДЫ

Замечательным трудом Оригена являются экзаплы, представляющие собой ряд сравнительных таблиц с текстами Ветхого Завета в оригинальном тексте и разных греческих переводах. Труд этот предпринял Ориген с целью доказать всю несостоятельность нападок иудеев на перевод 70-ти, а вместе с тем ознакомить христиан с оригинальным текстом Библии, найденные разночтения Ориген стремился примирить и делал свои замечания и пояснения.

В шести столбцах, расположенных параллельно, Ориген сравнивал:

1. Еврейский текст;

2. Тот же текст, написанный греческими буквами;

3. Греческий перевод Акиллы;

4. Симмаха.

5. перевод 70-ти;

6. Феодотиона и найденные им варианты перевода 70-ти.

В отдельных местах количество столбцов увеличивалось до 8-ми (октаплы).

Сокращением экзапл являются тетраплы - в них оставлены только 4 сокращенных перевода.

Свой огромный труд Ориген исполнял в течение 30 лет и окончил лишь в Кесарии около 244 г.

Судьба экзапл была печальна. Они представляли собой настолько колоссальную книгу, что, вероятно, ни разу не были переписаны. Лишь для некоторых книг, например Псалтири, снимались их копии. Ни один из знаменитых экзегетов не имел под руками полного экземпляра зкзапл. Рукопись Оригена хранилась в Кесарийской библиотеке и около 600 г. погибла вместе с библиотекой. Трудно было бы по достоинству оценить этот труд для понимания текста Ветхого Завета, если бы он весь сохранился. К сожалению, сохранились только отдельные фрагменты.

БИБЛЕЙСКО-ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Ориген изъяснил почти все Св. Писание в трех видах, или формах: схолиях, гомилиях и комментариях.

Схолии - это краткие замечания на трудные места Св. Писания. От них сохранились лишь небольшие фрагменты на греческом языке и переводы Руфина.

Гомилии представляют собой богослужебные проповеди с истолкованием Св. Писания в назидательном духе. Большая часть их записана скорописцами и выпущена в свет без проверки Оригена, чем объясняется их стилистические недостатки. По времени они относятся почти все к периоду после 244 г., когда Ориген, достигнув 60-летнего возраста, позволил записывать свои проповеди. В содержании гомилий нет строгого единства. В них Ориген преследует преимущест­венно назидательные цели. Научным раскрытием смысла Писания Ориген в гомилиях не занимается и в философские умозрения не вдается, имея в виду их специальное назначение для широкой публики, иногда даже для оглашенных. В гомилиях Ориген истолковал все канонические книги Ветхого Завета, кроме Даниила, и большую часть Нового Завета. Гомилий сохранилось больше, чем схолий, хотя преимущественно в латинском переводе: Руфина и блаж. Иеронима.

Целью комментариев служило научное истолкование Св. Писания. Толкование в комментариях Ориген вел так подробно, что в некоторых из них не успел дойти дальше первых глав. Изъяснение в них носит преимущественно аллегорический характер, хотя Ориген не чуждается и филологического анализа, исторических, археологических и т.д. От комментариев сохранились жалкие остатки. Из них особенно важны фрагменты комментариев на Евангелие Матфея и Иоанна, на послание к Римлянам, на книгу Бытия и Песнь Песней.

О методе толкования и понимания Св. Писания Ориген подробно говорит в последней части своего сочинения "О началах".

СОЧИНЕНИЯ ДОГМАТИЧЕСКИЕ

Самым значительным догматические сочинением Оригена является "О началах" ("Пэри архов", "Де принципис"). Если Климент дал первый опыт системы христианской этики в своих сочинений ("Протрептик", "Педагог", "Дидаскалос"), то сочинение Оригена "О началах" является первым опытом христианской догматической системы. Как первый опыт систематизации христианского учения оно в свое время возбудило живой интерес к себе и оказало влияние на труды последующих богословов догматистов - систематиков: Св. Григория Нисского, блаж. Феодорита, Св. Иоанна Дамаскина и др. Сочинение это обсуждали с разных точек зрения, по поводу его спорили.

Греческий текст сочинения был известен еще патр. Фотию, который дал отзыв обо всем сочинении в своей "Библиотеке". На сочинение составлялись схолии (напр., Дидим), писались опровержения и особые статьи в защиту и т.д. Но утверждения (напр., Руфина), что текст был искажен еретиками, доказаны недостаточно. Возможно, что текст был недостаточно обработан автором из-за спешности написания по настоянию Амвросия. По крайней мере, сам Ориген писал Амвросию о своих сочинениях: "Ты всеми способами и оболыценьями обольщал меня и довел до сего некими обещаниями успехов, тогда как я, сознавая великие опасности, долго отказывался даже рассуждать о Священном Писании, тем более писать для потомства. Итак, ты будешь свидетелем моим пред Богом, когда Он будет испытывать жизнь мою и писания, с каким расположением я принял на себя это".

Все это следует иметь в виду, чтобы понять с одной стороны, осуждение ошибок Оригена, а с другой - желание, не только древних писателей (его учеников), но и последующих исследователей как-то исключить из осуждения самого Оригена.

Время написания относится к концу пребывания Оригена в Александрии (223-230 г). Издано оно было без его ведома и вопреки желанию Оригена его другом Амвросием.

Название сочинения указывает на главный предмет его - основные истины христианского вероучения.

СОДЕРЖАНИЕ "О НАЧАЛАХ"

Все сочинение разделено на 4 части или книги.

1) О мире духовном (Бог, Логос, Св. Дух, ангелы);

2) О материальном мире и человеке (начало мира, единство двух заветов);

3) О свободе воли, грехе, искуплении и эсхатология;

4) О Священном Писании и принципах его понимания.

Защищаются главным образом, духовно-аллегорическое толкование. Свой опыт христианской герменевтики Оригена заключает кратким повторением своей системы.

В изложении каждого вопроса он следует такому порядку: сначала кратко предлагает известную истину вероучения, затем доказывает ее философски - умозрительным путем и, наконец, приводит доводы из Священного Писания.

Ориген ясно определил цель своего сочинения. "Он хотел под догматические основы церкви подвести научные основания, восполнить умозаключение на основании данных Писания и разума, проблемы в Правиле веры и построить из элементов вероучения полную систему" (Болотов).

Это свое желание и направление всего труда Ориген формулирует во введении к своему сочинению: "Мы должны хранить церковное учение, преданное от апостолов через порядок преемства и пребывающее в церквах даже доселе: только той истине должно веровать, которая ни в чем не отступает от церковного и апостольского предания" (кн.1.Введ. §2).

Изложив основные положения верховного учения, Ориген заключает: "Кто желает на основании всего этого построить одно органическое целое, тому, по заповеди - просветите себе свет ведения (Ос. 10,12), должно воспользоваться этим, как элементами и основаниями, чтобы на основе ясных и необходимых положений о каждом предмете исследовать, что он такое на самом деле и, как мы сказали, образовать единый организм из примеров и положений, какие он найдет в Священном Писании или получит путем правильного умозаключения".

В этих словах, помимо сказанного о желании Оригена все излагать в согласии с церковным учением, следует отметить то значение в богословии, которое Ориген придавал "правильному умозаключению", или логическому мышлению.

Однако план Оригена нельзя назвать удачным: говоря о бытии вообще, потом о его более мелких частей, он должен был поневоле повторяться. Изложение ведется эпизодически, связь между главами ясно не намечается. Состав системы не совсем полон: нет учения о Церкви (таинствах, иерархии), об антихристе, втором пришествии и страшном суде. Это формальный недостаток системы. Но для своего времени система Оригена была верхом совершенства. Она давала цельное христианское мировоззрение и могла соперничать с любой философской или гностической системой, тем более что во многих пунктах она умело была противопоставлена заблуждениям гностиков (О творении мира, о полном человечестве Христа, о свободе воли - против эменотизма, докетизма, детерминизма). Но он увлекся философскими не церковными мнениями (вечность мира, предсуществования душ, апокатарсис и др.). В этом заключается материальный недостаток его учения.

Другие догматические сочинения известны только по заглавиям и фрагментам.

Таковы:

1) О воскресении. Ориген проводил здесь взгляд о тождестве воскресшего тела (земным лишь по форме) и отрицал тождество по самой материи.

2) Строматы. Содержали в себе много схолий на Св. Писание.

СОЧИНЕНИЯ АПОЛОГЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ПИСЬМА

От Оригена сохранилось (на греческом языке) крупное апологетическое сочинение в 8-ми книгах, направленное против сочинения языческого философа-эклектика, в основном придерживающегося эпикурейских взглядов, Цельса "Истинное слово". Это сочинение "Против Цельса" написано было Оригеном в последние годы жизни по просьбе Амвросия и представляет собой полное и последовательное опровержение "Истинного слова". Истинного в этом сочинении было немного, но здесь были собраны все возражения против христианства, которые могли сделать язычники во 2-й половине II-го в. Цельс был более серьезный противник христианства, чем Лукиан и другие. Цельс знал Священное Писание и положение Церкви в Римской империи.

Ориген, как бы собрал в своем ответе все, что ранее высказывали апологеты в защиту христианства, и потому, его сочинения всегда высоко ценились христианскими богословами -отцами и позднейшими исследователями.

Разбирая сочинения Цельса шаг за шагом, слово в слово, Ориген следует плану опровергаемой книги. Отсюда в нем можно наметить 4 части:

1) Опровергаются обвинения против христианства, которые Цельс вложил в уста иудея и выставил на основании иудейских верований (1-2), здесь Ориген имеет дело с искажением евангельской истории.

2) Разбираются нападки самого Цельса на чаяния иудеев и основные положения христианства (3-4).

3) Защищаются отдельные пункты христианского вероучения, которые Цельс считал заимствованием из эллинской философии (4-6, 61).

4) Опровергаются аргументы Цельса в защиту государственной религии (7,62 - 8).

Сочинение Цельса отдельно не сохранилось, но Ориген в своем опровержении приводит последовательно почти весь текст Цельса. Все издания книги Цельса представляют собой только выбранные цитаты из Оригена.

Цельс начинает свою книгу с указанием, что христианская религия незаконная, что она отошла от иудейства и что сила христиан в колдовстве. Затем пытается опровергнуть христианство с точки зрения иудейства или Св. Писания Ветхого Завета, философии.

Ни иудейство, ни христианство не заслуживаю предпочтения перед язычеством, хотя у иудейства то преимущество перед христианством, что оно древнее. Отдельные элементы христианства заимствованы не только от иудейства, но и от язычников. Затем Цельс защищает государственную религию, культ демонов и императора. По его мнению, это не противоречит почитанию высочайшего Бога, существование которого он признает. Считает возможным некоторый компромисс с христианством, если оно откажется от своей исключительности.

Цельс не был исследователем объективным, и допустил различные насмешки и искажения христианского учения. В этом отношении, говорит арх. Филарет Гумилевскый, "что особенно возвышает Оригена - это спокойствие, основанное на самопознании и сознании правоты своего дела, с каким он отражает своего противника, часто теряющего спокойствие". "Ориген знает больше Цельса и это производит впечатление в его пользу" (Барденхевер).

Ориген говорит, что "христианское учение не боится ни философии, ни философов, так как основано на истории". Впрочем, сам Цельс признавал историчность событий, описанных в Евангелиях. Это следует отметить, так как язычнику II-ого века легко было бы показать не историчность (миф) христианства, если бы для этого были бы какие-то основания. Сила христианства - внутри, она сама по себе показывает неосновательность суждений Цельса. Дела христиан изобличают эти возражения. Но Ориген все же последовательно рассматривает все содержание сочинения Цельса.

Сочинение Цельса не "истинное олово", но искажение христианства. Цельс замалчивает в Евангелии все те события, которые указывают на божественность Иисуса и "с целью позлословить приводит только те места, где говорится, как над Иисусом насмехались - надевали багряницу, полагали терновый венец, давали в руки трость". Цельс не мог понять, что именно эти места Евангелия - о страданиях Спасителя производя особое действие на читающих и слушающих. Все возражения Цельса могут быть сведены к требованию иудеев: "пусть сойдет с креста, и уверуем в него" (Мф,27,42) (Мк. 15.30). Признавая историческую сторону христианства, Целъс не понимал христианского учения.

Ориген указывает противоречия в утверждениях Цельса не только с христианским учением, но с положением авторитетных для самого Цельса философов; много говорит об исторических событиях, послуживших началом христианству, и одновременно с возражениями на обвинения язычников, указывает на соответствие христианского учения Священному Писания Ветхого Завета.

Проф. Епифанович считает сочинения Оригена самым совершенным произведением апологетической литературы I-Ш вв., "потому что здесь автор успешно показал, что христианство не слепая вера невежественных людей, удовлетворяющее всем вопросам философствующего разума".

"Это сочинения смело можно дать в руки каждому неологу и натуралисту. Для них значительным должно быть и то, что Цельс (враг христианства) подтверждает своим свидетельством и своих современников события жизни Христа и не сомневается в их историческом характере" (Арх. Филарет Гумилевский).

Первое печатное издания сочинения Оригена имело место в 1481 г. Имеется русский перевод проф. Казанской академии Писарева.

СОЧИНЕНИЯ НАЗИДАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Эти труды менее навлекли на себя подозрений в неправославности мысли и потому дошли в целом виде на греческом языке.

А) Сочинение "О молитве" написано по просьбе Амвросия и его супруги Татьяны, и вероятно, по переселении в Кесарию, после 231 г.

Сочинение состоит из двух частей. В 1-й говорится о молитве вообще (1-17), во 2-й - о молитве Господней (18-80).

Несмотря на обилие сухих экзегетических и философских экскурсов, в ней сквозит высокое религиозное одушевление, и рядом с глубиной и оригинальностью мыслей ярко выделяется их назидательность. Поэтому сочинение это справедливо называют "перлом между всеми произведениями" Оригена.

Б) "Увещание к мученичеству" написано в гонение Максимина Вракиянина в 235 г. В сочинении Ориген обращается к Амвросию, томившемуся в тюрьме, с целью поддержать его мужество и утешить его. В общем, оно представляет собой воодушевленный гимн мученичеству.

ПИСЬМА

В древности существовали сборники писем Оригена. Евсевий собрал их свыше ста. До нашего времени сохранились только два: к Юлию Африкану и Григорию Чудотворцу.

В 1-м доказывается подлинность тех частей греческой версий книги пророка Даниила, которые не содержатся в еврейском тексте (История Сусанны, рассказ о Виде и драконе); во 2-м - содержится увещание не охладевать в изучении Св. Писания, а для уразумения его молиться о помощи свыше.

УЧЕНИЕ ОРИГЕНА

"Учитель многих святых" (выражение блаж. Иеронима) - Ориген является величайшим из богословов доникейского периода. Он составил первую догматическую систему, поставил ряд вопросов и пытался найти на них удовлетворительные ответы - "пытался объяснить все". Даже своими ошибками, говорит один исследователь, Ориген "наметил путь будущих решений и способствовал общему оживлению богословской мысли". И хотя несомненно, что, создавая христианскую догматику, он завершил ряд вековых попыток церковных писателей философски обосновать христианство, однако это нисколько не умаляет его значения.



2018-07-06 255 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монтаистический период (202/3 - 222/3). 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)