Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монтаистический период (202/3 - 222/3). 5 страница



2018-07-06 246 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Ряд положений Оригена, как полагают, был осужден на 5-м Вселенском Соборе. Поэтому необходимо внимательно изучить его взгляды.

Неоплатонический философ Порфирий, ученик Плотина, так отзывался об Оригене: он жил как христианин, а мыслил как эллин. В устах Порфирия это могло быть похвалой, но это одновременно и указание на слабые стороны мысли Оригена, как христианского богослова.

В отношении к философии Ориген был эклектиком. Наибольшее влияние на Оригена оказывал платонизм и неоплатонизм (Филон). Платоновским духом запечатлен весь идеалистический склад его системы. Таково предпочтение у него бытия идеального пред чувственным учение об идеях, предсуществовании и падении душ и т. д. Можно утверждать (Болотов), что платоновская философия оказала на него влияние в форме неоплатонизма, который в то время начал формулироваться в преподавании Аммония Сакка, учителя Оригена, и который вылился в сочинениях Плотина, его младшего современника. Неоплатонизм желал быть религиозной философией и всецело базировался на понятии о Боге; в своей системе он давал место и языческому политеизму (мировые силы) и восточным мистериям и мистическим теориям о соединении с Богом в экстазе.

УЧЕНИЕ О БОГЕ

"При еде надо начинать с головы", - говорит Ориген и начинает свою систему с изложения учения о Боге.

Ориген восходит в своем созерцании от бытия относительного и изменяющегося во времени, где все возникает и изменяется, к Бытию Абсолютному и неизменному.

1) Основным определением Бога для Оригена является понятие о Нем, как о начале всего - Самоначале, дающем начало всему, или Первопричине. " Начало всего сущего, - пишет он, - есть Бог Отец, благий и Сущий, непостижимый уже потому, что в совершеннейшем единстве содержит всю полноту своих определений". Как начало, Бог является самобытным по существу и не зависит по бытию ни от какого другого начала: "Он из ничего". Он один в собственном смысле Сущий и живущий. Как начало Бог един, ибо начало может быть только одно. Таким образом, Он является абсолютным единством, монадой. Отсюда вытекает другие определения Бога:

А) как монада, Бог является бытием в Боге, немыслима телесность, даже самая тончайшая, ибо все телесное подлежит делению.

2. Бог есть Личный Дух, Ум, аналогию Которому составляет ум человека. В учении о свойствах этого Высшего Ума Ориген тщательно старается выдержать Его абсолютность, как единого начала, и почти во всех пунктах достигает этого.

A) Оригинально лишь его воззрение на Безграничность Божию. В то время как Климент и философы принимали ее, как признак нового начала, Ориген отрицает беспредельность Божию по сущности и силе, неопределенное - непознаваемо. Если бы Бог был беспределен, то Он не познавал бы Самого Себя, не был бы всеведущим Умом. Всемогущество Божие ограничивается Его благостью, справедливостью, мудростью. Выяснение других свойств Божиих составляют особую заслугу Оригена.

Б) Бог, как абсолютное начало, возвышен над пространством и временем. Он не ограничивается пространством, и все Сам объемлет, для Него даже нет пространства: Он вездесущ. Бог не подлежит времени, не имеет начала или конца. Он выше времени, Он вечен, у Него всегда "сегодня" и нет смены времени.

B) Бог неизменен, в Нем нет перехода из одного состояния в другое; все Его свойства действенны от вечности.

Понятие неизменяемости Бога имеет важное значение в системе Оригена. Бог Отец есть Отец же начала, а не времени; иначе в Нем нужно было бы допустить изменение; отсюда вечность рождения Сына. Божие всемогущество изначала деятельно, отсюда вечность творения мира. Таким образом, учение Оригена о Боге возвышенно. Но возвышение Отца - первого начала - не особенно благоприятно отразилось на представлении у Оригена второго начала - Логоса; вся Логология Оригена базируется на его учении о Боге.

УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ, ЕГО РОЖДЕНИИ

1. Рождение Логоса нужно представить вне временных (против апологетов) и пространственных (против эманатизма гностиков) отношений. Вечность рождения Сына сама собой рождается из неизменности Отца. "Отец самим бытием Своим, как сила предполагает бытие Сына-Слова" (Болотов). Сын - премудрость и сияние славы Божией, нельзя, поэтому допустить, чтобы было время, когда Бог был без премудрости или без света. Рождение Сына не только не имело начала во времени, но и не может быть рассматриваемо, как акт совершившийся. "Не родил Отец Сына и перестал рождать, но всегда рождает Его". Вечное сияние исходит от вечного света. Здесь впервые так ясно раскрыл учение не только о вечном, но и постоянном вечном рождении Сына.

Пространственные представления о рождении Логоса недопустимы уже в силу бестелесности Божией. Бог прост и неделим, а потому в Нем не мыслимы никакие эманации, или истечения, разделения или уменьшения сущности. На этом основании Ориген даже отвергал выражение "из сущности Отца", видя в нем намек на эманацию из божественной сущности.

Чтобы уяснить рождение Сына с положительной стороны, Ориген пользуется аналогией. Аналогию произнесения человеческого слова, столь распространенную у предшествующих церковных писателей, Ориген считает недостаточной и не чуждой пространственных отношений, поскольку слово является внешним звуком. Сам он часто предлагает рассматривать рождение Сына подобным тому, как хотение рождается от мысли.

2. Источным началом бытия Логоса Ориген считает волю Отца. Возражая против эмаотизма "из сущности Отца", он часто называл Сына рожденным "от ( ) воли Отца". Формула эта давала повод обвинить Оригена в том, что он считал рождение таким же актом воли Божией, как творение, тем более что и творение он считал тоже вечным; выходило, таким образом, что Ориген призвал Логоса тварью. Однако это не справедливо и подобных взглядов Ориген нигде в своих сочинениях не высказывает. Если он и называет Христа «созданием» и «происшедшим», то всегда имел в виду (Прит.8,22) : "Господь созда мя", причем считал Премудрость созданной потому, что она содержала в себе совокупность идей тварного мира.

По существу рождение и творение у Оригена ясно различаются: от первого происходит неизменный Сын, от второго - изменяемый мир. Сын происходит не из ничего и не вне сущности Отца, мир же происходит из небытия и является внешним бытием.

3. Происхождение Сына из воли Отца не является у Оригена, как у апологетов, актом случайным, связанным с решением Бога создать мир к обусловленным целям творения (значением Логоса, как посредника). Рождение Сына вытекает у него из внутренней необходимости самой жизни Божества. Ориген своим учением о вечности рождения Сына и внутренним обоснованием его необходимости дает более возвышенную Логологию, чем его предшественники, и во многом приближается к никейскому исповеданию. Но от него он отличается тем, что признает рождение Сына не из сущности, а из силы Отца; хотя и считает Сына единственным по природе и посему единородным (кн.1, гл.2, параграф 5).

УЧЕНИЕ О СОТНОШЕНИИ СЫНА И ОТЦА

1. Логос, будучи божественной Премудростью и Словом, тем и отличается от ограниченной человеческой премудрости и слова, что имеет самостоятельное реальное бытие в качестве особой Ипостаси, существующей субстанциально, как и Отец. Ввиду монархических заблуждений своего времени Ориген особенно оттеняет ипостасные отличия Слова от Отца (в этом его заслуга).

2. Но, указывая на отличие Сына от Отца, Ориген не совсем точно устанавливал их единство, т. е. в частности, их единосущия и равенство по Божеству.

Ориген не признавал единосущия Сына с Отцом. Правда, есть два с его именем отрывка, в которых приводится это учение: в одном говорится о происхождении премудрости из существа Божия и отсюда выводился общность существа Отца и Сына, как омоусия, напоминающая тождество сущности в воде и происходящем от нее истечении, в другой - говорится о Трех Ипостасях и единстве их существа; но первый отрывок дошел в переводе Руфина, а второй - явно выдает свое посленикейское происхождение, к тому же, Св. Афанасий не знает о них, хотя и ссылается на другие места Оригена, например, о вечности Слова.

3. Отвергая единосущие, Ориген отрицал и равенство Отца и Сына по Божеству и высказывался в духе субординационизма решительнее, чем его предшественники.

А) По его учению - Один Отец является в собственном смысле Монадой, самобытным (началом всего). Сын зависит от Него по бытию. Он вечно получает от Него Свое Бытие, как пищу.

Б) Один только Отец в собственном смысле есть Бог, Самобог (Автофэос). Логос же есть дэутэрос Фэос. Он причастием божества Отца становится Богом, ибо изначала пребывает у Отца, Он есть Бог по причастию. Один только Бог, абсолютно благ, благ в собственном смысле. Сын есть только образ благости Отца Ему, в собственном смысле, принадлежит не благость, а правосудие, ибо Он Педагог людей и грядущий Судия.

В) Одному Богу доступно полное ведение Себя. Он объемлет и Себя и Сына. Но Сын хотя и познает Отца, но не всецело, ибо не может обнять Отца. Это потому, что Отец больше Сына. Мало того, не все знает Сын и в тварном бытии: Он не знает дня кончины мира, не знает во всей полноте да же божественного плана искупления. Он молился, чтобы миновала Его сия чаша, ибо хотел испить более тяжкую чашу, и совершить более всеобщее благодеяние, распространяющееся на большее число существ (так, чтобы иудеи и Иуда не погибли).

Г) С молитвою в собственном смысле (просэухи) должно обращаться только к Богу Отцу. "Не следует молиться кому из рожденных, ни даже Самому Христу, а только одному Богу всех и Отцу, которому молился и Сам Спаситель и нас учил молиться" (О молитве, 15). Молитвы могут быть, однако, воссылаемы чрез Христа, как Первосвященника. Но Христу можно лишь возносить моления, прошения и благодарения, которые могут быть обращены и к людям. Но молитва в соб­ственном смысле к Нему не должна быть обращена, ибо во Христе мы стали Сынами Божиими и братьями Христовыми и нам не прилично молиться Христу.

Как видим, Ориген в своей Логологии соединил идеи двух порядков: представление о вечном Слове переплетается у него с резко выраженным субординационизмом. Отсюда и Св. Афанасий мог ссылаться на него как на защитника православия, и позднейшие противники Оригена могли говорить о его "богохульствовании" (Во всяком случае несправедливо видеть: в учении Оригена арианство: он признавал Богом Сына и не считал Его тварью).

УЧЕНИЕ О СВЯТОМ ДУХЕ

Доказывая вечность Сына, Ориген заявил: "То же надо сказать и о Духе Святом" и вообще говорит о Нем постольку, поскольку представлялось необходимым для установления точки зрения на Лицо Иисуса Христа. Впрочем, Ориген ясно исповедует Лицо Св. Духа как особую ипостась. Бытие свое Он получает вечно от Отца чрез Сына. Происходя через Сына, Св. Дух от Него получает все совершенства, в особенности ведение Отца и потому стоит в подчиненном отношении не только к Отцу, но и Сыну.

Взаимное отношение Лиц Святой Троицы Ориген объясняет по их действию в мире. Деятельность Святой Троицы он рассматривал как бы в виде сужающихся концентрических кругов. Наибольший круг, как бы обнимающий другие, принадлежит Отцу, это сфера, распространяемая на все существа, есть деятельность Отца. Сын, деятельность, Которого распространяется только на разумных тварей и духов, второй круг. Третий, меньший круг - Дух Святый, воздействующий на разумную тварь и святых. Ориген прекрасно разрешил проблему различия Лиц Святой Троицы и первый ввел формулу "три ипостаси". В этом догматико - историческая заслуга Оригена.

космология

1) Учение о творении мира составляет трудный для философского рассмотрения вопрос: как из бытия абсолютного может произойти бытие относительное. Ориген находит ответ на этот вопрос во всемогуществе и благости Божией. Эти свойства раскрываются в творении мира. По бесконечной благости Своей Бог открывает Себя в создании тварей. Так как всемогущество Божие нельзя представить недеятельным и праздным, то нужно признать, что оно вечно имело объект своей деятельности. В противном случае пришлось бы допустить в Боге переход из одного состояния в другое, что противоречит Его неизменяемости. Отсюда творение мира у Оригена признается вечным.

2) Так как такой вывод стоял в противоречии с церковным учением о конце мира, то Ориген выходил из затруднения, предполагая бесконечный ряд сменяющих друг друга миров, каждый из них имеет конец, но в целом они вечны. Так пришел он к теории множественности миров.

3) Вечная творческая сила Бога, прежде всего, открылась в создании духов, которых Ориген мыслил не совсем чистыми от тонкой материальности, ибо в собственном смысле духовным бытием, чуждым всякой телесности, он считал только Святую Троицу. Отличительным признаком тварных существ, в противоположность абсолютному бытию, является их изменяемость. Дальнейшее творчество проявилось в создании материи. Причиной создания ее послужило падение духов. Для исправления их Господь заключил их в материю. Материя представляет собой основу тел и отличается способностью превращаться в разные формы (дерево, огонь, дым). Отсюда она всегда принимает форму, соответствующую совершенству того разумного существа, которым воспринимается. В низших существах она принимает вид грубых тел, а в высших – вид тонких и лучезарных, по мере духовного развития существа она сама по себе не представляет зла и не препятствует развитию духовных существ.

4) Историю происхождения мира Ориген представлял так. Все духи были созданы Богом совершенно равными по природе: духовными, чистыми, совершенными, никаких различий по существу и разделения на классы по степени, совершенства между ними не было, их и быть не могло, ибо Бог равно благ и справедлив и не настолько изменчив и бессилен, чтобы сотворить их не равными. Если различие и проявилось между ними, то оно зависит не от высочайшей воли Божией и не в ней находит объяснение, а от свободы воли тварных духов. В свободе их дана была возможность и развития и падения. Пресытившись блаженством, духи охладели в своей любви к Богу и злоупотребили своей свободой и пали. Их падение - катаволи (низвержение) и послужило началом творения мира. Поэтому-то в Писании (Иоанн, 17,24) творение мира называется катаволи. Падение духов было различное: одни отпали от Бога больше, другие - меньше. От этого различия произошли все те различия, которые наблюдаются в этом мире, и, прежде всего, градация классов бытия. Те из духов, которые больше других сохранили огнеопальное стремление к Богу, образовали собою силы ангелов, различающихся друг от друга по своим заслугам. Они обличены в тонкие эфирные тела, с различной степенью лучезарности. Духи, более отпадшие от Бога, облеклись в более плотную светоносную материю и образовали собою светила небесные - солнце, луну, звезды.

Еще более удалившиеся от Бога и охладевшие духи обратились в души (психис, от психо - дуть, охлаждать) людей и облеклись грубой плотью в целях их воспитания. Смотря по заслугам своим, в период предшествования души людей получают на земле разную участь. Наиболее грешные души рождаются в телах уродливых, безобразных, более чистые - в красивых и совершенных. В этом же смысле объясняются и другие неравенства среди людей. Именно ввиду своих прежних заслуг одни люди рождаются с блестящими умственными способностями, другие - крайне тупыми, одни - кроткими, другие - жесткими, одни - варварами, другие - греками, одни -знатными и богатыми, другие - рабами и бедными. Так думал Ориген объяснить при предположении предсуществования душ те неравенства, которые так поражали его в земной жизни, и которые он считал непримиримыми с совершенствами Творца. Но души людей не представляют собой еще последней ступени падения. Ниже душ пали духи, хотя и невидимые, тела, и свергнуты были в преисподнюю; из них больше всех охладел дьявол: это - наиболее согрешивший дух.

5) Все эти различия обоснованы в свободной воле разумных существ. Отсюда между ними не существует непроходимых границ. Души могут развиваться или в сторону добра или в сторону зла и, таким образом, или подниматься или опускаться по лестнице бытия. В первом случае они одухотворяются и причисляются к ангелам, а во втором - они падают до скотоподобной жизни. Однако во всем этом процессе мирового развития действует благая воля Божия, которая все направляет к первоначальному восстановлению падших духов.

Страдания и бедствия мира сего и самое создание материи имеет последней целью своею не наказание их, а исправление и воспитание. Вся мировая история, таким образом, есть история божественного домостроительства (икономия), устроения спасения.

АНТРОПОЛОГИЯ

1) История человека есть часть мирового процесса; он также подлежит божественной икономии. В составе человека имеются три части (трихотомия): в нем богоподобная душа, охладевший дух соединены через посредство животной души с плотью. Разумная душа обладает свободной волей и способностью снова возвыситься до чистой жизни. Неразумная же душа роднит человека с животными. В силу такого разнородного состава, человек всегда испытывает внутренний разлад в своей жизни. По природе своей он изначала получил образ Божий, а вместе с ним и возможность через упражнение в добродетелях достигнуть и богоподобия. Но, стремясь к этой цели, он, однако, должен бороться со слабостью своего естества. Это потому, что все люди подвержены греху. Учение о ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ и его всеобщности не чуждо и Оригену. Правда оно у него приняло оригинальный оттенок, поскольку Ориген относил грех к до мирному всеобщему падению душ и полагал его еще раньше их воплощения (см. выше). Но он допускал также, что самое рождение, соединение души с телом, оскверняет человека скверною греха, и потому считал необходимым крещение для младенцев. Грех, внедрившись в природу человека, продолжает расти в нем и развиваться, он укрепляется в нем все более и более в силу искушения похоти, влияния дурных примеров и демонов.

2) Из этого состояния падения богоподобная душа стремиться возвыситься к первоначальному блаженству. Это зависит от ее свободной воли. Но ввиду слабости человека ему для спасения необходима божественная помощь. Эту помощь ему постоянно оказывают ангелы, в частности ангел-хранитель. Еще в большей степени Логос оказывает влияние Своими таинственными воздействиями в мире через святых и пророков. Он и просвещает людей и путем страданий ведет их к исправлению и спасению. Но откровение Логоса всегда приспосабливалось к состоянию органов откровения и, никогда не было полным. Свое полное раскрытие оно получило лишь в воплощении Логоса.

ХРИСТОЛОГИЯ

Воплощение Сына Божия необходимо было потому, что иначе бы люди не могли созерцать Высочайшее Слово. Само соединение вместе Божества и человечества является непостижимой тайной.

1) В освещении догмата воплощения Оригена впервые ясно выдвинута против гностиков и решена мысль о человеческой природе Христа (имеется в виду душа). Эта душа послужила посредствующим началом при воплощении Логоса, ибо непосредственное соединение Божественной природы с материей было невозможно. Душа Христа принадлежала к числу духов, созданных Богом, но в до мирном своем бытии она тем выделилась из числа других, что только она одна не отпала от Бога и прибывала в пламенеющей любви к Нему. В силу долгого упражнения в добре, она настолько применилась к Нему, что для нее стало уже невозможным отпадение к греху. С этой душой и соединился Логос для нашего спасения, а чрез ее посредство с телом.

2) Тело Его вполне соответствовало превосходству и совершенству Его Души, ибо всякая душа образует своеобразное себе тело. Поэтому Тело Христа было необычайной красоты и совершенства, и если в Исайи (53,1-3) говорится о безобразном виде Христа: "Видехом Его и не имяше вида, ни доброты" - то это свидетельствует лишь о том, что плоть Христа принимала тот или иной вид в зависимости от духовного настроения тех, с кем Он обращался. Истинность плоти Христа Ориген защищает решительно. Христос принял все наши немощи и страдания, все благоприличные страсти и все, что исходит от разумной души.

3) При восприятии истинного человечества Логос не претерпел никакой перемены: Он остался по существу (усиа) Логосом. Отсюда в нем две природы и Он есть по существу Дэус -Гомо. Этот термин Ориген вводит впервые. "Во Христе иное дело - природа Его Божественная, потому что Он есть Единородный Сын Божий; и иное дело - человеческая природа, которую Он воспринял в последнее время по домостроительству" (О началах, кн. 1, гл. 2., параграф 1.).

Две природы во Христе образуют одно существо, так что "Христос есть нечто сложное". "Тело и душа Иисуса стали со Словом одно, в особенности по совершении домостроительства" (Против Цельса, 2, 9.). Трудную проблему - как представить единство лица Христова, при соединении с человеческой душой Ориген пытался уяснить при помощи аналогии:

А) нравственное единение как бы сливает между собой личности, так прилепляющийся к Господу составляет с Ним один дух и жена составляет одно тело с мужем;

Б) раскаленное железо соединяет в себе свойства огня и железа, принимает в себя вид и жжение огня, так и душа Христа приняла и растворилась в Логосе.

Чтобы энергичнее выразить силу соединения естества, Ориген утверждал, что они соедини­лись не общением, а единением и, указывая на общение свойств во Христе, впервые ясно различил эту черту и указал ее в единстве Лица Христова.

4) Следствием соединения с логосом было преобразование, обожение человеческой природы Христа. Душа и тело Его перешли в Божество. В особенности это нужно сказать о плоти его по воскресению. "Он воскрес из мертвых и обожествил воспринятую им человеческую природу". Тело его одухотворилось и почти разрешилось в дух. Поэтому оно было невидимо. Плоть Его слилась с божеством и стала вездесущей: "Он находится везде, и все проникает" - "О Нем не должно думать, что Он заключен в каком-либо одном месте". Словом, плоть Христа стала телом чудесным.

УЧЕНИЕ ОБ ИСКУПЛЕНИИ И СПАСЕНИИ

Последствия греха были троякого рода. Это:

1) неведение Бога;

2) подчинение власти дьявола;

3) разрыв нравственного союза с Богом.

От всех этих последствий греха Господь избавил человека.

1) Господь прогнал неведение, сообщивши людям истину. Он учил словом и примером, и при том так, что был понятен всем и удовлетворил нужды всякого человека. Слова его для ученых заключали в себе глубокие учения, но они были доступны и для детей, женщин и рабов. На своем примере Господь показал путь к совершенству и богоуподоблению.

2) Господь освободил людей из под власти дьявола. Уяснял это Ориген при помощи теории выкупа у дьявола. Люди, будучи побеждены дьяволом, сделались его рабами, стали его собственностью на законном основании. Избавить их от его власти нужно было тоже законным путем. Дьявол согласился, принимая всю цену безгрешной души Христовой. Своими кознями через иудеев он довел Христа до смерти. Но он не знал плана Божественного домостроительства, не знал, что смерть Христа разрушит власть смерти. Он думал удержать душу Христа в аду и своей власти. Но, оказав несправедливость по отношению к безгрешному Христу, он не мог удержать Его в своей власти и по договору должен уступить выкупленных Христом людей. Христос вывел их из ада и Сам воскрес. Таким образом, Христос как бы обольстил дьявола, что вполне было справедливо по отношению к обольстителю людей.

Отмеченный уклон мысли Оригена Болотов объясняет тем, что он не ясно представлял себе положительное значение искупления и сосредоточия внимание на отрицательном - поругании дьявола и т.д.

3) Христос не только искупил людей от дьявола, но и принес за них умилостивительную жертву Богу. Грех мог быть искуплен страданием за людей или жертвой за них. Сами люди не могли принести жертву, ибо она должна быть безгрешной. И вот Господь, будучи безгрешен, "возложил на главу Свою грехи рода человеческого, ибо Он Сам есть глава тела Церкви" и понес на Себе всю тяжесть наказаний. Он добровольно претерпел на земле ряд испытаний, огорчений, страданий и самую смерть. Так он примирил людей с Богом.

4) Искупление, совершенное Христом, имеет универсальное значение. Христос умер не только за людей, но и за все другие разумные существа. Плоды Его смерти распространяются на весь космос, даже на ангелов. Впрочем, иногда Ориген высказывался в том смысле, что Господь для искупления ангелов Сам становился ангелом и пострадал за них подобно тому, как и за людей.

ЭСХАТОЛОГИЯ

Эсхатология Оригена носит спиритуалистический характер, что вполне согласно с философским направлением его богословствования. Почти все изречения Священного Писания о конечной судьбе мира и человека, он понимает в духовном смысле. Хилиазм он, конечно, отвергает решительно, упрекая сторонников его в неразумении и ссылаясь на свидетельство Священного Писания о духовности будущего тела. Характерным пунктом в его учении о загробной жизни является мысль о возможности продолжения нравственного развития, очищения и совершенствования человека после его смерти - процесс спасения отдельного человека не заканчивается в земной жизни, но продолжается за гробом. Это учение вытекало у Оригена из основных понятий о благости Божией и о свободе воли человека. Бог вложил в человека стремление к истине, добру и богоуподоблению. Это стремление должно получить удовлетворение, ибо дано оно не напрасно, почему осуществление его необходимо предположить в загробном бытии человека, ибо для Бога нет ничего не возможного, для Творца нет ничего неисцелимого. С другой стороны, как бы не пал человек, он всегда сохраняет свободу воли, а вместе с ней возможность исправления и совершенствования. Вся посмертная жизнь и представляет процесс очищения и совершенствования человека. Души людей после смерти известное время пребывают на земле, в некоем месте, которое называется в Священном Писании раем и которое служит как бы школой для их воспитания. Здесь они очищаются в огне через крещение (зачатки учения о чистилище). Страданиям этим подвергаются все, но в различной степени, в зависимости от своей нравственной чистоты. Если бы нашелся совершенно чистый человек, он мог бы пройти чрез этот огонь без страданий. Параллельно с очищением происходит и умственное развитие душ. Здесь они постигают мировые загадки, таинственный смысл истории Израиля, значение жертв и Закона, планы божественного Промысла о каждом существе. Затем души поднимаются в следующую высшую сферу - воздушное пространство и научаются постигать бытие находящихся там существ и предметов и их внутренний смысл. Далее, они восходят на небеса, в планетные пространства, и изучают их, находящиеся там светила и назначение каждого из них. Наконец, они достигают общения с духовными сущностями и удостаиваются полного откровения истины "вечного Евангелия", которого теперешнее Евангелие является лишь прообразом и типом.

2) В этом постепенном возвышении душ воскресение плоти не представляется логически строго необходимым. Ориген, однако, сделал попытку (ради согласия с верой Церкви) ввести это учение в свою систему. Будущее тело будет отлично от земной плоти по своим качествам: оно будет духовным, прославленным, оно не будет нуждаться в питании, пищеварении, размножении и потому соответствующие органы будут отсутствовать. Но воскресшие тела будут тождественными земным (было бы несправедливо, если бы награждена была иная плоть, чем та, которая подвизалась). Тождество это заключается не в самых материальных частицах, не в составе человека, а во внешней форме тела. Дело в том, что состав человека уже при жизни его постоянно меняется, одни элементы заменяются другими в силу обмена веществ. Неизменным остается самый вид человека и именно потому, что в теле каждого человека существует семя Логоса или внутренняя сила, которая образует его тело по своему типу, подобно тому, как семя пшеницы дает соответствующие своему виду ростки. Эта сила всегда сохраняется и по разрушении тела может, по слову Божиему, образовать из материала частиц духовного тела по форме своей тождественное с земной плотью. Воскресшие тела будут соответствовать качествам душ: грешники будут облечены в темные тела, святые - в светлые. Дальнейшее развитие душ будет сопровождаться все большим и большим одухотворением телесной субстанции, пока оно не разрешится в тонкую духовную "нерукотворную" телесность (О началах, кн. 2,3).

Что касается грешников, они подвергнутся мучениям в огне. Огонь не вещественный и заранее приготовленный, а духовный - муки совести, которые собирает в себе грешная душа, наподобие дурных соков, вызывающих лихорадочный жар. Мучения эти не будут вечными. Бог наказывает для того, чтобы исправить, подобно врачу для исцеления от тяжких болезней. Он употребляет огонь и таким образом, очищает грешников от грехов. Если Священное Писание и говорит о вечности мучений, то чтобы страхом наказаний отвлечь грешников от грехов. Выражение: "во веки веков" означает в нем определенный период. На протяжении веков все души без исключения обратятся к Богу. Все они будут наслаждаться блаженством, хотя и не для всех одинаковым, ибо в доме Отца обителей много, однако, все войдут в них. В конце - концов, все восстановится в первоначальном состоянии. Души одухотворятся настолько, что станут бес­телесными, материальный мир уничтожится. Будет Бог все во всем, ибо душа ничего не будет знать, созерцать или помнить, кроме Бога. Это и есть конечное восстановление всего, апокатастасис. Идея апокатастасиса ведет к предположению, что дьявол спасется, который "скорее не хочет, чем не может быть восстановлен, неистовство злодеяний у него обратилось в похоть, он услаждается". Ориген допускал возможность обращения злых ангелов и говорит, что последний враг - смерть - истребится, но "не в том смысле, что уже не будет существовать, но в том смысле, что не будет врагом и смертью, ибо нет ничего невозможного для Всемогущего и нет ничего неисцелимого в Творце" (О началах, Ш).



2018-07-06 246 Обсуждений (0)
Монтаистический период (202/3 - 222/3). 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монтаистический период (202/3 - 222/3). 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)