Активныйипассивныйсоставязыка
Вязыкесосуществуетдвапластаслов: 1)слова,постоянноупотребляющиеся,активнофункционирую-щиевразныхсферахдеятельностилюдей.Этагруппасоставляетак-тивныйсоставрусскойлексики; 2)слова,неимеющиеширокогоупотребления.Этагруппасловсоставляетпассивныйсоставрусскойлексики. Изменениявжизниобществаотражаютсявязыкеиегословар-номсоставе.Появлениеновыхпредметов,явлений,понятийприводит
Электронный архив УГЛТУ
кпоявлениюновыхслов,врезультатечегопополняетсясловарныйсоставязыка.Втожевремявязыкенаблюдаетсяиобратныйпроцесс–исчезновениенекоторыхслов.Впроцессеисторическогоразвитияязыкапроисходятисемантическиепреобразованиявсловах:возни-каютновыезначенияиутрачиваютсястарые. Каждыйисторическийпериодхарактеризуетсяопределеннымсоотношениемактивногоипассивногословарногосостава.То,чтобылоактуальнодляоднойэпохи,можетутратитьактуальностьвдальнейшем,вследствиечегословапереходятвпассивныйсоставязыка.Например,вXVIIвекеактуальныминаРусибылитакиеслова(истоящиезанимипонятия),какприказ−«учреждение»,челобитная−«прошение»,ноужевXVIIIвекеэтипонятиятеряютсвоюактуаль-ность,аслова,обозначающиеих,переходятвпассивныйсловарныйсостав. Всоветскоевремявпассивныйсловарныйсоставязыкаперешлитакиеслова,какбурмистр,вахмистр,купец,приказчик,ротмистридр.Вэтожевремяизменилосьсмысловоесодержаниенекоторыхслов:бригадир,династия,прапорщикидр. Кактивномусловарномусоставуотносятсяобщенародные,об-щеупотребительныеслова,укоторыхненаблюдаетсяоттенкаустаре-лостиилиновизны;например:вода,воздух,хлеб,дышать,жить,работать,красивый,отважный,хорошоидр. Вактивныйсловарныйзапасвходятилитературныеслова,имею-щиеограниченнуюпрофессиональнуюсферуупотребления(тер-мины):гамма-лучи,молекула,экологияидр. Впассивномсловарномзапасеразличаютсядвеосновныхгруппыслов: 1)неологизмы,тоестьновыеслова,появляющиесявязыкевре-зультатевозникновенияновыхпредметов,понятийилиявлений,слова,неставшиеещеобщеупотребительными,сохраняющиеоттенокновиз-ны.Неологизмывходятвактивныйсоставсловарятолькопослетого,какновоесловостановитсяобщеупотребительным,общедоступнымиперестаетвосприниматьсякакнеологизм.Такойпутьпрошли,напри-мер,словаколхоз,тракторист,комсомолец,космонавтит.д.; 2)устаревшие,вышедшиеизупотребленияслова(историзмыиархаизмы). Историзмы–этослова,которыеужевышлиизупотреблениявсвязисисчезновениемтехпонятий,которыеониобозначали:боярин,вече,стрелец,опричникидр. Архаизмы–этослова,которыевпроцессеразвитияязыкабылизамененысинонимами,являющимисядругиминаименованиямитого
Электронный архив УГЛТУ
жепонятия.Например,цирюльник−парикмахер;вежды−веки;ла-ниты–щеки,выя–шея;очи–глаза;чело−лобит.п. Устаревшиесловаиспользуютсявязыкехудожественнойлитера-турыкаксредствовоссозданияопределеннойисторическойэпохи(например,вромане«ПетрI»А.Н.Толстого). Формированиесловарногосоставарусскогоязыкапротекаетподвумнаправлениям: 1)формируетсяисконнаялексикаизужеимеющихсявязыкеэле-ментов; 2)словазаимствуютсяиздругихязыков. Врусскомязыкеисконнорусскаялексикасоставляет90%,ос-тальныеслова−заимствованияизразныхязыков. Исконнорусскаялексикаподразделяетсянаследующиегруппы:1)индоевропеизмы–самыедревниеизисконнорусскихслов; попредположениюучёных,эталексикаформироваласьвV−IVтыс.дон.э.:мать,брат,сестра,сын,дочь,водаит.д.; 2)общеславянскаялексика–слова,унаследованныеизобще-славянскогоязыкадоVIвекаиупотребляемыеныневюжнославян-ских,западнославянскихивосточнославянскихязыках: −глаголы–сидеть,бежать,идти,видеть,жить,сеять; −существительныеволя,зло,коза,серебро,железо,золото;−прилагательные−белый,мудрый,молодой; −предлогиисоюзы–над,при,в,от,и,но;−местоимения–я,ты,вы,кто; 3)восточнославянизмы–слова,возникшиеиупотребляемыеввосточнославянскойгруппеязыков(русский,украинский,белорус-ский):совсем,сегодня,тут,собака,белка; 4)собственнорусскиеслова–возникаютвпериодсХVIвекаипонастоящеевремя;этовозникшиедавнословаскворец,грусть,удаль,разбегиобразованныесравнительнонедавноотиноязычныхкорнейсловаминоносец,стенгазета. Врусскойлексикеестьслова,вкоторыхзаимствованнойявля-етсятолькооднаизморфем(приставка,кореньилисуффикс):обес-кураж-ить,ухаж-ер;ислова,вкоторыхвсеморфемы(значимыечастислова)заимствованные,носамословообразовалосьименноврусскомязыке:амортизатор,лифтер,шахтер.Частичнозаимство-ваннымиявляютсянекоторыесложныеслова:кинолюбитель,само-контроль,телепередачаидр. Особыйтипзаимствования–калькирование,тоестьбуквенныйпереводпочастямсловисловосочетанийспоследующимсложением
Электронный архив УГЛТУ
переведенноговодноцелое.Например,глаголвыглядетьпоявилсяврусскомязыкевXIXвекекаккальканем.aussehen:приставкаaus-былапереведенакаквы-,sehen−какглядеть. Припереходеизодногоязыкавдругойсловоосваивается,какбыприспосабливаетсякфонетике,графикеиграмматикеновогодлянегоязыка.Например,чуждыезвукизаменяютсясвоими.Так,придыха-тельныйзвук[h],которогорусскаяфонетиканезнает,подменяетсязвуком[х]или[г](англ.hockey−русск.хоккей,нем.herzog−русск.герцогит.д.).Графическоеосвоениесостоитвпередачезаимствован-ныхсловбуквамирусскогоалфавита. Притокзаимствованийврусскийязыкособенноусилилсяв90-егодыХХвека.Агрессивноепроникновениеиноязычнойлексикивовсесферысовременнойобщественнойжизнивызываеттревогунетолькоулингвистов,ноиувсякогоздравомыслящегорусскогочело-века.Иноязычнаятерминологиягосподствуетвполитике(импич-мент,консенсус,спикер),внаукеитехнике(мониторинг,плеер,пей-джер,факс),вфинансово-коммерческойдеятельности(инвестиция,аудитор,брокер,траст,холдинг,дилер,конверсия),вкультурнойжизни(бестселлер,номинация,шоумен,дайджест),вбыту(чизбур-гер,гамбургер,твикс,спрайт,джакузи). Безусловно,беззаимствованийсегоднянеобойтись,нособлюде-ниемеры,вкуса,целесообразностииуважениякрусскомучитателюирусскомуслушателюдолжностатьнормойтребованийкпубличнойречи. Практическиезадания
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |