Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Активныйипассивныйсоставязыка



2018-07-06 366 Обсуждений (0)
Активныйипассивныйсоставязыка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вязыкесосуществуетдвапластаслов:

1)слова,постоянноупотребляющиеся,активнофункционирую-щиевразныхсферахдеятельностилюдей.Этагруппасоставляетак-тивныйсоставрусскойлексики;

2)слова,неимеющиеширокогоупотребления.Этагруппасловсоставляетпассивныйсоставрусскойлексики.

Изменениявжизниобществаотражаютсявязыкеиегословар-номсоставе.Появлениеновыхпредметов,явлений,понятийприводит

 

 


Электронный архив УГЛТУ

 

 

кпоявлениюновыхслов,врезультатечегопополняетсясловарныйсоставязыка.Втожевремявязыкенаблюдаетсяиобратныйпроцесс–исчезновениенекоторыхслов.Впроцессеисторическогоразвитияязыкапроисходятисемантическиепреобразованиявсловах:возни-каютновыезначенияиутрачиваютсястарые.

Каждыйисторическийпериодхарактеризуетсяопределеннымсоотношениемактивногоипассивногословарногосостава.То,чтобылоактуальнодляоднойэпохи,можетутратитьактуальностьвдальнейшем,вследствиечегословапереходятвпассивныйсоставязыка.Например,вXVIIвекеактуальныминаРусибылитакиеслова(истоящиезанимипонятия),какприказ−«учреждение»,челобитная−«прошение»,ноужевXVIIIвекеэтипонятиятеряютсвоюактуаль-ность,аслова,обозначающиеих,переходятвпассивныйсловарныйсостав.

Всоветскоевремявпассивныйсловарныйсоставязыкаперешлитакиеслова,какбурмистр,вахмистр,купец,приказчик,ротмистридр.Вэтожевремяизменилосьсмысловоесодержаниенекоторыхслов:бригадир,династия,прапорщикидр.

Кактивномусловарномусоставуотносятсяобщенародные,об-щеупотребительныеслова,укоторыхненаблюдаетсяоттенкаустаре-лостиилиновизны;например:вода,воздух,хлеб,дышать,жить,работать,красивый,отважный,хорошоидр.

Вактивныйсловарныйзапасвходятилитературныеслова,имею-щиеограниченнуюпрофессиональнуюсферуупотребления(тер-мины):гамма-лучи,молекула,экологияидр.

Впассивномсловарномзапасеразличаютсядвеосновныхгруппыслов:

1)неологизмы,тоестьновыеслова,появляющиесявязыкевре-зультатевозникновенияновыхпредметов,понятийилиявлений,слова,неставшиеещеобщеупотребительными,сохраняющиеоттенокновиз-ны.Неологизмывходятвактивныйсоставсловарятолькопослетого,какновоесловостановитсяобщеупотребительным,общедоступнымиперестаетвосприниматьсякакнеологизм.Такойпутьпрошли,напри-мер,словаколхоз,тракторист,комсомолец,космонавтит.д.;

2)устаревшие,вышедшиеизупотребленияслова(историзмыиархаизмы).

Историзмы–этослова,которыеужевышлиизупотреблениявсвязисисчезновениемтехпонятий,которыеониобозначали:боярин,вече,стрелец,опричникидр.

Архаизмы–этослова,которыевпроцессеразвитияязыкабылизамененысинонимами,являющимисядругиминаименованиямитого

 

 


Электронный архив УГЛТУ

 

жепонятия.Например,цирюльникпарикмахер;веждывеки;ла-ниты–щеки,выя–шея;очи–глаза;челолобит.п.

Устаревшиесловаиспользуютсявязыкехудожественнойлитера-турыкаксредствовоссозданияопределеннойисторическойэпохи(например,вромане«ПетрI»А.Н.Толстого).

Формированиесловарногосоставарусскогоязыкапротекаетподвумнаправлениям:

1)формируетсяисконнаялексикаизужеимеющихсявязыкеэле-ментов;

2)словазаимствуютсяиздругихязыков.

Врусскомязыкеисконнорусскаялексикасоставляет90%,ос-тальныеслова−заимствованияизразныхязыков.

Исконнорусскаялексикаподразделяетсянаследующиегруппы:1)индоевропеизмы–самыедревниеизисконнорусскихслов;

попредположениюучёных,эталексикаформироваласьвV−IVтыс.дон.э.:мать,брат,сестра,сын,дочь,водаит.д.;

2)общеславянскаялексика–слова,унаследованныеизобще-славянскогоязыкадоVIвекаиупотребляемыеныневюжнославян-ских,западнославянскихивосточнославянскихязыках:

−глаголы–сидеть,бежать,идти,видеть,жить,сеять;

−существительныеволя,зло,коза,серебро,железо,золото;−прилагательные−белый,мудрый,молодой;

−предлогиисоюзы–над,при,в,от,и,но;−местоимения–я,ты,вы,кто;

3)восточнославянизмы–слова,возникшиеиупотребляемыеввосточнославянскойгруппеязыков(русский,украинский,белорус-ский):совсем,сегодня,тут,собака,белка;

4)собственнорусскиеслова–возникаютвпериодсХVIвекаипонастоящеевремя;этовозникшиедавнословаскворец,грусть,удаль,разбегиобразованныесравнительнонедавноотиноязычныхкорнейсловаминоносец,стенгазета.

Врусскойлексикеестьслова,вкоторыхзаимствованнойявля-етсятолькооднаизморфем(приставка,кореньилисуффикс):обес-кураж-ить,ухаж-ер;ислова,вкоторыхвсеморфемы(значимыечастислова)заимствованные,носамословообразовалосьименноврусскомязыке:амортизатор,лифтер,шахтер.Частичнозаимство-ваннымиявляютсянекоторыесложныеслова:кинолюбитель,само-контроль,телепередачаидр.

Особыйтипзаимствования–калькирование,тоестьбуквенныйпереводпочастямсловисловосочетанийспоследующимсложением

 

 


Электронный архив УГЛТУ

 

переведенноговодноцелое.Например,глаголвыглядетьпоявилсяврусскомязыкевXIXвекекаккальканем.aussehen:приставкаaus-былапереведенакаквы-,sehen−какглядеть.

Припереходеизодногоязыкавдругойсловоосваивается,какбыприспосабливаетсякфонетике,графикеиграмматикеновогодлянегоязыка.Например,чуждыезвукизаменяютсясвоими.Так,придыха-тельныйзвук[h],которогорусскаяфонетиканезнает,подменяетсязвуком[х]или[г](англ.hockey−русск.хоккей,нем.herzog−русск.герцогит.д.).Графическоеосвоениесостоитвпередачезаимствован-ныхсловбуквамирусскогоалфавита.

Притокзаимствованийврусскийязыкособенноусилилсяв90-егодыХХвека.Агрессивноепроникновениеиноязычнойлексикивовсесферысовременнойобщественнойжизнивызываеттревогунетолькоулингвистов,ноиувсякогоздравомыслящегорусскогочело-века.Иноязычнаятерминологиягосподствуетвполитике(импич-мент,консенсус,спикер),внаукеитехнике(мониторинг,плеер,пей-джер,факс),вфинансово-коммерческойдеятельности(инвестиция,аудитор,брокер,траст,холдинг,дилер,конверсия),вкультурнойжизни(бестселлер,номинация,шоумен,дайджест),вбыту(чизбур-гер,гамбургер,твикс,спрайт,джакузи).

Безусловно,беззаимствованийсегоднянеобойтись,нособлюде-ниемеры,вкуса,целесообразностииуважениякрусскомучитателюирусскомуслушателюдолжностатьнормойтребованийкпубличнойречи.

Практическиезадания

 



2018-07-06 366 Обсуждений (0)
Активныйипассивныйсоставязыка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Активныйипассивныйсоставязыка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)