Задание1.Объяснитезначенияслов-паронимов.
Абстрактный–абстракционистский;драматический–драматич-ный;дипломатичный–дипломатический;авангард–авангардизм;теневой–тенистый;авантюра–авантюризм;авторитарный–автори-тетный;гуманизм–гуманность;злобный–зловещий–злостный;ло-гический–логичный;обозначать–означать;романтизм–романтика;трагедия–трагизм;удачный–удачливый;шутливый–шуточный;явный–явственный.
Задание2.Определитевидлексическойошибки. Ландшафтместности,народнаядемократия,народныйфольклор,несуществуетсущественнойразницы,экспонатвыставки,впервыедебютировать,закадычныйвраг,свободнаявакансия,мокроевремя,
Электронный архив УГЛТУ
прейскурантцен,автобиографияжизни,играетзначение,патриотсвоейродины,главнаясуть,периодвремени,маленькоебыстро,ре-альнаядействительность,огромнаямахина,спускатьсявниз,новыетрадиции,смелыйриск.
Задание3.Расставьтеударениевсловах. Атлет,документ,молодежь,магазин,изобретение,инструмент,процент,корысть,доцент,портфель,людям,алфавит,агент,баловать,диалог,договор,звонит,изображение,индустрия,искра,каталог,квартал,километр,коклюш,комбайнер,лыжня,металлургия,мизер-ный,намерение,обеспечение,облегчить,начать,предложить,усугу-бить,партер,револьвер,свекла,силос,соболезновать,феномен,фун-дамент,шофер.
Задание4.Изданныхсочетанийвыберитеправильные.1.Крайнийсправа–последнийсправа. 2.Последнийнаприёмкврачу–крайнийнаприёмкврачу.3.Где-товконцедня–примерновконцедня(кконцудня).4.Бывайздоров–будьздоров. 5.Вернулсяобратно–вернулсяназад.
Задание5.Определитезначениясловисоставьтеснимипредложения. Орган–оргАн,врЕменный–временнОй,харАктерный–харак-тЕрный,остротА–острОта,вИдение–видЕние,лАвровый–лаврО-вый,рАзвитый–развИтый–развитОй.
Задание6.Определите,какойзвукпроизноситсявсловах(ЧилиШ)? Достаточно,ничто,нечто,скучно,съемочный,конечно,прянич-ница,девичник,гречичный,яичница,пустячный,сливочный,яичный,яблочный,конечно,двоечник,будничный,взяточник,сердечник,пра-чечная,булочная,взяточник,скворечник,нарочно,молочник.
Задание7.Подберитексубстандартнойлексикелитератур-ныесинонимы. Абгрейдить,баксы,забитьстрелку,кайфовать,шестерка,шиб-здик,фигурант,реальный,ксива,оболтус,морда,шмотки,чайник,мусор,овца,откат,клава,лох,халява,развести,шпора,махнуться,баранка,филонить,петрить,стрельнуть,майна,сотка,крутой.
Электронный архив УГЛТУ
Задание8.Выделитевкаждойпареслово,ударениевкоторомявляетсяотличительнойособенностьюпрофессиональнойречи. алкогОль–АлкогольосУжденный−осуждЁнный,возбУждено–возбужденО,рАпорт–рапОрт,кОмпас–компАс,дОбыча–добЫча,полифОния–полифонИя,квАртал–квартАл.
Задание9.Определите,ккакомувидусубстандартнойлекси-киотносятсяслова. Поветь,мышка,мониклабалатория,инет,гутарить,ихний,чуви-ха,харя,ложить,мурло,векша,стукач,волчара,кочет.
Вопросыдлясамоконтроля
1.КакиегипотезыпроисхожденияязыкаВызнаете?2.Назовитеиохарактеризуйтефункцииязыка. 3.Определитевиды,формыиразновидностиречи.4.Дайтехарактеристикуфункциямречи. 5.Чтотакоеязыковаянормаикакиеунеесвойства?6.Перечислитетипыивидыязыковыхнорм. 7.Чтотакоелексическаянорма?Назовитевидылексическихошибок. 8.Чтотакоеимперативнаяидиспозитивнаянормы?9.Назовитевсевидысубстандартнойлексики. 10.Дайтехарактеристикудиалектизмам.11.Чтотакоепросторечиеивульгаризм? 12.Дайтеопределениежаргонуиохарактеризуйтепонятиясленг,арготизм,профессионализм. 13.Чтотакоеактивныйипассивныйсоставязыка?Засчетчегоонпополняется?
Глава2.ОСНОВЫПРАКТИЧЕСКОГОРУССКОГОЯЗЫКА
Полисемияиомонимия
Многозначностью,илиполисемией(гр.poly−много+sma−знак),называетсяспособностьодногословаупотреблятьсявразныхзначениях.Приэтомвсезначенияимеюттеснуюсмысловуюсвязь.Например,условаядровсовременномрусскомязыкенесколькозна-чений: 1)внутренняячастьплодавтвердойоболочке;
Электронный архив УГЛТУ
2)старинныйорудийныйснарядввидекруглоголитоготела;3)центральнаячастьчего-либо(спец.):ядроатома. Вотличиеотполисемииомонимия–этослучайноесовпадениепозвучаниюилинаписаниюсовершенноразныхслов. Омонимаминазываютсяслова,разныепозначению,ноодина-ковыепозвучаниюи(или)написанию.Средиомонимоввыделяютсяомоформы,омофоныиомографы. Омоформы–словаукоторыхсовпадаетзвучаниеинаписаниеоднойилинесколькихформслова(дорогОймойчеловек−прилага-тельноемужскогородавИм.п.–длядорогОйсупруги−прилага-тельноеженскогородавВ.п.). Омофоны–слова(словосочетания)одинаковыепопроизноше-нию,норазличныепонаписанию(глаз−глас;могли−мокли). Омографы–словаодинаковыепонаписанию,норазныепопро-изношению(зАмок–замОк;мОю–моЮ).
Синонимыиантонимы
Синонимы–близкиепозначениюслова,которыепо-разномуназываютодноитожепонятиеиотличаютсядруготдругаилиот-тенкомзначения,илистилистическойокраской(опорочить,осла-вить,осрамить,очернить,запятнать). Антонимы–словасконтрастнымпротивоположнымзначением(румяный−бледный,веселый−грустный,вежливый−грубый,радость–печаль). Однаковантонимическиеотношениявступаютдалеконевсесловарусскогоязыка.Так,неимеютантонимовсуществительныесконкретнымзначением(дом,стол,стена).Нетантонимовучисли-тельныхиубольшейчастиместоимений.Какправило,нетантонимовсредикачественныхприлагательных,обозначающихназванияцветовиихоттенков(заисключениемнемногих:черный−белый,темный−светлый).
Фразеологизмы
Словарусскогоязыка,соединяясьдругсдругом,образуютсло-восочетания.Одниизнихсвободные(тоестькаждоесловоможетбытьпроизвольноиспользовановсочетаниислюбымдругим),дру-гие−несвободные.Несвободныесловосочетанияспостояннымком-понентнымсоставомицелостнымзначениемназываютсяфразеоло-гическимиоборотами,илифразеологизмами.Фразеологизмимеет,
Электронный архив УГЛТУ
какправило,непрямое,апереносноезначение,котороенесовпадаетслексическимзначениемслов,егосоставляющих. Постепенисмысловойспаянностииграмматическогослияниясоставляющихфразеологическийоборотчастейисследователивыде-ляютследующиетипыфразеологическихоборотов: фразеологическиесращения–лексическинеделимыесловосо-четания,значениекоторыхнеопределяетсязначениемвходящихвнихотдельныхслов(битьбаклуши−бездельничать,очертяголову–безрассудно); фразеологическиеединства–лексическинеделимыеобороты,общеезначениекоторыхвкакой-тостепенимотивированоперенос-нымзначениемслов,составляющихданныйоборот.Вотличиеотсращенийфразеологическиеединства«обладаютсвойствомпотенци-альнойобразности».Вофразеологическихединствахсловамогутбытьотделеныдруготдругавставкойдополнительныхсловимогутбытьдеформированы.Например,пускать(мне,ему,ей)пыльвглаза,плыть(плыву,плывешь,плывет)потечению,держать(держу,дер-жишь,держит)каменьзапазухой. Фразеологическиесочетания–устойчивыеобороты,общеезначениекоторыхполностьюзависитотзначениясоставляющихихслов.Словавсоставефразеологическогосочетаниясохраняютотноси-тельнуюсемантическуюсамостоятельность.Приэтомодноизсловфразеологическогосочетанияоказываетсяболееустойчивым,постоян-ным,другое,−переменным.Например:словослёзносочетаетсятолькосословамипросить,умолять. Средифразеологизмоввыделяютсядвеосновныефункционально-стилевыеразновидности–разговорныеикнижныефразеологическиеобороты. Разговорныефразеологическиеоборотычастоупотребляютсявязыкехудожественнойлитературыкакодноизсредствречевойха-рактеристикиперсонажей.Онихарактеризуютсябольшейобразно-стью,нередкоимеютспецифическуюстилевуюокраску(шутливую,иногдаироническую,фамильярную).Например:дляпущейважно-сти,делатьизмухислона,раскинутьумом,безгодунеделя,безсучкаибеззадоринки,взятьсебявруки,бросатьслованаветер,вежовыхрукавицах,впотелица,валятьдурака,повеситьголову,ставитьпалкивколёса. Книжныефразеологическиеобороты:положитьподсукно,бросатьтень,пальмапервенстваит.д.
Электронный архив УГЛТУ
Ударениеврусскомязыке
Ударение−этовыделениезвука,слога,словаилигруппыслов. Врусскомязыкедоминируетсиловоеударение(ударныйслогпроизноситсясбольшейсилой),которое,будучиосновным,сопрово-ждаетсядолготойударногослога. Крометого,вотличиеотрядаевропейскихязыков,врусскомязыкеударениенефиксированное,разноместное(т.е.можетпадатьналюбойслог)ивыполняетсмыслоразличительнуюфункцию;например,помогаетразличатьомографы:(крУжки−кружкИ,пОлки–полкИ).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |