Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание1.Объяснитезначенияслов-паронимов.



2018-07-06 616 Обсуждений (0)
Задание1.Объяснитезначенияслов-паронимов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Абстрактный–абстракционистский;драматический–драматич-ный;дипломатичный–дипломатический;авангард–авангардизм;теневой–тенистый;авантюра–авантюризм;авторитарный–автори-тетный;гуманизм–гуманность;злобный–зловещий–злостный;ло-гический–логичный;обозначать–означать;романтизм–романтика;трагедия–трагизм;удачный–удачливый;шутливый–шуточный;явный–явственный.

 

Задание2.Определитевидлексическойошибки.

Ландшафтместности,народнаядемократия,народныйфольклор,несуществуетсущественнойразницы,экспонатвыставки,впервыедебютировать,закадычныйвраг,свободнаявакансия,мокроевремя,

 


Электронный архив УГЛТУ

 

прейскурантцен,автобиографияжизни,играетзначение,патриотсвоейродины,главнаясуть,периодвремени,маленькоебыстро,ре-альнаядействительность,огромнаямахина,спускатьсявниз,новыетрадиции,смелыйриск.

 

Задание3.Расставьтеударениевсловах.

Атлет,документ,молодежь,магазин,изобретение,инструмент,процент,корысть,доцент,портфель,людям,алфавит,агент,баловать,диалог,договор,звонит,изображение,индустрия,искра,каталог,квартал,километр,коклюш,комбайнер,лыжня,металлургия,мизер-ный,намерение,обеспечение,облегчить,начать,предложить,усугу-бить,партер,револьвер,свекла,силос,соболезновать,феномен,фун-дамент,шофер.

 

Задание4.Изданныхсочетанийвыберитеправильные.1.Крайнийсправа–последнийсправа.

2.Последнийнаприёмкврачу–крайнийнаприёмкврачу.3.Где-товконцедня–примерновконцедня(кконцудня).4.Бывайздоров–будьздоров.

5.Вернулсяобратно–вернулсяназад.

 

Задание5.Определитезначениясловисоставьтеснимипредложения.

Орган–оргАн,врЕменный–временнОй,харАктерный–харак-тЕрный,остротА–острОта,вИдение–видЕние,лАвровый–лаврО-вый,рАзвитый–развИтый–развитОй.

 

Задание6.Определите,какойзвукпроизноситсявсловах(ЧилиШ)?

Достаточно,ничто,нечто,скучно,съемочный,конечно,прянич-ница,девичник,гречичный,яичница,пустячный,сливочный,яичный,яблочный,конечно,двоечник,будничный,взяточник,сердечник,пра-чечная,булочная,взяточник,скворечник,нарочно,молочник.

 

Задание7.Подберитексубстандартнойлексикелитератур-ныесинонимы.

Абгрейдить,баксы,забитьстрелку,кайфовать,шестерка,шиб-здик,фигурант,реальный,ксива,оболтус,морда,шмотки,чайник,мусор,овца,откат,клава,лох,халява,развести,шпора,махнуться,баранка,филонить,петрить,стрельнуть,майна,сотка,крутой.

 


Электронный архив УГЛТУ

 

Задание8.Выделитевкаждойпареслово,ударениевкоторомявляетсяотличительнойособенностьюпрофессиональнойречи.

алкогОль–АлкогольосУжденный−осуждЁнный,возбУждено–возбужденО,рАпорт–рапОрт,кОмпас–компАс,дОбыча–добЫча,полифОния–полифонИя,квАртал–квартАл.

 

Задание9.Определите,ккакомувидусубстандартнойлекси-киотносятсяслова.

Поветь,мышка,мониклабалатория,инет,гутарить,ихний,чуви-ха,харя,ложить,мурло,векша,стукач,волчара,кочет.

 

Вопросыдлясамоконтроля

 

1.КакиегипотезыпроисхожденияязыкаВызнаете?2.Назовитеиохарактеризуйтефункцииязыка.

3.Определитевиды,формыиразновидностиречи.4.Дайтехарактеристикуфункциямречи.

5.Чтотакоеязыковаянормаикакиеунеесвойства?6.Перечислитетипыивидыязыковыхнорм.

7.Чтотакоелексическаянорма?Назовитевидылексическихошибок.

8.Чтотакоеимперативнаяидиспозитивнаянормы?9.Назовитевсевидысубстандартнойлексики.

10.Дайтехарактеристикудиалектизмам.11.Чтотакоепросторечиеивульгаризм?

12.Дайтеопределениежаргонуиохарактеризуйтепонятиясленг,арготизм,профессионализм.

13.Чтотакоеактивныйипассивныйсоставязыка?Засчетчегоонпополняется?

 

Глава2.ОСНОВЫПРАКТИЧЕСКОГОРУССКОГОЯЗЫКА

 

Полисемияиомонимия

 

Многозначностью,илиполисемией(гр.poly−много+sma−знак),называетсяспособностьодногословаупотреблятьсявразныхзначениях.Приэтомвсезначенияимеюттеснуюсмысловуюсвязь.Например,условаядровсовременномрусскомязыкенесколькозна-чений:

1)внутренняячастьплодавтвердойоболочке;

 

 


Электронный архив УГЛТУ

 

2)старинныйорудийныйснарядввидекруглоголитоготела;3)центральнаячастьчего-либо(спец.):ядроатома.

Вотличиеотполисемииомонимия–этослучайноесовпадениепозвучаниюилинаписаниюсовершенноразныхслов.

Омонимаминазываютсяслова,разныепозначению,ноодина-ковыепозвучаниюи(или)написанию.Средиомонимоввыделяютсяомоформы,омофоныиомографы.

Омоформы–словаукоторыхсовпадаетзвучаниеинаписаниеоднойилинесколькихформслова(дорогОймойчеловек−прилага-тельноемужскогородавИм.п.–длядорогОйсупруги−прилага-тельноеженскогородавВ.п.).

Омофоны–слова(словосочетания)одинаковыепопроизноше-нию,норазличныепонаписанию(глазглас;моглимокли).

Омографы–словаодинаковыепонаписанию,норазныепопро-изношению(зАмок–замОк;мОю–моЮ).

 

Синонимыиантонимы

 

Синонимы–близкиепозначениюслова,которыепо-разномуназываютодноитожепонятиеиотличаютсядруготдругаилиот-тенкомзначения,илистилистическойокраской(опорочить,осла-вить,осрамить,очернить,запятнать).

Антонимы–словасконтрастнымпротивоположнымзначением(румяныйбледный,веселыйгрустный,вежливыйгрубый,радость–печаль).

Однаковантонимическиеотношениявступаютдалеконевсесловарусскогоязыка.Так,неимеютантонимовсуществительныесконкретнымзначением(дом,стол,стена).Нетантонимовучисли-тельныхиубольшейчастиместоимений.Какправило,нетантонимовсредикачественныхприлагательных,обозначающихназванияцветовиихоттенков(заисключениемнемногих:черныйбелый,темныйсветлый).

 

Фразеологизмы

 

Словарусскогоязыка,соединяясьдругсдругом,образуютсло-восочетания.Одниизнихсвободные(тоестькаждоесловоможетбытьпроизвольноиспользовановсочетаниислюбымдругим),дру-гие−несвободные.Несвободныесловосочетанияспостояннымком-понентнымсоставомицелостнымзначениемназываютсяфразеоло-гическимиоборотами,илифразеологизмами.Фразеологизмимеет,

 

 


Электронный архив УГЛТУ

 

какправило,непрямое,апереносноезначение,котороенесовпадаетслексическимзначениемслов,егосоставляющих.

Постепенисмысловойспаянностииграмматическогослияниясоставляющихфразеологическийоборотчастейисследователивыде-ляютследующиетипыфразеологическихоборотов:

фразеологическиесращения–лексическинеделимыесловосо-четания,значениекоторыхнеопределяетсязначениемвходящихвнихотдельныхслов(битьбаклуши−бездельничать,очертяголову–безрассудно);

фразеологическиеединства–лексическинеделимыеобороты,общеезначениекоторыхвкакой-тостепенимотивированоперенос-нымзначениемслов,составляющихданныйоборот.Вотличиеотсращенийфразеологическиеединства«обладаютсвойствомпотенци-альнойобразности».Вофразеологическихединствахсловамогутбытьотделеныдруготдругавставкойдополнительныхсловимогутбытьдеформированы.Например,пускать(мне,ему,ей)пыльвглаза,плыть(плыву,плывешь,плывет)потечению,держать(держу,дер-жишь,держит)каменьзапазухой.

Фразеологическиесочетания–устойчивыеобороты,общеезначениекоторыхполностьюзависитотзначениясоставляющихихслов.Словавсоставефразеологическогосочетаниясохраняютотноси-тельнуюсемантическуюсамостоятельность.Приэтомодноизсловфразеологическогосочетанияоказываетсяболееустойчивым,постоян-ным,другое,−переменным.Например:словослёзносочетаетсятолькосословамипросить,умолять.

Средифразеологизмоввыделяютсядвеосновныефункционально-стилевыеразновидности–разговорныеикнижныефразеологическиеобороты.

Разговорныефразеологическиеоборотычастоупотребляютсявязыкехудожественнойлитературыкакодноизсредствречевойха-рактеристикиперсонажей.Онихарактеризуютсябольшейобразно-стью,нередкоимеютспецифическуюстилевуюокраску(шутливую,иногдаироническую,фамильярную).Например:дляпущейважно-сти,делатьизмухислона,раскинутьумом,безгодунеделя,безсучкаибеззадоринки,взятьсебявруки,бросатьслованаветер,вежовыхрукавицах,впотелица,валятьдурака,повеситьголову,ставитьпалкивколёса.

Книжныефразеологическиеобороты:положитьподсукно,бросатьтень,пальмапервенстваит.д.

 

 


Электронный архив УГЛТУ

 

Ударениеврусскомязыке

 

Ударение−этовыделениезвука,слога,словаилигруппыслов.

Врусскомязыкедоминируетсиловоеударение(ударныйслогпроизноситсясбольшейсилой),которое,будучиосновным,сопрово-ждаетсядолготойударногослога.

Крометого,вотличиеотрядаевропейскихязыков,врусскомязыкеударениенефиксированное,разноместное(т.е.можетпадатьналюбойслог)ивыполняетсмыслоразличительнуюфункцию;например,помогаетразличатьомографы:(крУжкикружкИ,пОлки–полкИ).

 



2018-07-06 616 Обсуждений (0)
Задание1.Объяснитезначенияслов-паронимов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание1.Объяснитезначенияслов-паронимов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)