Написаниеиредактированиетекста
Способынаписаниятекстазависятоттипаоратораиегооратор-скогомастерства.Приэтомвозможныследующиеварианты: 1)пишетсяполныйтекствыступления; 2)составляетсяподробныйлогическийплан;3)пишетсякраткийпланвыступления; 4)текстнесоставляется. Текствыступлениядолженопиратьсянапринципы:дискретности(делениенасмысловыеблоки,количествокото- рыхопределяетсяобъемомоперативнойпамятислушателя);линейности(последовательноеизложениетемы,развертывание текставовремени); связности(объединениеотдельныхвысказыванийобщимзамыс-ломречи).
Электронный архив УГЛТУ
Кнедостаткампостроениятекставыступленияможноотнести:стремлениеохватитьслишкомбольшойкругпроблем,композицион-нуюрыхлость,низкуюинформативность,нарушениелогикиизложе-ния,неумениеорганизоватьматериалсучетомобстановки,целейиособенностейаудитории. Выступленияразличаютсяпотематике,объему,целивыступаю-щих;различныиаудитории,передкоторымивыступаютораторы.Однакосуществуютустойчивые,типовыеприемыречевойпроработ-китекставыступления,онипредставленыниже. 1.Квыступлениюобязательнонужноподготовиться.Неследуетрассчитыватьнаудачнуюимпровизацию,еслисуществуетхотябымалейшаявозможностьдляподготовки. 2.Преждевсегонеобходимочеткосформулироватьтемувыступ-ления,спросивсебя:чтояхочусказать?Неследуетполагать,чтослушающемуэтовсегдаитакясно. 3.Сформулировавтему,определитецельвыступления.Чегобывыхотелидобиться?Поставитьновуюпроблему?Опровергнутьчу-жуюточкузрения?Переубедитьаудиторию?Изменитьходобсужде-ния?Внестисущественныедополнениявобсуждаемуюпроблему? 4.Оценитенепротиворечивостьвсеготекставашеговыступления.Проверьте,насколькосоответствуетпоследовательностьизложенияматериалапоставленнойцели,характеруаудитории,конкретнойре-чевойситуации. Готовявыступление,ораторуследуетучитыватьосновныелоги-ческиезаконы: Законтождества.Этотзаконтребует,чтобыввыступлениився-каямысль,всякоесуждениеокаком-либопредметеилисобытиииме-лаопределенноеустойчивоесодержание,сколькобыразкнейнивозвращались.Нарушениеэтогозаконавлечётзасобойподменупо-нятийприрассуждениииможетстатьпричинойнеточноститермино-логии,делаетрассужденияораторарасплывчатыми,неконкретными. Законпротиворечия.Этотзаконгласит:невозможно,чтобыпротивоположныеутверждениябылиодновременноистинными.Вданномслучаепричинойпротиворечиймогутбытьсбивчивостьмыш-ления,недостаточнаяосведомлённостьи,наконец,разногородасубъ-ективныенамеренияавтора. Законисключенноготретьего.Согласноэтомузаконусопос-тавляемыевысказываниядолжныбытьдействительнопротиворечи-выми,т.е.исключатьдругдруга.Междусопоставляемымивысказы-ванияминетинеможетбытьсреднего,третьего,промежуточного
Электронный архив УГЛТУ
понятия.Так,нелогичнойвыглядитфраза:«Пенсияуменяхорошая,номаленькая». Закондостаточногооснования.Закондостаточногооснованияутверждает,чтовсякаяистиннаямысльдолжнабытьобоснованадру-гимимыслями,истинностькоторыхдоказана.Приегособлюдениивсемысли,высказанныевтексте,вытекаютоднаиздругой.Наруше-ниезаконадостаточногооснованияможетбытьсвязаносотсутствиемпричинно-следственныхсвязеймеждусодержаниемпервогоивторогосуждения. 4.Усвоениетекста.Призапоминаниитекстанеобходимоопиратьсяна3законазапоминания:впечатление,повторение,ассоциация. Впечатление–необходимосоздатьусебянаиболеесильноевпе-чатлениеотпрочитанноготекста. Повторение–следуетповторятьновыйматериалнеранеечемзапомнишьпредыдущий(примерночерез8часов); Ассоциация–целесообразносвязыватьматериалтекстаречисассоциациями,которыевамблизки.
Коммутативныйэтап
Техникавыступленийможетбытьсамойразличной(чтениетек-старечи;воспроизведениетекстапопамяти,носчтениемотдельныхфрагментов;свободнаяимпровизация).Читаюттакиеречи,оттекстакоторыхнельзяотступать:дипломатическиеречи,торжественныеприветствия,докладыофициальногосодержания.Ачтоделать,еслиВызабылитекствыступления?Можнопревратитьпоследнеесловопоследнейфразывначалодругойфразыитемсамымсоздатьмнемо-ническуюфразу,состоящуюизключевыхсловосновныхсмысловыхблоков. Вначалевыступленияследуетсформулироватьосновнуюмысль.Есливызатягиваетеизложениесутидела,тораздражениеаудиториибудетвозрастатьвгеометрическойпрогрессии.Определивглавнуюмысль,расчленитееенаотдельныесоставляющие,каждаяизкоторыхбудетпредставлятьотдельнуючастьвашеговыступления. Изложениесодержанияначинайтесосновополагающихтезисов.Наконецвыступленияоставьтевторостепенные,дополнительныете-зисы.Вэтомслучае,есливниманиеаудиторииослабнет,тоэтопро-изойдетнанаименееважныхчастяхвашеговыступления. Принеобходимостиподберитеккаждомутезисусоответствую-щуюинформацию(сведенияпоисториивопроса,статистическиеданные,результатысоциологическихопросовит.п.).Высказываемаямысльбудетболееубедительной,есливыподкрепитееепримерами.
Электронный архив УГЛТУ
Приводяаргументывобоснованиесвоегомнения,расположитеихтакимобразом,чтобыихдоказательнаясилавозрастала.Поставьтесамыесильныеаргументывконце.Конечныйаргументфиксируетсявпамятилучше,чемпервый. Своемнениеможноподкрепитьссылкойналицо,котороепри-знаноавторитетным.Крометого,следуетучитыватьдевятьосновныхправилриторики.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |