Контактоустанавливающиеречевыедействия.
Существуютспециальныеречевыедействия,назначениекоторых–установлениеиподдержаниеконтакта.Книмотносятся:обращение,приветствие,комплимент,прощание.Начинатьвыступлениебезпри-ветствияиобращенияможнолишьнаделовомсовещаниивузкомкругуспециалистов,встречискоторымипроисходятдостаточночас-то.Вэтомслучаеобращениямогутиспользоватьсявцентральнойчастивыступления,ониактивизируютвниманиеслушателей. Важнуюрольвподдержанииконтактаиграютметатекстовыеконструкции(словаипредложениявречи,вкоторыхвыговоритеотом,какпостроенавашаречь,очемивкакойпоследовательностивысобираетесьговорить.Например:вначалесвоеговыступленияябыхотелобратитьвашевниманиена...;атеперьперейдемквопросуо…;во-первых...;во-вторых...;в-третьих...;взаключениехотелосьбысказатьотом,что...). 3.Диалогизациявыступленияпредполагаетэлементыдиалогасаудиторией,риторическиевопросыиливопросно-ответныйход,по-пыткавстатьнаточкузрениясвоегооппонента,чтобывпоследствииееопровергнуть. Синтаксическиеособенностиораторскойречи. Посколькуустнаяречьнеобратима,говорящийдолженпостоян-нозаботитьсяотом,чтобыегоречьлегко,спервогоразавосприни-маласьслушателями.Обязанностьвыступающего–свестикминимумузатрудненияпривосприятииречи.Приэтомследуетиметьввидуне-которыесинтаксическиеособенностиораторскоготекста. 4.1.Предложениянедолжныбытьчрезмернодлинными.Пределоперативнойпамятислушающихограничендлинойсловеснойцепоч-ки,состоящейиз5–7слов. 4.2.Легчевсеговоспринимаютсятакиетипыречевыхконструк-ций,которыетяготеюткразговорнойречи. 4.3.Нежелательноупотреблятьконструкциистрадательногоза-лога,ихестественнаясферафункционирования–официально-деловойстиль. Личностныйтипобщениявораторскойречи. Контактсаудиториейбудетболееуспешным,есливыступающийбудетстроитьречьпередмассовойаудиториейтакимжеобразом,как
Электронный архив УГЛТУ
беседусконкретнымлицомпринепосредственномконтакте.Приличностномтипеобщенияораторчеткообозначаетсвоеотношениекпредметуречииксобеседнику.
Этикаораторскоговыступления
Отношениеораторакслушателямдолжнобытьабсолютнодоб-рожелательнымипрофессиональным. Доброжелательностьпредполагаетневозможностьтакихформречевогоповедения,какагрессивностьвразличныхеепроявлениях(упреки,угрозы,оскорбления)идемагогия(ложь). Профессиональноеотношениекслушателямпредполагаетуме-ниеработатьслюбойаудиторией,дажестой,котораянастроенааг-рессивноиливыказываетбезразличиекоратору.Неследуетобижать-сянааудиторию,заигрыватьснейиливступатьвконфликт.Оратордолженотноситьсякаудитории,какврачкбольному.Выступлениеоратора–этоегопрофессиональнаядеятельность,иондолженруково-дствоватьсяинтересамидела,подчиняяемусвоичувства,эмоции,отношения. Следуетуказатьнанекоторыеошибкиначинающихораторов. 1.Обращениекчувствамаудиториинедолжноперерастатьвма-нипулированиеаудиторией. 2.Неотождествляйтевзглядычеловекасовзглядамитойсоци-альнойгруппыилипартии,ккоторойонпринадлежит. 3.Неискажайтемнениясвоихоппонентоввугодусвоейточкезрения.Особенноосторожнообращайтесьсихцитатами. 4.Неизображайтелиц,мнениекоторыхвыоспариваете,глупы-ми,нечестными,непоследовательными.Надоразбиратьточкузренияоппонента,анеегожизнь. 5.Неследуетбравироватьличнымикачествами,преувеличиватьсвоюрольвкаких-либособытиях. 6.Входевыступлениянельзяотказыватьсяотисходныхтезисов,делаявид,чтовы«такидумали».Выпотеряетедоверие. 7.Нетребуйтеотслушателей,чтобывашуточкузренияпризналиправильнойтольконатомосновании,чтовамонапредставляетсяубедительной. Эстетическиекачестваречи
Эффективнаяораторскаяречьдолжнабытьвыдержанавопреде-леннойстилевойманереотначалаидоконца.Втожевремяединаястилеваяманерапредполагаетэлементыразнообразия:ускорениеилизамедлениетемпаречи,разнообразиеинтонации.
Электронный архив УГЛТУ
Всвязисэтимприподготовкетекстаречинаписанныеотрывкиследуетобязательнопрочитыватьвслухилипроговаривать«просе-бя».Интонацияиритмречиподскажут,гдеограничитьобъемсло-веснойконструкции,агде,наоборот,увеличить;гдепереставитьтеилииныесловаит.п.
Посткоммутативныйэтап
Схемаанализаораторскойречи. 1.Вызвалалитемавыступленияинтересаудитории?2.Удаченлиспособпроизнесенияречи? 3.Насколькозначимыйматериалбылиспользованвтекстевы-ступления? 4.Достаточнолиудачнакомпозицияречи?5.Насколькологичнаидоказательнаречь? 6.Какиеметодыизложенияматериалабылинаиболееудачнымиипочему? 7.Отвечалалиречькритериямграмотности,точности,вырази-тельности,богатства? 8.Насколькобылисоблюденытребованияктехникеречи? 9.Удалосьлисоотнестивербальныеиневербальныесредствариторики?Удачнымилибылимимикаижесты? 10.Удалосьлиустановитьконтактсаудиторией?Припомощикакихсредств? 11.Былалидостигнутацельвыступления?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |