Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерпретация результатов тестирования.



2018-06-28 748 Обсуждений (0)
Интерпретация результатов тестирования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Данный тест измеряет эмоциональное отношение студентов-психологов к психологу-профессионалу. Психолог-профессионал – идеальный образ практического психолога в сфере образования. Таким образом, психолог-профессионал – это основной образ профессии «психолог». Отношение к профессии включает когнитивные, поведенческие и эмоциональные компоненты. В данном тесте мы выявляем эмоциональный компонент отношения студентов к профессии «психолог». Когнитивный компонент отношения студентов к профессии «психолог» проявляется в знаниях студента о целях, предмете и средствах профессиональной деятельности психолога, и может быть выражен в высказываниях студента о содержании и видах деятельности, в способности привести примеры действий психолога-профессионала, обосновании достоинств и недостатков данной профессии, то есть на уровне сознания. Поведенческий компонент отношения студента к профессии «психолог» проявляется в активности студента по освоению профессии - профессиональных знаний, умений и навыков, в действиях по развитию профессионально важных личностных качеств психолога, в стремлении занять психологическую позицию в ситуациях межличностного взаимодействия, то есть как сознательной, так и неосознаваемой активности личности студента.

Эмоциональный компонент отношения студентов к профессии «психолог» проявляется в тех эмоциональных переживаниях студента, которые возникают в ситуациях взаимодействия с информацией о профессиональной деятельности психолога, представляемой преподавателями психологии, и с реальными психологами-профессионалами, и, тем самым, активизирует (при возникновении положительных эмоций) или тормозит (при возникновении отрицательных эмоций) активность студента. Эти эмоциональные переживания являются неосознаваемыми и порождаются эмоциональным компонентом личностного отношения студента к профессии «психолог». Из такого понимания отношения студента к профессии «психолог» следует, что эмоциональный компонент – это фактор активности студента в процессе профессионализации.

Мы предположили, что у студентов-психологов будет достаточно сильное положительное эмоциональное отношение к профессии «психолог», так как это является нормальным для человека, который выбрал для освоения данную профессию и планирует заниматься этой профессиональной деятельностью. Если же выявится отрицательное отношение к профессии «психолог», то это будет означать наличие внутриличностных противоречий у данного студента.

Для выявления эмоционального отношения студентов-психологов к профессии психолог мы использовали методику личностного дифференциала. Методика «Личностный дифференциал»– компактный инструмент для изучения субъективного отношения человека к себе или к другим людям. Методика разработана в 1983 году в Ленинградском НИПНИ им. Бехтерева (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд). Данная методика создана для применения в клинико-психологической, психодиагностической работе, групповой и семейной психотерапии. Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности [Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.20-21.].

С помощью данной методики диагностируются неосознаваемые эмоциональные характеристики, которые студент приписывает профессиональному психологу, то есть эмоциональный компонент образа «психолога», имеющегося в данный период у студента.

В методике использованы три фактора, в наибольшей степени характеризующие полюса трех классических факторов семантического дифференциала Ч. Осгуда: 1) оценки; 2) силы; 3) активности. Студентам дается задание охарактеризовать образ идеального школьного психолога по степени проявления заданных качеств, представленных в бланке опросника. Используется инструкция: «Перед Вами список качеств, характеризующих человека. Вам необходимо оценить ПСИХОЛОГА-ПРОФЕССИОНАЛА по степени проявления данных качеств. Если качество проявляется у него в максимальной степени - обведите кружком цифру 3, если в средней - цифру 2, если в слабой - цифру 1. Цифрой 0 желательно пользоваться как можно реже». Такая инструкция является слабо структурированной и стимулирует обращение студента к неосознаваемым эмоциональным компонентам отношения к психологу-профессионалу. Значение каждого фактора по данной методике может изменяться от +21 (максимально положительная эмоция) до -21 (максимально отрицательная эмоция).

Численная оценка каждого из трех факторов – оценки, силы, активности – создает пространство эмоционального отношения из трех ортогональных осей. В данном пространстве выделяются подпространства явно положительного эмоционального отношения (все три фактора имеют плюсовые значения), явно отрицательного эмоционального отношения (все три фактора имеют минусовые значения), и противоречивого эмоционального отношения (хотя бы один фактор имеет значения противоположные по знаку остальным факторам). Таким образом, эмоциональное отношение отдельного студента к профессии «психолог» выражено точкой в эмоциональном пространстве, имеющей конкретные координаты (ОценкаN1, СилаN2, АктивностьN3), и расположенной в определенном подпространстве положительного, отрицательного или противоречивого отношения.

При обработке результатов диагностики подсчитывается среднее значение и среднеквадратическое отклонение по каждому фактору (отношение, сила, активность) для всей группы студентов данного курса.

Кроме этого, мы выделяем уровень и тип эмоционального отношения. Как наиболее оптимальные, предлагается выделять три уровня эмоционального отношения, как положительного, так и отрицательного: низкий уровень (от 1 до 7 пунктов); средний уровень (от 8 до 14 пунктов); высокий уровень (от 15 до 21 пункта). Так же выделяются три типа эмоционального отношения: положительное отношение (если все три фактора имеют плюсовые значения); отрицательное отношение (если все три фактора имеют минусовые значения); противоречивое отношение (если один или два фактора имеют плюсовые значения, а остальные факторы или фактор – минусовые значения).

При использовании методики «Личностный дифференциал»(ЛД)для измерения взаимных оценок фактор «оценка» интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) - его отвержению. При применении ЛД для исследования эмоционального отношения студента к профессии плюсовые значения фактора «оценка» свидетельствуют о положительном эмоциональном отношении.

Высокий уровень положительного эмоционального отношения (от 15 до 21 пункта) студента к психологу-профессионалу говорит о том, что студент принимает профессионального психолога как личность, как образец, как носителя социально положительных и, желательных для самого студента, личностных качеств. Данные качества, по мнению студента, в максимальном количестве и наибольшей степени присущи психологу-профессионалу.

Средний уровень положительного эмоционального отношения (от 8 до 14 пунктов) студента к психологу-профессионалу означает, что, по мнению студента, не все положительные личностные качества и/или не в максимальной степени присущи психологу.

Низкий уровень положительного эмоционального отношения (от 1 до 7 пунктов) студента к психологу-профессионалу означает, что, по мнению студента, положительные личностные качества лишь немного преобладают над отрицательными, или проявляются в слабой степени. В конкретных вариантах оценки может сочетаться как первый вариант (не все качества), так и второй вариант (выражены слабо) оценки. Тем не менее, на данном уровне положительное отношение преобладает.

При традиционной интерпретации во взаимных оценках фактор «сила» выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки. При исследовании эмоционального отношения студента-психолога к профессии «психолог» плюсовые значения фактора «сила» можно интерпретировать как восприятие данного специалиста доминирующим в процессе профессиональной деятельности. В то же время, два личностных качества, относящихся в методике к данному фактору, являются не очень желательными для профессионального психолога. Это – «упрямый» и «напряженный». Поэтому вполне вероятно было получить низкие и отрицательные оценки данных качеств студентами, что и произошло на самом деле. Общий уровень оценки данного фактора, в среднем, оказывается ниже на 6 пунктов, что переводит интенсивность эмоциональной оценки данного фактора студентами на один уровень вниз (с высокого на средний и т.п.).

Во взаимных оценках фактор «активность» отражает восприятие людьми таких личностных особенностей друг друга, как эмоционально-поведенческая активность или пассивность, интровертированность или экставертированность. При исследовании эмоционального отношения студента-психолога к профессии «психолог» плюсовые значения фактора «активность» можно интерпретировать как восприятие данного специалиста активно и деятельно проявляющим себя во внешней среде, проявляющим инициативу по установлению взаимодействия с другими людьми. Соответственно, минусовые значения фактора «активность» свидетельствуют о представлении студента о «психологе» как о специалисте зависимом от клиента, характеризуемом ответной, а не собственной активностью. Кроме этого, два личностных качества, относящихся в методике к данному фактору, являются не очень желательными для профессионального психолога. Это – «суетливый» и «раздражительный». Общий уровень оценки данного фактора, в среднем, оказывается ниже на 6 пунктов, что переводит интенсивность эмоциональной оценки данного фактора студентами на один уровень вниз (с высокого на средний и т.п.).

Степень зависимости активности профессионализации студентов от типа и интенсивности эмоционального отношения к профессии «психолог» требует отдельного исследования.




2018-06-28 748 Обсуждений (0)
Интерпретация результатов тестирования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерпретация результатов тестирования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (748)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)