Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инициативная профессиональная активность и формирование субъектной технологии.



2018-06-28 534 Обсуждений (0)
Инициативная профессиональная активность и формирование субъектной технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Инициативное самостоятельное выполнение различных видов профессиональной деятельности студентом создает условия обособления его от сложившихся, зафиксированных в описаниях, «омертвевших» форм активности школьного психолога. Зафиксированные в описаниях, в учебниках и учебных пособиях, виды и формы профессиональной деятельности студент осваивает в процессе обучения, когда преподаватели стимулируют идентификацию студента с данными видами и формами деятельности, как первого механизма овладения студентом сущностью профессиональной деятельности школьного психолога.

Инициативное выполнение профессиональной деятельности - это субъектная активность, когда студент в качестве субъекта активности пытается регулировать свою активность исходя из профессиональных норм и способов, используя при этом собственные личностные особенности, личные интересы и предпочтения. Это создает условия для работы механизма обособления – второго механизма овладения студентом сущностью профессиональной деятельности школьного психолога. Такая форма активности студента по своей сути является учебно-профессиональной деятельностью, включающей все этапы реальной профессиональной деятельности, но имеющая уникальное содержание, соединенное с субъективными особенностями личности этого студента.

Успешное освоение самостоятельного выполнения различных видов профессиональной деятельности школьного психолога завершается формированием субъектной технологии, как целостной системы взаимодействия конкретной личности и профессиональной культуры, выраженной нормами и способами регуляции активности, предназначенной для решения профессиональных задач.

Субъектная технология объединяет в единое целое все периоды работы школьного психолога от начала решения профессиональной задачи до завершения этого процесса. Причем, это объединение происходит в профессиональном сознании студента как специалиста, сопровождаясь его личными переживаниями. Это позволяет студенту как субъекту деятельности «прожить» весь комплекс ощущений, предположений, ассоциаций, эмоций, ожиданий, гипотез и подтверждений результатов своих действий, совершенных в роли специалиста.

Эмоционально окрашенные переживания всех этапов выполнения профессиональной деятельности создает возможность оценки отдельных действий с позиции их эффективности по отношению к поставленной цели. Корректировка своих действий субъектом деятельности с целью повышения ее эффективности, выработка алгоритма собственных действий, и есть образование субъектной технологии специалиста. В субъектной технологии школьный психолог проявится как профессионал. Достижение данного результата будет свидетельствовать о завершении периода первичной профессионализации школьного психолога.

6.Периоды профессионализации и содержание учебных дисциплин.

С позиции вузовского преподавателя - преподавателя психологии, да и преподавателей других дисциплин, - активность студента в вузе на протяжении всего периода обучения достаточно постоянна. Традиционно различают лишь степень подготовленности студента к восприятию содержания преподаваемой дисциплины: готов или нет информационно к освоению материала данной сложности. Отсюда делаются выводы о желательности (или необходимости) расположения конкретной учебной дисциплины в конкретном месте учебного плана или в конкретный период обучения (например, «педагогическую психологию» нужно поставить не на второй семестр, а на четвертый). Обычно, психологическое обоснование такого отношения к расположению учебных дисциплин отсутствует, а учет только информационной готовности студента недостаточен для эффективного процесса профессионализации.

Анализ характеристик учебной деятельности студента за весь период обучения в вузе, а также, характеристик иных видов деятельности молодого человека, который является студентом вуза, представлен с позиции преподавателя, осуществляющего профессиональную подготовку будущего специалиста.

1.Выделяются два вида содержания, обусловливающих профессиональное развитие студента в процессе подготовки в вузе - это: 1) нормы регуляции активности психолога; 2) способы регуляции активности психолога.

2.Выделяются три типа учебных дисциплин, в которых по-разному присутствуют данные содержания (нормы и способы регуляции активности профессионального школьного психолога):

1) базовые психологические дисциплины (общая, возрастная, социальная психологии и т.п.), определяющие изменения, преимущественно, в предметно-деятельностном плане, то есть представляющие студенту способы регуляции активности психолога по отношению к предмету его профессиональной деятельности (представление о предмете деятельности психолога - психические явления, механизмы и закономерности; представление о методе деятельности психолога - наблюдение, эксперимент, изучение продуктов деятельности и др.; представление о цели деятельности психолога - психическое здоровье и развитие);

2) специальные психологические дисциплины (педагогическая психология, психология семьи, психология управления и т.п.), продолжающие воздействие в предметно-деятельностном плане, и активно воздействующие на личностно-профессиональный план развития, то есть представляющие студенту нормы регуляции активности психолога по отношению к предмету его профессиональной деятельности - другому человеку, его психике и развитию;

3) интегративно-рефлексивные дисциплины (история психологии, методология и методы психологического исследования и некоторые другие), которые выполняют функцию рефлексивного соотнесения знаний и действий будущего психолога, смыслов его профессиональной деятельности, то есть норм и способов как системы профессиональной культуры, тем самым, активизируя изменения в предметно-деятельностном и личностно-профессиональном планах развития.

Кроме трех видов дисциплин, выделяется особый вид деятельности студента - практика, который должен сопровождать изучение всех видов дисциплин. Формы практик должны соответствовать особенностям каждого вида учебных дисциплин (психологический практикум, специальная психологическая практика, школьная практика и т.п.).

Размещение учебных дисциплин и практик в учебном плане должно соответствовать периодам профессионализации в вузе и линиям профессионального развития студента. В процессе подготовки школьного психолога в системе высшего образования выделяется: 1) линии развития ориентаций в смыслах профессиональной деятельности; 2) линии развития ориентаций в способах профессиональной деятельности.

1 период профессионализации – «Профессиональное младенчество». 1 курс. Учебные дисциплины должны создавать возможность непосредственно-эмоционального общения студента с профессионалом, что будет формировать: потребность в профессиональном общении в последующем обучении; положительное отношение к нормам профессиональной деятельности. Например, «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Основы саморазвития личности» и т.п.

2 период – «Ранняя профессионализация» - 2 и 3 курсы. Учебные дисциплины должны создавать возможность выполнения «предметно-манипулятивной» деятельности студента с предметом психологии и деятельности школьного психолога, что позволит осваивать способы действия с предметом деятельности профессионального психолога.

3 период – «Допрактический профессиональный возраст» - период 4 курс (у бакалавров) и 5-6 курсы (у магистров). Учебные дисциплины должны создавать возможность «игровой» деятельности, или стажерской практики, в роли школьного психолога с выполнением его производственных функций и их элементов, что позволит освоить профессиональные роли и виды деятельности психолога, или нормы отношений между психологом и клиентом.

Расположение учебных дисциплин и практик в соответствии с указанной периодизацией профессионализации школьного психолога будет акмеологичной, то есть максимально эффективной для профессионального развития студента.



2018-06-28 534 Обсуждений (0)
Инициативная профессиональная активность и формирование субъектной технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инициативная профессиональная активность и формирование субъектной технологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)