Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная ситуация и периодизация профессионального развития психолога в вузе.



2018-06-28 678 Обсуждений (0)
Социальная ситуация и периодизация профессионального развития психолога в вузе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс освоения студентом профессиональной культуры школьного психолога аналогичен процессу онтогенетического развития ребенка.

После появления ребенка на свет начинается его развитие как человека, которое выражается в психическом и личностном развитии. Психическое развитие, по определению А.К.Марковой, - это качественные и количественные, в целом необратимые, изменения психики. Развитие личности – это качественные и количественные, в целом необратимые, изменения отношения человека к окружающим людям и деятельности.

Л.Ф.Обухова (1996), вслед за Д.Б.Элькониным и Л.С.Выготским, выделяет две линии человеческого развития:

1) линия развития ориентаций в смыслах человеческой деятельности;

2) линия развития ориентаций в способах человеческой деятельности.

Развитие ориентаций в смыслах человеческой деятельности у ребенка происходит тогда, когда он взаимодействует с другим человеком, другими людьми. Деятельности, совершаемые ребенком по отношению к другому человеку, относятся к типу «человек – человек», или «Субъект – Субъект». Именно другой человек показывает ребенку смысл человеческих действий: выразить эмоцию маме, чтобы показать свое отношение к какому-либо событию и получить в ответ помощь или понимание; внимательно слушать другого, более взрослого человека, так как он больше знает и умеет и может научить ребенка чему-то важному; подчиняться взрослому, «командиру», так как он организует общее действие и управляет им, а это принесет пользу всем, в том числе и ребенку.

Развитие ориентаций в способах человеческой деятельности у ребенка происходит тогда, когда он действует с предметами, вещами, созданными человеком. Деятельности, совершаемые ребенком по отношению к человеческим вещам, относятся к типу «человек – вещь», или «Субъект – Объект». Действия ребенка с вещами, созданными человеком и для человека, а также – называние этих вещей и действий – позволяет ребенку овладеть действиями с человеческими вещами и действиями по созданию этих вещей.

Соотношение этих линий развития определяет периоды психического развития ребенка. В каждом возрастном периоде преобладает одна или другая линия развития. Развитие ребенка происходит благодаря деятельности, совершаемой ребенком в данном периоде, и такая деятельность называется ведущей – деятельность ведет за собой психическое и личностное развитие ребенка.

Для понимания периодизации процесса освоения студентом профессиональной культуры школьного психолога, рассмотрим три периода детского возраста.

1. Период «Младенчество» – от рождения до 1-го года - ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым - определяет формирование потребности в общении, или потребности в человеческом взаимодействии. Тип деятельности «человек - человек», или «Субъект - Субъект».

2. Период «Раннее детство» – от 1-го года до 3-х лет - ведущая деятельность - предметно-манипулятивная деятельность - освоение способов действия с предметами. Тип деятельности «человек - вещь», или «Субъект - Объект».

3. Период «Дошкольный возраст» – от 3-х до 7-ми лет - ведущая деятельность - игровая деятельность - определяет освоение социальных ролей, или норм отношений между людьми. Тип деятельности «человек - человек», или «Субъект - Субъект».

К началу школьного возраста (7 лет) ребенок способен устанавливать отношения с другими людьми, он знает основные нормы отношений между людьми и владеет основными способами человеческих действий по отношению к другому человеку.

Отечественный детский и педагогический психолог Л.Ф.Обухова так характеризует состояние ребенка в этом возрасте и перспективы его развития.

«Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития:

1 - линия формирования произвольного поведения.

2 - линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности.

3 - линия перехода от эгоцентризма к децентрации» (Л.Ф.Обухова, 1996. - С. 270).

Л.И.Божович, написавшая книгу «Личность и ее формирование в детском возрасте», выделила еще одну линию развития:

4 - линия мотивационной готовности к школьному обучению (Л.И.Божович, 1968).

«Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал Д.Б.Эльконин. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». Эти системы связаны игровой деятельностью.

В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется:

«ребенок - взрослый» «ребенок - учитель»

«ребенок - родители»

Система «ребенок - дети» продолжает функционировать.

Система «ребенок - учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношение ребенка к детям» (Обухова Л.Ф., 1996. С. 271).

Теперь рассмотрим процесс освоения студентом профессиональной культуры школьного психолога и в целом данной профессии.

Обычно, студент, поступивший в вуз для освоения профессии школьного психолога, имеет некоторые представления о данной профессии и профессионале, но, начиная обучение, он начинает взаимодействие с представителями данной профессии, носителями профессиональной культуры школьного психолога. Этот процесс похож на взаимодействие младенца со взрослым человеком и человеческой культурой.

Таким образом, в процессе подготовки школьного психолога в системе высшего образования выделяется две линии профессионального развития студента (как и две линии развития ребенка):

1) линия развития ориентаций в смыслах профессиональной деятельности;

2) линия развития ориентаций в способах профессиональной деятельности.

Соотношение линий профессионального развития создает периоды профессионализации в системе высшего образования:

1. Первый период «Профессиональное младенчество» - период 1 курс - ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение студента с профессионалом - формирование потребности в профессиональном общении, формирование положительного отношения к нормам профессиональной деятельности. Тип деятельности «человек - человек», или «Субъект - Субъект».

2. Второй период «Ранняя профессионализация» - период 2 и 3 курсы - ведущая деятельность - предметно-манипулятивная деятельность - освоение способов действия с предметом деятельности профессионального психолога. Тип деятельности «человек - вещь», или «Субъект - Объект».

3. Третий период «Допрактический профессиональный возраст» - период 4 (для бакалавров) и 5-6 курсы (для магистров) - ведущая деятельность - игровая деятельность - освоение профессиональных ролей и видов деятельности психолога, или норм отношений между психологом и клиентом. Тип деятельности «человек - человек», или «Субъект - Субъект».

К концу периода профессиональной подготовки в вузе формируется четыре линии дальнейшего профессионального развития выпускника и молодого специалиста:

1 - линия формирования произвольного профессионального поведения, то есть формирование и развитие субъектных технологий.

2 - линия овладения средствами и эталонами (нормами) профессиональной деятельности, то есть профессионального саморазвития в конкретных условиях трудовой деятельности и специализации.

3 - линия перехода от профессионального учебного эгоцентризма (Мне дают) к трудовой децентрации (Я отдаю). В период обучения в вузе студент во всех сторонах действительности выделяет профессиональный аспект, к чему его стимулируют преподаватели. Это явление можно назвать «профессиональный эгоцентризм». В реальных условиях школьный психолог не является единственным специалистом, осуществляющим деятельность по достижению цели организации, он должен взаимодействовать с другими специалистами. Это и будет «профессиональной децентрацией».

4 - линия мотивационной готовности к профессиональной деятельности, или к труду по специальности.

После окончания вуза и с началом самостоятельной трудовой деятельности происходит перестройка всей системы отношений выпускника с действительностью. У студента имеется две сферы социальных отношений: «студент - преподаватель» и «студент - студенты». Эти системы связаны учебной деятельностью.

В трудовом коллективе возникает новая структура этих отношений. Система «студент - преподаватель» дифференцируется:

«студент - преподаватель» «специалист - начальник»

«специалист - клиенты».

Система «студент - другие студенты» преобразуется в систему:

«специалист - другие специалисты».

Система «специалист - начальник» начинает определять отношения специалиста к клиентам и другим специалистам.

В этих системах отношений и продолжается профессиональное развитие школьного психолога после окончания вуза, в основном в форме саморазвития. Периодически специалист школьный психолог может возвращаться в систему социальных отношений «студент-преподаватель» - это периоды его обучения на курсах и семинарах повышения квалификации.

Выделенные периоды в профессиональном развитии студента в процессе обучения в вузе позволяют, в соответствии с их особенностями, организовать образовательные условия.

 



2018-06-28 678 Обсуждений (0)
Социальная ситуация и периодизация профессионального развития психолога в вузе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная ситуация и периодизация профессионального развития психолога в вузе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)