Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные типы специализаций в профессии педагог-психолог.



2018-06-28 1932 Обсуждений (0)
Основные типы специализаций в профессии педагог-психолог. 0.00 из 5.00 0 оценок




М.Р.Битянова выделяет три вида организационно-содержательных моделей, различающихся по цели деятельности психолога в образовательном учреждении (2003). В соответствии с различиями в цели появляются различия и в задачах, основных направлениях, видах и алгоритмах деятельности, а также, в требованиях к методическому обеспечению и уровню профессиональных знаний и умений школьного психолога. Данные виды организационно-содержательных моделей деятельности психолога в образовательном учреждении можно рассматривать как типы специализаций в профессии педагог-психолог. Это означает, что в конкретных условиях образовательного учреждения, педагог-психолог, преимущественно, решает определенный тип задач профессиональной деятельности. Это и формирует его специализацию, то есть способность наиболее эффективно решать данный тип задач профессиональной деятельности.

Первый тип специализации педагога-психолога – «Методист». Цель деятельности - проектирование и обеспечение реализации школьных программ образовательной развивающей среды. Сама М.Р.Битянова отмечает, что данный вид деятельности школьного психолога практически не встречается в реальной практике работы школ. Это связано с высокими требованиями к профессиональной квалификации и опыту психолога именно в образовательной деятельности, её концептуальной и содержательной организации, что редко можно встретить среди работающих в школе психологов.

Личная практика автора данной работы показывает, что наиболее активно представители образовательных учреждений (директора, завучи, учителя) обращаются к руководителям образовательного процесса вузов - деканам и заведующим кафедрами психологии, докторам и кандидатам наук, профессорам и доцентам, то есть психологам, имеющим существенный научно-методический потенциал в проектировании и обеспечении реализации образовательной развивающей среды. Тем не менее, педагог-психолог, уверенный в своих профессиональных знаниях и умениях, способен стать авторитетным специалистом, консультирующим учителей в вопросах организации и реализации развивающей образовательной среды для школьника, то есть, в вопросах нормальной образовательной среды.

Второй тип специализации педагога-психолога – «Куратор». Цель деятельности - сопровождение детей и группы - школьного класса - в образовательном процессе. Данная цель задает довольно высокие требования к квалификации психолога. Психолог должен уметь отличить те вопросы и проблемы, которые должны решить сами школьники, чтобы сформировать навык самостоятельного решения жизненных проблем, от тех вопросов и проблем, которые школьники не могут продуктивно решить без помощи взрослых. Граница разделения этих вопросов и проблем должна быть актуализирована в сознании психолога, для того, чтобы не ограничить самостоятельность и приобретение опыта школьниками, и, в то же время, не допустить деструктивных, разрушающих психику детей, конфликтов.

Эффективность реализации данной цели – сопровождения - ограничена количественно. Продуктивно, эффективно в форме «сопровождение» психолог может работать с пятью-шестью классами, а лучше – с одним. Например, специализированные «спортивные», или «математические» классы явно требуют особого психологического сопровождения, так как их преобладающая учебная деятельность провоцирует перекос в развитии отношений между людьми. Мало какие образовательные учреждения (школы, и даже гимназии) могут позволить себе иметь отдельную ставку школьного психолога для работы с одним классом.

Третий тип специализации педагога-психолога – «Консультант». Цель деятельности - коррекция психического и личностного развития отдельного учащегося, создание благоприятных социально-психологических условий в школе для отдельного учащегося. Педагог-психолог данной специализации выявляет отставания школьника в психическом и личностном развитии от сверстников, и проводит работу с такими детьми для того, чтобы уровень их развития соответствовал возрастной норме. Данное содержание профессиональной деятельности педагога-психолога в наибольшей степени подходит для выпускника вуза, так как соответствует основному содержанию его подготовки.

Выпускник вуза по специальности «педагог-психолог»: умеет проводить психологическую диагностику уровня психического и личностного развития школьника; может определить необходимость проведения психолого-педагогической коррекции с конкретным учеником; может составить и реализовать коррекционную программу по нормализации психического и личностного развития школьника; может оказать воздействия на учителя и школьный класс для нормализации социально-образовательных условий развития школьника.

Данный тип специализации педагога-психолога предполагает не только формально заданные обязанности, но и индивидуализацию в деятельности школьного психолога, которая будет зависеть от его собственных интересов.

Четвертый тип специализации педагога-психолога – «Профориентатор». Цель деятельности – обоснованный выбор школьником профессии и уровня и формы профессиональной подготовки после окончания общеобразовательной школы. Педагог-психолог данной специализации выявляет склонности, задатки, интересы, увлечения школьника различными профессиями и видами деятельности в современном обществе. На этой основе он строит воздействия на школьника так, чтобы ребенок понял и принял, какую профессию, или направление профессиональной деятельности, ему выбрать лучше всего.

Профориентационная работа педагога-психолога не является простой. Она требует выявления не только психологических особенностей школьника, но и работы с его родителями, владения информацией о современном рынке труда, о развитии профессий, и, самое главное, умение психологического консультирования старшеклассника. Обычно, профориентационная работа педагога-психолога – это система мероприятий в образовательном учреждении, требующая больших сил и организаторских способностей.

 

Здесь названы основные типы специализаций педагога-психолога. В конкретных условиях образовательного учреждения, в зависимости от типа и вида учреждения, в зависимости от тех целей, которые ставит образовательное учреждении, могут появляться и варианты специализаций педагога-психолога.

 

Контрольные вопросы к содержанию параграфа 2.4.:

1.Основные типы специализаций педагога-психолога:…


 

Глава 3.



2018-06-28 1932 Обсуждений (0)
Основные типы специализаций в профессии педагог-психолог. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные типы специализаций в профессии педагог-психолог.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1932)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)