Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка, профессионально-личностное становление



2018-06-28 818 Обсуждений (0)
Подготовка, профессионально-личностное становление 0.00 из 5.00 0 оценок




И развитие педагога-психолога

Требования государственного образовательного стандарта к

Личности и профессиональной компетентности педагога-психолога.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) специальности «Педагог-психолог» разрабатывался в начале 1990-ых годов. В этот период Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), в числе нескольких вузов страны, работал в экспериментальном режиме. Преподаватели ОмГПУ разрабатывали и проверяли на практике, то есть в процессе обучения студентов, то образовательное содержание, которое будет необходимо специалисту педагогу-психологу и социальному педагогу. Наиболее активно в этом направлении работали И.А.Вишняков и И.А.Маврина. Активное участие в разработке идей стандартизации высшего профессионального образования педагога-психолога и социального педагога приняли преподаватели ОмГПУ Ф.З.Кабиров, С.А.Маврин, А.С.Шаров, В.С.Ямпольский. Данные преподаватели и ученые внесли существенный вклад в разработку первого поколения стандартов, которые были приняты в 1996 году.

После того как в стране отменили руководящую и направляющую роль Коммунистической Партии Советского Союза (КПСС), возникла проблема: что, какие предметы преподавать студентам вместо, ранее обязательных, дисциплин, таких, как «История КПСС», «Марксистско-ленинская философия», «Политэкономия капитализма и социализма», «Научный коммунизм», и нужно ли как-то менять содержание дисциплин по профилю подготовки учителя и, в том числе, школьного психолога.

Эту проблему решали несколько десятков наиболее активных и инициативных преподавателей из разных педагогических вузов страны при координирующей деятельности нескольких работников Министерства образования Российской Федерации. Результатом решения проблемы стал первый стандарт подготовки учителей и школьных психологов в любом педагогическом вузе в нашей стране: Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального Образования (ГОС ВПО) 1996 года.

ГОС ВПО определил самые важные требования и характеристики профессиональной подготовки специалистов в вузе.

Во-первых, ГОС ВПО определил уровни образования и сроки подготовки на каждом уровне.

Первый уровень высшего образования – общее высшее образование - которое заключается в систематическом обучении в вузе в течение двух лет. Если студент успешно освоил учебные дисциплины за два курса, то он получал диплом об общем высшем образовании.

Второй уровень высшего образования – бакалавр. Для освоения данного уровня студент должен учиться 4 года при очной форме обучения. По окончании обучения студент получал степень (или квалификацию) «Бакалавр». За эти четыре года студент получал основную теоретическую и методическую подготовку по избранной специальности.

Третий уровень высшего образования – специалист или магистр.

Для того, чтобы получить квалификацию «Специалист», бакалавр должен проучиться еще один год. В течение этого года подготовка была в максимальной степени направлена на практическую работу будущего специалиста, например, школьного психолога. При этом почти пол года продолжалась практика студента в образовательных учреждениях, чаще всего в школах. В результате такой подготовки специалисты были хорошо подготовлены к реальной практической работе в школе.

Для того, чтобы получить квалификацию «Магистр», бакалавр должен проучиться еще два года. В течение этих двух лет студенты (или магистранты) получали углубленную научную и научно-методическую подготовку для работы в качестве методиста в школе, преподавателя в вузе или колледже, или в качестве научного работника в сфере научно-исследовательской деятельности.

Во-вторых, ГОС ВПО определил содержание деятельности, для которой вуз готовит специалиста.

Все педагогические специальности – учитель русского языка и литературы, учитель математики, физики, биологии и т.д., а также школьный психолог и социальный педагог – были отнесены к направлению «Педагогика». Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра педагогики, подготовлен к осуществлению педагогической деятельности:

- обучению и воспитанию детей;

- воздействию на детей с целью их психического и личностного развития;

- развитию собственной профессиональной педагогической деятельности;

- построению межличностных и деловых отношений и взаимодействию с различными организациями и учреждениями для создания и развития образовательной и социокультурной среды.

В-третьих, ГОС ВПО определил знания, умения, навыки и профессионально важные характеристики личности специалиста, которые описаны в квалификационной характеристике.

Для специальности «Педагог-психолог» квалификационная характеристика выглядела следующим образом. Данный вариант разработал И.А.Вишняков в 1996 году.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

(квалификационная характеристика)

Должностные обязанности: организация обращения к школьному психологу с психологическими запросами учителей, учащихся, родителей; составление психологической характеристики на обратившихся учеников и учителей на основе психодиагностики; составление программы работы по отдельным случаям психологических запросов; проводить психодиагностику адекватными методами; проводить индивидуальное консультирование учителей, учащихся и их родителей; осуществлять коррекционную работу с учащимися и семьями; представлять администрации учебного заведения рекомендации по психологическим запросам; проводить профконсультирование учащихся.

Права: обращаться в медицинские заведения для направления на диагностику детей по поводу умственного развития и психологического здоровья; апеллировать (обращаться) к психологическим организациям для защиты от действий администрации учебного заведения; аттестоваться психологическими комиссиями по вопросам профессиональной квалификации.

Личностные качества. Профессия школьного психолога требует развитой личности, ориентированной на личность учащихся как высшую ценность учебно-воспитательного процесса. Школьный психолог должен реализовывать в своем поведении гуманистический подход (взгляд) к другому человеку; реализовывать в своем поведении самостоятельность выбора действия, направленного на другого человека, ответственность за принятые решения, самостоятельность в реализации выбранных действий и принятых решений, проявлять готовность к оказанию психологической помощи, доброжелательность, заботу о другом человеке, социальную компетентность.

Специалист должен знать: основные проблемы теории и практики психологической службы; директивные, нормативные и методические документы, регламентирующие функционирование психологической службы в учебных заведениях; принципы построения, структуру и перспективы развития психологической службы города и народного образования, психологической службы учебного заведения, как подсистемы этих органов, порядок взаимодействия и координации с общественными организациями и органами средств массовой коммуникации; сферу компетенции школьного психолога и типы проблем, разрешаемых психологическим воздействием; теоретические и методические основы психодиагностики; валидные и надежные методы психодиагностики личности, группы и семейных отношений; принципы и технологии составления психологической характеристики личности и группы; принципы и технологии проведения психологической экспертизы и т.д.; теорию и практику психологического консультирования; основные направления советской зарубежной психологии по вопросам консультирования; методы оценки эффективности оказываемых психологических воздействий; принципы и методы психологической коррекции личностного развития и поведения; основные направления активного психологического воздействия (психоанализ, транзактный анализ, гештальттерапия, бихевиоральная терапия, клиентцентрированная терапия, нейролингвистическое программирование и т.п.); социально-психологические закономерности личностного и группового взаимодействия; методы активизации развития познавательной, эмоциональной и мотивационной сферы личности; методы выявления и развития способностей личности; методы диагностики и развития педагогических способностей; методы проведения профконсультирования; порядок повышения квалификации школьного психолога; методы активного обучения.

В-четвертых, ГОС ВПО определил содержание и объемы учебных дисциплин и практик, а также государственной аттестации выпускника.

В процессе получения высшего образования человек не только осваивает профессию, но и повышает свой общий культурный уровень. Специалист с высшим образованием должен разбираться не только в освоенной им специальности, но и в истории человеческого общества, истории и современном состоянии искусства, экономики, политики, владеть современными способами коммуникации и обработки и анализа информации. Все эти знания, умения и навыки и являются его культурным уровнем. Кроме этого, в процессе обучения в вузе у студента могут возникнуть индивидуальные интересы к различным отраслям, разделам, или специализациям внутри профессии. Все это учитывает стандарт и отражает в наборе учебных дисциплин, их содержании и объеме.

В ГОС ВПО все учебные дисциплины разделены на блоки: 1) блок общекультурных дисциплин (и в том числе, или отдельно - блок медико-биологических дисциплин); 2) блок предметных дисциплин (в нашем случае – это психологические дисциплины). Внутри блока предметных дисциплин выделены дисциплины специализации, которую определяет вуз, или выбирает студент из нескольких вариантов, предлагаемых вузом.

В каждом блоке есть дисциплины обязательные для всех студентов данной специальности, и есть дисциплины (или курсы), которые выбирает сам студент в соответствии со своими интересами.

Появление дисциплин по выбору студента явилось большим достижением ГОС ВПО. До этого периода в Советском Союзе все дисциплины учебного плана по специальности являлись обязательными для освоения каждым студентом. Дисциплины по выбору студента, во-первых, позволяли удовлетворять индивидуальные интересы студентов, и во-вторых, выражали индивидуальные интересы преподавателей. Преподаватель предлагает студентам для выбора дисциплину, содержанием которой он владеет лучше всего, наиболее глубоко, так как имеет, обычно, знания и опыт работы в данной сфере научного знания и практики. Кроме этого, содержание таких дисциплин является наиболее современным, и представляет студентам наиболее эффективные методы работы специалиста.

По отношению к государственной аттестации студентов ГОС ВПО определил формы, в которых выпускник подтверждает свои профессиональные знания и умения – это государственные экзамены и выпускная квалификационная работа (или дипломная работа).

По отношению ко всем дисциплинам ГОС ВПО определил, что часть дисциплин, их содержание и объем заданы государством, то есть их должны изучать все студенты всех вузов по данной специальности. Другую часть дисциплин определяет вуз, в котором учится студент. В содержании данных дисциплин может быть отражена специфика региона и самого вуза, особенности профессиональной деятельности будущего специалиста в местных условиях.

Перечисление названий учебных дисциплин и практик, последовательность их изучения и освоения, время и длительность практик представлены в «Учебном плане» по специальности.

В-пятых, ГОС ВПО определял требования к организации подготовки специалистов с высшим образованием в вузе: какие должны быть преподаватели (их квалификация и уровень подготовки), какое учебно-методическое обеспечение учебного процесса (программы учебных дисциплин и научная и учебная литература), какие должны быть материально-технические условия подготовки (помещения, аудитории и техника).

Требования ГОС ВПО к организации подготовки специалистов с высшим образованием означают, что если у вуза недостаточно помещений, аудиторий для занятий студентов, если отсутствует достаточное количество компьютеров, нет хорошей библиотеки, если в вузе нет, или очень мало профессоров и доцентов, докторов и кандидатов наук по специальности (например, по психологии), то такой вуз не может осуществлять подготовку специалистов. За этим следит Министерство образования и науки РФ, и проверяет вузы – соответствует ли их состояние требованиям ГОС ВПО. Если характеристики вуза соответствуют требованиям ГОС ВПО, то министерство разрешает вузу продолжать подготовку студентов по данной специальности – аккредитует вуз. В этом случае вуз выдает выпускникам диплом государственного образца по освоенной специальности, свидетельствующий о получении человеком высшего образования, соответствующего государственным требованиям.

 

После утверждения и введения в действие ГОС ВПО первого поколения в 1996 году прошло более двадцати лет. За это время стандарты изменялись и обновлялись несколько раз. Обычно, обновлять стандарты любят министры, вновь назначенные на эту должность.

Первый ГОС ВПО предоставлял студенту возможность выбора сроков и уровней высшего образования. Например, студент проучился в направлении «Педагогика» два года на учителя истории. Получил диплом «общего высшего образования» и понял, что хочет стать школьным психологом. С этим дипломом он мог перейти с факультета истории на факультет психологии и продолжить обучение на третьем и четвертом курсах уже на уровне бакалавра-психолога. Закончив данное обучение и получив диплом бакалавра, студент мог пойти работать, или выбрать вариант продолжения обучения в вузе – в течение одного года освоить специальность «Педагог-психолог», или в течение двух лет обучаться и получить степень «Магистр» по профилю (специализации) «Психология организационно-управленческой деятельности». Имея такой диплом легко можно занять место завуча или директора сельской школы.

Если человек получил диплом бакалавра по педагогике, поработал несколько лет, то он мог вернуться в вуз (или обратиться в любой другой педагогический вуз) и продолжить обучение в специалитете (учиться 1 год на специалиста) или магистратуре (учиться 2 года на магистра). В практике автора данного пособия было несколько таких случаев.

В 2000 году были утверждены стандарты второго поколения. Эти стандарты более строго определили список и объем обязательных дисциплин, более четко определили содержание государственной аттестации выпускников и некоторые другие требования. Психологическое образование в данном стандарте было представлено следующим образом.

Направление 540600 ПЕДАГОГИКА. Степень (квалификация) – бакалавр педагогики. Профили: Практическая психология в образовании, Психологическое образование. 4 года обучения при очной форме обучения. Степень (квалификация) - магистр педагогики. 2 года обучения при очной форме обучения.

Специалист. Специальность 031000-Педагогика и психология. Квалификация педагог-психолог.

К сожалению, стандарты второго поколения ограничили возможности студента в выборе конкретного пути получения высшего образования, его уровня и формы. Стандарты «Бакалавр-Магистр» и «Специалист» стали несовместимы между собой. Если студент, обучающийся в бакалавриате, захотел перейти на программу специалитета, то ему нужно было сдать экзамены и получить зачеты по десяти, а то и более, дисциплинам. И это при условии, что он продолжит обучение по психологической специальности. Кроме этого, существенно снизился объем дисциплин по выбору студента.

В 2005 году данные стандарты были подвергнуты обновлению. Несовместимость бакалавриата и специалитета осталась. Но появилась возможность выбора профиля бакалавра после второго курса. Это означает, что в рамках одного направления профессиональной подготовки студент выбирал профиль подготовки, проучившись два года, и поняв, что его больше привлекает и интересует в данной специальности. Например, в ОмГПУ в конце второго курса могли выбрать из трех профилей: «Практическая психология в образовании», «Психологическое образование», «Социальная педагогика».

В 2009 году были приняты стандарты третьего поколения. Эти стандарты ликвидировали специалитет полностью, то есть в вузах перестали готовить специалистов по специальности «Педагог-психолог», а также и возможность выбора профиля бакалавра. Студент сразу поступал на определенный профиль бакалавриата.

По отношению к квалификационной характеристике, в которой описаны знания, умения, навыки и профессионально важные характеристики личности специалиста, появилось понятие «Компетенции». Компетенции стали описывать те же знания и умения специалиста, но с использование слов «способен…», «готов…». Почти исчезли требования к профессионально важным характеристикам личности специалиста.

Изменился код направлений и названия профилей подготовки бакалавра. Направление «Педагогика» разделили на два. Подготовка учителей была отнесена к направлению «Педагогическое образование», а подготовка психологов и социальных работников к направлению «Психолого-педагогическое образование». Подготовка школьных психологов стала называться следующим образом: Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, квалификация (степень) «бакалавр». Профиль - психология образования.

Немного изменилась в стандартах третьего поколения подготовка магистров, расширилось количество вариантов магистерских программ.

В 2015 и 2016 годах проведено обновление стандартов третьего поколения и они стали называться «ФГОС 3+». Изменился код направлений подготовки. Подготовка школьных психологов стала называться следующим образом: Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, квалификация (степень) «бакалавр». Направленность/профиль - психология образования.

Общее заключение, к которому можно прийти по результатам анализа 20-ти лет действия государственных образовательных стандартов, это непрерывное ухудшение возможностей профессиональной подготовки школьного психолога (ликвидация подготовки по специальности «Педагог-психолог») и сокращение возможностей выбора студентом профиля, уровней и направлений подготовки.

Содержание подготовки школьного психолога в системе высшего образования.

Главной формой отражения содержания высшего образования являются учебные дисциплины. Учебные дисциплины - это подсистемы знаков профессиональной действительности, то есть того культурного аспекта действительности, сферы социальной деятельности человека, которую осваивает студент-психолог.

В.С.Мухина выделяет реальность образно-знаковых систем как одну из реальностей существования и развития человека.

«Знак - любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. Знак включается в познавательную и творческую деятельность человека, в общение людей. …Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя её, и одновременно детерминируют создание новых предметов реального мира» (Мухина В.С., 1999, с.89).

Учебные дисциплины в системе подготовки в вузе, как подсистемы знаков, осваиваемые студентом, воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, создавая условие осуществления профессиональной деятельности студентом во внутреннем психическом плане. Причем, содержание учебной дисциплины определяет «понимание» студентом-психологом поведения другого человека посредством тех знаков, которые освоены при изучении учебной дисциплины.

Профессиональное развитие предполагает необходимость прохождения пути к тем деятельностям, которые могут сделать студента-психолога - специалистом педагогом-психологом. При условии полноценного освоения студентом учебных дисциплин появляется и реальная возможность освоения профессиональных психологических деятельностей.

Учебные дисциплины со своими названиями и содержанием появляются в результате работы психолого-педагогического сообщества, то есть в результате взаимодействия двух социальных групп - профессионалов психологов и преподавателей психологов. Государство использует данные результаты в форме нормативов профессиональной подготовки, в частности, в форме стандарта высшего психологического образования.

Комплект учебных дисциплин вгосударственном стандарте - это исторически сложившаяся и государством принятая необходимость для становления человека профессионалом.

Студент, осваивая содержание учебных дисциплин, осваивает и основы деятельности специалиста. При этом предполагается, что в сознании студента произойдет соединение освоенных содержаний в систему профессиональных знаний, умений и навыков, в результате чего образуется, сформируется готовность к профессиональной деятельности.

Социально-психологический анализ показывает, что разные дисциплины оказывают разное воздействие на студента в разные периоды его обучения в вузе. Данное воздействие обусловлено динамикой онтогенетического развития человека в период обучения в вузе.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность у студента младших курсов не изменяется по сравнению со старшим школьником. Так же как и у старшего школьника, у студента социальная ситуация развития определяется выбором профессии и жизненного пути (если в этот процесс не вмешались родители, предначертав своему ребенку определенный путь социализации - содержание образования, сферу социальной деятельности, экономическую обеспеченность профессиональных и организационных, или карьерных, действий). Выбор профессии и жизненного пути продолжается у студента младших курсов потому, что он пытается рефлексировать, осознать характеристики выбранной им профессии и собственные желания и мечты, а также соотнести требования профессии с собственными особенностями.

Студент младших курсов активно откликается на профессиональное содержание задающее, прежде всего, нормы и ценности, а не способы регуляции активности профессионала. Эффективным условием активной профессионализации в этот период будет освоение учебных дисциплин, представляющих не столько общеобразовательное содержание, сколько личность профессионала и специфику его деятельности.

Следующий аспект характеристики образовательного содержания профессиональной подготовки школьного психолога, это ориентированность его на освоение основных видов деятельности специалиста. Не смотря на различные подходы к цели деятельности школьного психолога, все исследователи выделяют такие основные виды деятельности, как психологическая диагностика, психологическая коррекция и развитие, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Дополнительными видами деятельности школьного психолога, связанными со специализацией в профессиональной подготовке, считаются профориентационная работа, семейное консультирование, психологический научно-методический анализ и организация обучения. Каждому виду деятельности соответствует учебная дисциплина, которая дает теоретические и технологические основы его осуществления. Для формирования умения осуществлять конкретный вид деятельности, кроме теоретических представлений, необходим еще и опыт ее выполнения, хотя бы в модельном виде (в форме выполнения моделей данной деятельности, решения задач, моделирующих деятельность). Обеспечение в образовательных условиях данной необходимости сделает их эффективными для формирования готовности выпускника к профессиональному труду.

Таким образом, расположение, распределение образовательного содержания на всем протяжении подготовки в вузе, задающее процесс профессионализации студента, должно быть специально организовано, чтобы создать оптимальные возможности для профессионального развития студента.

Содержание реально осуществляемой регуляции собственной активности профессиональными нормами и способами можно получить только в реальной деятельности, то есть, получив опыт профессиональной деятельности психолога. Организация образовательного процесса должна создавать возможность выполнения профессиональной деятельности школьного психолога и ее моделей для студента.

 

Контрольные вопросы к содержанию параграфа 3.1.:

1.ГОС ВПО – это…

2.Квалификационная характеристика – это…

3.Образовательная программа - это…


 

 



2018-06-28 818 Обсуждений (0)
Подготовка, профессионально-личностное становление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка, профессионально-личностное становление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (818)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)