Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органы, институты Европейского Союза



2018-06-29 365 Обсуждений (0)
Органы, институты Европейского Союза 0.00 из 5.00 0 оценок




Источники – часть 6 соглашения «о функционировании…», раздел 3 договора «о ЕС»

 

К политическим институтам Союза принято относить те из них, которые разрабатывают и осуществляют политику Союза: Европейский парламент, Совет и Комиссию. В этом качестве их противопоставляют "неполитическим" институтам (Суд, Счетная палата), которые в ходе принятия решений должны руководствоваться нормами права, стоять "вне политики".

Учреждение – европол, например (правосубъектность, статус юр лица)

 

1. Организационный механизм

Система институтов и других органов ЕС. Институты – руководящие, наиболее важные органы ЕС, другие органы выполняют вспомогательные функции.

По Учредительному договору: Европейский Совет, Совет ЕС, Европейский Парламент, Европейская Комиссия, Суд ЕС, Счетная палата, Европейский центральный банк.

Другие органы: Европол, Евроюст, Экономический и социальный комитет, комитет регионов.

Генеральный секретариат, комитет постоянных представителей.

 

Элементы разделения властей:

- Законодательная власть – Совет ЕС, Европейский парламент

- Исполнительная власть – Европейская комиссия

- Судебная власть – Суд ЕС

 

Теория сбалансированного распределения полномочий – каждый орган выполняет полномочия как законодательные, так и исполнительные в рамках договора.

 

2. Европейский парламент – ст 223, 224, акт «об избрании членов ЕП всеобщим прямым голосованием» в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге.

Состоит из представителей граждан ЕС, 751 депутат (Германия – 96, Франция – 74, Италия, Великобритания – 73, Испания – 54, Польша – 51 и т.д., минимально - 6). Срок полномочий – 5 лет, последние выборы в 2009 году.

Принципы – путем выборов, которые осуществляются по средством прямого, свободного, всеобщего и тайного голосования. По пропорциональной системе, партии на Европейском уровне.

Выборы в день и часы, устанавливаемые каждым государством, в рамках одного периода – утром в четверг до воскресенья

Членство в парламенте не совместимо с должностями ЕС и членством в национальном парламенте. Депутатом можно стать с 18 или 21, 23, 25... взависимости от законодательства страны

Внутренняя организация:

политическая структура – фракции (партийные группы).

административная структура – председатель, бюро (коллегиальный) для решения организационных, финансовых, технических вопросов, конференция председателей (фракций), парламентские комиссии, квесторы, генеральный секретариат

Председатель на 2,5 года из числа членов

Проводит одну ежегодную сессию, без специального решения во второй вторник марта

Способы принятия решений – простое или квалифицированное большинство – см. договоры

Полномочия ЕП:

- Законодательные полномочия и бюджетные (совместно с Советом)

- Контрольные

- В сфере исполнительной власти

- В формировании других органов и должностных лиц

- Внешнеполитические полномочия

 

Ответственность депутатов – акт можно оспорить в суде ЕС

 

3.Совет Европейского союза – Договор о ЕС (ст 16), о функционировании – ст 237 – до конца.

Ранее были министры – наиболее компетентные

Заседают в разных формациях

 

Совет Европейского Союза - "межправительственный" институт, состоящий из должностных лиц исполнительной власти государств-членов, обычно в ранге министра. "В Совет входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства этого государства-члена"

Внутренняя организация:

- Председатель – ГОСУДАРСТВО (6 мес, начиная с 1 янв по 1 июня, с 1 июня по 1 янв. Задача – организовать работу совета (Пост Председателя Совета не является выборным. Государства-члены занимают его поочередно, в порядке ротации, каждое в течение одного полугодия. Очередность замещения поста Председателя определяет сам Совет, принимая на этот счет специальное решение)

- Комитет постоянных представителей. Состоит из постоянных представителей государств в ранге послов. Задача: подготовка законопроектов

- Рабочие группы. Включают экспертов и специалистов которые готовят законодательный акт на начальном этапе.

- Генеральный секретариат

Способы принятия решения в совете

 

4.Европейский совет – ст 235 и 236 получи статус по Лиссабонскому договору

Председатель совета и председатель комиссии + главы государств (всего 29 чел). 15 ст договора о ЕС

Собираются 2 раза в полугодие

Это руководящий институт. Не является законодательным или исполнительным.

Европейский совет квалифицированным большинством избирает своего Председателя сроком на два с половиной года, который может быть возобновлен один раз <*>. Европейский совет может прекратить его полномочия согласно аналогичной процедуре в случае возникновения препятствий к исполнению обязанностей или серьезного проступка.

Председатель Европейского совета:

a) возглавляет и активизирует работу Европейского совета;

b) обеспечивает подготовку и преемственность работы Европейского совета в сотрудничестве с Председателем Комиссии и на основе работы Совета по общим вопросам;

c) старается облегчить достижение сплоченности и консенсуса внутри Европейского совета;

d) представляет Европейскому парламенту доклад по итогам каждого заседания Европейского совета.

Председатель Европейского совета на своем уровне и в своем качестве обеспечивает представительство Союза на международной арене по вопросам, относящимся к общей внешней политике и политике безопасности, без ущерба полномочиям Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности.

Председатель Европейского совета не может осуществлять национальный мандат

 

Полномочия европейского совета

· Внешнеполитические полномочия совета,

· формирование органов,

· в области безопасности,

· организационные полномочия

· дача рекомендаций

 

5.Европейская комиссия

Ст 17 договора о ЕС, ст 244-250 договора о функционировании ЕС.

Это исполнительный орган ЕС. Находится в Брюсселе.

Состав еврокомиссии:

По одному гражданину от каждго государства-члена ЕС (всего их 27 чел). В 2014 будет другое формирование. 2/3 от государств-членов (18 чел), если Евросовет не решит изменить это число. Но многие гос-ва хотят сохранить прежнее количество – 27 чел.

Срок полномочий еврокомиссии 5 лет.

3 этапа формирования комиссии:

· Формирование должности председателя. Евросовет предлагает кандидатуру европарламенту, а он либо соглашается либо нет. Парламент избирает большинством голосов. Если кандидат не набирает большинство голосов, то в течение месяца предлагается новая кандидатура. Но таких случаев не было – парламент всегда соглашался с кандидатурой.

· Формирование состава комиссии (остальные 26 человек)

Совет+председатель комиссии предлагают кандидата на пост, эти кандидаты утверждаются европарламентом

· Назначение комиссии европейским советом.

 

Требования к кандидатам на пост комиссара:

ü Общая компетентность (государство заранее ставится в известность в каком направлении они ищут комиссара, например если он должен курировать транспорт, то выбирается человек компетентный в этой сфере)

ü Европейская преданность (этого договор не разъясняет). Человек, который не будет противодействовать интеграции государств.

ü Независимость. Комиссия формируется из числа лиц, обеспечивающих гарантии независимости. Члены комиссии независимы. Они не отстаивают интересы собственных государств, действуют в интересах всех лиц. Члены комиссии не могут заниматься НИКАКОЙ ПРФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельностью. Если они ушли в отставку – они должны аккуратно относиться к выбору работы, им пожизненно выплачивается достойная пенсия, если они будут работать и получать зарплату соразмерную с пенсией – пенсия отменяется.

Внутренняя организация Еврокомиссии:

ü Председатель и его заместители (вице-председатели). Председатель организует работу комиссии. Жозе Мануэлу Баррозу

Вице-председателей 7 человек.

1й вице-председатель - Верховный представитель по иностранным делам и полит безопасности (Кэтрин Эштон)

ü Комиссары

ü Генеральные директораты это органы спец компетенции, которые осуществляют управление в определенных сферах общественной жизни. Возглавляются генеральными директорами. А они в свою очередь подчиняются комиссарам. Директораты делятся на отделы. (Отделы=>директораты=>директоры=>комиссары)

ü Генеральный секретариат

Решения принимаются большинством голосов. Есть 2 доп порядка принятия решений.

T Писменная форма. Комиссарам в писм форме присылается вопрос. Если в течение определенного срока он не возражает – значит согласен

T Внутреннее делегирование полномочий. Если вопрос может решить 1 комиссар, то решение вопроса делегируется ему.

Полномочия Еврокомиссии

Ø В сфере исполнительной власти. (Комиссия должна исполнить бюджет)

Ø В сфере законодательной власти (только комиссия обладает правом законодательной инициативы). Совет и европарламент могут делегировать комиссии принять какой-либо акт. Комиссия достаточно часто принимает такие акты делигированного законодательства – «Комитология»).

Ø Контрольные полномочия. Комиссия – надзорная инстанция по выполнению законодательства ЕС. Имеет полномочия по наложению штрафов в случае невыполнения антимонопольного законодательства (предварительно комиссия проводит проверку). Она накладывает санкции напрямую без решения суда, потом предприятие вправе подать на комиссию в суд за наложение штрафа.

Ø Консультативные полномочия. Комиссия дает консультации странам, как выйти из кризисной ситуации.

Ø Внешнеполитические полномочия. Председатель еврокомиссии и 1й председатель представляют евросовет на международной арене.

Ответственность комиссии

v Индивидуальная ответственность комиссаров (член комиссии подает в отставку по требованию председателя или по собственной инициативе или может быть отправлен в отставку судом по ходатайству совета или комиссии, если он совершил проступок).

v Коллегиальная ответственность. Ответственность перед европарламентом. Он может выразить вотум недоверия. Члены должны уйти в отставку. Возможна добровольная отставка всех членов комиссии.

6.Суд ЕС

Ст 19 договора о ЕС в ред лиссаб договора. Договор о функционировании ЕС 251-281 ст.

Инстанции:

· Суд – высшая инстанция (в Люксембурге)

· Трибунал

· Специализированные трибуналы (низшее звено). Но сейчас он один только.

Состав суда:

· Судьи (по 1му судье от каждого государства-члена) Председатель суда – Василиос Скурис

· Генеральные адвокаты – оказывают помощь. Это специалисты, которые готовят материалы по делу и представляют суду свое мотивированное заключение по делу. Он ни на чьей стороне, он как эксперт. Их 8 человек. Есть идея увеличить это число, т.к. они не справляются с объемом работы.

Формирование суда:

Судьи назначаются по общему согласию правительств государств-членов. Срок полномочий 6 лет. Через каждые 3 года половина состава суда – частичное обновление.

Новелла – правительства государств проходят консультацию со специальным комитетом, чтоб назначить судью. В составе комитета 7 чел из бывших членов суда, известные юристы.

Кто может быть судьей (критерии):

o Независимость (судьи не могут занимать полит, админ должностей, предпринимательской деятельностью, но это правило может быть изменено судом – протокол о статусе суда ЕС (стаут суда)).

o Условия, требуемые для занятия высших судебных должностей в своих странах, или являются знатоками права с общепризнанной компетентностью.

o Председатель выбирается на 3 года. Он может переизбираться. Суд назначает своего секретаря.

Принципы деятельности судей:

v Независимость судей (иммунитет от уголовной и админ отв-ти), не могут осуществлять другую проф деятельность. Запрет на участие в делах, к которым у судьи может быть личный интерес. Финансирование деятельности суда осуществляется из бюджета ЕС.

v Тайна совещательной комнаты. Знание французского языка – т.к. судьи в тайной комнате совещаются на французском языке. Судьи выносят решение большинством голосов, но подписывают его все судьи, независимо от голосования. Особое мнение не выносится, чтобы избежать преследований со стороны государства.

v Коллегиальность. Суд заседает палатами по 5-7 чел. 8 палат. Есть большая палата в 13 чел. Палаты не имеют специализации – могут рассматривать любое дело.

Юрисдикция (полномочия суда)

Ø Дела искового производства (прямая юрисдикция). Судьи решают вопрос о праве. Суд это дополнительная гарантия от нарушения прав самими органами ЕС. Подает в суд тот субъект, которого обидел ЕС или 2 спорящих государства-члена ЕС.

Ø Преюдициальный порядок. Суд отвечает на запросы национальных судов. Он толкует нормы (как конституционный суд).

Ø Иные случаи, предусмотренные договором. Суд выступает как апелляционная инстанция трибунала. Или суд может рассмотреть вопрос о соответствии международного договора, планируемого принять ЕСом нормам права ЕС. Могут быть иные случаи.

Трибунал

В состав входят судьи. Могут входить ген адвокаты, но не входят сейчас. Принципы, критерии те же самые.

Профессура только не может входить в состав (судья не может быть теоретиком, а только практиком)

Он рассматривает споры с участием юр и физ лиц (исковое производство). Суд может передать трибуналу и забрать у него любое дело. Решение трибунала может быть пересмотрено вышестоящим судом.

Специализированные трибуналы

Он один - по делам гражданской службы.

7. Счетная палата, омбудсман, специализированные органы.

Счетная палата:285 ст договора о функционировании ЕС

 

Лекция: Правовое положение человека в ЕС.

1. Понятие, система и источники основ правого положения человека и гр-на в ЕС

2. Гражданство в ЕС: основание

3. Принципы пр положения гр-а

4. Система пр положения гр-на в ЕС.

Козенян «хартия моск

Кониниченко П. А. «О гражданстве ЕС» М журнал межд права 2000г. № 3

Смирнова Ес., Смирнов «Е гр-во и решение ? национ и кул политики в рамках коммуникативных структру»// Мж меж пра 2000г. № 3

Мстрежнева «Азбука евр гр-ва» //Ж Европа 2002г. № 1

1.Понятие, система и источники основ правового положения человека и гр-на в ЕС.

Основы пр положения человека и гр-на – институт права ЕС, содержащий нормы, закрепляющие наиболее важные и единые для всего союза стандарты поведения человека и гр в обществе. А также принципы взаимоотношения органов власти.

Система состоит из 3х элемента:

1. Гражданство ЕС

2. Принципы правового положения гр-на (ст 2

3. Основные права и свободы

Источники основ пр положения чел и гр-на – это международные договоры, в кот участвует ЕС:

1). Европейская конвенция о правах человека 1950г. (ЕСовет) – создратся права человека первого поколения. Существует 14 протоколов. 1 протокол 1951г. посвящен защите собственности. 1963 – право выбора место жительства и свобода передвижения, протоколы 6 и 13 – запрет смертной казни и т.д.

2). Женевская конвенция от 28.07. 1951г. «О статусе беженцев» ЕС ссылается на данную конвенцию

3). Учредительные договоры – ДЕС и ДФЕС (ст. 2 ДЕС – базовые ценности, на кот базируется ЕС), ст. 3 ДЕС – цели – союз предоставляет своим гражданам пространство, и поставлена задача – бороться с дискриминацией, цель главная – содействие равенства женщин и мужчин, ст. 6 о ЕС закрепляется статус хартии ЕС, и Лиссабонский договор прировнял Хартию к обычным договора. Ст. 7 о ЕС вводит санкции к нарушителю, сначала гос-во предупреждается – как не допускать нарушение прав и свобод (лишение права голоса в Совете, или отказ от выдачи определенных кредитов, субсидий, гос дотаций и т.д.), раздел 2 «положение о демократических принципов» и ДФЕС – внутренний рынок (объективные права).

4). Специальные акты ЕС, кот относим к актам особого рода. Всегда с момента создания ЕС они хотели иметь свою систему, для того, чтобы не было разногласий отдельно внутри одного государства и гос-тв.

1989г. «декларация основных прав и свобод» (преамбула и 28 статей, в кот прописаны пол права и общественные пр гра-н, + гарантии и принципы) хартия «об основных правах работников» состоит из 38 статей. В этих документах содержатся основные начала, на кот д ориентироваться гос-ва. В данных законах (работников) был закреплен механизм контроля. Контроль ведется за выполнением прав. Хартия «об основных правах» провозглашается. Хартия состоит из 7 глав, 54 статьи и преамбула.

В соответствии с ценностями, кот защищает Хартия. Достоинство, солидарность, свобода, солидарность, правосудие – основные ценности Хартии.

Комплексы актов вторичного права – регламент 2001г. Совета и парламента « о защите физ лиц в отношении обработки персональных данных». 2004г. директива « о праве гр-н союзах и членов их семьи свободно передвигаться и проживать на территории». Дирек 2003г. «О праве на воссоединении семьи».

5). Прецедентное право (защищать права человека – суд. Решение 1969г. «по делу Штаудер» решение суда 1975, 1979г. о равной оплате за труд.

2.Гражданство ЕС.

Институт гражданства появляется в 1992г. Положения гр-ва регулируется разделом 2. Легитимность принятия решения в глазах рядовых граждан – требовались единые цели, кот способствовали интеграции. Т.е. создание не только гос-тв, но и народа. В 1974г. на Парижской встрече была создана специальная компания, кот д б создать особые прав гр-н ЕС.

1). Право участвовать в мун выборах

2). Право для лиц, кот не занимаются трудовой деятельностью

3). Создание единого паспорта для лиц ЕС

1 января 1985г. было принятие этого паспорта. 1984г. – Европа для граждан. Гражданство вытекало из принципов прямого действия – непосредственную норму. Понятие Гр-во ЕС более правильнее, чем

Гр-ном явл каждое лицо, явл гр-вом члена. Гр-во дополняет и не подменяет его. Все граж-не гос-тв явл гр-нами ЕС.

Право:

· Свободно передвигаться и выбирать место жительства

· Избирательные права (участвовать в мун выборах и право участвовать в выборах Е парламента)

· Право на дипломатическую и консульскую защиту

· Право пятиции в Е парламент

· Право обращения с жалобой к омбуцману Е парламента

· Право направлять обращения органам

· Право на доступ к документам Е парламента, комиссии

· Право законодательной инициативы

· Необходимость воздерживаться от негативного характера (получить бесплатное образование, запрет клонирования)

Найти доп права!!!!

 

3.

Принципы – основополагающие начала. М разделить:

1). Общие

2). Специальные:

ü Равенства (равенство формальное, т.е. равенство перед законом, второе – равноправие (равенство в правах) делится на социальное право, политическое равенство (независимо от гос принадлежности), гендерное равенство (равенство полов).

ü Уважения прав и свобод человека (ст. 2 важнейший принцип, кот влечет санкции к нарушениям)

ü Гарантированности (они дб реальными, способы обеспечения прав)

Выделяют 3 группы гарантии:

ü Институциональные (по защите работников). Омбуцман – разбираться с жалобами. Европейский контролер по защите данных – ДЛ, защищает личные и персональные данные граждан.

ü Процессуальные (применяются при разрешении гажданских дел +принцип презумпции невиновности + дело д б рассмотрено в разумный срок)

ü Материальные (компенсация ущерба либо др убытков) устанавливается имущественная от-ть

4.

Классификация:

1. Политические (избирательные права, свобода слова – смежные права вместе с личными правами)

2. Социальные

3. Экономические

4. Культурные

5. Гражданские (уважение чел достоинства)

 

В зависимости от ценностей:

1. Достоинства (право на психическую и физ целостность личности – запрет на медицинские исследования, запрет клонирования)

2. Свободы (частной, семейной жизни, творчества, профессиональной деятельности)

3. Равенство (запрет на дискриминацию по любому основанию – дети, пожилые люди. С ограниченной отв-ю)

4. Солидарность

5. Гражданство (адресуется гр-ам ЕС)

6. Правосудие

 

1. Права человека

2. Права гражданина

Способы закрепления прав:

1). Позитивные

2). Негативные (запрет любым гражданам)

 



2018-06-29 365 Обсуждений (0)
Органы, институты Европейского Союза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органы, институты Европейского Союза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)