Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты социально-культурной деятельности, их характеристика.



2018-07-06 1888 Обсуждений (0)
Субъекты социально-культурной деятельности, их характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок




Субъекты социально-культурной деятельности – многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.
«Социально-культурный институт» - семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, и т.д. Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач.

 

Семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, естественную среду их духовного развития.

В общественной социально-культурной практике не могут игнорироваться многие другие ролевые функции семьи:

· эмоциональная,

· сексуальная,

· рекреативная,

· досуговая.

Социально-культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий. Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека.

Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия.

 

Информационное общество – значительно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры.

Средства массовой информации и коммуникации являются социально-культурным институтом, представляющим «четвертую власть». Это значит, что, как вид социально-культурной деятельности, журналистика выполняет многофункциональное назначение в обществе:

· средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной

властью) и объектом управления (народом);

· источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда;

· арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения;

· канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации - печати, радио, кино, телевидения, видео, ПК. Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентации, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга и сервисного обслуживания.

Функции средств массовой информации как социально-культурного института включают:

1. планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства;

2. инициирование и проведение различных социально-культурных акций;

3. воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.

 

Социально-культурная общность – неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этнические и другие группы. Общим связующим для них моментом является, как минимум, осознанная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответственности и заинтересованности.

В зависимости от количества участников и условий внутригруппового взаимодействия социально-культурные общности

делятся на:

1.малые - небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких десятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что порождает у них особое психологическое чувство - «мы - группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массовых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигурируют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спортивная команда, команда участников КВН, проектная группа и другие. В организационном отношении малая группа, таким образом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку.

2.средние или корпоративные – к ним относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусств и т.д.

3.большие - представляют собой крупную устойчивую группу людей отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, проживающие на достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области).

4.корпоративные социально-культурные общности - являются субъектами формирования и реализации собственной корпоративной культуры. К их группе можно отнести государственные, акционированные, совместные и частные фирмы, предприятия, учреждения и организации разных типов в сфере промышленности, торговли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту группу также входят различные формализованные и неформализованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые другие нарождающиеся предпринимательские структуры и инициативные формы.

5.территориальная социально-культурная общность - в отличие от корпоративных общностей, это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания – конкретным регионом, областью, краем. Типичной, как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной сущностью является город. Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных сущностях (например, поселках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру.

 

Общественные формирования - добровольный, самоуправляемый, некоммерческий общественный институт, созданный по инициативе граждан, объединившихся на основе общности социальных и культурных интересов для реализации общих целей, обозначенных в уставе объединения. В отличие от социально-культурной общности общественное формирование (движение, объединение) обладает чертами социальной организации.

К общественным формированиям, например, относятся общероссийские и межрегиональные партии, международные, общероссийские и международные движения.

Многие из них имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают собственные периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами.

В общественные формирования входят дети, подростки, молодежь, взрослые, представляющие как малые, так средние и большие социальные группы.

Классификация добровольных общественных формирований основана на специфических особенностях профиля и содержания их работы, состава участников, форм и методов деятельности:

1.Некоммерческие общественные институты обрели четкие организационно-правовые формы в виде общественных организаций, фондов, учреждений, объединений и союзов. В своей деятельности эти формирования и организации преследуют цели получения прибыли и не имеют права распределять полученные средства между участниками.

2.Общественная организация основана на обязательном членстве, создается гражданами для защиты общих интересов и достижения своих уставных целей в социально-культурной сфере, располагает собственным имуществом, собственностью и правом юридического лица (отдельно взятые члена права собственности не имеют.)

3.социально-культурная инициатива - выдвижение и последующая реализация предложений, идей, проектов, программ, связанных с созданием новых или совершенствованием существующих объектов, явлений и качеств социально-культурной сферы.

4.общественное движение членства не имеет. Под общественным или социальным движением обычно подразумевают массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанных с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением как материальных, так и духовных потребностей. Как массовый институт СКД – оно объединяет участников, выступающих за достижение определенных целей в области охраны и реставрации историко-культурных памятников, защиты окружающей среды, продвижения юных талантов в сфере науки, искусства, спорта и т.д.

5.общественный фонд, как один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в формировании имущества, на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и его использовании на общественно полезные начинания.

Общественные фонды различаются по:

· целевым категориям населения, для социального обслуживания которых они предназначены;

· направленности содержания своей деятельности (социальные, пенсионные, страховые, образовательные, медицинские и т.д.)

· составу учредителей и характеру ресурсного обеспечения:

a) ассоциированные фонды (ассоциированы с коммерческой структурой, на средства которой они существуют);

b) благотворительные фонды (не имеющая членства благотворительная организация, учреждаемая гражданскими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные цели);

c) благотворительные корпоративные фонды (фонды предприятий, фирм и иных юридических лиц, сформированные за счет этих лиц и осуществляющие благотворительную деятельность);

d) независимые фонды (фонды, образованные одним или несколькими частными лицами, и существующие на дивиденды с вложенного капитала).

6.профессиональные союзы – это наиболее массовые общественные организации, объединяющие граждан, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Одной из приоритетных задач профессиональных союзов и обществ является борьба за предоставление социальных гарантий и соблюдение прав граждан в сфере производства, быта и культуры, содействие охране их труда и здоровья, поддержанию материального и культурного уровня жизни трудящихся.

7.благотворительные организации и общества социальной защиты и помощи – когда государство не в состоянии полностью выполнять взятые на себя обязательства перед сферой культуры, возникает необходимость не только в сбалансированном сочетании бюджетных и внебюджетных ассигнований, но и в поиске альтернативных вариантов финансирования этой сферы. Например, Всероссийский фонд культуры, которая является самоуправляемой общественной благотворительной организацией, призванной поддерживать и пропагандировать отечественное культурное наследие, содействовать возрождению и развитию национального самосознания, духовной жизни народов России.

 

Научные, научно-технические и научно-просветительные общества и объединения: математическое, педагогическое, научно-медицинские и др. Они являются добровольными объединениями ученых, специалистов и других лиц, ведущих большую исследовательскую и популяризаторскую работу. Главная их цель – обмен информацией, издание трудов, в том числе отраслевых журналов и ежегодных сборников, координация исследований. Они активно пропагандируют науку, используя в этих целях культурно-досуговую сферу; участвуют в организации различных научных выставок

и экспедиций; представляют отечественную науку в международных научных организациях, на международных научных конгрессах и симпозиумах.

Многочисленна сеть разнопрофильных досуговых социально-культурных обществ и объединений по интересам и других общественных формирований социально-культурного профиля. Это общества книголюбов, филателистов, кино- и фотолюбителей, охотников и рыболовов, автолюбителей, туристов.

Специфическую категорию общественных формирований составляют художественно-творческие организации и объединения. Это творческие союзы и организации, объединяющие различные слои художественной интеллигенции: писателей, художников, архитекторов, кинематографистов, журналистов, театральных и музыкальных деятелей.

 



2018-07-06 1888 Обсуждений (0)
Субъекты социально-культурной деятельности, их характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты социально-культурной деятельности, их характеристика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1888)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)