Социозащитные технологии социально-культурной деятельности.
Социально-защитные технологии часто отличаются друг от друга по различным типам включенности клиентов в процесс социально-культурной реабилитации (пассивному, потребительскому, творческому), а также по возрастным, тендерным, профессиональным и другим характеристикам. 1.Функциональное назначение социально-защитных, реабилитационных технологий: · Базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапевтических и др. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определенной стабильностью, постоянством составляющих их элементов. · Вспомогательные (прикладные) технологии - используются в работе среди социально незащищенных категорий населения - детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов, лиц пожилого возраста. Это диагностические, информационные, исследовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии. Они вторичны и зависят от множества объективных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально-направленных реабилитационных (групповых и индивидуальных) программ практически невозможно. 2. Социально-защитные и реабилитационные технологии: • оздоровительные (медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические), • культуро-ориентированные и культуротворческие: (библиотерапия, экологические, клубно-спортивные и спортивно-оздоровительные, фитотерапия, музыкотерапия и др.), • художественно-прикладные, • ремесленные и др. • игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), • художественно-зрелищные (показ, рассказ, пересказ, объяснение,иллюстрирование), • репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), • обучающие (упражнения, повтор), • проблемно-поисковые, информационные, в том числе масс-медийные (компьютерные, кино, телевидение, радио, пресса). Любая из этих технологий помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приемы, всегда остается комплексной. 3. Социозащитные технологии в организации досуга пожилых людей и инвалидов. Назначение социокультурных технологий состоит и в том, чтобы научить ребенка или взрослого-инвалида адекватно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами массовой информации, компьютером, книгами, обучить инвалида знаниям и навыкам, увеличивающим степень его самостоятельности в выборе и осуществлении способов трудовой деятельности, проведения досуга и развлечений, круга общения и самообслуживания. Библиотерапия. Специальные библиотеки устанавливают тесные контакты со службами для инвалидов, направлены на активное участие лиц с ограниченными возможностями социокультурной жизни, на интеграцию их в общество, на социальную реабилитацию и их объединение. Комплекс технологических возможностей библиотерапии: • организация библиотечного обслуживания лиц с ограниченными возможностями на таком же качественном уровне, который гарантирован населению в целом; • формирование библиотечных фондов литературы на специальных носителях информации, создание информационно-библиографических ресурсов и т.д.; • организацию досуговой деятельности и общения инвалидов и лиц пожилого возраста с деятелями культуры и искусства, представителями общественности и деловых кругов; • оснащение библиотек современными техническими средствами, новыми технологиями, адаптированными к нуждам читателей с ограниченными возможностями.
31.Становление и развитие социально-культурной деятельности как направления научных исследований. Возникновение и диалектика развития категории «социально-культурная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», «дополнительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание. Понятие социально-культурной деятельности пришло, в отечественной науке, на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности потребовали переосмысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответствует качественно иным функциям специалиста современной социально-культурной сферы. Статус современного специалиста социально-культурной сферы – менеджера, педагога, технолога – не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Со временем эта специальность подверглась последовательной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале – организатора-методиста, позднее – культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, менеджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта. Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы М.С.Кагана, А.Моля, М.Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.) Свыше 20 лет назад ЮНЕСКО в своих рекомендациях предпринял попытку классификации и применения различных видов культурной деятельности. Подготовленный документ всю «массовую работу в социально-культурной области» ограничивал «содействием развитию общинных центров и самодеятельности, церемониями и мероприятиями, связанными с религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года). Авторов конференции не устраивало такое искусственное сужение зон влияния социально-культурной сферы. В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника. Благодаря разработанной учеными университета концепции о необходимости распространения понятия «социально-культурная деятельность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объединения множества появившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подготовке кадров было положено начало теоретико-методологическому обоснованию нового направления в педагогической и культурологической науках. Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего появления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терминов «культурно-просветительной деятельности» (распр. культ. цен.), «культурно-воспитательная работа» (приобщение к культ. цен.), «культурно-досуговая деятельность» (культура=отдых, развлечения), и от получивших распространение в России с 90-х годов XX века терминов «социальная работа» (человек=общество) и «социальная педагогика». СКД - многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени. В связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе, на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыслообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, КФ. Максютан), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др. Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение, вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздокова) и др. Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество. В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2459)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |