Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, принципы, функции и методы социально-культурной деятельности.



2018-07-06 2048 Обсуждений (0)
Сущность, принципы, функции и методы социально-культурной деятельности. 5.00 из 5.00 3 оценки




СКД – это деятельность, направленная на сохранение, развитие, создание, тиражирование культурных ценностей и культурных объектов. Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Принципы социально-культурной деятельности являются важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть и диалектику развития социально-культурных процессов. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экомической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

К общим принципам СКД относятся:

1. принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды - нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». К числу таких закономерностей относятся:

· сочетание продуктивного и непродуктивного – ориентировано на внутренний мир человека;

творческой энергетики, позволяющего реализовать внутренние потенции человека;

· диалектику соотношения времени, культ. пространства и содержания творчества - они взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, и удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.

· «зеркальность» и универсальность – все сферы СКД отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости.

2. Принцип личностного подход - он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

3. Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов - касается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации (в т.ч. республик Дагестан, Татарстан, Башкортостан и др.).

4. Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества - в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.

Среди современных принципов перечислим следующие:

1. культуросообразности технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д.;

2. принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;

3. принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

4. принцип общественно-государственного самоуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

В них отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа.

В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества.

 

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения.

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой чевеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества.

К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся:

1. коммуникативная – ее содержание составляют производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей.

2. информационно-просветительная – обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

3. культуротворческая – связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и т.п.), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (олимпиады, конкурсы, турпоходы, и т. п.).

4. рекреативно-оздоровительная - состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия.

К приоритетным функциям относятся:

Экономическая - участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума.

функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга - различные формы социальных инициатив и самодеятельностинаселения должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии.

Функция финансово-экономического обеспечения учреждений досуга - связана не столько со способностью ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую деятельность, сколько с владением механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности.

Функции обеспечения досуговых форм самодеятельности населения - заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на традиционном гуманизме, уважении достоинства человека независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях социально-экономического кризиса рациональное использование свободного времени, по возможности, кардинально решить их досуговые проблемы.

Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.

 

Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного ис­пользования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Методы СКД могут быть:

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие од­ним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.



2018-07-06 2048 Обсуждений (0)
Сущность, принципы, функции и методы социально-культурной деятельности. 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Сущность, принципы, функции и методы социально-культурной деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2048)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)