Сущность и стратегия социально-культурной политики в России.
Социально-культурная политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, используемых в государственном руководстве социальными и культурными процессами в обществе. Сущность социально-культурной политики состоит в целенаправленной, перспективно ориентированной долгосрочной деятельности, обеспечивающей развитие общества или отдельно взятого региона в рамках обоснованно отобранных и внедряемых социально-культурных норм и отношений. На практике выделяют, как правило, несколько уровней социально-культурной политики: · международный, · федеральный, · региональный, · локальный (местный). Социально-культурную политику характеризуют разнообразие моделей, вариативность содержания, опора на конкретные приоритеты культурного развития своего региона (области, края, города, района), социокультурные инициативы общественности и отдельных граждан. На государство возлагаются широкие обязанности по отношению к социально-культурной сфере, но в то же время оно не правомочно допускать здесь административное вмешательство, жесткую регламентацию. Именно этот принцип закладывается в фундамент государственной социально-культурной политики. Политика в социально-культурной среде, как важная честь культурной политики, направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости, она направлена в будущее – в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого его члена в отдельности. Культурная политика государства и пути ее реализации находят отражение в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства перед гражданами обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Перед федеральными и местными структурами открыта возможность с помощью налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и иных способов стимулировать деятельность государственных и других (общественных, частных) предприятий и организаций культуры и искусства, развивать их материально-техническую базу. При необходимости местные органы могут принять долевое участие в финансировании негосударственных социально-культурных объектов. Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманитаризация (система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования) всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетной государственной поддержкой пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское искусство, которые должны быть сохранены для всех слоев населения. Субъектами социально-культурной политики считаются государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) структуры. Главными инструментами для субъекта социально-культурной политики, четко очерчивающими её задачи и специфику, являются исходные документы, которые разрабатываются в следующей последовательности: 1) концепция, 2) проект и программа, 3) бизнес-план, медиаплан (план рекламно-информационного обеспечения) и т.д. В реализации социально-культурной политики практически задействованы все учреждения и организации социально-культурной сферы, средства массовой информации, основные социально-демографические группы населения. Каждый из субъектов, руководствуясь собственными интересами и идеями, порознь или совместно с другими выходит в социально-культурную сферу со своими концепциями, проектами, программами и инициативами. В этих целях он находит и использует многочисленный актив разработчиков (идеологов), организаторов и исполнителей – непосредственных участников процесса реализации и регулирования социально-культурной политики. Социально-культурная политика как любая управленческая деятельность предполагает выполнение основных управленческих функций: 1. сбор, обработка, систематизация, оценка и анализ необходимой информации; 2. выработка на основе собранной информации конкретного плана действий; 3. организация выполнения намеченного плана или программы действий; 4. координация усилий, постоянные регулирование и контроль, обеспечение обратной связи – получения информации о реакции окружающей среды на предпринимаемые в рамках социально-культурной политики действия Главным результатом социально-культурной политики всегда остаётся сохранение, обогащение, воспроизводство социально востребованных культурных норм и отношений в конкретной среде города или района. Поэтому модели социально-культурной политики подчиняется двум основным направлениям: 1. это сохранение (консервация) или воспроизводство необходимого уровня культуры, культурной среды, опыта, норм и традиций. 2. это частичное или полное изменение культурных норм и традиций, внедрение и поддержка новых подходов в культуре.
Развитие России на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. На сегодняшний момент действует Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)», главным координатором которой является Министерство Культуры. Ее основной стратегической целью является сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности. Задачами этой программы являются: · создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры; · обеспечение равного доступа к культурным благам и возможности реализации творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан России; · информатизация отрасли; · модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей задачам сохранения традиций лучших российских школ и требованиям современности; · выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации; · создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе. В целях реализации указанных задач определены следующие основные индикаторы и показатели: · доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности (планируется увеличение до 72,8 процента в 2018 году); · увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий по сравнению с базовым годом (в 2018 году планируется увеличить на 4,2 процента по сравнению с предыдущим годом); · доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации (планируется увеличение до 28 процентов в 2018 году); · увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом (планируется увеличение до 7,2 процента в 2018 году); · выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению (планируется выпуск 61 наименования ежегодно). Таким образом, культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1027)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |