Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретико-методологические основы современного социокультурного менеджмента.



2018-07-06 1155 Обсуждений (0)
Теоретико-методологические основы современного социокультурного менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок




Менеджмент в социокультурной деятельности - это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.

В социально-культурном менеджменте наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.

Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются, в основном, не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.

Особенностями менеджмента в социально-культурной сфере являются:

1. Цели. Если в коммерческом менеджменте основная цель прибыль, то
некоммерческой деятельности это реализация социальной идеи (программы), что требует повышенного качества услуг, убежденности потребителей, спонсоров, доноров в необходимости услуг некоммерческой организации.

2. Товары. Обычно это услуги, имеющие социальное (и лишь косвенно - экономическое) значение. Продукт социально-культурной деятельности – социальная услуга – обычно связан с очень узким потребительским сегментом, деятельностью, не приносящей прибыль, а значит – которой не занимаются коммерческие фирмы. Поэтому некоммерческие организации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании. Товар социально-культурной деятельности – узкий ассортимент социальных услуг, причем быстро обновляемых и, что немаловажно, тесно связанных с мотивациями (убеждениями, интересами и т.п.) персонала некоммерческих организаций.

3. Цены. Социальные услуги некоммерческих организаций обычно предоставляются или полностью бесплатно, или ниже рыночной стоимости,
или даже ниже себестоимости. Основу цены образуют издержки на оказание услуги, покрываемые или за счет дотаций (бюджетных, спонсорских, донорских) или (возможно, частично) от собственной коммерческой деятельности.

4. Двоякость рынка. Главная специфика социально-культурной сферы и любого нонпрофита – в "расщепленности" их рынков и необходимости установления соответствия и гармонии их частей.

5. Реализация. В некоммерческой деятельности особую роль играет доступ в секторы и места, недоступные коммерческим фирмам, в т.ч. за счет использования в распространении части услуг бесплатной добровольной помощи или поддержки государственных организаций.

6. Продвижение в некоммерческой деятельности специфично, так как тесно связано с реноме идеи и некоммерческой организации, большей зависимостью от государственной политики и давления общественного мнения. Следовательно, в менеджменте некоммерческих организаций более широко используются методы public relations, сотрудничество со СМИ. С другой стороны, широкое применение находят пропаганда услуг и своеобразное стимулирование спроса с помощью специальных акций, презентаций и т.п. Во всяком случае, доля традиционной коммерческой рекламы в некоммерческой деятельности незначительна и часто рекламируются не услуги, а организации.

7. Отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет контроль и анализ эффективности деятельности и ее результатов.

Общие функции менеджмента:

1. Планирование как функция управления.

Планирование (определение целей и путей их достижения) предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана, обеспечивающего оптимальное достижение целей. Включает в себя:

· содержание деятельности;

· финансирование и другое обеспечение;

· организационная структура;

· требования к персоналу;

· подбор, расстановка, стимулирование кадров;

· система учета, отчетности и контроля.

2. Организация как функция управления.

Данная функция менеджмента создает условия для эффективной деятельности сотрудников на основе координации их усилий в процессе осуществления социально-культурной деятельности. Этапы организационной деятельности рассмотрим в логической последовательности их выполнения.

1) Установление целей организации.

2) Выявление и классификация видов деятельности по реализации социально-культурных программ.

3) Группировка этих видов деятельности исходя из максимально эффективного использования ресурсной базы социально-культурной деятельности.

4) Формирование структурных подразделений, определение их целей и закрепление групп видов деятельности.

5) Наделение руководителей подразделений полномочиями, достаточными
для достижения целей.

6) Вертикальная и горизонтальная взаимоувязка этих подразделений по-
средством должностных связей и информационных потоков.

3. Координация в менеджменте.

Это процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организационной структуры в интересах выполнения стоящих перед ней задач.

Виды координации:

1) Номинальная – подразделения вносят вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны (минимальная).

2) Последовательная – работа подразделений, занятых на последующих этапах работы, зависит от работы на предыдущих этапах (более тесная).

3) Обоюдная – вводимые факторы производства одного подразделения становятся результатом работы другого, и наоборот.

4. Мотивация в менеджменте.

Процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации – есть мотивация. В качестве побуждения человеческого поведения, базирующегося на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов, мотивация требует четкого представления потребностей и вознаграждений.

· Потребность – ощущение человеком физиологически и психологически недостатка чего-либо.

· Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя.

5. Контроль как функция менеджмента.

Проверка выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации – есть контроль. Контроль – процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели,(цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет /будет), развитие процесса (будет/есть).

Сущность контроля раскрывает механизмы:

a) сбора, обработки и анализа информации о фактических результатах;

b) сравнения фактических и плановых показателей;

c) выявления отклонений и выявления причин;

d) корректировки;

e) разработка стандартной системы отчетности.

 

Методы, используемые в менеджменте социально-культурной сферы:

Планирования. Среди них выделяют три группы:

1) Аналитическое планирование – связано с выявлением тенденций, действовавших в
предшествующий период, факторов, определявших развитие этих тенденций, и
предположении, что эти тенденции и факторы будут действовать и в планируемый период (анализ).

2) Нормативное планирование - заключается в обосновании плановых заданий с помощью, норм и нормативов. Под нормой понимается показатель расхода ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и т. д.) на единицу работы.
Под нормативом – совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)

3) Планирование организационного обеспечения.

Планирование занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материальное и прочее обеспечение даются под конкретные планы.

Организационно-распорядительные методы. Среди них выделяются три группы:

1) директивные методы (распоряжения, приказы, постановления, указания, консультации, инструкции, советы и другие), которые могут носить обязательный, согласительный или рекомендательный характер;

2) экономические методы (метод коммерческого, хозяйственного расчета, ценовая политика, финансовое планирование, бюджетная деятельность, экономический анализ и т.д.);

3)социально-психологические методы (методы повышения социальной активности, обмен опытом, критика и самокритика, внушение, личный пример руководителя, соблюдение деловой, управленческой и профессиональной этики и т.д.).

Главная проблема развития менеджмента в сфере культуры заключается в обеспечении единства его механизмов: чтобы что планировалось, то и учитывалось, контролировалось, и достойно оплачивалось.

 



2018-07-06 1155 Обсуждений (0)
Теоретико-методологические основы современного социокультурного менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретико-методологические основы современного социокультурного менеджмента.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)