Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обзор религиозной и культурной среды иудаизма



2018-07-06 482 Обсуждений (0)
Обзор религиозной и культурной среды иудаизма 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин «иудаизм» применим к послепленному периоду Второго храма. Конечно, во многих отношениях иудаизм был наследником допленной религии Израиля, но в то же время стали появляться новые ритуалы, праздники, и тогда возник (поначалу только в диаспоре) такой важнейший институт, как синагога. Пророчество угасло, что тоже дало новую окраску иудаизму: начиная с проповеди первосвященника Ездры (Неем 8—9) все более усиливалось значение соблюдения Торы (Закона Моисеева). Но по поводу ее интерпретации нарастали значительные разногласия, о чем свидетельствует разнообразная литература периода Второго храма.

1. Межзаветная (интертестаментарная) иудейская литература

В этот период, конечно, продолжали создаваться религиозные тексты.

Во-первых, это те книги, которые не вошли в иудейский библейский канон (по наиболее правдоподобной версии, окончательно зафиксированный на рубеже I и II веков нашей эры), но затем с древнейших времен оказались включенными в рукописи христианской Библии наряду с остальными книгами Ветхого Завета (Товит, Иудифь, Премудрости Соломона и др.[29]).

Во-вторых, это апокрифическая литература: Книга Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов, Книги Сивилл и др.

Особняком стоят специфические сочинения иудейской общины, жившей в Кумране около Мертвого моря.

Знакомство с этими документами дает возможность представить многообразие иудейских верований, воззрений и обычаев.

Различные партии и движения в новозаветную эпоху

В Израиле ко времени рождения Иисуса Христа, когда Закон интенсивно изучался, дополнялся и комментировался, возникло множество новых религиозных и политических групп. Названия некоторых из них встречаются в Новом Завете, но были и те, которые не упомянуты в Писании, но оказали существенное влияние на религиозный климат Палестины того времени.

Хасидеи или хасиды (благочестивые)

Это не была организованная группа. Когда греческая культура и религия, чуждые иудаизму, начали с IV века до Р.Х. неудержимо проникать и в еврейскую среду, естественно возникло консервативное течение хасидов, боровшихся с влиянием эллинизма. По-видимому, многие из них впоследствии влились в другие группы.

Передавая события борьбы Маккавеев при Ионафане (ок. 145 г. до Р.Х.) Иосиф Флавий делает знаменитое замечание: «В это время существовало среди иудеев три αἴρεσεις; (школы, секты, партии; позднее — «ереси»), которые отличались различным друг от друга мировоззрением. Одна из этих партий называлась фарисейскою, другая саддукейскою, третья ессейскою»[30].

До сих пор очень мало известно о том, как возникли эти течения, не ясной остается специфика каждого из них.

Книжники, раввины, «законники» или «учителя»

Так назывались грамотные богословы, знавшие как письменную, так и устную Тору и умевшие ее правильно, в русле традиции («предания старцев») истолковать. Для того чтобы стать книжником нужно было пройти многолетний курс обучения. Они были не только богословами, но и юристами, занимавшими видное положение в обществе. О чрезвычайно популярности книжников свидетельствуют их титулы. Самый обычный из них - еврейское слово «рабби». Буквально оно означает «мой великий». В посленовозаветный период оно стало употребляться не только при обращении к книжникам, но и в разговорах о них (т. е. не просто, как в Новом Завете, «рабби, что скажешь..?», но «рабби сказал...»). Другие распространенные титулы - «господин» и «учитель».

Книжники требовали, чтобы их ученики относились к ним с абсолютным почтением (даже большим, чем к родителям). Они рассуждали так: отец приводит сына только в этот мир; учитель же, назидая ученика в божественной премудрости, приводит его в жизнь будущего века.

Интересный факт: любая работа книжников, будь то образовательная или юридическая, должна была делаться бесплатно. Поэтому, чтобы прокормиться, им приходилось не только учить Закону, но и наниматься на какую-то работу. Скажем, Павел делал шатры (Деян 18:3). Другие раввины были каменщиками, кожевниками, плотниками и т. д.

Большинство книжников принадлежали к партии фарисеев. Однако такие фразы, как «книжники из фарисеев» (Мк 2:16) и «книжники фарисейской стороны» (Деян 23:9), наводят на мысль, что среди книжников могли быть и представители других сект (например, саддукеев). Судя по стереотипному выражению «книжники и фарисеи» (частому в Мф и Лк), профессиональные члены фарисейской партии имели более высокий статус, чем непрофессиональные. Итак, не все фарисеи были книжниками, и не все книжники - фарисеями.

Существовали различные школы книжников, наиболее известные школа Галлеля и Шаммаи, а также Гамалиил. Галлель делал акцент на нравственном начале в Законе: «Что неприятно тебе, не делай и ближнему своему, а остальное – комментарий к этому». Шаммаи наоборот ратовал за строгое соблюдение ритуальных норм Закона. Выражение «исполнить Закон» (ср. Мф. 5, 17) означало хорошо, в русле традиции, его истолковать, а «нарушить» или «разрушить» - истолковать неправильно, плохо.

Фарисеи (отделенные)

Огреченное φαρισαίος означало «отделенный» и понималось как синоним слова «святой». В отличие от книжников фарисеи делали акцент не на знании, а на буквальном исполнении Закона, для них это исполнение было делом жизни (фарисеев, в этом отношении, можно сравнить с нашими старообрядцами). В их составе были люди из самых разных слоев еврейского общества (в основном – торговцы и ремесленники), а происхождение свое они вели от знаменитых «хасидим», которые противостояли эллинизации иудаизма со времен Антиоха IV Епифана. Впервые фарисеи появляются под этим именем во время правления Иоанна Гиркана (135-105 до Р.Х.). Идейное руководство фарисеями осуществляли книжники. Фарисеев почитали за эталон праведности. Две главные обязанности: платить десатину и сохранять чистоту. Сверх того они отличались благотворительностью и пунктуальным соблюдением правил трех ежедневных часов молитвы и двух еженедельных постов. Устная Тора для них играла не меньшее значение, чем письменная. Они верили в воскресение мертвых, в воздаяние праведных и наказание грешников, в учение об ангелах, в пришествие Мессии – Помазанника Яхве (евр. מָשִׁיחַ («Mashiáh»), греч. «ός») и в собрание Израиля в единое целое в конце времен[31].

Среди фарисеев, тем не менее, были последователи Спасителя. У Господа были и друзья среди фарисеев - Никодим, Иосиф Аримафейский. В известной степени, возможно, воспринял истину также и знаменитый учитель Гамалиил, который в Синедрионе предостерегал иудеев от того, чтобы им не оказаться богопротивниками (Деян 5: 39). Надо полагать, что часть первохристианской Церкви в Иерусалиме составляли бывшие фарисеи («некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» — Деян 15: 5). Из фарисеев был и ученик Гамалиила апостол Павел.

Ко времени Иисуса Христа фарисеи стали самой крупной иудейской сектой, их насчитывалось около 6000 человек. Правда, учитывая, что численность иудеев в Палестине доходила в то время до 600 тысяч человек, фарисеи составляли от них всего около 1 %.

Саддукеи

Наименование саддукей (σαδδουκαῖος) образовано от имени собственного «Садок» – родоначальника священнической фамилии (см.: 3 Цар. 1, 26; Иез. 40, 46; 44, 15; 48, 11). Это были представители священнической аристократии, которые опирались на авторитет римской власти. Именно они подтолкнули народ кричать в адрес Христа: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19, 15).

Саддукеи придерживались исключительно письменной Торы, отрицая всякое устное предание (своеобразные «протестанты» межзаветной эпохи). В противоположность фарисеям они, по словам Иосифа Флавия, отвергали «предание старцев» и придерживались только Закона Моисеева. Саддукеи особенно подчеркивали свободную волю человека. Из Нового Завета видно, что они отвергали воскресение мертвых, существование ангелов и духов (Мф 22: 23—33; Деян 23: 6—8). Среди них, в отличие от фарисеев, нам не известно ни одного, кто был бы последователем Господа Иисуса Христа. Центром их деятельности был Иерусалимский Храм, и после разрушения последнего в 70-м г., партия саддукеев навсегда исчезает с политической карты Палестины.

Ессеи

Ессеи или ессены с арамейского означает «благочестивые» или «врачеватели» - сектантское объединение, которое всячески удалялось от городской цивилизации, как погрязшей во грехах и пороках, а значит и от официального культа. Филон, Плиний Старший, Иосиф Флавий довольно подробно описали жизнь ессеев. Они были пустынники, объединенные в общины наподобие монастырей. С одной стороны, они были иудеями, верными Закону Моисеевому, ожидавшими пришествия Мессии, именовавшими себя «сынами завета» и осознававшими себя как общину избранников Божиих, с которыми Бог заключил «новый союз». С другой – они не желали иметь ничего общего ни с Иерусалимским Храмом – оскверненным, по их мнению, не только язычниками, но саддукеями, - ни с какими-либо другими официальными проявлениями иудейской религии (например – фарисейством).

Их численность составляла приблизительно 4000 человек, и они посвящали себя простой и умеренной жизни. Более строгие ессеи воздерживались от брака. Попасть в их общину можно было, только пройдя длительный испытательный срок (три года). Если человека принимали, он передавал в общинную казну все свое имущество. Среди основных религиозных обычаев ессеев были ритуальные омовения, фиксированные периоды для молитвы (начиная с восхода солнца), а также регулярное чтение и изучение еврейских Писаний. Ессеи верили, что пророческие обетования исполняются в истории их общины. В знак собственной внутренней чистоты ессеи носили белые одежды. Их интерпретация заповеди о субботе была еще строже, чем у фарисеев.

Иродиане

В Новом Завете упомянуты некие «иродиане». Относительно того, кто они такие, существует не менее десятка научных гипотез. Согласно наиболее распространенной из них, иродиане - не религиозная секта и не политическая партия, а представители определенного мировоззрения, а именно влиятельные иудеи, поддерживавшие правление Иродов (а значит, и римлян, на чьей власти держалась Иродова династия). Соответственно по отношению к прочим иудеям иродиане были в явном меньшинстве, ибо большинство палестинских иудеев этот режим терпеть не могли. Как предполагают, иродиане считали, что именно из представителей династии Иродов выйдет ожидаемый Мессия, и ратовали за укрепление позиций этой династии. По этой причине явление Иисуса Христа привело их к неприятию Господа еще в начале Его служения в Галилее (Мк 3: 6). Они видели в Нем конкурента своим династическим чаяниям, и, когда был поднят вопрос о предании Его властям, иродиане объединились с фарисеями (Мф 22:15-16).

Зелоты

Греческое слово ζηλωτής (Лк. 6, 15), арамейское каннай (в Синод. пер. «кананит») означает «ревнитель». Так называлось экстремистское крыло фарисейской партии, движимое национально-патриотическим и религиозным фанатизмом по отношению к римским оккупантам и их приспешникам. Возможно, именно они явились инициаторами и непосредственными участниками антиримского восстания Иуды Галилеянина в 6 г. по Р.Х. (Деян. 5, 37). Они очень жестоко расправлялись не только с римлянами, но и с местными, как они считали, предателями Закона.

Зелоты были против того, чтобы Израиль платил налоги языческому императору. По их мнению, это предательство Бога, истинного Царя Израиля. В религиозных верованиях они соглашались с фарисеями, а по духу возродили ревность, некогда выказанную Маттафией и его сыновьями во время маккавейского восстания. Римляне подавили бунт, Иуда был убит, но члены его семьи продолжали бороться за свободу и независимость своей страны.

Среди близких учеников Иисуса были как бывший зелот (Симон Зелот или Кананит) (Лк 6:15; Деян 1:13), так и сборщик податей для римлян (Матфей). Это ярко демонстрирует, что Иисус увлекал за собой людей самых разных взглядов и слоев.

Самаряне (самаритяне)

Понятие «самаряне» - прежде всего этническое, которое ведет свое происхождение от жителей бывшего Северного (Израильского) царства (его столицей была Самария). В конце 8 века до Р.Х. коренное израильское население было уведено в ассирийский плен, а на их место переселили языческие народы, которые смешавшись с остатками местного населения и образовали этническую общность «самаряне». Религия самарян представляла из себя смесь иудаизма и язычества, в 3-2 вв. до Р.Х. они построили на горе Гаризим храм, который вскорости был разрушен. Самарянам были присуще и определенные мессианские представления и верования.

Простой народ

Подавляющее большинство палестинских иудеев (более 90%) не принадлежали ни к одной из вышеперечисленных сект и групп.

Они назывались «ам ха-арец» («народ земли»). В более ранних книгах Ветхого Завета это выражение применяется к простым людям (в отличие от правителей и аристократии). Но после возвращения из вавилонского плена так стали обозначать палестинцев, чья принадлежность иудаизму была неполной или сомнительной и с кем более скрупулезные иудеи не вступали в брак (Езд 9:1-2; Неем 10:30-31). В новозаветные времена это понятие применялось ко всем, кто по невежеству или безразличию не соблюдал Закон Моисеев и его позднейшие дополнения. Антипатия фарисейской элиты к простонародью отражена в ремарке, приведенной в Ин 7:49: «Но народ этот невежда в Законе, проклят он». Презрение фарисеев к «ам ха-арец», которых они считали безнравственными и неверующими, было укоренено столь глубоко, что фарисеи всячески избегали контактов с ними. Согласно одному раввинистическому закону, «ам ха-арец» не должны призываться в качестве свидетелей на суде. Им нельзя было доверять секретов, и их нельзя было назначать опекунами сирот. Фарисеи не могли участвовать в трапезах с «ам ха-арец». Осуждались и браки между этими двумя классами: как говорили фарисеи, «их жены - нечистые животные».

Спаситель дружил с простыми людьми и свободно общался с ними. Хотя для фарисеев они были бесполезными изгоями, он сочувствовал их положению и называл «овцами без пастуха» (Мф 9:36)[32].

 



2018-07-06 482 Обсуждений (0)
Обзор религиозной и культурной среды иудаизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обзор религиозной и культурной среды иудаизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)