Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обзор политической истории



2018-07-06 373 Обсуждений (0)
Обзор политической истории 0.00 из 5.00 0 оценок




После золотого века царствования Давида и Соломона (приблизительно за 1000 лет до Р.Х.) Палестина стала постоянно подвергаться нападениям с востока и запада, так как она имеет выгодное срединное положение на востоке Средиземноморья.

В 586 году до Р.Х. пал Иерусалим, покоренный армией вавилонского царя Навуходоносора. Произошло Вавилонское переселение: столица подверглась опустошению, а большинство иудеев были угнаны в плен. Всего спустя полвека Вавилонское царство само было завоевано мидийцами и персами, и евреям было позволено вернуться в Палестину, ставшую персидской провинцией.

После возвращения иудеи стали восстанавливать разрушенный храм, который был достроен в 515 году до Р.Х. (см. 1 Езд 3—6; Агг; Зах 1-8). Затем, под руководством Неемии, были заново построены стены Иерусалима.

Персы во главе с Дарием I (522-486 гг. до Р.Х.) делали попытки завоевать Грецию, при Ксерксе в 480 году до Р.Х. даже захватили Афины, но потерпели поражение в знаменитой морской битве с греками при Саламине в 480 году до Р.Х., после чего уже не смогли проникнуть из Азии в Европу.

Александр Македонский (356-323 гг. до Р.Х.) совершил вторжение в обратном направлении - переправившись через пролив Дарданеллы (Геллеспонт, как его именовали древние), двинулся в Малую Азию. Совершая свои завоевания, Александр проводил удачную колониальную политику: он не просто завоевывал и грабил, а оставлял после себя многочисленные государства, города и селил там ветеранов, то есть тех, кто уже не мог воевать. Благодаря этому возникали гражданские общества, основанные на греческом образе жизни. По всей завоеванной территории появились многочисленные Александрии (города, названные в честь блестящего завоевателя, обожествившего себя, что в то время было обычным явлением). И хотя греков, конечно, интересовало укрепление собственной власти, тем не менее, их экспансия повлекла за собой глубокое взаимопроникновение культур. Отныне иудеи в Палестине и в диаспоре стали частью того сплава греческой и восточной цивилизаций, который именуется эллинистическим миром. Построенные и организованные по греческому образцу города-государства, оказали сильное влияние на весь уклад жизни в Сирии и Палестине. И сегодня по всему Ближнему Востоку (от Пальмиры в Сирийской пустыне до Эфеса на западном побережье Турции) можно видеть величественные руины древних эллинистических городов. В каждом городе были рыночная площадь и общественные здания, храм и театр, выдержанные в едином классическом архитектурном стиле. Потом, когда власть в этих областях перешла к римлянам, те тоже усвоили этот строй жизни.

В период между Ветхим и Новым Заветами греческая культура и ментальность глубоко укоренились в еврейской среде. Невзирая на то, что евреям хотелось освободиться от иноземного владычества - и восставшим Маккавеям это удалось во II веке до Р.Х. (см. 1 Макк), они все же не сумели отторгнуть все это чужеродное для них языческое наследие. Красноречивой иллюстрацией этому может служить то, что монеты эпохи правления Хасмонейской династии (которая установилась в Палестине после восстания Маккавеев) отливались с надписями с одной стороны на арамейском, а с другой - на греческом языке.

Через десять лет после начала триумфального завоевания Александр Македонский умер в Вавилоне (323 г. до Р.Х.), а его военачальники (диадохи - преемники) немедленно принялись враждовать друг с другом, оспаривая право на огромную территорию. В конце концов, созданная им империя распалась на части. Один из диадохов - Птолемей - захватил Египет и стал основателем династии, правившей там почти триста лет. Палестина поначалу на сто лет перешла во владение к Птолемеям. За этот период евреи стали в Египте одним из влиятельных меньшинств. В Александрии Египетской их насчитывалось, возможно, больше, чем в Иерусалиме. К началу III века до Р.Х. процесс перевода Писания на греческий язык шел там полным ходом.

Другой полководец Александра Македонского — Селевк — пытался овладеть восточными областями империи. Его потомки — Селевкиды - сделали своей столицей Антиохию в Сирии. Они неоднократно воевали с Птолемеями за обладание Палестиной. Судя по сведениям Третьей книги Маккавейской, в период этих кампаний иудеи ощущали притеснения со стороны Птолемеев. В 198 году до Р.Х. один из Селевкидов - Антиох III Великий - победил своих африканских соседей и завладел Палестиной. Поначалу этот новый владыка не выдвигал чрезмерных финансовых требований, он даже обещал субсидии Иерусалимскому храму.

К этому времени относится окончание вековой борьбы Рима с Карфагеном (три Пунических войны) за контролирование Западного Средиземноморья. В 146 году до Р.Х. Карфаген был разрушен. В тот же год римляне покорили город Коринф и начали непосредственно властвовать в Греции. Но еще до полной победы на западе Рим был втянут в войну на востоке. Римляне нанесли поражение Антиоху III в 190 году до Р.Х. в битве при Магнезии и передали его владения в Малой Азии своему союзнику Евмену II, царю Пергама. Так постепенно земли бывшей империи Александра Македонского стали объединяться вновь, пока это окончательно не произошло при императоре Октавиане (63 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.).

После того как государство Селевкидов попало в зависимость от римлян, сирийцы были обложены тяжелым налогом, который в свою очередь они добывали, грабя своих подданных. Селевкиды считали себя призванными нести в свои доминионы греческую культуру (эллинизм). Соответственно они поощряли использование греческого языка и усвоение греческих обычаев. Иудея исключением не стала. В результате процесса эллинизации там скоро появилась партия, включавшая множество видных и богатых иудеев, которые отказались от древних обычаев в пользу новой утонченности. Более того, поразительный факт: важную роль в распространении эллинизма, видимо, играли иерусалимские священники! Чем это объяснить? Поскольку иудейская община не имела местного светского главы, первосвященники были чиновниками, с которыми в первую очередь контактировали правящие власти. Они и попали первыми под влияние нового мировоззрения и новых обычаев.

Тем не менее, многие иудеи сопротивлялись программе эллинизации. В отличие от большинства других покоренных народов, иудейская нация содержала консервативный элемент, который страстно держался за обычаи предков. Это было движение хасидеев (евр. «хасидим», т. е. «благочестивые»). Хасидеи были недовольны введением греческого языка и всем, что оно означало. Им не нравилось, например, что у еврейских денди возникла мода носить широкополые шляпы: такими щеголяли язычники, подражая богу Гермесу, каким он выглядел на многих изображениях. Они были против возведения в Иерусалиме гимназия с дорожкой для бегов. Религиозная ситуация становилась все хуже и хуже: на скачки регулярно захаживали даже священники, - а ведь скачки открывались призыванием языческих божеств. В этих утонченных иудеях, воспринявших чужеземные обычаи, ортодоксальные хасидеи видели предателей древних обычаев предков[17].

Неладно было дело и в политике. В 175 году до Р.Х. на сирийский престол взошел Антиох IV Епифан. Он вошел в Иерусалим как покровитель одного из первосвященнических семейств, враждующих с другим. Потерпев поражение, последнее перебралось в Египет, и там, около 160 года до Р.Х. первосвященником Онией (Хонио) был основан иной храм и альтернативный культ. Затем Антиох Епифан[18] осквернил храм в Иерусалиме в 167 году до Р.Х. и нанес ряд нестерпимых оскорблений религиозному чувству иудеев[19].

Восстание Маккавеев

Это переполнило чашу народного терпения и послужило поводом к восстанию под предводительством священника Маттафии. Все началось с попытки заставить иудеев совершить языческое жертвоприношение на алтаре в поселке Модин (к северо-западу от Иерусалима), которая привела к бунту, в результате которого царские чиновники и охрана погибли. Началось восстание, которое возглавили старый священник Маттафия и пять его сыновей. Они ушли в горы. Вместе с отрядом фанатичных сторонников Маттафия устраивал рейды по Иудее, днем прячась, а ночью нападая. Они разрушали языческие алтари, насильно обрезывали детей и старались обес­печить возможность безопасного соблюдения Закона Моисеева. Около годастарец героически сносил тяготы военной жизни, а затем умер (1 Макк 2)[20]. Руководство восстанием переходило по очереди к его сыновьям, из которых Иуда, прозванный «Маккавеем» (Молот), дал имя всей освободительной войне. На некоторое время (142—63 гг. до Р.Х.) евреям (пользуясь союзом с Римом) удалось освободиться, и в 164 году до Р.Х. они очистили и освятили Храм (чему посвящен иудейский праздник Обновления — Ханука). Этот исторический отрезок времени именуется обычно Хасмонейским (или Асмонейским) царством по имени родоначальника династии - священника Маттафии Асмонея, отца братьев Маккавеев. Такого периода национальной независимости, при этом длившегося менее 100 лет, с 586 года до Р.Х. и до середины XX века больше у евреев не было.

После гибели Иуды его брат Ионафан был назначен первосвященником (1 Макк 10), и на длительное время первосвященство перешло в руки Хасмонеев. Иудейскому народу, однако, недоставало вождей, которые бы его тесно сплотили. Нация раскололась на две основные партии. На одной стороне оказались сторонники маккавейских князей-священников, стремившиеся, прежде всего к политической власти. В конце концов, эта партия получила название саддукеев. На другой стороне были потомки тех, кто поддерживал Иуду Маккавея до обновления Храма в 164 году, но впоследствии поддержку прекратил, ибо стремился лишь к религиозной свободе. Эта группа хасидеев относилась к своим противникам с неприязнью, порой переходившей в откровенную ненависть. Она породила партию фарисеев.

Окончательное освобождение от сирийцев было достигнуто лишь в правление первосвященника Иоанна Гиркана I (135-104 гг. до Р.Х.), сына последнего брата Симона Маккавея, когда Рим признал иудейскую независимость. Гиркан разрушил самарянское святилище на горе Гаризим, отчего взаимная ненависть иудеев и самарян еще больше усилилась. Он подчинил территорию к востоку от Иордана и насильно обратил идумеев в иудаизм.

Его сын Аристобул I (104-103 гг. до Р.Х.) принял титул царя (по другим сведениям это произошло еще до него). Такое сочетание должности первосвященника и царского титула сохранялось в течение последующих 40 лет с очевидным преобладанием политических интересов над религиозными. За время своего короткого правления (около года) он покорил Галилею (к северу от Самарии) и насильно обратил ее население, которое состояло преимущественно из язычников, в иудаизм.

Войны, которые вел следующий Хасмоней - Александр Яннай (103—76 гг. до Р.Х.), расширили границы царства. Распущенный и жестокий, он по не вполне ясным свидетельствам из кумранских рукописей решался применить запретную для иудеев казнь через распятие к своим недругам.

За Александром Яннаем правила его вдова Саломея (по другим сведениям — Александра), а затем два ее сына - Гиркан II и Аристобул II, чьи распри открыли дорогу римским войскам под предводительством Помпея, которые заняли Иерусалим в 63 году до Р.Х. После этого римляне стали фактическими властителями страны, хотя действовали руками марионеточных первосвященников и царьков.



2018-07-06 373 Обсуждений (0)
Обзор политической истории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обзор политической истории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)