Развитие социально-психологических качеств менеджера
Основным принципом развития личности менеджера является такое его развитие, когда при усвоении социального, нравственного, профессионального опыта и условий осуществляется переход от абстрактной возможности обладать социальным, моральным, профессиональным статусом, функциями, качествами в реальную возможность и превращение последней в действительность как результат, совокупность всех реализованных возможностей, которые предоставлены менеджеру. Лишенный морали человек лишается и основных рычагов для осуществления процесса самосовершенствования. И наоборот, высокий уровень нравственной культуры личности позволяет человеку не только сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера, но и интенсифицировать свою интеллектуальную и физическую работу. Можно отделить социально-психологические и нравственные качества менеджера. К социально-психологическим качествам относятся: управленческая культура, ум, психологическая компетентность, лидерские способности, умение управлять своим поведением и психологическими состояниями, умение управлять конфликтами, толерантность, коллегиальность, оптимизм, экстравертность, риторические способности, чувство юмора, умение создавать позитивный имидж и тому подобное; К моральным: патриотизм, национальное сознание, государственническая позиция, порядочность, чувство долга, человечность, честность, уважение достоинства другого человека, доброжелательность, общественная позиция, и другие морально-волевые качества. Диапазон качеств менеджера, влияющих на эффективность его управленческой деятельности, достаточно широк. В то же время практика показывает, что значительная часть менеджеров недооценивает личностный фактор в результативности своей управленческой деятельности и профессионального развития, не может использовать при решении управленческих задач такие качества личности, как умение разумно рисковать, противостоять стрессам, коммуникабельность, вежливость, самостоятельность, независимость. Не становится современным руководителям визуальной культуры общения, доброжелательности и уважения к партнерам по бизнесу. Конкретный анализ практики показывает, что менеджеры часто нарушают этические нормы делового взаимодействия. Речь идет о несоблюдение таких моральных требований порядочности, скромности, справедливости, ответственности, честности и др. При этом руководители часто не осознают, что внешняя сторона личности менеджера это не только проявление внутренней культуры, но и профессионализма. В структуре личности выделяют как общие, так и специфические качества. К общим качествам личности управленца относят: - общительность, как готовность и потребность в общении с окружающими людьми, открытость для других людей; - активность – умение действовать энергично и быстро принимать решения; - практичность ума - способность применять знания в любой ситуации; - настойчивость, как умение доводить дело до конца, проявление силы воли; - самообладание – способность контролировать себя при любых условиях; - работоспособность, как умение не уставать длительное время; - организованность проявляется в умении соблюдать и подчиняться необходимому режиму; - планировать свою деятельность, в собранности, последовательности; - наблюдательность, как умение отмечать наиболее важное. Ученые подчеркивают, что квалифицированный управленец должен воспринимать организацию как целостную систему и четко выделять взаимосвязи между ее элементами, уметь взаимодействовать в команде, и иметь специальные технические знания и умения, необходимые для выполнения конкретных функций. Именно умение и желание достигать результатов является ведущим фактором, который определяет успех в организаторской деятельности. Нет менеджера, которой бы обладал универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации. Все личностные качества проявляются в конкретном поведении человека и развиваются в деятельности, поэтому важным является формирование у менеджеров и культуры поведения, которая складывается из культуры общения, культуры речи, культуры внешности и культуры быта. Особого внимания заслуживает умение управлять самим собой, то есть самоменеджмент. Менеджеру крайне необходимо научиться владеть собой, сдерживать эмоции и чувства, развивать такие качества, как организованность, вежливость, собранность, дисциплинированность. Способность человека управлять собой определяется как саморегуляция, базирующаяся на восприятии и осознании собственного поведения и психических процессов. Умение человека сознательно регулировать собственное поведение или деятельность для достижения поставленной цели, определяют как самоконтроль, который тесно связан с волевыми качествами личности. Очень важной для профессиональной деятельности менеджера является способность человека к рефлексии самооценки, которая тесно связана с уровнем притязаний личности. Рефлексия является психологическим механизмом самосознания, а ценности – вершинными эталонами шкалы оценок как окружающего мира, так и самого себя. Самооценка представляет собой самоуважение, чувство компетентности и эффективности. Доказано, что успех повышает притязания, а неудачи, как правило, снижают. В. Джемсом предложена формула самоуважения, последняя является в прямой зависимости от успеха и в обратной от уровня притязаний:
самоуважение = успех /притязания
Именно благодаря воле, которая основана на принципах морали и высоконравственных качествах, поведение человека набирает целеустремленности, и личность может сдерживать и регулировать мгновенные воздействия и потребности. Человек должен нести ответственность за собственные поступки хотя бы потому, что ей присуща свобода воли, свобода выбора, она способна осмысленно, с учетом возможных последствий выбрать тот или иной вариант поведения. Воля – это мысль, переходящая в действие, и характеризуется сознательной целеустремленностью, осознанием определенной цели, к которой стремится человек, применяя те или иные действия или средства. Справедливость фиксирует именно тот должный порядок человеческого общежития, которое и должно быть установлено вследствие ответственного исполнения людьми своего долга. В отличие от более абстрактных понятий блага и зла, справедливости оценивает отдельное явление не вообще, а соотнося несколько явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. Если речь идет об уважении личностью прав других людей, то справедливость выступает благотворительностью, которая будет выступать требованием нравственного закона только тогда, когда личность превратит ее в принцип собственного долга, а не того, что требует государство. Как личностная форма морально-эмоционального контроля определяется учеными совесть, как компонент нравственного сознания, что выступает ценностной шкалой в результате самооценки (определяется понятиями добра и зла, справедливости и порядочности), является рефлексивной эмоцией, болезненным осознанием человеком своих пороков, морального несовершенства. Осознанная оценка человеком своих знаний, моральных качеств и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как личности способной к чувствам, эмоциям, мышлению, проявлению воли и характера, активности и деятельности, – это самосознание. Основными функциями является осмысление, контроль, санкционирование и критический пересмотр моральных установок человеческой субъективности. Сдержанность как умение управлять желаниями, казалось бы, самая простая, а на самом деле очень сложная привычка человека, является источником человечности, чуткости и внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека. Следовательно, профессионализм руководителя, безусловно, основывается на организаторском таланте, навыках системного анализа и прогнозирования ситуации, знании путей выработки рациональных решений, умении формировать и реализовывать эффективную стратегию развития своего предприятия и личностных морально-психологических качеств, таких, как: гуманизм, честность, ответственность, трудолюбие, справедливость и тому подобное, которые не существуют автономно, а являются проекцией объективного внутреннего мира человека и тех ценностей, которые она выбирает. Профессиональные знания и умения, личностные морально-психологические качества личности образуют структуру профессионально-этической культуры менеджера организации. Говоря о психологических качествах менеджера невозможно не отметить харизматические способности менеджера, когда качества руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет брать с него пример. Для осуществления такой власти руководитель должен быть харизматической личностью. Харизматические характеристики лидера: - энергичность у окружающих создается ощущение, что руководитель излучает энергию; - уважаемая, влиятельная внешность, обязательная привлекательность; - независимость характера; - хорошие ораторские способности, умение убедительно говорить, общаться с другими людьми; - адекватное восприятие похвал относительно своей личности; харизматичные личности не тяготятся от захвата со стороны окружающих, но при этом не становятся гордыми или эгоистами; - уверенная манера держаться в различных (в том числе неблагоприятных) ситуациях; - достойные и уверенные манеры поведения. Харизматичные личности оказывают большое влияние на других людей, при чем это влияние устойчиво. Кроме того, такое лицо может зародить веру в себя одним - единственным выступлением.
Выводы
Качества личности руководителя — наиболее устойчивые характеристики, которые имеют решающее влияние на управленческую деятельность. Важное место и роль в коллективе играет авторитет руководителя, который начинается с появления его в коллективе. Для успешного ведения бизнеса и решения различных корпоративных проблем производственного характера современные менеджеры должны обладать рядом характерных профессионально-деловых качеств, которые влияют на эффективность работы менеджеров, на становление их специалистами по управлению, а также на их профессиональное развитие и личностных морально-психологических качеств. Профессиональные знания и умения, личностные морально-психологические качества личности образуют структуру профессионально-этической культуры менеджера организации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляют собой этические нормы менеджера? 2. В чем разница между реальным и формальным признанием авторитета руководителя? 3. Определите главные профессионально-важные качества руководителя? 4. Объясните понятие «профессиональная ответственность менеджера». 5. Объясните разницу между коммуникативностью и коммуникабельностью. 6. Как влияют социально-психологические качества менеджера на эффективность его управленческой деятельности? 7. В чем заключается особенность харизматичного руководителя?
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1144)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |