Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие социально-психологических качеств менеджера



2018-07-06 1144 Обсуждений (0)
Развитие социально-психологических качеств менеджера 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным принципом развития личности менеджера является такое его развитие, когда при усвоении социального, нравственного, профессионального опыта и условий осуществляется переход от абстрактной возможности обладать социальным, моральным, профессиональным статусом, функциями, качествами в реальную возможность и превращение последней в действительность как результат, совокупность всех реализованных возможностей, которые предоставлены менеджеру.

Лишенный морали человек лишается и основных рычагов для осуществления процесса самосовершенствования. И наоборот, высокий уровень нравственной культуры личности позволяет человеку не только сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера, но и интенсифицировать свою интеллектуальную и физическую работу.

Можно отделить социально-психологические и нравственные качества менеджера.

К социально-психологическим качествам относятся: управленческая культура, ум, психологическая компетентность, лидерские способности, умение управлять своим поведением и психологическими состояниями, умение управлять конфликтами, толерантность, коллегиальность, оптимизм, экстравертность, риторические способности, чувство юмора, умение создавать позитивный имидж и тому подобное;

К моральным: патриотизм, национальное сознание, государственническая позиция, порядочность, чувство долга, человечность, честность, уважение достоинства другого человека, доброжелательность, общественная позиция, и другие морально-волевые качества.

Диапазон качеств менеджера, влияющих на эффективность его управленческой деятельности, достаточно широк. В то же время практика показывает, что значительная часть менеджеров недооценивает личностный фактор в результативности своей управленческой деятельности и профессионального развития, не может использовать при решении управленческих задач такие качества личности, как умение разумно рисковать, противостоять стрессам, коммуникабельность, вежливость, самостоятельность, независимость. Не становится современным руководителям визуальной культуры общения, доброжелательности и уважения к партнерам по бизнесу. Конкретный анализ практики показывает, что менеджеры часто нарушают этические нормы делового взаимодействия. Речь идет о несоблюдение таких моральных требований порядочности, скромности, справедливости, ответственности, честности и др. При этом руководители часто не осознают, что внешняя сторона личности менеджера это не только проявление внутренней культуры, но и профессионализма.

В структуре личности выделяют как общие, так и специфические качества. К общим качествам личности управленца относят:

- общительность, как готовность и потребность в общении с окружающими людьми, открытость для других людей;

- активность – умение действовать энергично и быстро принимать решения;

- практичность ума - способность применять знания в любой ситуации;

- настойчивость, как умение доводить дело до конца, проявление силы воли;

- самообладание – способность контролировать себя при любых условиях;

- работоспособность, как умение не уставать длительное время;

- организованность проявляется в умении соблюдать и подчиняться необходимому режиму;

- планировать свою деятельность, в собранности, последовательности;

- наблюдательность, как умение отмечать наиболее важное.

Ученые подчеркивают, что квалифицированный управленец должен воспринимать организацию как целостную систему и четко выделять взаимосвязи между ее элементами, уметь взаимодействовать в команде, и иметь специальные технические знания и умения, необходимые для выполнения конкретных функций. Именно умение и желание достигать результатов является ведущим фактором, который определяет успех в организаторской деятельности. Нет менеджера, которой бы обладал универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации. Все личностные качества проявляются в конкретном поведении человека и развиваются в деятельности, поэтому важным является формирование у менеджеров и культуры поведения, которая складывается из культуры общения, культуры речи, культуры внешности и культуры быта.

Особого внимания заслуживает умение управлять самим собой, то есть самоменеджмент. Менеджеру крайне необходимо научиться владеть собой, сдерживать эмоции и чувства, развивать такие качества, как организованность, вежливость, собранность, дисциплинированность. Способность человека управлять собой определяется как саморегуляция, базирующаяся на восприятии и осознании собственного поведения и психических процессов. Умение человека сознательно регулировать собственное поведение или деятельность для достижения поставленной цели, определяют как самоконтроль, который тесно связан с волевыми качествами личности.

Очень важной для профессиональной деятельности менеджера является способность человека к рефлексии самооценки, которая тесно связана с уровнем притязаний личности. Рефлексия является психологическим механизмом самосознания, а ценности – вершинными эталонами шкалы оценок как окружающего мира, так и самого себя.

Самооценка представляет собой самоуважение, чувство компетентности и эффективности. Доказано, что успех повышает притязания, а неудачи, как правило, снижают. В. Джемсом предложена формула самоуважения, последняя является в прямой зависимости от успеха и в обратной от уровня притязаний:

 

самоуважение = успех /притязания

 

Именно благодаря воле, которая основана на принципах морали и высоконравственных качествах, поведение человека набирает целеустремленности, и личность может сдерживать и регулировать мгновенные воздействия и потребности. Человек должен нести ответственность за собственные поступки хотя бы потому, что ей присуща свобода воли, свобода выбора, она способна осмысленно, с учетом возможных последствий выбрать тот или иной вариант поведения. Воля – это мысль, переходящая в действие, и характеризуется сознательной целеустремленностью, осознанием определенной цели, к которой стремится человек, применяя те или иные действия или средства.

Справедливость фиксирует именно тот должный порядок человеческого общежития, которое и должно быть установлено вследствие ответственного исполнения людьми своего долга. В отличие от более абстрактных понятий блага и зла, справедливости оценивает отдельное явление не вообще, а соотнося несколько явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. Если речь идет об уважении личностью прав других людей, то справедливость выступает благотворительностью, которая будет выступать требованием нравственного закона только тогда, когда личность превратит ее в принцип собственного долга, а не того, что требует государство.

Как личностная форма морально-эмоционального контроля определяется учеными совесть, как компонент нравственного сознания, что выступает ценностной шкалой в результате самооценки (определяется понятиями добра и зла, справедливости и порядочности), является рефлексивной эмоцией, болезненным осознанием человеком своих пороков, морального несовершенства.

Осознанная оценка человеком своих знаний, моральных качеств и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как личности способной к чувствам, эмоциям, мышлению, проявлению воли и характера, активности и деятельности, – это самосознание. Основными функциями является осмысление, контроль, санкционирование и критический пересмотр моральных установок человеческой субъективности.

Сдержанность как умение управлять желаниями, казалось бы, самая простая, а на самом деле очень сложная привычка человека, является источником человечности, чуткости и внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.

Следовательно, профессионализм руководителя, безусловно, основывается на организаторском таланте, навыках системного анализа и прогнозирования ситуации, знании путей выработки рациональных решений, умении формировать и реализовывать эффективную стратегию развития своего предприятия и личностных морально-психологических качеств, таких, как: гуманизм, честность, ответственность, трудолюбие, справедливость и тому подобное, которые не существуют автономно, а являются проекцией объективного внутреннего мира человека и тех ценностей, которые она выбирает. Профессиональные знания и умения, личностные морально-психологические качества личности образуют структуру профессионально-этической культуры менеджера организации.

Говоря о психологических качествах менеджера невозможно не отметить харизматические способности менеджера, когда качества руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет брать с него пример. Для осуществления такой власти руководитель должен быть харизматической личностью.

Харизматические характеристики лидера:

- энергичность у окружающих создается ощущение, что руководитель излучает энергию;

- уважаемая, влиятельная внешность, обязательная привлекательность;

- независимость характера;

- хорошие ораторские способности, умение убедительно говорить, общаться с другими людьми;

- адекватное восприятие похвал относительно своей личности; харизматичные личности не тяготятся от захвата со стороны окружающих, но при этом не становятся гордыми или эгоистами;

- уверенная манера держаться в различных (в том числе неблагоприятных) ситуациях;

- достойные и уверенные манеры поведения.

Харизматичные личности оказывают большое влияние на других людей, при чем это влияние устойчиво. Кроме того, такое лицо может зародить веру в себя одним - единственным выступлением.

 

Выводы

 

Качества личности руководителя — наиболее устойчивые характеристики, которые имеют решающее влияние на управленческую деятельность.

Важное место и роль в коллективе играет авторитет руководителя, который начинается с появления его в коллективе.

Для успешного ведения бизнеса и решения различных корпоративных проблем производственного характера современные менеджеры должны обладать рядом характерных профессионально-деловых качеств, которые влияют на эффективность работы менеджеров, на становление их специалистами по управлению, а также на их профессиональное развитие и личностных морально-психологических качеств.

Профессиональные знания и умения, личностные морально-психологические качества личности образуют структуру профессионально-этической культуры менеджера организации.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что представляют собой этические нормы менеджера?

2. В чем разница между реальным и формальным признанием авторитета руководителя?

3. Определите главные профессионально-важные качества руководителя?

4. Объясните понятие «профессиональная ответственность менеджера».

5. Объясните разницу между коммуникативностью и коммуникабельностью.

6. Как влияют социально-психологические качества менеджера на эффективность его управленческой деятельности?

7. В чем заключается особенность харизматичного руководителя?

 



2018-07-06 1144 Обсуждений (0)
Развитие социально-психологических качеств менеджера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие социально-психологических качеств менеджера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)