Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самомотивация менеджера



2018-07-06 1105 Обсуждений (0)
Самомотивация менеджера 0.00 из 5.00 0 оценок




Если руководитель немотивированный, то он не может влиять на сотрудников. Как говорит китайская пословица: «Если ты не в состоянии улыбаться, не открывай сегодня свою лавку». Сомневаясь в оценке своих способностей и возможностей, озадачивая мысленно себя негативной установкой «Я не смогу это сделать», руководитель будет терпеть неудачи даже не приступив к делу. Руководитель должен преодолеть эту преграду, должен быть уверенными в себе. Уверенность в себе воспитывается. Позитивные ожидания приводят к положительным результатам.

Мотивация заставляет нас к чему-то стремиться, ставить определенные задачи и действовать, добиваться своих целей и именно от мотивации зависит эффективность деятельности человека. Для руководителей умения использовать инструменты мотивации выходит на первый план, а проблема самомотивации менеджеров требует особенно внимательного подхода.

Самомотивация - это процесс воспитания уверенности в себе, явление, вытекающее из иерархии потребностей человека. Мотивация начинается с того, насколько сам менеджер мотивирован, чтобы повести за собой и других, его энтузиазм, преданность делу и стойкость перед лицом трудностей - вот три источника лидерства.

В анализе основ активности поведения человека используют понятия «мотив» и «мотивация». Часто они применяются для обозначения разных аспектов одного и того же психологического механизма. Эти понятия хоть и взаимосвязаны, но синонимами не являются. Поэтому важно учитывать имеющиеся различия в их содержании.

Мотив - своеобразный механизм, который вызывает активность и определяет направление, содержание и активность поведения человека. Мотив формируется на основе социального опыта, и в этом смысле он является потребностью, обогащенной опытом человеческой деятельности по ее удовлетворению, а также социальными ценностями, нормами и другими элементами культуры. Каждому мотиву соответствует определенная потребность, и для ее удовлетворения можно найти конкретный предмет деятельности.

Можно выделить три функции мотива в качестве регуляторов деятельности:

- побуждение к активности, деятельности (энергетический потенциал);

- выбор направленности деятельности (вектор «мотив-цель»);

- придание личностного смысла деятельности (возможно, не для всех мотивов, а только для ведущего), что повышает уровень осознания причин действий и поступков.

Главной особенностью человека является то, что любая его деятельность является полимотивированной, то есть в ее основе лежит не один определенный мотив, а совокупность мотивов, находящихся в определенном соотношении друг с другом. Для обозначения влияния всех мотивов на действия человека как раз и используют понятие мотивации. В связи с этим можно сказать, что мотив является основной единицей анализа мотивации.

Мотивы менеджеров. Итак, для того чтобы иметь представление о возможностях того или иного сотрудника, необходимо понимать мотивы его профессиональной деятельности, прежде всего ведущий мотив, который лучше всего проявляется в:

- предмет и цели деятельности, которые он выбирает или предпочитает;

- результаты деятельности, которые приносят ему удовлетворение;

- эмоциональных переживаниях и реакциях, сопровождающих процесс достижения поставленной цели.

Анализ управленческой деятельности и приоритетов в работе менеджеров различного уровня позволяет выделить 10-12 основных мотивов, чаще других присутствующих в структуре их же мотивации (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Основные мотивы деятельности менеджеров

Мотив Содержание мотива Форма проявления мотива в поведении и эмоциях
Достижения успеха Стремление к достижению цели, получению положительного результата и переживанию успеха Самостоятельность, активность в поиске эффективных средств достижения цели, склонность к риску, высокой степени ответственности, уверенность в своих силах, поступках, желание добиваться успеха во всем, высокая самооценка
Профессиональный Стремление погрузиться в содержание деятельности, вникать во все вопросы, заниматься совершенствованием процесса и результатов работы Интерес к содержанию работы, желание участвовать во всех заданиях, выполняемых подчиненными, чувство ответственности за работу, преобладание активности в решении задач над координацией и контролем за действиями сотрудников
Социального признания, статуса, престижа Стремление к высокой социальной оценке своих заслуг, авторитету и уважению, известности, получению достойного статуса в обществе, занятию хорошей должности Ориентация в действиях на оценку начальства, умение быть в центре внимания при достижении успехов и в тени - при неудачах . Желание быть на виду, ориентация на авторитетное мнение, гибкость в работе с руководством
Материальный Стремление к материальным благам, богатству, материальной независимости Практичность, расчетливость, учет соотношения усилий и затрат на работу и ожидаемого материального результата, ориентация на возможность получения дополнительных материальных выгод в процессе и по результатам работы, предпочтение гарантированных ближайших небольших выгод рискованным и отсроченным большим
Безопасности, избегания неудачи Стремление чувствовать себя в безопасности, избегать неудач, отрицательных оценок своей деятельности, трудностей, неожиданностей, ограничивать ответственность и самостоятельность Осторожность, склонность не рисковать, уход от самостоятельных решений и ответственности, страх действовать без указания «сверху», боязнь ошибки и наказания, низкая активность в незнакомых ситуациях и в решении новых задач, предпочтение исполнительских функций
Соревнования Стремление быть лучше других, добиваться более заметных и ярких результатов, получать более высокие внешние оценки, чем другие, не проигрывать ни в чем Отношение к работе как к игре, постоянное сравнение своих действий и результатов с другими, ориентация на мнение оценивающего и достижения других, основной критерий внутренней оценки - «быть не хуже других»
Уважения и самоуважения Стремление удостовериться в собственной значимости, возможностях, подтвердить свои достоинства, повысить самооценку и положительное отношение к себе Избегание чувства неполноценности, ограниченности, ущемленности, желание получить в результатах работы подтверждение своей значимости, чувствовать себя человеком, имеющим очевидные преимущества
Самореализации, самовыражения Стремление к более полному выявлению и развитию своих способностей и реализации их в профессиональной деятельности, творческий подход к решению поставленных задач Предпочтение сложных, нетиповых задач, ориентация на качественный результат, на поиск нетрадиционных подходов в решении профессиональных задач, способность увидеть новое и перспективное в обычной ситуации, высокая чувствительность к оригинальным идеям
Власти или доминирования над другими Стремление влиять на других, быть признанным лидером, подчинять других своим целям и интересам, иметь особый статус и более широкие возможности Склонность руководить другими, подчинять своей воле, держать под контролем ситуацию и подчиненных, готовность к борьбе за место и роль лидера, соперничество за более высокую должность, отсутствие склонности к компромиссам в вопросах руководства
Независимости Стремление быть внутренне, духовно свободным, не зависеть от воли и мнения других, быть способным к самостоятельной жизни, уверенным в своих силах, способностях и убеждениях Самостоятельность, привычка рассчитывать в основном на свои силы, чувствительность к форме взаимоотношений с руководителями и коллегами, ориентация на строгое соответствие результатов работы требованиям поставленной задачи, жесткая психологическая защита, низкие способности к командной работе
Ответственности перед другими Стремление в полной мере выполнять свои обязательства, не создавать трудности и неудобства своими действиями другим людям, оправдать их ожидания Ориентация на интересы других людей, развитое чувство ответственности, обязательность, полное удовлетворение от выполнения долга

 

Мотивы активизации. Существуют мотивы, которые полностью удовлетворены содержанием и результатами работы. Их можно назвать адекватными. Однако есть мотивы, не адекватного содержания и результатов профессиональной деятельности; они довольствуются какими-то сопутствующими условиями.

По данному критерию мотивы можно разделить на три подгруппы. К первой отнесем мотивы, полностью адекватного содержания и результатов управленческой деятельности (мотивация - стиль управления). Это, например, мотивы «достижения успеха», «материальный», «самореализации» (в тех случаях, когда у человека есть реальные способности к управленческой деятельности), «социального статуса, престижа» и «власти». Ко второй подгруппе относятся мотивы, которые могут быть в принципе удовлетворены содержанием управленческой деятельности, но во многих других видах деятельности они могут довольствоваться легче и более полно. Такими относительно адекватными мотивами являются мотивы «избегания неудачи», «личностного развития», «общение», а также «профессиональный», «социального признания». К третьей подгруппе отнесем мотивы, не адекватной управленческой деятельности и, следовательно, которые не удовлетворяются ее основным содержанием и результатами. Для менеджеров, например, к таким неадекватным мотивам относятся «познавательный», «самореализации» (если реализуемые способности далеки от управленческих). Классификация мотивов по данному критерию представлена в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Виды мотивов

Характеристика мотивов Внутренние мотивы эффективности менеджеров Внешние мотивы эффективности менеджеров
Адекватные Самореализации (только в тех случаях, если у человека есть реальные способности к управленческой деятельности) Достижения успеха, материал, власти, доминирования над другими, ответственности перед другими
Относительно адекватные Профессиональный, самоуважения, независимости Социального статуса, престижа, избегания неудачи, соревновательный, общение
Неадекватные Самореализации (если реализуемые способности далеки от управленческих) Быть таким как все (не выделяться), избегание самостоятельности

 

Мотивы амбициозности. Должность руководителя является престижной и социально привлекательной. Поэтому часто менеджерами становятся и те, кто не обладает способностями или высокой профессиональной мотивацией к данному виду деятельности. Однако мотивы их в той или иной мере могут удовлетворяться в работе в этом качестве.

Мотивация амбициозности человека, характеризуется тремя основными признаками:

- Высокий уровень самомотивации обеспечивает соответствующую его активность. Он полностью отдается достижению поставленных целей, стремится, во что бы то ни стало добиться желаемого, погружаясь с головой в содержание заданий и часто забывая о цене используемых средств.

- Доминирующими в структуре самомотивации являются внешние мотивы. Соответственно на позиции ведущего обязательно находится мотив, который удовлетворяется объектами, предметами, условиями внешней среды, например, мотив достижения успеха, власти, социального признания, престижа, материала. Если у человека явно доминирует над другими какой-либо внутренний мотив, например познавательный или саморазвития, то об амбициозности уже говорить нельзя.

- Ведущий мотив стабилен, практически в любой деятельности и ситуации он явно доминирует над другими. Если у большинства людей с развитием их личности, приобретением опыта ведущий мотив профессиональной деятельности изменяется, то в амбициозных он остается неизменным. Благодаря этому амбициозные люди очень целеустремленные. Все их время и энергия посвящены основным целям и задачам. Именно поэтому у амбициозных людей часто однообразные интересы и ограниченный набор тем для общения.

 



2018-07-06 1105 Обсуждений (0)
Самомотивация менеджера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самомотивация менеджера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1105)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)