Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творческий потенциал менеджера. Творческое решение управленческих проблем



2018-07-06 1826 Обсуждений (0)
Творческий потенциал менеджера. Творческое решение управленческих проблем 0.00 из 5.00 0 оценок




Творческий потенциал - способность видеть нестандартные пути решения задачи, креативность.

Творческий потенциал менеджера можно определить как способность и решимость к преодолению препятствий, решению поставленных задач. При этом различают мотивированный и немотивированный подходы. В первом случае творческий потенциал опирается на знания, выбор методов, социальные критерии, культурные универсалии и т.д. Во втором случае знания могут и не играть решающей роли, и тогда процесс использования творческого потенциала становится интуитивным, идет путем проб и ошибок. В этих условиях весьма актуальной становится задача формирования и развития творческого потенциала менеджера.

Творческий потенциал связан с практической деятельностью человека и оценивается в зависимости от того, как он влияет на эту деятельность. Творческий потенциал менеджера, его социальную роль, то есть действия человека от цели к результату, можно понять и оценить только исходя из общей системы организации предприятия. Реализация творческого потенциала находится внутри человека и выносится наружу через самореализацию личности. Творческий потенциал каждого сотрудника реализуется в полной мере только в том случае, если он идентичен потребностям организации в целом.

Должность менеджера особенно требует творческого подхода, когда для достижения результатов необходимо найти совершенно новые решения и идеи. Он особенно необходим там, где действия ограничиваются действующими системами и процессами.

Но есть факторы, которые ограничивают или сводят на нет творческие способности менеджера. Основными из них могут быть:

- лень;

- устойчивые навыки в манерах и мышлении;

- избыточная напряженность от неуверенности;

- ослабленная целеустремленность;

- недостаточные имеющиеся возможности.

Для того чтобы можно было отвечать не только за цели, но и за результаты деятельности организации, необходимы знания того, как использовать творческий потенциал менеджеров, как его оценить. Чтобы оценить творческий потенциал менеджеров необходимо его активизировать, то есть необходимо создать условия для его реализации в рамках организации.

Каждая управленческая задача предъявляет свои конкретные требования к набору личностных качеств и профессиональных умений. Они создают основу для оценки необходимого потенциала.

Менеджер с творческим подходом имеет такие черты:

Ценит творческий подход в других;

Принимает решения в условиях неопределенности;

Верит в творческие способности подчиненных;

Назойливый в выполнении заданий;

Может отклоняться от традиций;

Чувствует потребность в переменах;

Использует возможности;

Отдает предпочтение новаторским решением;

Решает проблему систематизации;

Способен руководить творческой группой;

Стремится учиться на ошибках;

Идет на риск.

Когда любые качества или умения слабо развиты, возникает ограничение. Признание личного ограничения ≈ это сама по себе движущая сила для перемен, резерв для роста. Необходимость перестройки себя под новое дело предполагает не только уверенность в себе, но и желание и умение самообучаться.

Управленческое решение является результатом умственно-психологической, творческой деятельности руководителя, продуктом управленческого труда, а его принятие – это процесс, который обусловливает появление этого продукта. Выработка рациональных решений является сферой управленческого искусства, поскольку заключается в выборе правильных методов и приемов, которые в конкретной ситуации имеют наибольший потенциал влияния. Принятие решений является самым главным оцениваемым критерием способностей, умений и навыков руководителя. От их обусловленности в значительной степени зависят результаты деятельности организации.

Творческие решения проблем требуют наличия опыта работы и особых навыков. При подготовке и принятии решений используются современные научные и технические средства, методы исследования операций, системный анализ, моделирование, электронно-вычислительная техника. Для коллективных решений особое значение имеет совокупный коллективный интеллект субъекта управления, принимающего решения. Однако следует подчеркнуть творческий характер процесса подготовки и принятия решений, первостепенную роль личности человека, его управленческого интеллекта, профессионализма, воли и других личных и профессиональных качеств.

В управленческой практике используются разнообразные методы творческого поиска альтернативных вариантов, которые условно разделяют на три группы:

- методы индивидуального творческого поиска (аналогии, инверсии, идеализации);

- методы коллективного творческого поиска («мозговой штурм», конференция идей, метод коллективного блокнота);

- методы активизации творческого поиска (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа).

Метод аналогии предусматривает использование подобного известного решения, «подсказанного», например, технической, экономической или художественной литературой, которое возникло как результат наблюдения за явлениями природы и тому подобное.

Метод инверсии - специфический метод, предусматривает такие подходы к поиску вариантов: перевернуть обычное решение «вверх ногами»; вывернуть навыворот; поменять местами и тому подобное.

Метод идеализации базируется на поиске альтернативы путем инициирования представления об идеальном решении проблемы, которое может натолкнуть на новые варианты действий.

По сравнению с индивидуальными коллективные методы являются более эффективными.

Метод «мозгового штурма» сводится к творческому сотрудничеству определенной группы специалистов ради решения проблемы путем, например, проведения дискуссии. Чтобы «мозговой штурм» не превратился в обычное совещание, следует придерживаться определенных правил:

- не разрешается критицизм и негативные комментарии относительно высказываний участников;

- идеи и предложения, которые выдвигаются, не осуждаются;

- поощряется свободное творческое мышление;

- обеспечивается выдвижение как можно большего количества идей;

- поощряется комбинирование идей, развитие одной идеи на заведении других и тому подобное.

Метод «Конференция идей». Отличается от метода «мозгового штурма» тем, что допускает доброжелательную критику в форме реплик или комментариев. Считается, что такая критика может повысить ценность идей, которые выдвигаются. Все выдвинутые идеи фиксируются в протоколе анонимно. Не рекомендуется привлекать к «конференции идей» лиц, которые скептически настроены относительно возможностей решения данной проблемы.

Метод «Коллективного блокнота» сочетает индивидуальное независимое выдвижение идей по коллективной ее оценке. При этом каждый участник группы получает блокнот, в котором изложена сущность решаемой проблемы. В течение определенного периода времени (обычно 2 недели) каждый участник группы записывает в блокнот собственные идеи по решению данной проблемы. Затем блокноты собирает руководитель группы для обобщения и систематизации информации. Реализация метода завершается творческой дискуссией всей группы и обсуждением систематизированного материала.

С целью активизации процесса творческого поиска альтернативных вариантов используется третья группа методов.

Метод контрольных вопросов. Его сущность заключается в стимулировании поиска идей с помощью универсальных вопросов. На практике часто используется перечень универсальных вопросов, составленный Алексом Осборном:

- какое новое применение объекта можно предложить?

- модификации объекта возможны, если его вращать, скручивать, изменять функции, цвет, форму и тому подобное?

- что можно на объекте увеличить (уменьшить): размеры, прочность, количество элементов и т. д?

- что можно на объекте заменить и т.д.?

Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на объект, который совершенствуется. Вследствие этого возможно получить новые, оригинальные варианты решения проблемы усовершенствования данного объекта. Метод фокальных объектов реализуется в такой последовательности:

а) выбирается фокальный объект и устанавливается цель его совершенствования;

б) наугад выбирается несколько случайных объектов;

в) составляются списки признаков случайных объектов;

г) признаки случайных объектов присоединяются к фокальному объекту;

д) полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций;

ж) полученные варианты оцениваются и отбираются рациональные решения.

Метод морфологического анализа основан на применении комбинаторики, то есть на системном исследовании всех теоретически возможных вариантов, вытекающих из закономерностей построения (морфологии) анализируемого объекта. Синтез охватывает как известные, так и новые, необычные варианты. Путем комбинирования вариантов можно получить решение, несколько из которых может иметь практический интерес.

 

Выводы

 

Потенциал менеджера представляет совокупность его способностей, знаний, умений и навыков, которые позволяют ему выполнять работу определенной сложности, квалифицированности и с определенной эффективностью и интенсивностью Главными элементами структуры потенциала является психофизиологический и профессионально-квалификационный компоненты.

Цикл формирования менеджерского потенциала включает пять этапов:

1) Формирование целей деятельности;

2) Распределение функций и полномочий в системе менеджмента;

3) Формирования информационных ресурсов;

4) Создание среды поддержки инноваций;

5) Система повышения эффективности деятельности предприятия.

Творческий потенциал менеджера можно определить как способность и решимость к преодолению препятствий, решению поставленных задач.

Управленческое решение является результатом умственно-психологической, творческой деятельности руководителя, продуктом управленческого труда, а его принятие – это процесс, который обусловливает появление этого продукта. Выработка рациональных решений является сферой управленческого искусства, поскольку заключается в выборе правильных методов и приемов, которые в конкретной ситуации имеют наибольший потенциал влияния. Принятие решений является самым главным оцениваемым критерием способностей, умений и навыков руководителя. От их обусловленности в значительной степени зависят результаты деятельности организации.

 



2018-07-06 1826 Обсуждений (0)
Творческий потенциал менеджера. Творческое решение управленческих проблем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творческий потенциал менеджера. Творческое решение управленческих проблем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1826)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)